Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
ПРЕНИЯ [к статье "Мыслители"]
Бунаков (И.И.Ф.)
Трудность задания. Исчезновение категорий времени. Заставить жить 50 лет.
Не резал ухо доклад. Современность и...
Русские мыслители не созерцатели, а пророки.
Действенность идей в истории.
Русский народ -- восточный, пассивный, в смысле творения истории.
Роль русской аристократии, -- мыслителей. Они создали и революцию.
Срыв большевизма, как результат острия. Сатанократия.
Пафос их в срыве общ с мыслителями {Две приписки на полях, слева:
Русский мыслитель. Пророк (энциклопедия).
Всегда и везде идея фактор истории.}.
Хомяков -- в основу жизни истина соборная Христова, полнота его миросозерцания. Максим, истин.
Достоевский. -- Не только истина, но и вселенское сознание. Истина. Всемирное счастие.
Большевики победили соблазном абсолютной истины и вселенскости. Негативность больш.
Почему не западники, потому что беспочвенники. Более почвенна нереальность зап. Нереальность чиновников, земцев и т.д.
Западничество Чаадаева перейдено. Если реальны были максималисты, а не реальны практики, то как дальше? {Приписка на полях, слева: Как можно рассуждать?}
Идеал может быть только максималистичен.
Идеал целостного миросозерцания.
Не надо -- "непосредственное осуществление". Это рационализм.
Осуществление...
Руководствуясь большими целями, идти по малым делам.
Необходимость противопоставить большевизму миросозерцание более высокое и целое. Какое?
Арсеньев
Субъект истории. Народ эмпирический или народ "перед лицом Божиим".
Несовершенное не может быть субъектом.
Представителем народа всего небольшая часть его.
О мессианстве.
Заменять мессианство мисс...никой не имеет права.
Третий Рим и небесный Иерусалим.
Разница между Римами. Государство ведет...
Церковь не государство, нельзя говорить об... где не было жертвен... {Приписка на полях, слева: 3. Кто субъект истории -- государство или народ? А кто м.}
Ширинский
Литературная и идеологическая оценка: наши пророки, как у Израиля.
Чаадаев и мессианизм.
В условиях мирного времени говорили, как бы говорили сейчас.
Цитаты о социализме.
Народ целиком несет ответственность за свои дела.
Мессианизм не может быть, потому что Мессия был, -- говорить о Нем или о помессианском задании как заданност<и> человечеству.
Мессианизм как богоизбранничество в России, -- как богопослан... не право, а долг.
У Достоевского: Израиль -- мессиан...
Правиков
Не имеем права руководить народом, проявляя максимализм больше мисс...
Озеренковский
Первоисточник не мысль. Материя.
Былов
Не боятся революции.
Меньшиков
Политическое столоверчение на пиру богов.
Мережковский
За 12 лет -- это 1905 год.
М<ать> Мария
Ничего о том, что такое метафизика народа. Мессианизм как воплощение богочеловечества. Интеллигенция, -- и народ.
Текст, по всей видимости, представляет собой краткий конспект прений, вызванных докладом Е.Ю. Скобцовой "Мыслители". Конспект, вероятно, был сделан самой Елизаветой Юрьевной в ходе собрания, посвященного обсуждению ее доклада (см. примеч. на с. 615), -- поскольку сделанная С.Б. Пиленко рукописная копия хранит следы работы над текстом, схожие с прочими ее расшифровками произведений дочери (многоточия там, где текст не удалось прочитать; подчеркивание слов, в правильном прочтении которых нет полной уверенности, и т.п.).
Текст, хотя очень отрывочный, фрагментарный и изобилующий сокращениями, тем не менее очень хорошо передает атмосферу оживленной дискуссии, вызванной необычным докладом, где мыслители прошлого неожиданно вступают между собой в спор, проецирующийся в реалии событий XX в. Мы можем проследить, кто именно участвовал в прениях, какие темы обсуждались особенно остро, на что обратила в заключительном слове внимание сама докладчица.
Бунаков -- псевдоним И.И. Фондаминского (о нем см. примеч. на с. 686).
Русский народ -- восточный, пассивный, в смысле творения истории. -- О "восточных" корнях российской государственности, о том, что государственное и политическое устройство Российской империи следует прототипам древних восточных деспотий, об особых путях исторического развития России И.И. Фондаминский подробно размышляет в своем историческом труде "Пути России", печатавшемся как цикл статей на страницах журнала "Современные записки" (первая статья вышла в 1920 г., в No 2; последняя, восьмая, в 1940 г., в No 70).
Идеал целостного миросозерцания. -- Идея необходимости выработки целостного миросозерцания тоже одна из центральных в мысли И.И. Фондаминского. Он считал, что победить большевизм, основанный на целостной вере и миросозерцании, можно, только выработав альтернативное ему, но не менее целостное миросозерцание. См. об этом: Бунаков И. Пути освобождения // Новый Град. 1931. No 1. С. 31-48.
Арсеньев -- О Н.С Арсеньеве см. примеч. на с. 748.
Ширинский -- О Ю.А. Ширинском-Шихматове см. примеч. на с. 754.
Правиков Дмитрий Александрович (1963-1941) -- генерал-майор, в 1913-1916 гг. занимал должность помощника начальника штаба Отдельного корпуса жандармов; в Гражданскую войну служил во ВСЮР; в эмиграции сначала в Королевстве СХС, затем в Париже; член Русского обще-воинского союза и активный участник общественной жизни русского зарубежья, выступавший с публичными лекциями и докладами.
Озерецковский Геннадий Евгеньевич (1895-1977) -- агроном, литератор, преподаватель, общественный деятель, профессор, штабс-капитан, участник Первой мировой и Гражданской войн; в эмиграции сначала в Королевстве СХС, затем в Париже; активный член РСХД, автор историко-публицистических книг и статей.
БыловНиколай Николаевич (1897-1970) -- правовед, писатель, литературный критик; в эмиграции во Франции, окончил Франко-русский юридический институт; работал мойщиком вагонов, маляром; активный участник "Зеленой лампы", Кружка по изучению России, Пореволюционного клуба; автор романа "Волчья тропа" (Париж, 1931). После войны жил в Чили, Аргентине, Бразилии.
Меньшиков -- О Я.М.Меньшикове см. примеч. на с. 790.
М<ать> Мария -- Хотя речь идет о заседании, имевшем место еще до пострига Елизаветы Юрьевны, переписывавшая конспект прений С.Б. Пиленко, как и в прочих, переписанных ею текстах дочери, как правило, привычно называет ее матерью Марией.