Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна
Перечень

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева, Е.Ю.)
   Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
   Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
   

ПЕРЕЧЕНЬ

   Странные иногда бывают идейные встречи между людьми. Вот в "Возрождении" от 12 июня З.Н. Гиппиус пишет: "...печальное свойство русских -- специальная их болезнь -- идея мессианства. Мессианство -- это... утверждение особого, исключительно высокого призвания своей нации, своей страны... Созданное этой нацией значительнее, выше создаваемого другими. Такова наша церковь, государство в нашей стране. Даже самые несомненные исторические падения ее истолковываются как необходимость для следующего за ними безмерного взлета". Таково определение Гиппиус той болезни, которая разъедает русскую душу.
   А В.В. Сухомлин откликается на эту тираду заметкой: "Когда г-жа Гиппиус бывает права" и от себя добавляет: "Г<оспо>жа Гиппиус могла бы прибавить, что это старая эмигрантская болезнь".
   Таким образом, два авторитетные журналиста из противоположных лагерей русской общественности сошлись на одном -- на отрицании какой бы то ни было реальности мессианской идеи в русской истории. Если к их утверждениям прибавить многие статьи Талина в "Посл<едних> новостях", то получится широкий фронт мессианской <...> и позиция Степуна, обличать которую призваны все вышепоименованные журналисты, окажется очень одинокой.
   Целью этой статьи не является, конечно, переубедить кого-либо из противников мессианской идеи, несомой русским народом. Мне только хочется до некоторой степени восстановить генеалогию русского мессианства и смягчить в сознании рядового мыслителя силу удара, нанесенного этой идее триумвиратом -- Гиппиус, Талин, Сухомлин.
   Моя статья только краткий справочник, по неизбежности очень неполный. Но думаю, что и в таком неполном виде она поможет разобраться, кто в данном случае более изолирован от широкого русла русской творческой мысли -- Степун или триумвират.
   Итак, -- история мессианской идеи в России.
   
   XV век
   Книжный суздальский иеромонах Симеон, присутствовавший на Флорентийском соборе 1439 года, пишет в своей повести о восьмом соборе: "В Руси великое православное христианство <более> всех".
   1461 год. Тот же Симеон, или кто другой на его основе, писал "Слово избранное", в котором говорит: "Ныне, убо во временах богопросвещенная земля русская святым правлением Божия Церкви, тебе подобает во вселенной под солнечным сиянием с народом истинного в вере православия радоваться, одевся светом благочестия, имея покров Божий на себе, многосветлую благодать Господню, наполнившая цветов богозрачне цветущих Божиих храмов..."
   
   XVI век
   Повесть посольского толмача Дмитрия Герасимова "О белом клобуке", в которой впервые звучит мотив третьего Рима: "На третьем же Риме <благодать Святаго Духа> возсия, яко вся христианские царства приидут в конец и снидутся во едино царство русское православия ради". "И страна наречется светлая Россия".
   Наконец, окончательная формулировка этих настроений дана в посланиях к дьяку Мисюрю Мунехину и к Василию <III>, <...> затем Иоанну учительного старца псковского Елеазарова монастыря Филофея: "Вся христианские царства снидошася в едине: Яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".
   
   XVII век
   В русском национальном сознании именно в XVII веке, -- в царствование Алексея Михайловича, -- наиболее воплотились чаяния двух предшествующих веков.
   
   XVIII век
   XVIII век -- век реформы Петра и полной секуляризации культуры, -- сразу снизил историософские построения предшествующего времени. Живи Талин, Гиппиус и Сухомлин в конце его, с ними было бы очень трудно спорить, -- так реальная историческая обстановка была бы на их стороне и подтверждала бы, что мессианская русская идея не имеет такового решающего значения. Но мы живем после XIX века и потому спор с этим триумвиратом не так уже затруднен. Итак,
   
   XIX век русской мысли
   Начну с западника -- Чаадаев.
   У него-то уж как будто бы труднее, чем где бы то ни было, найти особую веру в пути русского народа. Действительно, вот как он определяет русскую историю: "Сначала у нас дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, -- такова печальная история нашей юности. Эпоха нашей социальной жизни была заполнена тусклым и мрачным существованием, лишенным силы и энергии, которое ничего не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Окиньте взглядом все прожитые нами века, все занимаемое нами пространство -- вы не найдете ни одного привлекательного воспоминания, ни грациозных образов в памяти народа, ни одного почтенного памятника, который властно говорил бы вам о прошлом". "Обособленные странной судьбой от всемирного движения человечества, мы ничего не восприняли из преемственных идей человечества".
   Казалось бы, лицам, утверждающим нелепость русского мессианства, только радоваться -- вот их предок! Но вот и выводы из этого положения в письме к Тургеневу: "Вы знаете, я держусь того взгляда, что Россия призвана к необъятному умственному делу: ее задача дать в свое время разрешение всем вопросам, возбуждающим споры в Европе. Поставленная вне того центростремительного движения, которое уносит там умы, она получила в удел дать в свое время разгадку человеческой загадке". "Мы не Запад... Россия слишком могущественна, чтобы проводить национальную политику. Ее дело в мире есть политика рода человеческого. Мы слишком велики, чтобы быть эгоистами. Мы представляем огромную непосредственность без тесной связи с прошлым мира... Придет день, когда мы станем умственным средоточием Европы, как мы уже сейчас являемся ее политическим средоточием. Все великое приходило из пустыни".
   Не правда ли, как эти слова перекликаются с Герценом?
   Но для данной статьи Герцен под запретом, -- так как заболел этой болезнью, став эмигрантом и практически узнав Европу, а следовательно, он целиком подходит под определение Сухомлина.
   Перейду к славянофилам, в частности к Хомякову.
   Русской народ для Хомякова был носителем какой-то своей подлинной правды, разнообразно отображенной в различных планах народной жизни. Правда эта заключается в том, что он был истинным служителем иранского идеала -- религия свободного духа -- в противоположность закону необходимости и косного вещества. Эта религия свободного духа выражалась в том, что вся русская история, во всех планах своего раскрытия, стремилась не к замкнутому индивидуальному началу рассудка, а к началу общинному, мирскому, хоровому, соборному. В области религиозной народ исповедовал истинное христианство, покоящееся на учении о Церкви как свободном единстве, построенном на любви.
   В области общественной он строил свое бытие на основе подлинной соборности общинного земского начала и т.д.
   Задача же русского народа, его вселенская и религиозная миссия, смысл его призвания заключается в создании целостной жизни, в осуществлении общественности, проникнутой религиозным началом, в уничтожении того секуляризованного миропонимания, которое разлагает современную европейскую цивилизацию.
   
   Далее Соловьев -- вечный борец с национализмом. Приведу только несколько его цитат.
   "Русский народ -- органически христианский народ". В споре между Западом и Востоком "Россия должна быть третейским судьей". "Высший идеал русского народа -- св<ятая> Русь -- исключает всякое национальное самолюбие. Для России всегда необходим акт национального самоотречения, духовного освобождения России".
   "Дух, который водил наших предков за истинной верой в Византию, за государственным началом к варягам, за просвещением к немцам, -- этот дух всегда внушал им искать не своего, а хорошего".
   "Дело России в более прямой и всеобъемлющей службе христианскому делу, для которого и государственность, и мирское просвещение суть только средства. Россия имеет в мире религиозную задачу".
   "Святая Русь требует св<ятого> дела".
   
   Наконец, Достоевский.
   Может быть, можно ограничиться одной цитатой из "Дневника писателя": "Всякий великий народ верит и должен верить, если только хочет быть долго жив, что в нем-то, и только в нем одном, и заключается спасение мира, что живет он на то, чтобы стоять во главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их в согласном хоре к окончательной цели, всем им предназначенной".
   "Русская душа, гений народа русского, может быть, наиболее способен из всех народов вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви". "Русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастье, чтобы успокоиться, дешевле он не примирится".
   "Назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное".
   Я не коснулась стихов Тютчева, я не буду останавливаться на мыслях о русской судьбе Блока, на словах Белого -- мой материал можно умножить до бесконечности, говоря о вкладе русского народа во всемирную культуру.
   Собственно, если собрать все, что говорили русские мыслители об особом религиозном, мессианском призвании русского народа, то по количеству это займет больше страниц, чем занимают в Библии пророки, а в смысле напряжения вера тоже не уступит пророческой.
   Такова генеалогия русского мессианства. С нею не очень страшны все нападки обличителей.
   В ней сказалось самосознание народа, и этим самым все эти высказывания сводятся в русскую историю как некий реальный факт, имеющий такое же действенное значение, как и любой политико-экономический или культурный факт.
   Уж если это болезнь, то во всяком случае многовековая, и никакими каплями газетных фельетонов ее не вылечить.
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Источник: маш., с правкой рукой С.Б. Пиленко, б.д. Подпись (той же рукой): Елизавета Скобцова (Арх. о.С.Г.). Публикуется впервые.
   Многоточием в угловых скобках отмечены те фрагменты, которые, по всей видимости, С.Б. Пиленко не удалось расшифровать. Предположительная датировка: июнь (после 13-го) 1928 г. (по содержанию статьи).
   Полемический текст, представляющий собой отклик на статью З.Н. Гиппиус "Какой социализм? Какая религия?" (Возрождение. 1928. 12 июня. No 1106. С. 3-4) о мессианстве, а также на статью В.В. Сухомлина, отреагировавшего на идеи Гиппиус в газете "Дни", в рубрике "Отклики" (см.: В.В.С. Когда г-жа Гиппиус бывает права... // Д. 1928.13 июня. No 1448. С. 2).
   Гиппиус Зинаида Николаевна (1869-1945) -- поэт и литературный критик, супруга Д.С. Мережковского; в эмиграции с 1920 г. в Париже.
   ..."печальное свойство русских -- специальная их болезнь -- идея мессианства. <...> для следующего за ними безмерного взлета". -- См.: Гиппиус З. Какой социализм? Какая религия? С. 4.
   ..."Г<оспо>жа Гиппиус могла бы прибавить, что это старая эмигрантская болезнь". -- См.: В.В.С. Когда г-жа Гиппиус бывает права... С. 2.
   Сухомлин Василий Васильевич (1885-1963) -- публицист и политический деятель, член ЦК партии эсеров, кандидат в Учредительное собрание. В эмиграции с 1918 г., жил во Франции, был одним из редакторов газеты "Воля России", активно сотрудничал с "Днями", где вел рубрику "Отклики". Переводил на французский язык русскую классику. В 1941 г. переехал в США, после Второй мировой войны вернулся во Францию, но в 1951 г., уже получив советское гражданство (1947), был выслан, переехал сначала в Чехословакию, в 1954 г. вернулся в СССР.
   Если к их утверждениям прибавить многие статьи Талина в "Посл<едних> новостях"... -- См., например: "...в лице Ф. Степуна нашел свое яркое выражение духовный кризис зарубежной русской интеллигенции" (Талин В.И. Что же такое демократия? // ПН. 1928. 2 июня. No 2628. С. 2).
   В.И. Талин (наст. фам. и имя Португейс Семен Осипович (Иосифович); известен также под псевдонимом Ст. Иванович и др.; 1880-1944) -- журналист, публицист. В эмиграции с 1920 г., жил сначала в Берлине, с 1925 г. в Париже, в 1940 г. переехал в Нью-Йорк. Печатался в журналах "Современные записки", "Русские записки", "Числа" и др., в газетах "Последние новости", "Еврейская трибуна" и др. Член Союза русских писателей и журналистов в Париже. Писал о положении в Советской России.
   ...и позиция Степуна, обличать которую призваны все вышепоименованные журналисты, окажется очень одинокой. -- См.: Степун Ф.А. Мысли о России // Современные записки. 1928. No 35. С. 364-402. И 3. Гиппиус, и В. Сухомлин, и В. Талин в вышеупомянутых статьях полемически оспаривают мысли Ф. Степуна о "встрече религиозной темы социализма с православием" (Там же. С. 397).
   Степун Федор Августович (1884-1965) -- религиозный философ, писатель, общественно-политический деятель. Изучал философию в Гейдельбергском университете. В 1910 г. защитил докторскую диссертацию о философии истории B.C. Соловьева. Участвовал в Первой мировой войне. После 1917 г. сотрудничал в созданной H.A. Бердяевым Вольной академии духовной культуры. В 1922 г. выслан из России, жил в Германии, где в 1923 г. слушал лекции Э. Гуссерля. В 1931-1939 гг. совместно с Г.П. Федотовым издавал журнал "Новый Град", в котором также активно участвовала и мать Мария. С 1926 г. профессор социологии Высшего технического училища в Дрездене; с 1946-го профессор философского факультета Мюнхенского университета.
   Книжный суздальский иеромонах Симеон, присутствовавший на Флорентийском соборе 1439 года, пишет в своей повести о восьмом соборе: "В Руси великое православное христианство <более> всех". -- Ср. в "Повести Симеона Суздальского об осьмом Флорентийском соборе": "А в Руси великое православное христианство. <...> Греки бо более всех..." (Попов А.Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI-XV вв.). М.: Тип. Т. Рис, 1875. С. 346). О Симеоне см. примеч. на с. 613. Вероятнее всего, автор приводит цитату по: Карташев A.B. Судьбы "Святой Руси" // Православная мысль. Париж: YMCA-Press, 1928. No 1. С. 147.
   Тот же Симеон, или кто другой на его основе, писал "Слово избранное", в котором говорит: "Ныне, убо во временах богопросвещенная земля русская <...> богозрачне цветущих Божиих храмов..." -- См.: Слово избрано от святых писаний, еже на латыню // Попов А.Н. Историко-литературный обзор... С. 394-395. Вероятнее всего, автор приводит цитату по: Карташев A.B. Судьбы "Святой Руси". С. 148.
   Повесть посольского толмача Дмитрия Герасимова белом клобуке", в которой впервые звучит мотив третьего Рима: "На третьем же Риме <благодать Святаго Духа> возсия, яко вся христианские царства приидут в конец и снидутся во едино царство русское православия ради". "И страна наречется светлая Россия". -- См.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко / под ред. Н. Костомарова. СПб.: Тип. П.А. Кулиша, 1860. Вып. 1. С. 296. Первая цитата приводится в сокращении. О Дмитрии Герасимове см. примеч. на с. 613. Вероятнее всего, автор приводит цитату по: Карташев A.B. Судьбы "Святой Руси". С. 152-153.
   ...в посланиях к дьяку Мисюрю Мунехину и к Василию <III>, <...> затем Иоанну учительного старца псковского Елеазарова монастыря Филофея: "Вся христианские царства снидошася в едине: Яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". -- О старце Филофее см. примеч. на с. 613. Его послания были адресованы: Мунехину Михаилу Григорьевичу, по прозвищу Мисюрь (?-1528), известному московскому дьяку времен вел. кн. Василия III ("Послание о злых днех и часех"), самому Василию III ("Послание к великому князю Василию, в немже о исправлении крестного знамения и о содомском блуде"). Некоторые ученые приписывают ему также послание, адресованное Иоанну Грозному: "Об обидах Церкви".
   Ср.: "...вся христианския царства приидоша в конец и снидошася во едино царство... два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Цит. по: Послания старца Филофея. Послание о злых днех и часех / подгот. текста, пер. и коммент. В.В. Колесова // Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т. / под ред. Д.С. Лихачева и др. СПб.: Наука, 2000. Т. 9: Конец XIV - первая половина XVI века. С. 298. См. также в "Послании к великому князю Василию в немже о исправлении крестного знамения и о содомском блуде": Там же. С. 304.
   Вероятнее всего, автор приводит цитату по: Карташев A.B. Судьбы "Святой Руси". С. 154.
   ...в царствование Алексея Михайловича... -- С 1645 по 1676 г. Алексей I Михайлович Тишайший (1629-1676) -- второй русский царь из династии Романовых.
   "Сначала у нас дикое варварство, потом грубое невежество <...> ни одного почтенного памятника, который властно говорил бы вам о прошлом". -- См.: Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо первое // Чаадаев, СС. Т. 1. С. 324-325. Цитата приводится также в работах Е.Ю. Скобцовой "Мыслители" и "А. Хомяков".
   "Обособленные странной судьбой от всемирного движения человечества, мы ничего не восприняли из преемственных идей человечества". -- См.: Там же. С. 20. Цитата приводится в "Мыслителях".
   ..."Вы знаете, я держусь того взгляда, что Россия призвана к необъятному умственному делу <...> она получила в удел дать в свое время разгадку человеческой загадке". -- См.: Чаадаев П.Я. Письмо к А.И. Тургеневу от 1 мая 1835 г. // Чаадаев, СС. Т. 2. С. 92. Цитата приводится в работах "Мыслители" и "А. Хомяков".
   "Мы не Запад <...> Все великое приходило из пустыни". -- См.: Чаадаев П.Я. Письмо к А.И. Тургеневу, 1835 г. (октябрь-ноябрь) // Чаадаев, СС. Т. 2. С. 96, 99. Цитаты приводятся в работах "Мыслители" и "А. Хомяков".
   Но для данной статьи Герцен под запретом, -- так как заболел этой болезнью, став эмигрантом и практически узнав Европу, а следовательно, он целиком подходит под определение Сухомлина. -- См. у Сухомлина: "Лишь в обреченной на бездеятельность эмигрантской среде могут казаться политически значительными "духоверческие", "мессианские" и иные планы спасения России с помощью той или иной церкви" (В.В.С. Когда г-жа Гиппиус бывает права... С. 2).
   "Русский народ -- органически христианский народ". -- Цитата приводится также в работах Е.Ю. Скобцовой "Миросозерцание Вл. Соловьева" и ""Русская идея" Вл. Соловьева в свете современности". Ср.: "Русский народ -- народ христианский..." (Соловьев B.C. Русская идея // Соловьев B.C. Спор о справедливости. М.: Эксмо-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. С. 632).
   В споре между Западом и Востоком "Россия должна быть третейским судьей". -- См. статью "Национальный вопрос в России" (Соловьев, СС. Т. 5. С. 20). Цитата приводится также в работах "Миросозерцание Вл. Соловьева" и ""Русская идея" Вл. Соловьева в свете современности".
   "Высший идеал русского народа <...> самоотречения, духовного освобождения России". -- См.: Соловьев B.C. Национальный вопрос в России // Соловьев, СС. Т. 5. С. 4. Цитата приводится также в работах "Мыслители" и "Миросозерцание Вл. Соловьева".
   "Дух, который водил наших предков <...> им искать не своего, а хорошего". -- См.: Там же. С. 57. Цитата приводится также в работах "Мыслители" и "Миросозерцание Вл. Соловьева".
   "Дело России в более прямой и всеобъемлющей службе христианскому делу <...> в мире религиозную задачу". -- См.: Там же. С. 34. Цитата, с незначительными изменениями, приводится также в работах "Мыслители", "Миросозерцание Вл. Соловьева" и ""Русская идея" Вл. Соловьева в свете современности".
   "Святая Русь требует св<ятого> дела". -- См.: Там же. С. 54. Цитата приводится также в работах "Мыслители" и "Миросозерцание Вл. Соловьева".
   "Всякий великий народ верит и должен верить <...> к окончательной цели, всем им предназначенной". -- См.: Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1877 г. // Достоевский, СС. Т. 25. С. 17. Цитата, с незначительными изменениями, приводится также в работах "Мыслители" и "Достоевский и современность".
   "Русская душа, гений народа русского <...> братской любви". "Русскому скитальцу <...> дешевле он не примирится". -- См.: Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1880 г. // Достоевский, СС. Т. 26. С. 131,137. Цитаты приводятся также в работах "Мыслители" и "Достоевский и современность".
   "Назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное". -- См.: Там же. С. 137. Неточная цитата, приводится в работах "Мыслители" и "Достоевский и современность".
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru