Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
О ЮРОДИВЫХ
В литературе существуют многочисленные списки святых, прославленных в русской земле. Если отметить среди них всех, несших подвиг юродства, то сразу бросится в глаза очень любопытное явление: святые-юродивые строго прикреплены к Русскому Северу и их жития относятся главным образом к XIV, XV и XVI векам. Ни во времена Киевской Руси, ни в другие времена нельзя отметить не только явления большого количества юродивых, но даже отдельных юродивых.
Только в последующее время, особенно в XIX веке, опять начинает развиваться юродство. Но оно носит несколько иной характер, -- некоего бытового исповедничества, -- и почти не ведет к общецерковному признанию за ним святости.
Я кратко перечислю имена святых, Христа ради юродивых, указывая время и место
их жизни.
Новгород: Николай Кочанов, -- блаженный, Христа ради юродивый Новгородский, ум. <в> 1392. Память празднуется 2<7>-VII. Мощи его находятся под спудом в церкви его же имени на Яковле ул<ице> в Новгороде. Житие существует в списках XVII века. Феодор блаженный на Лубенце. Умер <в> 1392. Память празднуется 19-I. Существует сказание о нем и особая служба. Георгий блаженный. Михаил Клопский, -- о нем будет дальше речь. Пока упомяну, что житие его существует в трех редакциях. Из них первые две, -- в списках XVI века. Третья, более поздняя, написана неким Василием Тучковым. Иаков блаженный -- ум. в конце XVI <века>.
Псков: Николай (Салос). Ум. <в> 1576, память празднуется -- 28-II. Погребен под Троицким соборным храмом.
Вологда: Василий блаженный, инок Спасо-Каменного монастыря. Ум. <в> 1472. Память празднуется 2-VIII.
Тотьма: Максим Тотемский. -- Ум. <в> 1650, память -- 16-1. Андрей Тотемский. -- Ум. <в> 1674, память -- 10-Х.
Устюг: Прокопий (Устюжский). -- Ум. <в> 1303. Память -- 8-VII. Житие и служба в списках XVI и XVII веков. Иоанн (Устюжский). Ум. <в> 1494. Память -- 29-V. Житие XVI века. Леонтий, XV век, память 18 июня.
Каргополь: Иоанн Власатый. Ум. <в> 1622. -- "Иже бысть трудник в девичьем монастыре".
Архангельск: Георгий, -- XV <век>, и Захарий, -- XVI век.
Вятка: Прокопий Вятский, -- ум. <в> 1627. Память -- 21-XII.
Москва: Максим, -- 1433. 11-XI. Церковь его имени в Москве на Варварке. Житие потеряно. Есть повесть о перенесении мощей в рукописи XVII века. Канон ему написан Феофилом, монахом Чудова монастыря. Канонизирован Московским собором 1547 года. История потери его жития в повести 1698 года о перенесении мощей была рассказана так: "О святом же житии его и чудесах глаголют мнози, еже была немалая книга исписана, но не вем, како из церкви изгибе, или кто у преждебывших священников взял ради списания". Василий блаженный, -- о нем дальше. Иоанн, Большой Колпак, -- о нем дальше. Иаков Блаженный.
Калуга: Лаврентий Калужский, -- 1515.
Ростов: Исидор, -- о нем дальше. Иоанн Власатый, -- 1580. Стефан, -- 1592.
Суздаль: Афанасий, Киприан, Трофим. Парфений -- XVI <век>. Известен по двум сочинениям: "Канон Архангелу Михаилу" и "Послание неизвестному противу Лютеров".
Переяславль: Корнилий -- 1699. Житие и канон написаны Дмитрием Ростовским.
Ярославль: Илия, Иоиль.
Юрьевец: Онуфрий, Симон, -- 1584. 4-XI. Житие составлено богоявленским игуменом Дионисием в XVI <веке>.
Даже этот список надо считать далеко не полным. Кроме того, несомненно, что многие святые и юродивые не были при жизни опознаны и остались не канонизированными.
Если принять все это во внимание, то будет ясно, что в известный период русской истории в Московском царстве юродство по своей распространенности и по роли, которую оно играло, носило церковно-общественный характер. Изучение его представляет интерес не только с этой общественно-бытовой стороны, но и со стороны чисто религиозной, -- его надо воспринимать как очень своеобразный и трудный религиозный путь.
К сожалению, материалов для этого изучения чрезвычайно мало. Для многих блаженных житий просто не написано, для большинства жития находятся в древних неопубликованных списках и, следовательно, хранятся в московских и местных архивах. Наконец, интереснейшее житие Максима Московского утеряно.
Нам придется дальше говорить о житиях Исидора Ростовского, Михаила Клопского, Прокопия Устюжского, Василия Московского и Иоанна Большого Колпака.
Из них только первое Ключевский считает ценным и подлинным.
О житии Михаила Клопского, вошедшем в Четьи Минеи и написанном Тучковым около 1542 года, Ключевский говорит, что исторического значения оно не имеет. Гораздо ценнее первая редакция, более подробная, заключающая в себе его пророчества. В этом документе жизнь современного святому Новгорода проходит перед глазами с необычайной образностью. К сожалению, оно не опубликовано.
Ключевский считает также, что житие устюжского юродивого Прокопия плохо написано, имеет много хронологических противоречий. Подробный рассказ об огненной туче -- переделка светской повести XVI века, рассказ же о морозе, во всех подробностях, встречается в греческом житии Андрея Юродивого, и можно считать, что он списан оттуда. (Ключевский. Древнерусские жития святых как исторический источник.)
Но, несмотря на замечания такого авторитета, как Ключевский, думается, что, каково бы ни было историческое значение этих житий, они нам, во всяком случае, покажут, что воспринималось в Московской Руси как подвиг юродства. Это гарантировано временем их написания.
Перейду к изложению житий.
Исидор, Христа ради юродивый, ростовский чудотворец, умер в 1472 году. Происхождения он был не русского.
"От стран бе западных, роду римского, языка немецкаго".
"Изыде из земли и отечества своего и к восточным поиде странам".
Все, кто с ним встречались, считали его безумным. Жизнь его отличалась исключительной суровостью. "На блате устроил кущу". "Днем юродствует, ночью молится". "В куще не имеящ ничтоже, токмо свое многотрудное тело". Его святость очень долго никем не была опознана. Его всячески унижали и преследовали. И только чудесный случай открыл согражданам Исидора его истинное значение. "Однажды по морю купцы плыли с товаром, и внезапно корабль остановился". Никакие усилия моряков не могли его сдвинуть с места. Тогда купцы бросили жребий, чтобы узнать, по чьей вине корабль стоит неподвижно. Жребий пал на одного ростовского купца. Его спустили на доске в море, и корабль немедленно двинулся. Купец же, оказавшийся среди волн, начал тонуть. И когда он совсем "отчаялся в жизни своей", то увидел идущего к нему по водам своего земляка Исидора. Исидор взял доску, на которой, как в лодке, сидел купец, и быстро стал нагонять корабль. Нагнав, вернул купца его товарищам, а сам скрылся, заповедав никому не разглашать этого чуда. И собственно, так до самой смерти должной оценки Исидор от ростовцев не получил.
"Житие его добродетельно, аки под спудом, -- под образом юродства таимо бе".
По смерти святость Исидора была обнаружена благоуханием, исходящим от его тела, -- тогда все поняли, что он вел "Христа ради буйственное житие".
Собственно во всем этом рассказе о его жизни очень мало остается для характеристики юродства: "куща на блате", поношения от сограждан, "многотрудное тело", "буйственное житие".
Следующее житие, -- Михаила Клопского.
Рукопись этого жития относится к XVI веку и хранится в библиотеке Иосифова-Волоколамского монастыря. Она была напечатана в собрании Кушелева под редакцией Костомарова.
Полное название: "Житие блаженного Михаила, нарицаемого Салос, сиречь Христа ради юродивого, в Клопской Троицкой Новгородской обители".
Михаил появился в Клопском монастыре при игумене Феодосии, в княжение великого князя Василия Дмитриевича. Не называя своего имени, во время службы он прошел в келью к одному монаху и стал помогать ему переписывать Деяния. Потом остался жить в монастыре, начал петь в церкви и читать Апостол.
Несмотря на настояния игумена, он продолжал скрывать свое имя, "хотя утаитися братии, юрода себе творяще".
Его происхождение обнаружилось случайно. В монастыре говел изгнанный князь Константин Дмитриевич. Во время трапезы он узнал святого и обратился к нему со словами:
-- Почто, чадо, имени своего не повеси? -- И обращаясь к игумену, сказал: -- "Ведый буди, яко сей старец сродствия соузом нам приплетается".
Вскоре обнаружился дар чудотворения блаженного Михаила. Стояла сильная засуха. Все источники иссякли, и монастырь страдал от отсутствия воды. Однажды старец написал пальцем на песке: "Чашу спасения прииму и имя Господне призову". -- "И на сим месте источник истечет неисчерпаемый". За засухой последовал голод. По указанию блаженного, монастырь стал раздавать нуждающимся вареное жито, а запасы в житнице стали увеличиваться.
Михаил обладал также даром пророчества. Так, игумену Феодосию он предсказал: "Веди буди, яко возведен будешь на архиерейский престол иту два лета поживеши, святительскаго же сана не сподобишься". Вскоре действительно Феодосии был вызван в Новгород для возведения в сан новгородского архиепископа. Два года он пробыл там, но рукоположения от митрополита не получил.
Житие приводит и другой случай его прозорливости. К нему обратился Евфимий, впоследствии архиепископ. "Моли, отче, Бога о мне, да воспри-иму рукоположение от святейшаго нашего митрополита Владимирскаго и всея Руси по повелению самодержца и царя нашего Василия Васильевича".
"Блаженный же Михаил изменился духом, пророчествуя, и яко Салос творящеся, исторг убрус из рук блаженнаго Евфимия и возложил на свою главу, образом, яко буй творяшеся, духом же пророческим вешаще глагола: "Смоленскаго града достигнешь и тамо архиерейский сан совершен приимешь"".
В Клопской обители Михаил жил 44 года.
Сразу после смерти его было явлено чудо: ему не могли вырыть могилу в промерзшей земле. И это оказалось возможным сделать только на том месте, где он стоял возле церкви во время службы. Рассматривая это житие, собственно не знаешь, отчего церковь чтит Михаила Клопского как Христа ради юродивого. Для этого на протяжении 44 лет его пребывания в монастыре имеются лишь два факта. Сокрытие родства с княжеским родом и исторжение убруса из рук блаженного Евфимия. В остальном житии все время чувствуется скорее большая трезвость и человеческая рассудительность Михаила. И Апостола читает, и Деяния переписывает, и дает различные советы не только игумену, но и епископам и посторонним для обители князьям. Он интересуется политикой, церковными делами. С самого начала пользуется всеобщим уважением и признанием, -- одним словом, в его житии чрезвычайно мало всего, относящегося к подвигу юродства.
Приходится заключить, что в свое время под юродством понималось нечто гораздо более широкое, нежели то, что мы в это слово вкладываем. Всякое несоответствие жизни с условиями, в каких человек родился, всякое нарушение устоявшегося быта могло быть воспринято как юродство.
Дальше: "Житие и подвиги святого преподобного Прокопия, иже Христа ради юродивого, устюжского чудотворца".
Начало жития с удивительной точностью совпадает с началом жития Исидора Ростовского. "Быти ему от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли". Родился он в великом богатстве и, как купец, прибыл в Новгород на корабле.
"И виде в великом Нове Граде истинную православную веру христианскую, понеже убо она сияше в мире, яко солнце, премногое церковное украшение, и поклонение святым иконам, и звон велий, и слыша святое пение, и чтение святых книг, и множество монастырей около Нова Града сограждено, и мнишеским чином вельми украшено. И по том его видении и помышлении вниде в него Божия благодать, и оставил старую веру и дружину и стал искать мудраго учителя".
Так он дошел до Хутынского монастыря, где игуменом был Варлаам.
Тут он крестился, роздал имущество, "и сам оттоле приемлет юродственное Христа ради житие в буйство преложится по апостолу глаголющему: буяя мира сего жития избра Бог, да ся посрамит крепкая и премудрая мира сего держава".
"Облечеся в раздраныя и непотребныя ризы и во блаженство преложися Христа ради".
Но новгородцы сразу увидали в нем праведника и стали превозносить его. Тогда, несмотря на уговоры Варлаама, он предпринял "путнее шествие к восточным странам".
В пути его оскорбляли понапрасну. Но он молился за обижавших его, "в день, яко юрод, хождаше, в ночи же без сна пребываше и моляшеся непрестанно".
Так он дошел до Устюга. Там его приняли "за юродива и несмысленна суща умом", укоряли и били.
"В день бо убо от человек оскорбляем, и утомляем, и убиваем бываше многим оскорблением, а к нощи не мало покоя себе принимаше, но по граду и по всем Божиим церквам хождаше и моляшеся Господеви со многими слезами".
"Заутро в похабстве пребывая".
Жил он на церковной паперти.
"От богатых же человек ничтоже приимаше потребных брашен".
Однажды войдя в церковь после службы, он стал проповедовать: "Братие, покайтеся многих своих грехов... Все вы имате зле погибнути огнем и водою, и всему граду вашему". На паперти стал "плакатися и рыдать", что ему не поверили. Так повсюду он проповедовал покаяние. И вот на небе появился "облак темный". Началась буря, молния, землетрясение. Все собрались молиться в церкви. Прокопий тоже молился перед иконой Благовещения. И "искипе источник мира и многие ту предстоящие люди полия". "Воздух переменился и бысть тишина".
Туча разразилась далеко за городом, свалила вековой лес, но люди были спасены.
Далее житие повествует "о великом зимнем мразе и о терпении бла-женнаго Прокопия".
"Не имея у себя храмины, ни портища тепла, ни постели мягки, ни рогозиницы ко употреблению тела, но токмо едину ризу раздранну", -- он пребывал на морозе. И только летом пришел к другу своему Симеону "светлым видением и сладким смехом. Бе бо лице его от многаго веселия, яко солнце, светлостью". Сначала он рассказывал, как "на улицах града на гноищах и на сметищах валяхся, и Бога есмь лишен, и в боголишении своем грешен есмь". Как спал в "пустой храмине с псами". И, наконец, как явился светлый юноша и прекратил его страдания.
Ходил Прокопий полуголый, неся три кочерги в руках. Когда он их прямо держал, то бывало изобилие; когда склонял, предрекал скудость.
Приближение смерти открыто было ему ангелом. Он умер в 1303 году около монастыря на мосту.
Иоанн, Большой Колпак. Умер в 1589. Существуют "Известия об умершем ростовце Иване, прозванном Большой Колпак, погребенном в Московском Покровском соборе, написано в Москве, 1647 г., рукою простого монаха".
Он "родился в вологодских странах". Долго был водоносом в солеварнях. Перебравшись из Ростова в Москву, носил вериги, огромное железное распятие, численицы. Одним из своеобразнейших подвигов его было то, что он молился, не отрывая взгляда от солнца, -- солнечное предстояние, -- из-за этого почти ослеп. Умер он "в мовнице", в бане.
И наконец, более подробно остановлюсь на житии Василия Блаженного. Умер <в> 1551. Память празднуется 2-VIII. Служба ему написана старцем Михаилом, монахом Соловецким. Рукопись переписана Иосифом игуменом Евфимием Турковым. Жития существуют в сорок одном списке. Полное житие его в литературном и историческом смысле мало интересно, заимствовано в подробностях из южнославянских, сербских источников.
По свидетельству Ключевского, оно очень скудно биографическим содержанием, но многословно и скорее похоже на похвальное слово. Кроме того, известен единственный список другой редакции жития, -- собрание народных рассказов о блаженном. Оно перепечатано с комментариями в книге прот. И.И. Кузнецова, изданной в "Записках Московского археологического института" (т. 8).
Согласно народной легенде, Василий Блаженный родился в Москве в Елохове при Иоанне Васильевиче Грозном от отца Иакова и матери Анны. С детства он был отдан в учение к сапожнику. С шестнадцати лет начал подвиг юродства, хотел оставить мир, притворился немым. Там же, у сапожника, стал проявляться дар его ясновидения. Так, одному заказчику, -- здоровому и молодому купцу, -- сшил сапоги, как на покойника, -- а к сроку, когда надо было сдавать заказ, оказалось, что купец умер.
С самой молодости Василий проявлял себя великими странностями: "Сотворися похаб Христа ради, нача у иных колачи опровергати, и инде же квасы от сосудов выливати, и ина многая таковая нелепая и похабная творити, за что бысть бием, пхаем, оплеваем".
Так же он держал себя и в царском дворце. Однажды выплеснул чашу царского пития за оконце. А разгневавшемуся царю объяснил, что это он пожар в Новгороде заливает. Потом оказалось, что в это время в Новгороде действительно был пожар, "и внезапу явися нагой муж", и стал заливать огонь.
Из отношений его с Грозным есть один рассказ. Выходя из церкви, Василий стал уверять царя, что тот у службы не был, а были в церкви только три человека -- "владыка митрополит, государыня царица, да аз грешный". Царь же был на Воробьевых горах. Оказалось, что царь действительно всю службу думал, какой он себе дворец там построит, и мыслями в церкви не присутствовал.
Трагическая встреча с Иоанном была у блаженного, по легенде, в Новгороде, во время усмирения новгородцев. Шли казни, истреблялись и виноватые, и невинные. Василий попросил царя к себе в какую-то пещерку под мостом, стал его угощать сырым мясом и горячей кровью. Иоанн пришел в ужас. Тогда блаженный со многими слезами стал умолять его смилостивиться над новгородцами, отказаться от душегубства, от пожирания плоти невинных. И раскаявшийся царь увидал, как кровь претворилась в сладкое питье, а мясо в сладкий арбуз.
Часто блаженный швырял камнями в церкви и в дома добродетельных людей, а на кабаки крестился, объясняя, что около чистых мест всякая нечисть водится, а около кабаков ангелы о погибших душах плачут.
В кондаке Василия Блаженного поется, что он хотел "убежать ловления льстиваго миродержца", что он следовал апостольским словам "не любите мира, ни того, что в мире".
Любопытен отзыв о значении юродства, данный Флетчером в 1583 году, в год канонизации Василия Блаженного: "Блаженные, подобно пасквилям, указывают на недостатки знатных, о которых никто другой говорить не смеет".
Еще интересно привести описание иконы Василия по "Подлиннику": он "наг, сед, курчеват, брада не величка, раздвоились космочки, власы истерхались".
Если искать религиозных и исторических корней юродства, то первоначально надо указать, что уже у апостола Павла есть точное и четкое обозначение этого пути. "Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых, -- сила Божия... Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе. Мы немощны, а вы крепки.... Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне..." Этими последними словами совершенно исчерпывается облик юродства.
Я ограничиваю мою статью таким кратким изложением житий блаженных.
Исторический вопрос, сам собою возникающий из всего материала, использованного мной, таков: чем объяснить, что явления "Христа ради буйственнаго жития" так точно были прикреплены к Русскому Северу и к известной эпохе русской истории? На Западе мы не знаем ничего о существовании юродивых. В Византии их явление носило совершенно единичный характер. А в Московской Руси мы видим как бы поток юродства.
Это первый вопрос.
Другой касается самого существа дела: является ли юродство личным подвигом спасения души или в нем открывается своеобразный путь служения миру? Я лично думаю, что юродство, всем напором своим, всем своеобразным своим творчеством, направлено на мир, и в мире его непосредственное дело.
Если искать исторических корней юродства, то первоначально надо указать, что уже у апостола Павла в Послании к Коринфянам есть точное и четкое определение этого пути.
Я его приведу целиком.
"Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, -- сила Божия. Ибо написано: Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость века сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал мира в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, -- для самих же призванных, иудеев и эллинов, -- Христа, Божию Силу и Божию Премудрость, потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. Посмотрите, братия, кто вы, призванные. Не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немощное мира, чтоб посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтоб посрамить сильных. И незнатное мира, и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, -- для того, чтобы никакая плоть не хвалилась, перед Богом"...
И дальше:
"И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа и притом распятого. И был я у вас в немощи, и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы. Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но не мудрость века сего, и не властей века сего преходящих, но проповедуем Премудрость Божию, тайную, сокровенную".
"Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога".
"Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость века сего есть безумие перед Богом, как написано: Уловляет мудрых в лукавстве их".
И заключительно:
"Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе. Мы немощны, а вы крепки. Вы в силе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, -- мы благословляем. Гонят нас, -- мы терпим. Хулят нас, -- мы молим. Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне".
Этими последними словами совершенно исчерпывается облик юродства.
И с самых первых времен христианства сознание праведности этого пути присуще даже тем отцам Церкви, которые лично не шли им.
Так, например, у Исаака Сирианина мы читаем: "Кто истинно смиренномудр, тот, будучи обижен, не возмущается, но принимает клеветы, как истину, и не старается уверить людей, что он оклеветан, но просит прощения. Ибо иные добровольно навлекали на себя название непотребных, не будучи таковыми. Другие же терпели название прелюбодеев, будучи далекими от прелюбодеяния, и слезами свидетельствовали, что несут на себе плод греха, которого не делали, и с плачем просили у обидевших прощения в беззаконии, которого не совершали, когда душа их была увенчана всякой чистотою и непорочностью. Иные же, чтобы не прославляли их за превосходные правила жизни, соблюдаемые ими в тайне, представлялись юродивыми, быв растворены Божественной солью и непоколебимы в своей тишине".
Такова давность и неизменность традиции юродства. Думается, что элементы его вообще присущи святости, и главным образом русскому типу святости, -- если даже и не являются решающими в подвиге данного святого.
Более того, -- святость, -- вообще подлинный христианский путь отказа от "мудрости века сего".
Все, что мы знаем о русском старчестве XIX века, в частности об оптинских старцах, почти без исключения содержит эти начала юродства.
В книге о. Сергия Четверикова мы можем найти бесчисленные примеры такого юродства у оптинских старцев.
Вот старец Леонид велит "вытолкать вон" купца, который не исполнил его наставлений. Он же грозно заявляет крутому и богатому помещику: "Вот идет остолопина смотреть грешного Леонида, -- а сам, шельма, семнадцать лет не был у исповеди". Другой старец, Амвросий, встречает пришедшую к нему девушку: "А это что за великан стоит? Это Вера пришла смотреть на лицемера". Примеры эти можно было бы множить до бесконечности.
Если попытаться определить внутренний смысл и сокровенное значение подвига юродства, то прежде всего необходимо оттенить в нем, что он с неизбежностью сопутствует только тем подвижникам, которые обращены к миру.
В самом деле, -- совершенно ясно, что ни отшельники времен Исаака Сирианина, ни русские подвижники, уходящие от мира в Заволжские трущобы, ни, наконец, -- сам апостол Павел, поскольку он не обращался к своему духовному деланию в миру, -- никто из них не нуждался в облике юродства для своей личной духовной жизни. Юродство возникает в момент встречи подвижника с миром. И в этом факте -- ключ к пониманию его.
Думается, что этот факт надо рассматривать двояко. Потребность в юродстве возникает тут с двух сторон. Во-первых, это внутренняя духовная самозащита подвижника от соблазна превозношения, от соблазна житейской гордости, а может быть, и еще от одного, самого тонкого и лукавого соблазна, -- соблазна соблазнять.
Это последнее требует пояснений.
Дело в том, что всяческое проповедание истин, якобы уже известных, во всяком случае, с исчерпывающей полнотой открытых в Евангелии и хранимых Церковью, предполагает некоторую особенную действенность этих истин, изложенных и преподанных данным именно лицом, данным проповедником, данным подвижником. Иными словами, -- человек, возвещающий даже Истину абсолютную, наглядно убеждается, что его способ возвещения этой истины, его личный облик, его умение подойти к каждому отдельному человеку, -- имеет очень большое значение. И тут очень легко может явиться соблазн соблазнять, -- соблазн выявлять себя именно так, как этого ждет и хочет слушатель, всегда с наилучшей стороны, с максимальным стремлением лично понравиться, произвести впечатление.
Конечно, этот соблазн почти совсем уничтожается при наличии непосредственной любви к тому, кому обращены слова. Но даже и при наличии любви, -- "для всех быть всем" -- может быть соблазнительно и опасно.
И тут защита юродства, защита целомудрием юродства является сама собой понятной. Может быть, по существу, это если и не единственное, то самое правильное средство для точного разграничения подлинной обращенности к миру от соблазна соблазнять.
Во-вторых, -- другая сторона юродства, связанная с потребностями мира. Тут естественно стремление видеть перед собой не отвлеченного проповедника, знающего истину и с презрением вещающего о ней непосвященным, а человека, проникнутого любовью к тем, кто этой истины не знает. Образ омовения ног Христом, Учителем, Носителем Истины, -- есть вечный образ для всяческого учительства и проповедания истины. Может быть, это даже единственный открытый путь к сердцу мира.
Таким образом, в юродстве сталкиваются две потребности: потребность самого юродствующего подвижника не соблазнять мир своею личностью и потребность мира -- видеть в обратившемся к нему подвижнике не нечто далекое и чуждое, а "для всех все", -- перед которым и погордиться не стоит своими маленькими добродетелями, перед которым можно не стесняясь обнажить свое внутреннее убожество, свои духовные немощи, -- он, мол, свой брат, поймет, не осудит, не укорит своим фарисейским совершенством.
Оба эти свойства юродства с достаточной убедительностью указывают на обращенность этого подвига к миру.
Думается, что и историческое развитие юродства говорит нам о том же.
Перед нами остается еще один, до сих пор не разрешенный вопрос: отчего именно на Руси, в известный исторический период, как нигде и никогда, развилось юродство.
И если отнестись к юродству как к служению миру, то, может быть, ответ будет не так затруднителен.
Современная расцвету юродства Московская Русь была вся устремлена на такое религиозное делание в миру, одним из образов которого можно считать и юродство.
Москва эпохи Иоаннов, Москва, проникнутая идеей теократической, осуществляла и развивала свою государственность, стремясь обосновать ее как делание религиозное. Москва, -- третий Рим, -- совершенно отказывалась от каких бы то ни было задач, не поддающихся религиозному обоснованию. Не стоит сейчас входить в оценку правильности московских решений того времени. Для нас достаточно показать, что основными характерными чертами московской мысли являлись две: первая, -- это, обращаясь к делам мира, ввести их в общую систему религиозного делания, подвести их под церковный купол, а второе, -- обращаясь к делам веры, к духовному пути, -- пронзить им все мирские дела. Можно было бы формулировать московское умонастроение как стремление обосновать богопричастность мира и миропричастность Бога.
Если же это так, то совершенно ясным становится, что именно это умонастроение было наиболее благоприятным для раскрытий и развития подвига юродства, так же видящего свое религиозное духовное делание в миру и проходящего свой мирской путь во имя иных, духовных ценностей.
ПРИМЕЧАНИЯ
Впервые: Вестник РСХД. 1930. No 8-9. С. 3-13. Подпись: Е. Скобцова. Публикуется по этому изданию.
Тема юродства в агиографических работах Е.Ю. Скобцовой занимает особое место хотя бы потому, что позднее мать Мария и сама выбирает юродство как возможность перевести взгляд с себя как орудия Божия на самого Бога. В поздних статьях она осмысляет путь юродства как путь свободы. Так, в статье "Под знаком нашего времени" (1937) мать Мария пишет: "К этому безумию во Христе, к этому юродству во Христе зовет нас наша свобода. <...> И мы будем юродствовать, потому что мы знаем не только тяжесть этого пути, но и величайшее блаженство чувствовать на своих делах руку Божью" (ММ 2,1992. С. 260).
...Николай Кочанов... -- Блж. Николай Кочанов, Христа ради юродивый, новгородский чудотворец, умер в 1392 г., память 27 июля (9 августа). Кочановым прозван за то, что бросал кочан капусты вдогонку другому новгородскому юродивому, блж. Феодору. Похоронен в храме Св. вмч. Пантелеймона, переименованном потом в Николо-Кочановский. Память блж. Феодора, новгородского чудотворца, также умершего в 1392 г. и похороненного на торговой стороне, в часовне близ церкви Св. вмч. Георгия на Лубянице, празднуется 19 января (1 февраля).
Георгий блаженный. -- В "Описании о российских святых" блж. Георгий, Христа ради юродивый, новгородский чудотворец, упомянут вместе с Николаем Кочановым и Феодором; указано, что "время кончины и место погребения неизвестны. Память 3 ноября". См.: Описание о российских святых. С. 47.
Третья, более поздняя, написана неким Василием Тучковым. -- Тучков Василий Михайлович (?-1548), автор третьей редакции "Жития Михаила Клопского", писатель, сын московского боярина Михаила Васильевича Тучкова, входившего в число приближенных Василия III; общался с прп. Максимом Греком, но выступил со свидетельскими показаниями против него на церковном соборе.
Иаков блаженный... -- Прп. Иаков Боровицкий (Боровичский), Христа ради юродивый, новгородский чудотворец. Был убит громом ок. 1540 г. Льдина с его мощами приплыла к новгородскому селению Боровичи, и когда жители оттолкнули покойного, св. Иаков явился старейшинам во сне, после чего тело его было похоронено жителями, "осталось невредимым и прославилось чудесами" (Описание о российских святых. С. 48). Память 23 октября (5 ноября).
Псков: Николай (Салос). Ум. <в> 1576, память празднуется -- 28-П. Погребен под Троицким соборным храмом. -- Особенно известен блаженный Николай Салос (юродивый) тем, что, по преданию, во время похода опричного войска на Псков в 1570 г. укорил Иоанна Грозного и сумел предотвратить казни псковичей. См.: Описание о российских святых. С. 51.
Вологда: Василий блаженный, инок Спасо-Каменного монастыря. Ум. <в> 1472. Память празднуется 2-VIII. -- Блж. Василий Каменский (Спасо-Кубенский) был иноком Спасо-Каменского монастыря на острове Кубенского озера, близ Вологды. Память 2(15) августа.
Тотьма: Максим Тотемский. -- Ум. <в> 1650, память -- 16-1. -- Блж. Максим Тотемский, Христа ради юродивый, был священником в г. Тотьме, в течение 45 лет проходившим добровольный подвиг юродства; по смерти прославился многочисленными чудесами. Память 16 (29) января.
Андрей Тотемский -- Ум. <в> 1674, память -- 10-Х. -- Блж. Андрей Тотемский, Христа ради юродивый (1638-1673), крестьянского происхождения, скончался в возрасте 35 лет после 10 лет юродства, прославился пожизненными и посмертными чудесами. Память 10 (23) октября.
Устюг: Прокопий (Устюжский). -- Ум.<в> 1303. Память -- 8-VII. Житие и служба в списках XVI и XVII веков. -- Блж. Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, канонизирован Московским собором 1547 г. Память 8 (21) июля. К подробностям его жития автор еще вернется.
Иоанн (Устюжский). Ум. <в> 1494. Память -- 29-V. ЖитиеXVI века. -- Блж. Иоанн Устюжский, Христа ради юродивый, чудотворец. Нес подвиг юродства, уже при жизни был удостоен дара чудотворения. Память 29 мая (11 июня).
Леонтий, XV век, память 18 июня. -- Блж. Леонтий Устюжский, Христа ради юродивый. Входит в Собор Вологодских святых. Скончался после 1492 г. Память 18 (31) июля.
Каргополь: Иоанн Власатый. Ум. <в> 1622. -- "Иже бысть трудник в девичьем монастыре". -- О прп. Иоанне Власатом, Христа ради юродивом Каргопольском, см.: Описание о российских святых. С. 177 (оттуда и цитата).
Архангельск: Георгий, -- XV <век>... -- Блж. Георгий, Христа ради юродивый, шенкурский чудотворец. См.: Там же. С. 146. Память 23 апреля (6 мая). Нес подвиг юродства в г. Шенкурске, на р. Ваге.
...Захарий, -- XVI век. -- Блж. Захарий, Христа ради юродивый, "иже бысть во граде Шенкурском" (см.: Там же. С. 146).
Вятка: Прокопий Вятский, -- ум. <в> 1627. Память -- 21-ХП. -- О блж. Прокопии, Христа ради юродивом, вятском чудотворце, см.: Там же. С. 255-256.
Москва: Максим, -- 1433. 11-XI. -- О блж. Максиме, Христа ради юродивом, см.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Тип. Грачева и Ко, 1871. С. 245-246. Цитата приводится по примеч. на с. 246. См. также: Описание о российских святых. С. 72-73. Преставился не в 1433, а в 1434 г.
Иаков Блаженный. -- В "Хронологическом списке русских святых", приложении к книге графа М.В. Толстого "Рассказы из истории русской церкви" (М.: Университетская тип., 1870), упомянут св. блж. Иаков трудник, Христа ради юродивый Московский (XVI-XVII вв.).
Калуга: Лаврентий Калужский, --1515. -- О блж. Лаврентии, Христа ради юродивом, калужском чудотворце, см.: Описание о российских святых. С. 231. Жил близ Калуги при лесном храме в честь Рождества Христова. Из своей хижины он прокопал в церковь подземный ход и так мог слушать богослужение, никем не замеченный. Память 10 (23) августа.
Иоанн Власатый, -- 1580. -- О блж. Иоанне Власатом, Милостивом, Христа ради юродивом Ростовском, см.: Там же. С. 104. Память 3 (16) сентября (в день кончины) и 12 (25) ноября.
Стефан, -- 1592. -- В "Хронологическом списке русских святых" упомянут св. блж. Стефан, Христа ради юродивый Ростовский, умерший после 1592 г.
Суздаль: Афанасий, Киприан, Трофим. -- О блж. Трофиме и Киприане, Христа ради юродивых, суздальских чудотворцах (XVII в.), см.: Описание о российских святых. С. 212. В "Хронологическом списке русских святых" упомянут св. блж. Афанасий, Христа ради юродивый Ростовский (XVII в.).
Парфений -- XVI <век>. Известен по двум сочинениям: "Канон Архангелу Михаилу" и "Послание неизвестному противу Лютеров". -- В "Хронологическом списке русских святых" упомянут св. блж. Парфений, Христа ради юродивый Суздальский (XVI в.). Известен также Парфений Юродивый, суздальский писатель XVI в.
Переяславль. Корнилии --1699. Житие и канон написаны Дмитрием Ростовским. -- О прп. Корнилии, затворнике Борисоглебского монастыря, см.: Описание о российских святых. С. 89-90. Он прожил 30 лет в Переяславской обители свв. Бориса и Глеба, молчал и считался юродивым. Умер 22 июня 1693 г.
Ярославль: Илия, Иоиль. -- О блж. Илии, Христа ради юродивом Даниловском, Ярославском (XVII в.), см.: Там же. С. 111-112.
Юрьевец: Онуфрий, Симон, -- 1584. 4-XI. Житие составлено богоявленским игуменом Дионисием в XVI <веке>. -- В "Хронологическом списке русских святых" упомянут св. блж. Онуфрий, Христа ради юродивый Романовский, Ярославский. О блж. Симоне, Христа ради юродивом, юрьевецком чудотворце, см.: Описание о российских святых. С. 204-205.
Нам придется дальше говорить о житиях Исидора Ростовского, Михаила Клоп-ского, Прокопия Устюжского, Василия Московского и Иоанна Большого Колпака. Из них только первое Ключевский считает ценным и подлинным. -- См.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых... С. 280-281.
Ключевский Василий Осипович (1841-1911) -- историк, почетный академик (1908) Петербургской академии наук. Профессор Московского университета. Автор "Полного курса русской истории" (издавался с 1904 г., всего вышло четыре тома -- до времени правления Екатерины II). Стремился рассматривать историческое развитие общества в социально-экономическом плане, признавая при этом множественность равнозначных сил ("личность", "общество", "природа"), в различном сочетании определяющих в каждом отдельном случае своеобразие этапов истории.
О житии Михаила Клопского, вошедшем в Четьи Минеи и написанном Тучковым около 1542 г., Ключевский говорит, что исторического значения оно не имеет. Гораздоценнее первая редакция, более подробная, заключающая в себе его пророчества. -- См.: Там же. С. 232-235.
Ключевский считает также, что житие устюжского юродивого Прокопия плохо написано, имеет много хронологических противоречий. Подробный рассказ об огненной туче -- переделка светской повести XVI века, рассказ же о морозе, во всех подробностях, встречается в греческом житии Андрея Юродивого, и можно считать, что он списан оттуда. (Ключевский. Древнерусские жития святых, как исторический источник.) -- См.: Там же. С. 277.
Блж. Андрей, Христа ради юродивый Константинопольский, или Цареградский, славянин, живший в Константинополе в X в. и несший подвиг юродства. Память 2 (15) октября. Сподобился увидеть Богородицу, покрывшую молящихся Своим омофором, что позднее нашло отражение в празднике Покрова.
Исидор, Христа ради юродивый, ростовский чудотворец, умер в 1472 году. -- О блж. Исидоре Твердислове, Христа ради юродивом Ростовском, память 14 (27) мая, см.: Описание о российских святых. С. 102-103. Все цитаты из его жития приводится по Житиям святых из Четьи Минеи, месяц май. См., например: Жития Святых. Минея Четья. Месяц май. М.: Изд-во братства свт. Алексия, 1997. С. 373-375.
Следующее житие, -- Михаила Клопского. -- Прп. Михаил Клопский, Христа ради юродивый, умер ок. 1452-1456 г. Память 11 (24) января.
Рукопись этого жития относится к XVI веку и хранится в библиотеке Иосифова-Волоколамского монастыря. Она была напечатана в собрании Кушелева под редакцией Костомарова. -- См.: Повесть о Михаиле Клопском // Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко / под ред. Н. Костомарова. СПб.: Тип. П.А. Кулиша, 1862. Вып. 4. С. 36-51. Все цитаты приводятся по этому изданию.
Полное название: "Житие блаженного Михаила, порицаемого Салос, сирень Христа ради юродивого, в Клопской Троицкой Новгородской обители". -- Полный вариант названия: "Повесть о житии и отчасти чудес исповедание блаженнаго Михаила, нарицаемаго Салоса, сиречь Христа ради юродиваго, пожившаго блаженную свою жизнь во обители живоначальныя Троицы, еже глаголется Клопского, во области Великаго Новаграда".
Михаил появился в Клопском монастыре при игумене Феодосии, в княжение великого князя Василия Дмитриевича. -- Феодосии, игумен Клопского монастыря близ Новгорода, при нем там была построена каменная церковь Св. Троицы; в 1421-1423 гг. был архиепископом Новгородским.
Василий I Дмитриевич (1371-1425), сын Дмитрия Донского, великий князь Московский в 1389-1425 гг.
Вмонастыре говел изгнанный князь Константин Дмитриевич. -- Константин Дмитриевич (1389-1434), князь Углицкий (1427-1433), младший (восьмой) сын Дмитрия Донского. В 1419 г. поссорился со старшим братом, вел. кн. Василием Дмитриевичем, и бежал в Новгород, где прежде был наместником и где его хорошо приняли. В изгнании пробыл два года, в 1421 г. братья помирились.
"Чашу спасения прииму и имя Господне призову". -- См.: Пс 115:4.
Житие приводит и другой случай его прозорливости. К нему обратился Евфимий, впоследствии архиепископ. -- Речь идет о свт. Евфимий II, архиепископе, умершем в 1458 г. Память 11 (24) марта. В 1429 г. избран архиепископом Новгородским, но не был рукоположен и был хиротонисан только в 1434 г. в Смоленске (что и предсказывает ему прп. Михаил Клопский).
...по повелению самодержца и царя нашего Василия Васильевича. -- Василий II Васильевич Темный (1415-1462), великий князь Московский с 1425, сын Василия I Дмитриевича. В ходе борьбы за власть был ослеплен, почему и получил прозвище Темный.
Блаженный же Михаил изменился духом, пророчествуя, и яко Салос творящеся, исторг убрус из рук блаженнаго Евфимия и возложил на свою главу... -- Салос -- юродивый; убрус -- платок, полотенце.
Рассматривая это житие, собственно не знаешь, отчего церковь чтит Михаила Клопского как Христа ради юродивого. Для этого на протяжении 44 лет его пребывания в монастыре имеются лишь два факта. Сокрытие родства с княжеским родом и исторжение убруса из рук блаженного Евфимия. В остальном житии все время чувствуется скорее большая трезвость и человеческая рассудительность Михаила. -- Ср. с оценкой Г.П. Федотова: "Во всем этом нет настоящего юродства, но есть причудливость формы, поражавшая воображение. Предсказывая смерть Шемяке, он гладит его по голове, а обещая владыке Евфимию хиротонию в Литве, берет из рук его "ширинку" и возлагает ему на голову. За гробом игумена идет в сопровождении монастырского оленя, которого приманивает мохом из своих рук. Можно было бы сказать, что лишь общее уважение к юродству в Новгороде XV столетия сообщает нимб юродивого аскету и прозорливцу" (Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: ACT, 2003. С. 185-186).
Дальше: "Житие и подвиги святого преподобного Прокопия, иже Христа ради юродивого, устюжского чудотворца". -- См.: Житие преподобного Прокопия Устюжского. СПб.: Синодальная тип., 1893. Все цитаты приводятся по этому изданию.
...и мнишеским чином вельми украшено. -- Мнишеским -- монашеским; вельми -- весьма.
Так он дошел до Хутынского монастыря, где игуменом был Варлаам. -- Прп. Варлаам Хутынский, новгородский чудотворец (XII в.), был основателем и игуменом Спасо-Преоб-раженского Хутынского монастыря близ Великого Новгорода. Память 6 (19) ноября.
Тут он крестился, роздал имущество, "и сам оттоле приемлет юродственное Христа ради житие в буйство преложится по апостолу глаголющему: буяя мира сего жития избра Бог, да ся посрамит крепкая и премудрая мира сего держава". -- Ср. приведенную новозаветную цитату в синодальном переводе: "...но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное..." (1 Кор 1:27).
"От богатых же человек ничтоже приимаше потребных брашен". -- Брашно -- пища, еда.
Далее житие повествует "о великом зимнем мразе и о терпении блаженнаго Прокопия". -- Мраз -- мороз.
"Не имея у себя храмины, ни портища тепла, ни постели мягки, нирогозиницы ко употреблению тела, но токмо едину ризу раздранну", -- он пребывал на морозе. -- Вместо "ко употреблению тела" в источнике стоит: "ко упокоению тела". Храмина -- дом, жилище; портище -- кусок ткани определенного размера; рогозиница -- рогожа, плетеная циновка.
Сначала он рассказывал, как "на улицах града на гноищах и на сметищах валяхся, и Бога есмь лишен, и в боголишении своем грешен есмь". -- Сметище -- яма.
Иоанн, Большой Колпак. Умер в 1589. -- Блж. Иоанн Московский, Христа ради юродивый, по прозвищу Большой Колпак, умер в 1589 г. Прозвище получил за то, что носил на голове железный колпак (помимо вериг). Память 12 (25) июня и 3 (16) июля. См.: Кузнецов И.И., прот. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы // Записки Московского археологического института. М., 1910. Т. 8. С. 401-494. Цитаты приводятся по этому изданию.
Перебравшись из Ростова в Москву, носил вериги, огромное железное распятие, численицы. -- Численицы -- четки.
И наконец, более подробно остановлюсь на житии Василия Блаженного. Умер <в> 1551. Память празднуется 2-VIII. -- Блж. Василий, Христа ради юродивый, московский чудотворец (1468 или 1469 - 1551 или 1552 или 1557). Память 2 (15) августа. У матери Марии это один из самых любимых святых. Его образ она выводит в своей поздней итоговой поэме "Духов день" (1942), им навеян образ слепого Василия в мистерии "Анна".
Служба ему написана старцем Михаилом, монахом Соловецким. Рукопись переписана Иосифом игуменом Евфимием Турковым. Жития существуют в сорок одном списке. Полное житие его в литературном и историческом смысле мало интересно, заимствовано в подробностях из южнославянских, сербских источников. -- Мисаил (вторая половина XVI в.), старец Соловецкий, автор канона Василию Блаженному. Подписанный именем автора канон ("Творение старца Мисаила Соловецкого") был переписан Евфимием Турковым (в миру Турков Елеазар Иванович; ? - 1586 или 1587), игуменом Волоколамского (Иосифова) монастыря, духовным писателем.
По свидетельству Ключевского, оно очень скудно биографическим содержанием, но многословно и скорее похоже на похвальное слово. -- См.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых... С. 319.
Кроме того, известен единственный список другой редакции жития, -- собрание народных рассказов о блаженном. Оно перепечатано с комментариями в книге прот. И.И. Кузнецова, изданной в "Записках Московского археологического института" (т. 8). -- См.: Кузнецов И.И., прот. Святые блаженные Василий и Иоанн... С. 1-400. Цитаты приводятся по этому изданию.
Кузнецов Иоанн Иоаннович (1863 - после 1921), протоиерей московского Покровского и Василия Блаженного собора, церковный археолог и историк искусства; после 1917 г. был первым смотрителем музея Покровского собора.
В кондаке Василия Блаженного поется, что он хотел "убежать ловления лъстиваго миродержца"... -- Кондак, глас 4: "Духом Божиим водимь, преблаженне Василие, оттряс леей мирский мятеж, и жития треволнения возгнушался еси, и совлекся одеяний тленных и облекся в ризу безстрастия, убежал еси ловления льстиваго миродержца, и был еси странен во твоем языце, и паче земнаго богатства избрав богатство Небесное, увязл-ся еси венцем терпения. И ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога о творящих святую память твою, да зовем ти: радуйся, преблаженне Василие".
...что он следовал апостольским словам "не любите мира, ни того, что в мире". -- См.: 1 Ин 2: 15.
Любопытен отзыв о значении юродства, данный Флетчером в 1583 году, в год канонизации Василия Блаженного: "Блаженные, подобно пасквилям, указывают на недостатки знатных, о которых никто другой говорить не смеет". -- Флетчер Джильс (Джайлс) (1548? - 1611) -- английский поэт и дипломат; после пребывания в России в качества посла написал на основе своих наблюдений книгу о русском царстве того времени. См.: Флетчер Дж. О государстве русском. СПб.: Изд. Акц. о-ва типогр. дела в СПб., 1911. С. 144. Данную цитату приводит в своей книге "Святые Древней Руси", в главе "Юродивые", и Г.П. Федотов.
Еще интересно привести описание иконы Василия по "Подлиннику": он "наг, сед, курчеват, брада не величка, раздвоились космочки, власы истерхались". -- См.: Подлинник иконописный / под ред. А.И. Успенского. М.: СТ. Большаков, 1903. С. 125.
"Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых, -- сила Божия... Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе. Мы немощны, а вы крепки... Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне..." -- См.: 1 Кор 1:18 и 1 Кор 4:10,13.
Я его приведу целиком. -- См.: 1 Кор 1:18-2:7; 1 Кор 2:12; 1 Кор 3:18-19; 1 Кор 4:10-13.
Так, например, у Исаака Сирианина мы читаем: "Кто истинно смиренномудр, тот, будучи обижен, не возмущается <...> представлялись юродивыми, быв растворены Божественной солью и непоколебимы в своей тишине". -- См.: Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 58. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. С. 487-488.
Исаак Сириянин (Сирин) Ниневийский, прп. (VII в.) -- сирийский христианский писатель-аскет, монах-отшельник. Был возведен на епископскую кафедру Ниневии, но, удрученный нравами жителей города, оставил епископство и вернулся к отшельничеству. В конце жизни жил в монастыре Раббан-Шаббур, ослеп, и ученики записывали за ним наставления; творения его переведены на множество языков. В его "Словах подвижнических" традиционный для монашеской духовности аскетический психологизм сочетается с уникальным пониманием состояния просветленного созерцания как "возгорения сердца" о всей твари, даже о бесах, что выражается в молитвенном чаянии всеобщего спасения. Оказал влияние не только на монашескую традицию, но и на светскую культуру: в частности, на произведения Ф.М. Достоевского и русских религиозных мыслителей XIX-XX вв. Мысли Исаака Сирина были очень важны для матери Марии, которая неоднократно цитирует их в своих богословских сочинениях.
В книге о. Сергия Четверикова мы можем найти бесчисленные примеры такого юродства у оптинских старцев. -- См.: Четвериков С, прот. Оптина пустынь: Исторический очерк и личные воспоминания. Paris: YMCA-Press, 1926. Протоирей Сергий Четвериков (в миру Четвериков Сергей Иванович; 1867-1947), духовник РСХД (1928-1939) и настоятель движенческой церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Вот старец Леонид велит "вытолкать вон" купца, который не исполнил его наставлений. -- См.: Там же. С. 37. Речь идет о прп. Льве Оптинском -- иеромонахе о. Леониде (в миру Наголкин Лев Данилович; во схиме о. Лев; 1768-1841), положившем начало оптинскому старчеству. Память 11 (24) октября.
Он же грозно заявляет крутому и богатому помещику: "Вот идет остолопина смотреть грешного Леонида, -- а сам, шельма, семнадцать лет не был у исповеди". -- См.: Там же. С. 39-40.
Другой старец, Амвросий, встречает пришедшую к нему девушку: "А это что за великан стоит? Это Вера пришла смотреть на лицемера". -- См.: Там же. С. 67. Речь идет о прп. Амвросии Оптинском (в миру Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иеросхимонахе и оптинском старце, ставшем прообразом старца Зосимы в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы". Память 11 (24) октября, 27 июня (10 июля), 10 (23) октября.
Образ омовения ног Христом, Учителем, Носителем Истины, -- есть вечный образ для всяческого учительства и проповедания истины. -- См.: Ин 13:1-15.
Москва, -- третий Рим, -- совершенно отказывалась от каких бы то ни было задач, не поддающихся религиозному обоснованию. Не стоит сейчас входить в оценку правильности московских решений того времени. -- Об идее "Москвы -- Рима" см. примеч. на с. 612. Здесь Е.Ю. Скобцова лишь пунктирно отмечает тот ряд идей, которому уделяет пристальное внимание в работах, вошедших в настоящем издании в раздел "Мыслители: философские очерки".