Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
ПЛЕМЯ НЕЗНАКОМОЕ
Одним из решающих факторов в определении нашего завтрашнего дня является общая духовная структура молодого поколения, которое скоро будет призвано к творению новой жизни.
Духовная структура молодежи, -- как бы питательный бульон, способствующий росту одних идей и совершенно заглушающий другие.
Знать его свойства, -- значит иметь некоторый ключ к уразумению дальнейшего хода истории.
И не идеи сами по себе, не основные лозунги и принципы всегда кладут грань между отцами и детьми, а разница в их духовной структуре, которая способствует различному восприятию одних и тех же идей.
Каждое поколение имеет как бы свою специфическую окраску, которая почти принудительно охватывает большинство его членов.
И если до 1905-1906 года молодежь в общей своей массе психологически принудительно раскрыла в себе общественный инстинкт, была исключительно чутка к вопросам общей пользы, имела пафос свободы и представляла из себя питательный бульон для роста социальных идей, -- то последующее до войны десятилетие характеризуется совершенно иной психологической структурой молодежи. Тут выступает на первый план начало индивидуалистическое, восприятие мира утончается, эстетический критерий отменяет "общую пользу".
До сих пор мы чувствуем результат этой смены психологических пластов поколений. Ведь характерно, что во всех партиях сейчас почти нет активных деятелей от 25 до 35 лет. Можно найти ученых, писателей и поэтов этого возраста, но частый вид общественников падает на возраст более старший, -- главным образом это люди от 40 до 50 лет, -- то есть молодежь 1905 года.
Этому явлению может быть много объяснений. Но не в них сейчас дело. А дело в констатировании факта. Дело в том, что университеты, до 1905 года насчитывающие большое количество студентов-общественников и партийных работников, -- с известного времени не находили подходящих кандидатов в совет старост, но давали целую плеяду молодых поэтов, знатоков искусства и т.д.
И внутренний облик, и внешний вид молодежи претерпевал коренное изменение.
В новом поколении старые идеи не давали никакого всхода, лишались своей заразительности, не рождали энтузиазма. Они уступали место новым идеям, действующим совершенно неотразимо в данной психологической среде.
Не в объяснениях дело, и даже не в сравнительной оценке явлений. Факт надо в данном случае принять как таковой.
На наших глазах прошел еще один рекрутский набор молодежи. И о нем можно говорить как об историческом явлении, уже миновавшем.
Любопытны все стадии его психологического развития, и еще любопытнее, что эти стадии протекали почти одинаково по обе стороны фронта Гражданской войны.
Я разумею молодежь военно-коммунистическую и галлиполийскую.
Первоначальная стадия, -- пафос некоторой элементарной гражданственности. Определенная активность и одержимость точно обозначенными и несложными лозунгами. Иными словами, в области идеологической полное отсутствие утонченности и изысканности, полное отсутствие потребности в научном уточнении своих положений. Вся жизненная сила направлена на физическое воплощение известных принципов. Герой, -- не тот, кто умнее, более сведущ или талантлив, а тот, -- кто наиболее активен в стремлении к воплощению своего лозунга.
В дальнейшей стадии, в период некоторого ущерба и изживания данной психологии, она выродилась в известный псевдореализм и псевдопрактицизм. Как внутрирусская, коммунистическая молодежь, так и молодежь эмигрантская, -- по преимуществу галлиполийская, -- чрезмерно упростив свои лозунги, но не сделав их, по существу, более легко воплотимыми, -- именно благодаря этому внешнему упрощению почувствовала себя более реалистической, чем предыдущее поколение.
На этой основе, -- некоторое презрение к знанию, которое все усложняет, на этой основе, -- рост эмоциональности за счет интеллектуальности, на этой основе, наконец, -- рост самомнения и самоутверждения.
В сущности данная психологическая структура в области тактики и вообще всякого жизненного выявления неизбежно должна вести к тому, что может быть названо вспышкопускательством.
Обманчивая упрощенность лозунгов и напряженная устремленность к их воплощению, к активности, -- внутри России создает тип комсомольца-антирелигиозника, сознающего себя поджигателем мирового пожара и удивительно легко, с кондачка, кладущего на обе лопатки все идеи и достижения мировой мысли.
Такова же психология и эмигрантского вспышкопускательства, мечтающего одним выстрелом "угробить" советскую власть и одним высочайшим Манифестом перекроить заново всю Россию.
Но, по существу, эта психология или уже изжита, или изживается, как в России, так и в эмиграции.
Выступает на сцену новый призыв молодежи, гораздо более усложненный и идеологически лучше снаряженный.
Не касаясь внутреннего содержания этого идеологического груза, конечно совершенно различного по обе стороны русской границы, мы можем все же попытаться наметить, -- угадать, -- что для этого "племени незнакомого" "звучит", а что "не звучит".
Для некоторых предположений, которые можно сделать, есть вполне точные основания. Другие являются еще недостаточно проверенными гипотезами. Некоторые выводы могут быть сделаны путем дедукции, другие эмпирически наблюдаются.
Как бы то ни было, вопрос о психологической структуре русских деятелей завтрашнего дня сам по себе так важен, что некоторая недостаточность выводов не должна мешать его постановке.
Прежде всего одно основное и предварительное замечание. Никакие старые определения, -- правый, левый, демократ, либерал, консерватор, реставратор и т.д. -- в точном смысле этих слов не могут быть применимы к новому поколению.
Тут все смещено и никаким сочетаниям удивляться не приходится.
Можно встретить комсомольца с консервативнейшим стремлением к культу быта. Можно встретить монархиста с жаждой максималистических революционных утверждений. Можно встретить человека, считающего себя коммунистом, а в действительности мечтающего о широком народоправстве. И другого, -- легитимиста, -- признающего большинство завоеваний Октябрьской революции.
И беседуя с человеком, принадлежащим к этому грядущему поколению, до конца беседы не знаешь, кто он, -- революционер или контрреволюционер, крайний новатор или реставратор, советчик или черносотенец.
В этих терминах тут ничего не определить, потому что перестройка психики нового поколения дошла до самого фундамента.
Но в другой плоскости есть определения достаточно общие.
Новое поколение, во-первых, насквозь эмоционально. Никакой статистикой, никакой логикой его убедить нельзя. Оно вообще не убеждаемо, а заражаемо определенными идеями.
Во-вторых, -- оно до конца романтично. Это значит, что весь его пафос обращен на прошлое или на будущее.
Если прошлое, -- то уж, во всяком случае, до Петра Великого, -- Московская Русь, а то и Чингисхан. Если будущее, то никак не меньше чем прыжок из царства необходимости в царство свободы.
И это не значит, что Чингисхан культивируется только в эмиграции, а будущее блаженство человечества -- в СССР.
И там и тут это сочетается в различных пропорциях. В России сейчас процветает повышенный интерес к этнографии, к быту, к старине, существуют одежды рынд в войсках и т.д. И наоборот, в эмиграции говорится о невозможности возврата к дореволюционному периоду и проповедуется самое пламенное новаторство. Лишь бы не настоящее, лишь бы не мелкобуржуазный, мещанский идеал современности.
Третье, -- это максималистичность молодежи. Да оно и немудрено. Люди, воочию видевшие, как перекраивалась карта Европы, как падали короны с голов венценосцев, как рушились великие империи и, наконец, как в полгода русская монархическая самодержавная власть была заменена властью народных комиссаров, эти люди не могут чувствовать медлительности и трудности исторического процесса.
Ведь если все эти события произошли менее чем в десять лет, то отчего бы новая перекройка Европы, новые изменения в облике государств, новые революции и свержения не могли бы произойти в следующие десять лет.
Поэтому, -- если человек хочет возврата к Московской Руси, то ведь ему приходится зачеркивать не двухсотлетний Петровский период, уже зачеркнутый, -- а всего-навсего десятилетний период коммунистического владычества. И Чингисхана не так трудно воплотить, потому что, по существу, его приход к власти не более неожидан, чем приход Ленина.
А социальная революция? Да разве не стояла она у порога русской действительности? Еще одно усилие, -- и она будет осуществлена.
Вот, собственно, основное и уже выявившееся в психологическом типе современной молодежи.
Выводы делать, -- еще рано. Но учесть, какие идеи могут расти на этом питательном бульоне, а какие неизбежно обречены захиреть, -- не только можно, но необходимо.
ПРИМЕЧАНИЯ
Источник: авторизованная маш., со следами авторской правки, б.д. Подпись: Е. Скобцова (ГАРФ. Ф. 5878. Оп. 1. No 360, из архивных материалов газеты "Дни"). Публикуется впервые.
Доклад на собеседовании "О современной молодежи", прочитанный 25 декабря 1927 г. на собрании РСХД на бульваре Монпарнас, 10, под председательством Г.П. Федотова, в рамках кружка "Изучение России" (см. в Приложении 2 статью E.H. Федотовой с подробным описанием этого собрания). Кроме Е.Ю. Скобцовой с докладами также выступили И.А. Лаговский и проф. В.В. Зеньковский.
Название статьи отсылает к пушкинскому образу "племени младого, незнакомого" из стихотворения "Вновь я посетил..." (1835).
Я разумею молодежь военно-коммунистическую и галлиполийскую. -- Военный коммунизм -- название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918-1921 гг. во время Гражданской войны. Его основные элементы: ликвидация частных банков и конфискация вкладов, национализация промышленности, монополия внешней торговли, принудительная трудовая повинность, продовольственная диктатура (продразверстки). Молодежь, выросшую в условиях военного коммунизм, автор и называет военно-коммунистической.
Под галлиполийской молодежью, или галлиполийцами, подразумеваются участники так называемого галлиполийского сидения -- периода сохранения регулярных частей белой Русской армии ген. П.Н. Врангеля (преимущественно I армейского корпуса ген. А.П. Кутепова) после эвакуации из Крыма в ноябре 1920 г. Части были рассредоточены в районе турецкого города Гелиболу (Галлиполи) и сохраняли боеспособность до мая 1923 г.
...сознающего себя поджигателем мирового пожара... -- Скрытая цитата из поэмы А. Блока "Двенадцать", слова красноармейцев: "Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем, / Мировой пожар в крови -- / Господи благослови!"
...существуют одежды рынд в войсках... -- Рында -- оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России XVI-XVII вв. Рынды сопровождали царя в походах и поездках. Во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах (белого цвета, расшитых серебром) по обе стороны трона с бердышами на плечах.