Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
МАСОНСКИЕ И МИСТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ ВРЕМЕН АЛЕКСАНДРА I
ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ
Реформа Петра расколола русское общество и вырыла пропасть между вновь образовавшейся интеллигенцией и старыми религиозными и культурными традициями русской истории. Этот новый интеллигентский класс оказался без корней в русском прошлом и в конце концов не имел также прочной культурной связи с Западом. Этим объясняется подавляющее отсутствие творчества в первой половине XVIII столетия, зависимость русской мысли во всех областях от мысли западной, притом зависимость чисто подражательная, не перерабатывающая органически западного материала.
И если это явление дает себя знать в областях культуры, то с особой остротой и определенностью оно чувствуется в отношении петровской интеллигенции к Церкви. В этот период Церковь почти не играет никакой роли в формировании сознания. Она является немым бюрократическим аппаратом для регулирования религиозных дел темного народа, звеном в сложной государственной системе, подчиненным интересам и задачам целого, но отнюдь не чем-либо самодовлеющим. Может быть, никогда, даже в периоды страстного отрицания Церкви в среде русской интеллигенции, ее значение не было более умалено, чем в этот послепетровский период.
И если у высшего культурного слоя и возникали религиозные интересы, то как-то само собой разумелось, что разрешение сомнений в этой области и нахождение путей можно искать где угодно, только не в Православной церкви, -- этом ведомстве духовных дел, бюрократическом Синоде, идущем на поводу у государства и не могущем удовлетворить духовных запросов мыслящих людей.
Но собственно в этот период мы не замечаем еще даже и этих религиозных поисков на иных не церковных путях. Наоборот -- мы видим, как, постепенно приближаясь к веку Екатерины, русская мысль все более и более рационализируется, как просветительные идеи все более и более укореняются, становятся органическим элементом русского законодательства, русских нравов, некоторой обязательной философией, декларируемой самим правительством.
Екатерина, друг Вольтера и Дидро, философ на троне, была, быть может, наиболее характерным явлением XVIII века и по личным своим свойствам и по влиянию окружающей среды, она ярко <нрзб.> научно-мистически-просветительные тенденции того времени. Ей была чужда не только какая-либо религиозность, -- она в своих писаниях ни разу не пользовалась ни одним образом, ни одним символом. Только логика, только рационалистические построения, лишенные всякой плоти, вполне исчерпывают ее творчество.
Таким образом, ее время можно характеризовать так: с одной стороны, просветительные, рационалистические тенденции власти и высшего культурного слоя, с другой, -- <нрзб.> не подающая признаков подлинной жизни и подлинного духовного напряжения Православная церковь.
И на этом фоне беспомощные поиски религиозной и мистической мысли. Эта религиозная мысль с неизбежностью отталкивалась от рационалистического просвещения петербургского двора. И с такой же почти неизбежностью она не притягивалась Православной церковью, находившейся в наиболее тяжелом и темном периоде своего существования.
Религиозная мысль искала удовлетворения в других источниках, -- на Западе. И это было легко главным образом и по некоторым формальным причинам. Подлинная религиозность на Западе в этот период стояла в резкой оппозиции к просветительной философии, -- с одной стороны, -- с другой же, -- рвала всякую связь с официальной Католической церковью и стремилась к утверждению некоторых новых духовных ценностей, некоторой "внутренней" Церкви, открытию тайны последней мудрости, тайны внутреннего человека.
Таким образом, в каких-то общих чертах эти западные поиски были близки русским исканиям. Первым течением, имевшим значительное влияние на русское общество, -- было франкмасонство.
Франкмасонство возникло первоначально в Шотландии в начале XVIII века. Легенда приписывает ему гораздо более древнее происхождение. Говорят о его зависимости от египетских и халдейских мудрецов, утверждают, что основателем масонства был первоначально Хирам, строитель храма Соломонова, в дальнейшем его связывают с орденом тамплиеров, приписывают ему хранение тайны Каббалы, средневековой алхимической мудрости. Но по всем данным все эти утверждения являются стремлением придать масонскому ордену более веса и значительности, и время его зарождения падает на 20-е годы XVIII столетия.
Правда, в дальнейшем масонство впитало в себя всевозможные и часто противоречивые влияния и к концу века представляло собою явление какого-то крайнего оккультного эклектизма. Но первоначальная идея масонства, в том виде, как оно существовало в Шотландии, совершенно лишена этих черт. Это был союз людей, стремящихся к духовной работе над собой на основе христианского учения.
Первоначальное шотландское масонство обладало лишь тремя степенями, так называемыми символическими или <нрзб.>. В дальнейшем эта масонская линия все время боролась против привнесения в масонство иных тенденций, выражавшихся по преимуществу в учреждении <нрзб.> степеней, якобы раскрывавших тайну истинного ведения.
Очень быстро масонство расчленилось на множество различных направлений. Так что говорить об единой масонской идее даже в то время не представляется никакой возможности.
Дальше я перейду к некоторой характеристике отдельных разветвлений масонства, а сейчас, для того, чтобы ввести в мир масонских представлений и доказать свою мысль о крайнем эклектизме масонства, опишу некоторые символические обряды его и <нрзб.>, вложенные в эту символику.
Центральная легенда масонства о Хираме, строителе храма Соломонова, такова: перед концом постройки храма Хирам во время осмотра постройки был убит тремя мастерами, хотевшими выведать у него тайное слово его мастерства. Сначала они спрятали его тело в мусор и только в полночь вынесли за пределы храма и закопали. Соломон, взволнованный исчезновением Хирама, велел другим мастерам его искать. Один из них во время поисков наткнулся на свежеразрытую землю, позвал другого, они разрыли землю и увидали мертвое тело Хирама. Когда компаньон взял его за руку, то кожа сошла с руки, и он воскликнул: "Мак <бенах>", -- что стало потом одним из тайных слов масонства. Чтобы вытащить тело Хирама из могилы <нрзб.>, ему пришлось опуститься на дно ее, лечь на Хирама так, что рука приходилась на руке, нога на ноге, щека против щеки и т.д., и он поднял тело, проведя одну руку снизу под его спину. Соломон похоронил Хирама в святая святых, и, чтобы удовлетворить этих компаньонов, Соломон создал в масонстве степени мастеров, -- в память Хирама. Макбе<нах> стало тайным словом мастера.
Посвящаемые в эту степень символически изображали поиски Хирама. Мастер <нрзб.> прикосновениями мастера поднимал посвящаемого и т.д.
В дальнейшем на основе развития той же легенды были созданы высшие градусы или степени, носящие уже характерно эклектические черты.
Вскоре после погребения Хирама Соломон решил найти и наказать его убийц. Девять мастеров разыскали их в пещерах и принесли Соломону три их головы. Соломон дал им за это степени избранных, élu {Избранных (фр.).}. Обряд приема в эту степень был очень сложен: ложа изображала кабинет Соломона, в ней горело 9 светильников. Старший мастер, в короне, изображал Соломона, его помощник -- Тирского <царя>. Обряд приема был разделен на пять актов. Сначала царь Тирский требовал, чтобы Соломон отомстил за Хирама. Братья кричали: "Месть, месть". Раздавался стук, и входил неизвестный (посвящаемый), руки у него были в крови, его обвиняли в убийстве Хирама. В другой комнате сидела кукла с отрубленной головой и т.д. -- изображавшая убийцу Хирама.
Слово этой степени было: "Некам" -- месть, и т.д. Дальше следовали рыцарские степени, рыцарь меча или рыцарь Востока. Ложа должна была изображать дворец Кира в Вавилоне. Были декорации дворца, залы и т.д. Кандидат изображал главу пленных евреев Зоровавеля.
Я не буду перечислять и описывать всех обрядов масонства. Сказанного достаточно, чтобы определить ту атмосферу <нрзб.>, в которой жили масоны.
Перейду теперь к характеристике отдельных разветвлений масонства.
Уже раньше я говорила, что самая старая ветка его, -- шотландское масонство, было наименее притязательное в смысле окружения себя декорациями. Основные его принципы определялись стремлением к самоусовершенствованию, широкой терпимостью в пределах христианских исповеданий и братской помощью. В шотландское масонство принимались лица всех христианских вероисповеданий, но не могли вступить ни евреи, ни магометане. Следующим видоизменением масонства было привнесение в него высших ступеней и введение тамплиерства -- теория, связывающая масонство с орденом тамплиеров, поставивших себе целью воссоздать храм в Иерусалиме. Это направление родилось во Франции и стремилось дать масонству аристократически-дворянский характер, -- характер союза избранных. Отсюда родилась система Строгого наблюдения, распространившаяся потом в Германии и главным образом в Швеции.
Тамплиерство претерпело еще некоторые изменения под влиянием, как ни странно, -- <нрзб.> -- это было учреждение тамплиерского <нрзб.>.
Тамплиерская система <нрзб.> Рейхеля.
Мартинизм. "О заблуждениях и истине". Мир -- эманация божественного слова, -- в гностическом смысле. Эманацией объясняется мир духов. Вселенная и человек оживотворяются одним общим принципом, из которого эманизируют спиритуальные силы. Низшие силы управляют материальной природой, -- высшие, -- умственной жизнью человека. Человек должен стремиться к непосредственному слиянию с высшими силами. Этим достигается знание тайны и Божества. "Каким образом люди, знающие сладость разума и духа, могут хотя на минуту заниматься материей". (Елагин и <новиковский> кружок.)
Розенкрейцерство. <нрзб.> на масонство, вводивший новые степени, якобы раскрывающие масонскую тайну. Валентин Андреэ. Общество, основанное Христианом Розенкрейцем. Христос <нрзб.> Римской империи. Литература теософии, алхимии и магии. <Теоретический?> градус. Магический клерикат неизвестных начальников.
Иллюминаты. По происхождению, -- результат тех же стремлений к общественной нравственной деятельности, как и масоны. Только вместо мистики и <нрзб.> тенденций они хотели служить свободе мысли и просвещению. Основатель и диктатор, -- Вестгаупт, -- тактика <нрзб.> и иезуитов, но направленная к пропаганде просветительской философии.
Вот какого рода влияния и тенденции нахлынули на Россию с середины XVIII века. Надо сказать, что преломлялись они в сознании русского масонства довольно своеобразно и не все имело у них одинаковый успех. Кроме того, как правило, надо заметить, что русское масонство ни в одном направлении не доходило так далеко, как его западные учителя, и поэтому разница между различными линиями в масонстве в России очень сглаживалась.
Общая характеристика русского масонства может быть исчерпана стремлением к самоусовершенствованию, конечно на основе христианства и даже, пожалуй, православного вероучения, дальше стремлением к истинному, -- не рационалистическому, а духовно-православному просвещению и к внедрению этого просвещения в широкие круги этого общества, посредством организации школ, типографий и пр.
История русского масонства по преданию начинается с времен Петра Великого, который якобы привез первый масонский устав из-за границы.
В елизаветинское время русское масонство было уже довольно сильно. В этот период вступил в масонскую ложу один из главных деятелей масонства, -- Елагин, -- впоследствии великий провинциальный мастер русских лож.
Главное развитие русского масонства падает на время Екатерины. Тогда петербургская ложа Счастливого согласия получила признание берлинской ложи Трех глобусов.
В 1750-1760 годах в России начинают появляться и высшие степени. Тамплиерская система. Елагин получил из Англии патент на достоинство великого провинциального мастера, и ложи называли себя ложами Слабого наблюдения.
К началу 70-х годов тамплиерская система из недр добра, вводимая Рейхелем.
Новиков примкнул не к елагинским, а к рейхельским ложам.
Около 75 года елагинские и рейхелевские ложи были объединены в Великую национальную или провинциальную ложу. Елагин, Панин, Мелиссино. Соединилось 12 лож.
По существу, Елагин не успел <нрзб.> систем.
1777 год. Переговоры части рус<ских> масонов с Шведской великой ложей.
Чего искал Новиков в масонстве? Это видно из ответа барона Рейхеля (196. Пыпин, Масонство). Потом Шварц ввел его в розенкрейцер<ы>.
Издания Новикова -- тройного свойства.
I. Творения христианской философии и книги аскетические. Василий Великий, Иоанн Златоуст, <Григорий Назианзин,> Дионисий Ареопагит, Иустин-философ, блаж. Августин, <Лактанций, Ансельм,> Фома Кемпийский, Димитрий Ростовский, Феофан Прокоп<ович>, архиеп. Платон, "Потерянный рай", -- Мильтона (235. П. мае).
II. Собственно масонские книги.
III. Розенкрейцерство и алхимическая фантастика. Основной пункт нови-ковского миросозерцания (256. мае. П).
Для характеристики внутреннего содержания рус<ского> масонства я приведу следующие цитаты из Лопухина, -- О внутренней Церкви -- (207, <нрзб.> Новиков, 208. -- 50 Нов.).
Мистик Арндт (215, 50 <год?> о Новик<ове>) и также еще 217. Лопухин и еще.
Об отношении к православию -- 217.
Кл. ордена 218.
Масонские монархисты.
Заключение арх<иепископа> Платона о религиозных убеждениях Новикова: "Как перед Престолом Божиим, так и перед престолом твоим, Всемилостивейшая Государыня Императрица, я одолжаюсь по совести и сану моему донести тебе, что молю Всемогущего Бога, чтобы не только в словесной пастве Богом и Тобою, Всемилостивейшая Государыня, мне вверенной, но и во всем мире, были христиане таковые, как Новиков".
Связь с Павлом.
Любопытно к новиковскому настроению у московск<ого> главнокомандующего кн<язя> Прозоровского (415 стр. 5-я).
Новиковым и его процессом завершается первый, -- Екатерининский, -- период русского масонства. В его характеристике очень трудно разграничить специфические черты русские от западных, влиявших на него.
Но и в дальнейшем, -- в Александровский период, -- западные влияния остаются в той же силе. Собственно, к масонству, по существу, его легализация ничего не прибавила по сравнению с Екатерининским периодом. Тут является лишь одна чрезвычайно любопытная черта, -- введение масонства в систему русской государственности. (381. Пом.) Вообще же александровское масонство является уже не единичным течением русской мистической мысли. Весь век Александра пронизан самыми разнообразными мистическими школами и исканиями. К характеристике некоторых из этих направлений мы и перейдем.
Библейское общество
Начало Общества 1812 год. Утверждение всеподданнейшего доклада главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий Голицына. Проект Библейского общества. Цель -- распространение Библии на иностранных языках. Первое собрание -- <нрзб.>. В первый же год было открыто 6 отделений, собрано 76 т<ысяч> рублей и т.д. Возникновение мысли о русском переводе по инициативе Александра. Школы для бедных. Ланкастерская система. За 10 лет издательская деятельность дала 104 издания на 29 языках в числе 507 100 экземпляров.
Конец Общества -- 24 год, с отстранением Голицына. Связь деятельности Общества с отношением к нему власти.
Британское общество -- религиозно-человеколюбивых стремлений на пользу просвещения народных масс и с полной веротерпимостью. Миссионерский характер трудов Общества.
Состав русского комитета ручался за его благонамеренность.
Религиозные трактаты: переводные кн<ягини> Мещерско<й> и друг<ие>.
К Библейскому обществу примкнула и литература, продолжающая масонскую мистику: "Сионский вестник" Лабзина и "Друг юношества" <нрзб.>, переводы Ю<нга->Штиллинга, Эккартсгаузена, Иоанн Масон, Арндт, Фома Кемпийский, г<оспо>жа Гю<й>он -- "Таинство Креста" и т.д. Влияние на Александра Крюденер, квакеров. Секта пробужденных, -- гернгутеров. Пробуждение к новой возвышенной, внутренней религиозности. Их глава пастор Госснер. В России ученики Новикова, Лабзин, -- мистическое толкование Библии.
Александр молился с квакерами, Голицын тоже. Князь Ливен, -- был настоящим гернгутером. Хлыстовство Татариновой.
Крайний мистицизм проник в политику и восстановил против себя широкие круги русского общества. Но с Библейским обществом успешнее боролись приверженцы старины. Они вопили о низвержении веры и о революции. Аракчеев, Фотий.
В части духовенства, -- сочувствие мистическому, выводящее духовенство из прежней схоластики.
Повод к гонению на кн<язя> Голицына и на Библейское общество. Издательская деятельность Лабзина. Противопоставление внутренней и внешней Церкви. "Победная повесть" -- Юнга-Штиллинга толкование Апокалипсиса.
Первое столкновение в отношении к терпимости (181) -- Юнг-Штиллинг.
В 1818 году книга Станевича "Беседа на гробе младенца о бессмертии души", -- опровержение мистиков. Из-за нее гонение на Иннокентия. Отзыв Голицына на эту книгу очень характерен (185). Выдержки из книги (187) и дальше. Союз Аракчеева, митр<ополита> Серафима, Фотия и Магницкого.
Обличение Фотием Голицына.
В 1823 году книга Госснера: "Дух жизни и учение Иисуса Христа".
Митрополит Серафим у Александра обличает. Двойственность в настроении Александра: личный мистицизм. Боязнь революции.
М.Н.П. -- Шишков, искореняет ереси. Разрешение к печатанию "Беседы на гробе младенца" Станевича. Шишков восстал против "Перекладки Священного Писания с высокого и важного языка на простонародное наречие", -- что является "сильнейшим орудием революционных замыслов".
Запрещение катехизиса Филарета, потому что в нем молитвы на русском языке.
Гонение на Библейское общество.
Секта духоносцев Евлампия Котельникова, объявившая Православную церковь -- антихристовой, Александра -- избранным мужем, которому надлежит ввести правильную веру.
Рассмотрение вредных книг.
Закрытие Библейского общества уже при Николае.
Влияние г<оспо>жи Крюденер, урожденной Фитингоф. Литературная и светская слава "Валерия".
Обращение. Влияние гернгутеров.
Юнг-Штиллинг жил в Карлсруэ. Небесный Иерусалим. Восстановление чистого христианства. "Победная повесть", -- толкование на Апокалипсис.
Хилиазм. Тысячелетняя Церковь. 1836 год.
У Крюденер отсюда ощущение посланничества и предвещательности. Стиль Крюденер -- (325 <нрзб.>) 328.
В Карлсруэ беседа с императрицей Елизавет<ой> Алексеевной. Встретилась на пути с Александром в действующую армию около Гейдельберга.
Александр был склонен к внушениям <пиет>истов и мистиков. Искал внутреннюю Церковь.
Беседа с Штиллингом. 341.
Беседа с квакерами.
Встречи с Крюденер в Париже, ее влияние на образование Св<ященного> союза.
Охлаждение к Крюденер. Ее странничество в Швейцарию. Компрометация Свящ<енного> союза.
Россия 1818 года. Смерть в Крыму.
Общение с квакерами 410.
Это и была единственная встреча.
* * *
Вот очень суммарный перечень тех своеобразных мистических влияний, которые проявились в царствование Александра I. Самое для них характерное, -- это поиски истинного духовного пути, поиски внутренней Церкви, напряженность мистицизма, широкая веротерпимость, или скорее даже безразличие ко всем существующим церквам, воспринимаемым как внешние, наружные.
Первая волна религиозных исканий Нового времени в России, таким образом, почти не связывалась с православием. Представители Церкви или стояли в стороне, или принадлежали к противоположным лагерям по отношению к мистицизму.
Если искать наиболее характерную фигуру в русской интеллигенции того времени, через душу которой проходили разнообразные влияния и которая целиком была захвачена напряженностью мистических исканий, то с неизбежностью необходимо остановиться на духовном облике самого императора Александра.
Конечно, не только официально, но и по существу он чувствовал себя православным, но вместе с тем -- в его сознании это совершенно не противоречило разговору с Штиллингом, молитвам с квакерами, с Крюденер и т.д.
С одной стороны, исступленный фанатик архимандрит Фотий, а с другой, Штиллинг и квакер Аллен.
Эти противоречия легко примирялись в его душе, потому что он был представителем изначального хаотического состояния русской религиозной мысли. Все влияния были смешаны и не дифференцированы. Не намечалось никакой определенной линии в поисках религиозной правды. Собственно, это не давало ни одного ответа, а ставило лишь бесчисленное количество вопросов.
И если среди этих вопросов пытаться выделить центральный, наиболее настойчиво обращенный к последующим деятелям русской религиозной мысли, то он, пожалуй, будет: Как найти синтез Церкви внутреннего и внешнего? На каком принципе соединить пламенные и настойчивые поиски религиозного духа отдельных людей с истиной, пребывающей в окостенении, замороженной <нрзб.>, Православной церкви.
Эпоха Александра, -- является лишь предтечей религиозно-творческой эпохи XIX века.
В этом ее сила, и этим объясняется ее напряжение. Но в этом же, конечно, и ее слабость, -- ни одного ответа она не дала и не могла дать.
* * *
Карпов: Искание потерянного рая <нрзб.> -- не подлинность оккультных традиций. Отрицание первородного греха. Не символичность, а аллегоричность. Алхимия в моральном аспекте.
Бердяев: Значение масонства в России. -- Трагизм культурного слоя в Петровскую эпоху. Самоорганизация общества. Кризис Церкви. Внутреннее и внешнее через просветительное значение масонства. Ошибка Боголюбова о мартинистах, как происшедших от st. Martin. Революционность иллюминатства. Поиски истинного масонства. Соединение с православием. Александр -- интеллигент на троне. Интерконфессионалист. Мистическое протестантство.
ПРИМЕЧАНИЯ
Источник: рук. копия, рукой С.Б. Пиленко, б.д. Подпись (той же рукой): ММ. (Арх. С.В.М.). Публикуется впервые.
26 ноября 1928 г. Е.Ю. Скобцовой был прочитан доклад "Масоно-мистические течения в эпоху Александра I" в РСХД, на семинаре по изучению истории русской религиозной мысли XIX в. под руководством H.A. Бердяева (см.: Русское зарубежье. Хроника научной, культурной и общественной жизни. 1920-1940. Франция / под ред. Л.А. Мнухина. М.: ЭКСМО, 1995. Т. 1: 1920-1929. С. 497).
Текст представляет собой, по всей видимости, подготовительные черновые записи доклада -- местами довольно схематичные, так как автор, видимо, намеревался подробнее изложить свои мысли устно. В конце текста также упомянуты реплики, прозвучавшие во время обсуждения доклада.
Места, обозначенные в тексте как <нрзб.>, отмечены в источнике многоточиями -- очевидно, переписчик не смог их расшифровать.
Екатерина, друг Вольтера и Дидро, философ на троне, была, быть может, наиболее характерным явлением XVIII века... -- Екатерина II состояла в переписке с французскими философами-просветителями Вольтером (наст. фам. и имя Аруэ Франсуа-Мари; 1694-1778) и Д. Дидро.
...утверждают, что основателем масонства был первоначально Хирам, строитель храма Соломонова... -- Масонская легенда, которую автор далее подробно излагает в тексте, отсылает к библейскому мастеру Хираму-Авию, присланному царем Тирским (тоже Хирамом) Соломону на строительство храма (2 Пар 2:13).
...в дальнейшем его связывают с орденом тамплиеров, приписывают ему хранение тайны Каббалы... -- Орден тамплиеров -- духовно-рыцарский католический орден "храмовников", или Рыцарей храма Соломона, созданный в Святой земле в 1119 г. после I крестового похода.
Каббала -- мистическое эзотерическое течение в иудаизме, стремящееся постигнуть скрытый смысл Торы.
..."Мак <бенах>", -- что стало потом одним из тайных слов масонства. -- "Мак бенах" -- ритуальный возглас при переходе на ступень мастера; по всей видимости, связан с искажением какого-то древнееврейского выражения (разные источники отсылают здесь к разным вариантам).
Слово этой степени было: "Некам" -- месть, и т.д. -- От евр. "месть": мщение призывалось на убийц Хирама.
Ложа должна была изображать дворец Кира в Вавилоне. Были декорации дворца, залы и т.д. Кандидат изображал главу пленных евреев Зоровавеля. -- Зоровавель (VI в. до н. э.) -- предводитель первого отряда иудеев, возвратившихся из Вавилонского плена в Иерусалим, из рода Давидова; в Библии упоминается также под своим вавилонским именем Шешбацар; персидский царь Кир II (правил в 559-530 до н. э.) назначил его обла-стеначальником Иудеи; начал строительство второго Храма. См.: 1 Езд; 2 Езд; 1 Пар 3:19.
Тамплиерская система <...> Рейхеля. -- О тамплиерах см.: Пыпин А.Н. Русское масонство. XVIII и первая четверть XIX века. Пг.: Огни, 1916. С. 108-110. В настоящее время сведения о тамплиерах, предложенные А.Н. Пыпиным, устарели и научной ценности уже не представляют.
Рейхель П.-Б. (1729-1791) -- немецкий барон, переехавший в Россию, учредил в Петербурге ложу "Аполлон" циннендорфской системы, или системы Слабого наблюдения, соперничавшей с елагинской системой. См.: Там же. С. 119-124.
Мартинизм. "О заблуждениях и истине". -- Мартинизм -- эзотерическое учение, восходящее к французскому мистику Луи Клоду де Сен-Мартену (1743-1803); его книга "О заблуждениях и истине" (1775) получила широкое распространение среди русских масонов. См.: Там же. С. 210-218.
"Каким образом люди, знающие сладость разума и духа, могут хотя на минуту заниматься материей". (Елагин и <новиковский> кружок.) -- Елагин Иван Перфильевич (1725-1794) -- историк и государственный деятель; ввел в России масонскую систему Строгого наблюдения. О ложах елагинской системы см.: Там же. С. 124-151.
Новиков Николай Иванович (1744-1818) -- просветитель, педагог, журналист, издатель и общественный деятель. За активную издательскую деятельность и независимые взгляды по указу Екатерины II был арестован и тайно заключен в Шлиссельбургскую крепость, освобожден Павлом I. Принадлежал к масонству, из елагинской системы перешел в рейхелевскую. О новиковском кружке см.: Там же. С. 312-331 (гл. XIV "Конец новиковского кружка").
Розенкрейцерство. <...> на масонство, вводивший новые степени, якобы раскрывающие масонскую тайну. Валентин Андреэ. Общество, основанное Христианом Ро-зенкрейцем. -- Андреэ Иоганн Валентин (1586-1654) -- немецкий лютеранский теолог и писатель, положивший начало литературе розенкрейцеров. Христиан Розенкрейц -- персонаж его книги, молодой дворянин XIV в., якобы отправившийся в Святую землю и по возвращении основавший братство Розы и Креста. См.: Там же. С. 218-232.
<Теоретический?> градус. -- В оригинале стоит: ворегический градус; скорее всего, текст здесь был неверно расшифрован переписчиком. В русском масонстве конца XVIII в. "теоретический градус" представлял собой переходную ступень, подводившую к высшим розенкрейцерским степеням.
Магический клерикат неизвестных начальников. -- Систему клериката ввел в русское масонство доктор И. Штарк (1741-1816), проповедовавший, что тайны ордена тамплиеров были унаследованы не светскими людьми, а католическим духовенством. См.: Пыпин А.Н. Русское масонство... С. 111-117.
Иллюминаты. <...> Основатель и диктатор, -- Вестгаупт... -- Вейстгаупт Адам (1748-1830) -- баварский философ, профессор права, основатель Ордена иллюминатов -- тайного общества "просвещенных". См.: Там же. С. 295-312.
Панин Петр Иванович (1721-1789) -- генерал-аншеф, командовавший подавлением пугачевского бунта; один из видных масонских деятелей. В 1776 г. был избран заместителем И.П. Елагина, способствовал введению в России шведской масонской системы.
Мелиссино Петр Иванович (1726-1797) -- генерал от артиллерии. Занимал видное положение в среде петербургских масонов, создал свою собственную масонскую систему. О системе Мелиссино см.: Там же. С. 118-119.
Шварц, -- розенкрейцер, филантроп, любитель просвещения. -- Шварц Иоанн Георг (1751-1784) -- профессор философии, глава московских розенкрейцеров, друг Н.И. Новикова. H.A. Бердяев так его характеризовал: "Наиболее философским масоном был Шварц, он был, может быть, первым в России философствующим человеком" (Бердяев H.A. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века. Париж: YMCA-Press, 1946. С. 21).
Чего искал Новиков в масонстве? Это видно из ответа барона Рейхеля (196. Пыпин, Масонство). -- См.: Пыпин А.Н. Русское масонство... С. 196. Вопрос Новикова и ответ Рейхеля касаются нравственных идеалов и подлинного духовного поиска, а также неполитических целей истинного масонства.
Творения христианской философии и книги аскетические. Василий Великий, Иоанн Златоуст, <Григорий Назианзин,> Дионисий Ареопагит, Иустин-философ, блаж. Августин, <Лактанций, Ансельм,> Фома Кемпийский, Димитрий Ростовский, Феофан Прокоп<ович>, архиеп. Платон, "Потерянный рай", -- Мильтона (235. П. мае). -- Список книг, изданных типографией Новикова, приводится по: Там же. С. 235.
Дионисий Ареопагит, или Псевдо-Дионисий (V или начало VI в.) -- автор мистико-богословских трактатов, написанных от лица свщмч. Дионисия Ареопагита, где развивается учение о катафатическом (положительном) и апофатическом (отрицательном) способах богопознания.
Иустин Философ, или Иустин Мученик, св. (ок. 100 -- ок. 165) -- раннехристианский апологет.
Августин Блаженный, Аврелий (354-430) -- христианский мыслитель, писатель, один из крупнейших представителей латинской патристики.
Лактанций Луций Целий Фирмиан (ок. 250 -- ок. 325) -- христианский философ, писатель, апологет.
Ансельм Кентерберийский, св. (1033-1109) -- средневековый философ, католический богослов, считается "отцом" западной схоластики.
Фома Кемпийский (ок. 1379 -- 1471) -- немецкий католический писатель, предполагаемый автор известного трактата "О подражании Христу".
Феофан Прокопович (1681-1736) -- архиепископ Новгородский, церковный и политический деятель, писатель, сподвижник Петра I, был первым вице-президентом Синода.
Платон (в миру Лёвшин Петр Георгиевич; 1737-1812) -- архиепископ Московский, церковный писатель и проповедник.
Мильтон Джон (1608-1674) -- английский поэт и мыслитель, автор эпической поэмы "Потерянный рай" (1667).
Основной пункт новиковского миросозерцания (256. мас. П). -- См.: Пыпин А.Н. Русское масонство... С. 256.
Для характеристики внутреннего содержания рус<ского> масонства я приведу следующие цитаты из Лопухина, -- О внутренней Церкви... -- Лопухин Иван Владимирович (1756-1816) -- государственный деятель, мыслитель, публицист, издатель, мемуарист, один из видных представителей русского масонства. Входил в новиковский кружок, был одним из участников и руководителей новиковской типографии. К числу наиболее известных произведений И.В. Лопухина относится его книга "Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели" (1798).
Мистик Арндт... -- Арндт Иоганн (1555-1621) -- немецкий лютеранский богослов и религиозный писатель. Широкую известность получила его книга "Об истинном христианстве" (1605).
Об отношении к православию -- 217. -- См.: Пыпин А.Н. Русское масонство... С. 233-234.
Заключение арх<иепископа> Платона о религиозных убеждениях Новикова: "Как перед Престолом Божиим, так и перед престолом твоим, Всемилостивейшая Государыня Императрица, я одолжаюсь по совести и сану моему донести тебе, что молю Всемогущего Бога, чтобы не только в словесной пастве Богом и Тобою, Всемилостивейшая Государыня, мне вверенной, но и во всем мире, были христиане таковые, как Новиков". -- Архиепископу Платону (Лёвшину) Екатерина II поручила рассмотреть взгляды Н.И. Новикова на предмет их соответствия догматам православной веры, положительный ответ архиеп. Платона получил широкую известность. См., например: Лонгинов М.Н. Новиков и Шварц. Материалы для истории русской литературы в конце XVIII в. // Русский вестник. 1857. Т. 11. С. 567.
Любопытно к новиковскому настроению у московск<ого> главнокомандующего кн<язя> Прозоровского... -- Именно по приказу московского главнокомандующего генерал-фельдмаршала Александра Александровича Прозоровского (1732-1809) Н.И. Новиков был в 1792 г. арестован.
Начало Общества 1812 год. Утверждение всеподданнейшего доклада главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий Голицына. Проект Библейского общества. Цель -- распространение Библии на иностранных языках. Первое собрание... -- Кн. Александр Николаевич Голицын (1773-1844), в 1803-1816 гг. исполнявший должность обер-прокурора, а в 1816-1824 гг. ставший министром просвещения, был первым президентом Российского библейского общества.
Ланкастерская система. -- Система взаимного обучения по Джозефу Ланкастеру (1778-1838), когда старшие ученики обучают младших.
Религиозные трактаты: переводные кн<ягини> Мещерско<й> и друг<ие>. -- Речь идет о кн. Софье Сергеевне Мещерской (урожд. Всеволожская; 1775-1848), дружившей с A.C. Пушкиным, писательнице и переводчице, издававшей для Библейского общества книги и брошюры религиозного содержания: большей частью, это был перевод английских изданий, но были и собственные, анонимно изданные труды кн. Мещерской, например, "Разговоры матери с детьми о духовных предметах" (1817) и др.
К Библейскому обществу примкнула и литература, продолжающая масонскую мистику: "Сионский вестник" Лабзина и "Друг юношества" <нрзб.>, переводы Ю<нга->Штиллинга, Эккартсгаузена, Иоанн Масон... -- В 1806-1807 гг. журнал "Сионский вестник" издавал под псевдонимом Феопемпта Мисаилова известный деятель русского масонства, издатель, переводчик Александр Федорович Лабзин (1766-1825).
"Друг юношества" -- журнал религиозно-мистической направленности, издавался в Москве в 1807-1815 гг. М.И. Невзоровым.
Юнг-Штиллинг Иоганн Генрих (1740-1817) -- немецкий протестантский писатель, чьи мистические сочинения пользовались большой популярностью в масонских кругах и у членов Библейского общества.
Эккартсгаузен Карл (1752-1803) -- немецкий писатель, автор множества книг религиозно-мистического и алхимического характера; часто переводился на русский язык и был очень популярен среди русского масонства эпохи Александра I.
Масон Иоанн (Мейсон Джон; 1706-1763) -- английский розенкрейцер, автор ставшей популярной у русских масонов книги "Познание самого себя" (1783).
...г<оспо>жа Гю<й>он -- "Таинство Креста" и т.д. -- Мадам Гюйон (наст. фам. и имя Гюйон Жанна-Мария; 1648-1717) -- французская мистическая писательница, представительница квиетизма.
Книга "Таинство Креста Иисус-Христова и членов его" (СПб., 1814; пер. с фр.) была популярна у масонов; написана в 1732 г., авторство приписывалось некоему Дузетану.
Влияние на Александра Крюденер, квакеров. -- О В.Ю. фон Крюденер см. примеч. на с. 636. См. также: Пыпин А.Н. Исследования и статьи по эпохе Александра I: Т. 1-3. Пг.: Огни, 1916. Т. 1: Религиозные движения при Александре I. С. 295-395 (гл. II "Г-жа Крюднер"), 397-418 (гл. III "Император Александр I и квакеры").
Секта пробужденных, -- гернгутеров. Пробуждение к новой возвышенной, внутренней религиозности. Их глава пастор Госснер. -- Гернгутерами называли последователей Я. Гуса; одним из отдаленных отголосков гусизма стало движение "пробужденных". О немецком пасторе Иоганне Евангелисте Госснере (1773-1858), его книгах и проповедях, приезде в Россию и о "деле Госснера" см.: Там же. С. 202-222. См. также: Кондаков Ю.Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века. СПб., 2005. С. 252-308 (гл. "Дело Госснера").
Князь Ливен, -- был настоящим гернгутером. -- Имеется ввиду Светлейший князь Карл Андреевич Ливен (1767-1844), генерал от инфантерии, в 1828-1833 гг. министр народного просвещения Российской империи. См.: Пыпин А.Н. Исследования и статьи... С. 138.
Хлыстовство Татариновой. -- Татаринова Екатерина Филипповна (урожд. Буксгевден; 1783-1856) -- основательница и вдохновительница "духовного союза", перенявшего у сект хлыстов и скопцов обряд "радений" как способ "обретения дара пророчества". См.: Там же. С. 138-139.
Но с Библейским обществом успешнее боролись приверженцы старины. Они вопили о низвержении веры и о революции. Аракчеев, Фотий. -- Об A.A. Аракчееве см. примеч. на с. 621.
Одним из яростных обличителей мистицизма и противников Библейского общества был и архим. Фотий (в миру Спасский Петр Никитич; 1792-1838), настоятель новгородского Юрьева монастыря. Именно Фотию посвящена пушкинская эпиграмма "Полуфанатик, полуплут..." (1824).
"Победная повесть" -- Юнга-Штиллинга толкование Апокалипсиса. -- "Победная повесть, или Торжество веры христианской" И.Г. Юнга-Штиллинга (1799; рус. пер. с нем. А.Ф. Лабзина вышел в 1815 г.) представляет собой толкования Апокалипсиса, написанные после французской революции, наведшей немецкого мистика на мысли о скором конце света и тысячелетнем царстве.
Первое столкновение в отношении к терпимости (181) -- Юнг-Штиллинг. -- См.: Пыпин А.Н. Исследования и статьи... С. 181 (где речь идет о первых нападках на Библейское общество в связи с "Победной повестью" И.Г. Юнга-Штиллинга).
В 1818 году книга Станевича "Беседа на гробе младенца о бессмертии души", -- опровержение мистиков. Из-за нее гонение на Иннокентия. -- Имеется в виду книга писателя Евстафия Ивановича Станевича (1775-1835) "Беседа на гробе младенца о бессмертии души, только тогда утешительном, когда истина оного утверждается на точном учении веры и Церкви" (СПб., 1818) с резкой критикой мистицизма. Поскольку в тот период такая критика шла вразрез с мистической настроенностью Александра I, пострадал цензор, пропустивший эту книгу, ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии Иннокентий (в миру Смирнов Иларион Дмитриевич; 1784-1819), который был за это переведен в провинцию и назначен епископом в Пензу, где вскоре скончался. Книга была конфискована, автор выслан из Петербурга. В 1825 г., когда религиозная политика Александра I изменилась, книга была разрешена к печати.
Отзыв Голицына на эту книгу очень характерен (185). Выдержки из книги (187)... -- См.: Пыпин А.Н. Исследования и статьи... С. 185,187.
Союз Аракчеева, митр<ополита> Серафима, Фотия и Магницкого. -- См.: Там же. С.192-222.
Серафим (в миру Глаголевский Стефан Васильевич; 1757-1843) -- митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстляндский и Финляндский; в мае 1834 г. был избран председателем Библейского общества, а уже в декабре того же года представил Александру I доклад о связи общества с мистико-масонскими лжеучениями и о необходимости его закрытия.
Магницкий Михаил Леонтьевич (1778-1855) -- чиновник-обскурантист, посредственный литератор; был вице-губернатором в Воронеже, гражданским губернатором в Симбирске, членом Главного правления училищ; будучи попечителем Казанского учебного округа, проводил крайне реакционную политику в Казанском университете и растратил казенные деньги. Активно выступал против масонов (вплоть до доносов на них), способствовал отставке А.Н. Голицына с поста министра просвещения.
В 1823 году книга Госснера: "Дух жизни и учение Иисуса Христа". -- Именно книга И.Е. Госснера "Дух жизни и учения Иисуса Христа в Новом Завете", готовившаяся к печати в 1823 г., стала основным поводом для решительной критики и отставки кн. А.Н. Голицына.
М.Н.П. -- Шишков, искореняет ереси. -- Под "М.Н.П." имеется в виду Министерство народного просвещения. В результате победы антиголицынской партии в мае 1824 г. кн. Голицын был отстранен от должности, а возглавляемое им Министерство духовных дел и народного просвещения было расформировано и распалось на три ведомства (как это было до 1817 г.): на Министерство народного просвещения, Главное управление духовных дел православного исповедания Святейшего синода и Главное управление духовных дел иностранных исповеданий. Министром народного просвещения стал Александр Семенович Шишков (1754-1841), адмирал, литератор; отличался крайне консервативными взглядами, выступил инициатором издания охранительного цензурного устава 1826 г. При нем начались гонения на Библейское общество, ужесточение цензуры, препятствования изданию книг. Шишков возражал против перевода Писания с церковнославянского на русский язык: в 1820-м издание Библии на русском языке было прервано.
Запрещение катехизиса Филарета, потому что в нем молитвы на русском языке. -- О митр. Московском Филарете (Дроздове) см. примеч. на с. 682. Он был активным членом Библейского общества, возглавлял комиссию по переводу Библии на русский язык, сам перевел Евангелие от Иоанна. В 1823 г. составил краткий и пространный катехизисы, в которых все цитаты из Священного Писания приводились на русском языке, что и вызвало недовольство Шишкова: выход катехизиса был временно приостановлен.
Секта духоносцев Евлампия Котельникова... -- Секта духоносцев была основана донским казаком Евлампием Никифоровичем Котельниковым (ок. 1775 -- ок. 1855). См.: Пыпин А.Н. Исследования и статьи... С. 419-458 (гл. IV "Библейская секта двадцатых годов").
Закрытие Библейского общества уже при Николае. -- В апреле 1826 г. Николай I (1796-1855) своим указом запретил деятельность общества "впредь до Высочайшего соизволения".
Литературная и светская слава "Валерия". -- "Валерия" (1803) -- любовно-сентиментальный роман, написанный госпожой Крюденер по-французски еще до ее религиозного обращения и вызвавший у публики определенный интерес.
Хилиазм. Тысячелетняя Церковь. -- Хилиазм -- учение о тысячелетнем земном Царствии Христа, основанное на Откр 20: 2-6.
Стиль Крюденер -- (325 <нрзб.>) 328. -- См.: Пыпин А.Н. Исследования и статьи... С. 325, 328.
В Карлсруэ беседа с императрицей Елизавет<ой> Алексеевной. Встретилась на пути с Александром в действующую армию около Гейдельберга. -- Сначала госпожа Крюденер завязала знакомство с русской императрицей Елизаветой Алексеевной (1779-1826), супругой Александра I, через посредничество фрейлины императрицы P.C. Стурдза. В письмах к этой фрейлине Крюденер упоминала свои предсказания об Александре I, чем и заинтересовала императора: встреча с ним произошла в 1815 г., когда он ехал из Вены в армию.
Александр был склонен к внушениям <пиет>истов и мистиков. Искал внутреннюю Церковь. -- См.: Пыпин А.Н. Исследования и статьи... С. 340-341.
Беседа с Штиллингом. 341. -- См.: Там же. С. 341. С И.Г. Юнгом-Штиллингом Александр I встретился в 1814 г. у герцога Баденского.
Встречи с Крюденер в Париже, ее влияние на образование Св<ященного> союза. Охлаждение к Крюденер. Ее странничество в Швейцарию. -- После дорожного знакомства император пригласил госпожу Крюденер в Париж, где часто беседовал с ней. Она считается одной из вдохновительниц идеи Священного союза -- подписанного в 1815 г. после победы над Наполеоном союза России, Пруссии и Австрии, задуманного Александром I как союз христианских государей ради мира в Европе. В 1816-1817 гг. Крюденер жила в Швейцарии, где ее проповеди, собиравшие множество народа, стали причиной ее высылок из разных кантонов Швейцарии. Постепенно Александр I охладел к ее идеям.
Россия 1818 года. Смерть в Крыму. -- В 1818 г. Крюденер переехала в Россию, поселилась в Лифляндии. Умерла во время путешествия в Крым в 1824 г.
Общение с квакерами 410. -- См.: Пыпин А.Н. Исследования и статьи... С. 410.
...и квакер Аллен. -- Аллен Уильям (1770-1843) -- англичанин, профессор химии и филантроп. См.: Там же. С. 403-417.
Карпов: Искание потерянного рая... -- Отсюда, начинается, видимо, краткий конспект прений по докладу: среди участников упомянуты H.A. Бердяев и Андрей Федорович Карпов (1902-1937), философ, выпускник Сорбонны, занимавшийся древнегреческой философией, и в частности Платоном, член РСХД, постоянный участник семинара H.A. Бердяева.
Ошибка Боголюбова о мартинистах... -- См.: Боголюбов В. Н.И. Новиков и его время. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1916. Боголюбов Василий Алексеевич (1871-?) -- писатель, историк, литературный критик.