Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна
Церковь и свобода

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева, Е.Ю.)
   Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
   Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
   

ЦЕРКОВЬ И СВОБОДА

   Прежде, чем отвечать на статью "Последних новостей" -- "Свободомыслие и традиция", мне бы хотелось предложить автору этой и предыдущей статьи несколько изменить базу спора, несколько углубить вопрос и перевести его в иную плоскость. У меня есть повод обращаться с такой просьбой: в области полемики о новых идеологиях автор передовых "Последних новостей" охотно перешел на более углубленное толкование вопроса и оставил его периферию. Этим оправдывается моя надежда, что и в данной полемике мы можем сделать то же самое.
   Оговорюсь: я совершенно не хочу переносить эту полемику в глубину мистических толкований основных положений веры. Я согласна оставаться при употреблении тех оружий, которые привычны моим оппонентам, но я хотела бы исключить из спора некоторую очень относительно ценную злободневность и политичность вопросов, имеющих гораздо более сложные корни, чем "светская рука", к которой могло бы обратиться "Возрождение" "в старой России", чем ссылка на людей, отрицающих прогрессивность свободомыслия, от которых пришлось бы защищать меня представителям "Последних новостей".
   Все это довольно известно, а потому вводит в существенный спор подробности не принципиального характера, излишне затемняющие суть дела.
   Я уверена, что имею право рассчитывать на такое углубление спора.
   И еще одно предварительное замечание: я защищала не "традиционную веру" как таковую, -- а лишь объективную возможность сознательно "прийти в церковь и подчиниться ее догматам и иерархии" со стороны людей, свободно ищущих истину. Другими словами, то, что представляется со стороны воплощением лишь традиционной веры, изнутри может и должно быть воплощением объективно и свободно найденной истины.
   Теперь по существу.
   Любопытно, как встретились две традиции в понимании этого существа церковного состояния людей. Я бы сказала, -- традиция синодально-официозная и традиция -- либерально-вольнодумная. "Светская рука" и полицейский донос и тою и другою традицией принимается как нечто существенное в объективном содержании понятия "церковь". Вот где он откликнулся, -- указ об учреждении Святейшего синода, во главе которого надо поставить "из офицеров доброго человека, который бы смелость имел и синодское дело знал". Последствия двухсотлетнего паралича, несомненно, сказываются в этих старых навыках мышленья.
   Но думаю, что если сослаться на первоисточники, если вспомнить закланных тельцов при возвращении блудного сына, если вспомнить пастыря, ушедшего искать одну заблудшую овцу и оставившего на это время стадо, -- то станет ясным, насколько для церкви акт свободного уверования ценнее, чем традиционная вера.
   И не надо быть ни кальвинистом, ни сектантом, чтобы утверждать, что эмпирической церковью все понятие церкви не исчерпывается. Для этого достаточно быть православным.
   И история Православной церкви знает бесконечный ряд случаев, когда эмпирическая церковь находилась в явном антагонизме со всем объемом понятия "церковь".
   Так было во времена Афанасия Великого, почти единолично несшего на своих плечах православие против всей эмпирической церкви, так было во времена Максима Исповедника, оказавшегося также единственным блюстителем православия против всей эмпирической церкви.
   Я не устанавливаю "реформаторских положений", так как в своих утверждениях не иду дальше Хомякова, -- общепризнанного авторитета в области православного толкования понятия "церковь".
   Если бы православие признавало бы всегда то, что эмпирически побеждает на церковной поверхности, то в последнее время был момент, когда эта эмпирическая победа находилась в руках обновленцев, и, значит, надо было бы их считать правильными выразителями церковного сознания.
   На самом же деле сейчас является уже историческим фактом, что подлинное церковное представительство было за гонимым, оказавшимся в меньшинстве и почти бессильным патриархом Тихоном. В этом отношении его положение было подобно положению Афанасия Великого и Максима Исповедника.
   Более того, -- трудный вопрос о послании митрополита Сергия в конечном счете разрешим не тем, как и какое эмпирическое большинство признает его, а тем, как оно сочетается с объективной правдой всего объема Православной церкви.
   Таким образом, известная доля свободомыслия, -- свободного решения, -- не только не может быть отрицаема в православии, а является непосредственным и неотменяемым долгом православного человека.
   И вместе с тем подчинение догматам и иерархии? -- Да, и в этом нет никакого противоречия.
   Разрешите мне несколько схематично изложить, так сказать, типичный процесс прихождения в "традиционную" церковь.
   Тем или иным путем некий X. приходит к утверждению своей веры во Христа. Раскрывая сущность этой веры, он убеждается, что она заключена в утверждении Христа как Богочеловека, принявшего на себя грехи мира, искупившего их крестной смертью, воскресшего и вознесшегося на небеса и оставившего верующим, -- церкви, -- свои заповеди.
   Единое человеческое начало, соединенное во Христе с началом божественным, приобретает для верующего значение Богочеловечества, -- церкви.
   Далее, -- церковь, заключая в себе полноту и святость божественного откровения (вот он -- авторитет), -- неразрывно связана со всегда несовершенным, всегда подвижным, всегда имеющимся началом человеческим (свободомыслие). Всякое приписывание полноты и неподвижной святости элементу человеческому, входящему в церковь (закостенение церкви), -- есть искажение ее сущности. Точно так же всякое умаление полноты и святости божественного начала в церкви (ереси Реформации), -- есть искажение ее сущности.
   Из этой схемы наглядно явствует, насколько необходимо полное напряжение свободы и свободного творчества в том, кто подчинился церковным догматам и церковной иерархии.
   Ни в какую непогрешимость единоличного папы или коллектива иерархов Православная церковь не верит.
   Таково объективное и, смею думать, не еретическое толкование понятия "церковь".
   Если же мы будем говорить о ее эмпирической истории, то опять-таки совершенно неизбежно ждать в ней больших и существенных уклонений и ошибок, так как в церкви пребывает и определяет ее эмпирический путь прегрешающий человеческий элемент.
   И тут надо искать объяснения тому, что многим процесс секуляризации мысли и быта кажется процессом объективно прогрессивным.
   В период церковных соборов он бы таким никому не показался, потому что тогда церковь сочетала в себе божественное начало с высшим напряжением эллинской мудрости. Но последующее время, -- время за-костенения церкви, -- Средневековье, -- остановило приток новых человеческих творческих достижений в церковь и этим определило относительную прогрессивность секуляризирующего процесса гуманизма.
   Правильно понятая современная задача церкви, конечно, не заключается в уходе истории назад в закостенелое Средневековье. Она не должна лежать и в борьбе с секуляризированной человеческой мыслью.
   Она, -- в синтетическом усвоении и преображении этой мысли.
   В газетной статье по необходимости приходится чрезмерно схематизировать и упрощать свои утверждения. Но мне кажется, что такое толкование церковно-исторического процесса вполне обосновывает ранее мной заявленный протест против утверждения обязательной прогрессивности всякой секуляризации.
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Источник: авторизованная маш., со следами авторской правки, б.д. Подпись (автограф): Е. Скобцова (ГАРФ. Ф. 5878. Оп. 1. No 356, из архивных материалов газеты "Дни"). Первоначальный вариант названия: Свобода и секуляризация. Публикуется впервые.
   Статья продолжает начатую статьей "Дело личной совести" газетную дискуссию о соотношении свободы и религии, о свободе в Церкви.
   Прежде, нем отвечать на статью "Последних новостей" -- "Свободомыслие и традиция", мне бы хотелось предложить автору этой и предыдущей статьи... -- См.: Б.п. Свободомыслие и традиция // ПН. 1928. 19 февр. No 2524. С. 1. Автор статьи обращает внимание на искренность оппонента, побуждающую его откликнуться; затем, разграничив свободомыслие как метод и мировоззрение как результат применения метода, настаивает на том, что такой результат исключает те мировоззрения, которые основаны не на подобном же свободомыслии, а на "традиции". Сама Е.Ю. Скобцова (с которой и ведется дискуссия), как напоминает автор передовицы "Последних новостей", согласна, что "только по традиции верить нельзя", но ее мысль об эмпирической церкви, предполагающая наличие какой-то еще "невидимой" церкви, доказывает лишь тот факт, что "свободомыслие есть метод, который уже применяется самой госпожой Скобцовой", а это "легко может вовлечь ее в ересь", а в прошлом могло навлечь на нее гонения, от которых как бы "Последним новостям" и не пришлось тогда ее защищать.
   ...в области полемики о новых идеологиях автор передовых "Последних новостей" охотно перешел на более углубленное толкование вопроса и оставил его периферию. -- См. предыдущий виток газетной полемики Е.Ю. Скобцовой с "Последними новостями", в частности: Б.п. Ни правое, ни левое // ПН. 1928. 5 февр. No 2510. С. 1.
   ..."светская рука", к которой могло бы обратиться "Возрождение" "в старой России"... -- См.: "И мы не сомневаемся, что, ведись этот разговор в старой России, "Возрождение" не ограничилось бы неудачной иронией, а стало бы призывать против нас к "светской руке"" (Б.п. Свободомыслие и традиция. С. 1).
   ...если вспомнить закланных тельцов при возвращении блудного сына... -- См.: Лк 15:11-32.
   ...если вспомнить пастыря, ушедшего искать одну заблудшую овцу и оставившего на это время стадо... -- См.: Мф 18:12-14 и Лк 15: 3-7.
   Я не устанавливаю "реформаторских положений", так как в своих утверждениях не иду дальше Хомякова, -- общепризнанного авторитета в области православного толкования понятия "церковь". -- См. выше очерк Е.Ю. Скобцовой "А. Хомяков" и примеч. к нему. A.C. Хомяков в своей статье "Церковь одна" четко различает земную, видимую церковь и всю полноту церкви.
   ...то в последнее время был момент, когда эта эмпирическая победа находилась в руках обновленцев <...> подлинное церковное представительство было за гонимым, оказавшимся в меньшинстве и почти бессильным патриархом Тихоном. -- Подробнее о признании обновленчества советской властью и тяжелом положении при этой власти церкви, верной патриарху Тихону, см. примеч. на с. 667.
   ...трудный вопрос о послании митрополита Сергия... -- О Декларации митр. Сергия (Страгородского), или Декларации 1927 г., см. примеч. на с. 682.
   ...умаление полноты и святости божественного начала в церкви (ереси Реформации), -- есть искажение ее сущности. -- Одной из идей Реформации стало учение о том, что человек для спасения своей души не нуждается в посредничестве церкви (в католическом ее понимании), для спасения важны лишь личная вера во Христа и чтение Священного Писания.
   Из этой схемы наглядно явствует, насколько необходимо полное напряжение свободы и свободного творчества в том, кто подчинился церковным догматам и церковной иерархии. -- Тема творчества и его непосредственной связи с человеческой свободой и со свободой церкви, затрагиваемая в этой статье, -- одна из центральных тем в богословском наследии матери Марии. См., например, ее статьи "В поисках синтеза" и "Истоки творчества" (ММ 2, 1992. С. 117-154).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru