Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна
Русское студенческое христианское движение

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева, Е.Ю.)
   Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
   Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
   

РУССКОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

   В хронике повременной печати все чаще появляются объявления, озаглавленные "В Р.С.Х.Д.". То это сообщения о докладах, то программа предстоящих занятий с детьми, то сведения о намеченных семинарах. Все объявления кончаются примечанием, что за справками надо обращаться по адресу: 10, бульвар Монпарнас.
   Вместе с тем широким кругам читателей мало известно, что представляет из себя это PCX.Д., -- 10, бульвар Монпарнас.
   Вот уже пять лет как существует Русское студенческое христианское движение за рубежом. Возникшее первоначально по инициативе большой группы молодежи, оно стало быстро расти и распространяться по всем странам русского рассеяния. В настоящее время Движение существует во Франции, Англии, Германии, Бельгии, Чехословакии, Сербии, Болгарии, Польше, Эстонии, Латвии и Америке. Количество действительных членов его, платящих взнос, доходит до 1000 человек, а общее влияние охватывает гораздо большую массу молодежи.
   Причины быстрого роста Движения двояки: с одной стороны, они лежат в задаче, поставленной Движением, -- привлечение русской молодежи к жизни в Церкви, -- с другой, -- эти задачи проводятся в жизнь очень умело и с большим внутренним подъемом.
   Эмигрантская молодежь, разочаровываясь в различных методах борьбы с большевиками и чувствуя, как с каждым годом она все больше и больше отрывается от родины, стремится найти какие-либо незыблемые основы русской культуры и русской духовной жизни. И для очень многих такими основами оказывается Церковь, не растворимая в чужой культуре и концентрирующая около себя достижения русской духовности. Это, -- тот незыблемый якорь, укрепившись на котором молодежь пытается ориентироваться в прошедших событиях и намечать свой путь и свой долг в дальнейшем.
   Эта возможность облегчается тем, что Движение сумело привлечь к работе лучшие силы русской религиозной мысли. В Париже оно находится в постоянном общении с Богословским институтом и с Религиозно-философской академией. В Берлине и в Праге Движение имеет возможность пользоваться местными учеными силами.
   Таким образом, благодаря стечению целого ряда благоприятных обстоятельств, заграничное движение молодежи осуществляет сейчас очень сложную культурную задачу. Оно является как бы наследником и популяризатором тех религиозно-философских идей, которые господствовали на культурных верхах русской интеллигенции начала века и тогда не могли пробить себе путей к более широкому освоению средних кругов русской интеллигенции. Для точности необходимо только отметить, что, популяризируясь, эти религиозно-философские идеи становятся одновременно более воплощенными. Тогда интеллигенция только подходила к Церкви, теперь молодежь вошла в Церковь и живет полной церковной жизнью.
   Таков идеологический и симптоматический смысл Движения. Занимаясь вопросом психологии современной молодежи, с ним необходимо считаться, так как, по существу, Движение является самой многочисленной и прочной из всех организаций молодежи.
   Но помимо идеологического смысла Движения есть в нем некоторые практические осуществления, чрезвычайно любопытно характеризующие сдвиги, происходящие в современной молодежи.
   Первоначально Движение было построено на базе религиозных кружков, -- небольших групп молодежи, занимающихся совместным изучением Евангелия или богослужения или творений отцов Церкви. Совместная работа спаивала членов кружка в тесную и сплоченную духовную семью, живущую общими интересами. Очень часто такой кружок, существующий в каком-нибудь беженском захолустье, является для членов его единственным центром культурной жизни, единственным общественным делом и средоточием всех духовных интересов. Это, -- и общество, и семья, и университет, и братство.
   Такова первоначальная структурная единица Движения.
   Выразителем же воли Движения в целом является годичный съезд, представляющий собой все страны, в которых существует Движение. Съезды эти носят совершенно своеобразный и неповторимый характер. Происходят они обычно в какой-нибудь глуши, далеко от городских центров, -- в Клермоне во Франции, в Хопове в Сербии или в Пшерове в Чехии. Там встречается русская молодежь из Англии и Латвии, Франции и Польши, Германии и Сербии и т.д. Помимо различного жизненного опыта, даваемого различными условиями в этих странах, молодежь сильно отличается друг от друга и общим культурным уровнем, и разницей политических убеждений, и степенью своей углубленности в церковную жизнь. Но пока еще ни разу все эти особенности и различия.не послужили препятствием к нахождению общего языка. Собственно, основной символ съездов, -- это вечно утверждаемое единство и единомыслие на основе поставленной задачи, -- жизни в Церкви.
   Кроме такого единства среди молодежи, съезды способствуют взаимному пониманию и взаимному проникновению двух поколений. Они привлекают и старших руководителей, -- лиц, в большинстве случаев являвшихся начинателями русского религиозного возрождения.
   В каждой стране Движение имеет свои специфические задачи. Особенно дифференцирована жизнь Движения во Франции. Помимо того что кружки разбросаны во многих провинциальных городах и требуют постоянной помощи лекторами, пособиями, осведомлением и т.д., -- в самом Париже жизнь Движения разветвляется на несколько отраслей, требующих большого внимания и большого количества умелых работников.
   Париж, -- это центр Движения. На Монпарнасе сосредоточены все органы управления. Тут и Центральный секретариат, работающий на весь мир, тут и редакция журнала Движения "Вестника", тут и деловой комитет, обслуживающий Францию, тут и постоянные открытые воскресные собрания, тут и закрытые кружки, и детско-юношеская работа, и канцелярия, -- машинки, регистраторы и т.д.
   По существу, парижская работа распадается на три отдела.
   Первый, -- религиозно-миссионерский. В нем объединяются все религиозные кружки и братства. Он ведет основную традиционную линию Движения.
   Второй отдел, -- изучения России.
   Помимо общего Кружка изучения России в этом отделе существуют еще два семинара, -- по русской историософии под руководством Г.П. Федотова и по марксизму, -- под руководством H.A. Бердяева. На работах этого отдела необходимо остановиться подробнее.
   Общий кружок посвящен разнообразным темам, касающимся современного положения России. В этом году в нем были заслушаны рецензии на книгу Миллера "Ленин и Ганди", доклад об украинском вопросе и т.д.
   Особенно интересно работает историософский семинар. Программа его распределена на 12 тем. Были заслушаны доклады о Карамзине, о Ключевском, о славянофилах, о Чаадаеве, Печерине и Соловьеве. Предстоят доклады о Герцене, о Константине Леонтьеве, о Данилевском, о Костомарове и т.д. -- кончая современниками, -- евразийцами и Бунаковым.
   Воззрения различных мыслителей члены семинара проверяют теми работами, которые имели место в России за последнее время. Углубляется философский подход к русской истории, осмысливается все пережитое, намечаются пути русского будущего, и, на основании новых фактов, многое в утверждениях отдельных мыслителей подтверждается и оправдывается и многое оказывается устаревшим и опровергнутым жизнью.
   Семинар по историософии является как бы лабораторией, в которой каждый человек имеет возможность серьезно и объективно проверить свои взгляды, найти им подтверждение в прошлом, оформить их и заострить соответственно требованиям настоящего.
   Само собой разумеется, что основной линией, по которой ведется работа, является религиозное осмысливание русской истории. Чтобы понять недавние события, приходится понять их религиозный смысл, приходится зачастую углубляться в дальнее историческое прошлое, восстанавливать общую концепцию Киевской Руси и Московского царства, Петровского периода и русской революции.
   Семинар по изучению марксизма дает меньше простора идеологическим устремлениям отдельных его членов. Строго и деловито изучается и марксизм, как историко-философская система, и его преломление в русской действительности. Уже были заслушаны доклады: материалистическое понимание истории, борьба классов и идея пролетариата, марксизм и духовная культура, марксизм и религия (антирелигиозная пропаганда). Предстоит еще целый ряд докладов, долженствующих исчерпать всю философскую концепцию марксизма и завершиться разбором связи классического марксизма и русского ленинизма.
   Работа этого семинара, по самой теме своей очень не соответствующего основной настроенности его участников, дает, по существу, богатый материал к осмыслению многого совершающегося в России и оформливает {Так в тексте.} основные возражения против марксизма с точки зрения христианства.
   Такова работа отдела изучения России.
   Наконец, третий отдел, -- детски-юношеский.
   Он возник в прошлом году, но развился и принял планомерный характер с этой осени.
   Движение обратило исключительное внимание на педагогическую работу. Организовались группы детей разного возраста, с которыми ведутся занятия по Закону Божьему, русскому языку, истории, географии и т.д.
   Есть группа малышей, работа с которыми носит характер детского сада, есть более старшие группы, которым приходится по четвергам и воскресеньям восполнять пробелы по отечествоведению, образующиеся у них во французских школах.
   Существуют также просто вольные кружки и содружества молодежи, с самыми разнообразными программами, живущие очень интенсивной жизнью. В них по возможности развивается самодеятельность. Руководители только помогают детям и юношеству находить их подлинный интерес, только подсказывают основное русло работы.
   Наконец, существует юношеский клуб, также построенный на принципе самодеятельности. Руководители нашли возможным дать юношеству наилучшее, что им можно было дать в Париже. В клубе был Пушкинский вечер с участием Германовой, читали Ремизов и Зайцев, демонстрировал и объяснял свои картины Билибин и т.д.
   Собственно, все, что написано, является сухим и кратким протоколом жизни Движения, сжатой описью всех видов его деятельности. Но думается, что и по этой сжатой описи можно понять, отчего бульвар Монпарнас привлекает к себе лиц от шестилетнего до шестидесятилетнего возраста.
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Источник: маш., б.д. Подпись: Е. Скобцова (ГАРФ. Ф. 5878. Оп. 1. No 355, из архивных материалов газеты "Дни"). Публикуется впервые.
   Судя по содержанию, статья написана в январе 1928 г.
   ...что представляет из себя это Р.С.Х.Д., -- 10, бульвар Монпарнас. -- В июне 1926 г. YMCA сняла для русского отделения и главным образом для деятельности Центрального секретариата РСХД в Париже большое помещение из 10 комнат, расположенное по адресу: бульвар Монпарнас, 10. Помимо РСХД здесь разместились: издательство "YMCA-Press", Религиозно-философская академия H.A. Бердяева и заочное техническое училище. В помещении читались лекции, проходили многочисленные собрания и встречи, велась педагогическая и социальная работа. Вот как описывает это место П.Ф. Андерсен, один из руководителей YMCA и многолетний друг РСХД, в своих воспоминаниях ""Бердяевские годы" (1922-1939)": "Работы у нас было очень много. Помещение, которое было снято для русского отделения YMCA, РСХД, издательской конторы YMCA-Press и классов Русской заочной школы, к 1932 году стало центром разнообразной интеллектуальной, духовной, спортивной деятельности русских эмигрантов в Париже. Богословы, инженеры, книготорговцы, студенты, мальчишки, играющие в волейбол, и просто голодные, потерянные люди толпились у нас с утра до вечера" (Вестник РХД. 1985. No 144. С. 285-286). В 1935 г. РСХД переехало в собственное помещение по адресу: ул. Оливье де Серр, 91, где 1 октября того же года был открыт Дом Движения, существующий по сей день.
   Вот уже пять лет как существует Русское студенческое христианское движение за рубежом. -- Т.е. с 1923 г., в котором прошел первый общий съезд РСХД в Пшерове (Чехословакия), положивший начало Движению.
   Количество действительных членов его, платящих взнос, доходит до 1000 человек... -- А. Аржаковский приводит следующие цифры: "В 1927 г. в рядах РСХД насчитывалось около 1600 членов, наиболее активные из которых были распределены по разным городам следующим образом: Париж (100 человек), Прага (87), Брно (35), Белград (30), Ницца (30), Берлин (25), Дрезден (25), Нью-Йорк (20), Лондон (20), Брюссель (20), Загреб (20), Харбин (20), София (20) и т.д." {Аржаковский А. Журнал "Путь" (1925-1940): поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. Киев: Феникс, 2000. С. 126). Согласно П.Е. Ковалевскому, к началу 1927 г. РСХД насчитывало 600 членов и 1000 друзей Движения (см.: Гуревич АЛ. История деятельности Русского студенческого христианского движения: 1923-1939. М.: Компания Спутник, 2003. С. 19).
   ...в задаче, поставленной Движением, -- привлечение русской молодежи к жизни в Церкви... -- В.В. Зеньковский писал, что уже на первом Пшеровском съезде РСХД были определены следующие задачи Движения: во-первых, "развивать "миссионерскую" работу, т.е. призывать молодежь, утратившую веру, к вере во Христа Спасителя", и, во-вторых, "объединять молодежь, уже живущую верой во Христа... содействовать развитию церковного сознания у нее, укреплять решение связывать со Христом и Его учением всю жизнь" {Зеньковский В.В. Русское студенческое христианское движение: история, деятельность, задачи // Зеньковский В.В. Собр. соч. Т. 1-2. М.: Русский путь, 2008. Т. 2. С. 369).
   Среди "основных положений", принятых V общим съездом РСХД в сентябре 1927 г. в Клермоне, первым пунктом стоит формулировка цели Движения: "Русское студенческое христианское движение за рубежом имеет своею основною целью объединение верующей молодежи для служения Православной церкви и привлечение к вере во Христа неверующих. Оно стремится помочь своим членам выработать христианское мировоззрение и ставит своею задачей подготовлять защитников Церкви и веры, способных вести борьбу с современным атеизмом и материализмом" (Вестник РСХД. 1927. No 10. С. 26).
   В Париже оно находится в постоянном общении с Богословским институтом и с Религиозно-философской академией. -- Св.-Сергиевский православный богословский институт в Париже основан в 1925 г. по инициативе митр. Евлогия (Георгиевского); в 1924 г. для этого было приобретено на аукционе здание будущего Сергиевского подворья, и эмиграция всем миром собирала на него деньги. Например, когда мысль о создании института была высказана на I съезде РСХД в Пшерове, все участники съезда отказались на один день от обеда, чтобы вырученные деньги пошли на институт. Занятия начались 30 апреля 1925 г., это и принято за дату начала работы Богословского института. Институт оказал огромное влияние на духовное становление русского зарубежья.
   Преподавателями и студентами института были многие видные иерархи русского зарубежья, ведущие духовные писатели и богословы. Ректорами института были: митр. Ев-логий (Георгиевский) (1926-1946), митр. Владимир (Тихоницкий) (1946-1947), еп. Кас-сиан (Безобразов) (1947-1965). В разное время там преподавали прот. Сергий Булгаков, Г.П. Федотов, A.B. Карташев, учились прот. Александр Шмеман и прочие выдающиеся богословы и пасторы русского зарубежья. Институт продолжает свою работу и сегодня.
   Религиозно-философская академия была создана H.A. Бердяевым как открытая лекционная площадка, продолжающая традиции московской Вольной академии духовной культуры, сначала в Берлине (в 1922 г.), затем в Париже в ноябре 1924 г., при поддержке YMCA. Кроме H.A. Бердяева (в 1926 г. читал курс лекций "Основы христианства", в 1927-м курсы "Христианство и теодицея" и "Христианство и современная наука и философия") активными участниками академии были: Б.П. Вышеславцев (в 1926 г. прочел курс лекций "Социальная философия", в 1927-м курс "Формы государства"), о. Сергий Булгаков (вел семинар по Ветхому Завету), Л.А. Зандер (вел семинар "Творчество Достоевского") и др. Занятия академии проходили в помещении РСХД на бульваре Монпарнас. Во второй половине 1930-х гг. H.A. Бердяев перенес свою академию в созданный матерью Марией и "Православным Делом" Дом на ул. Лурмель.
   Выразителем же воли Движения в целом является годичный съезд, представляющий собой все страны, в которых существует Движение. <...> Происходят они обычно в какой-нибудь глуши, далеко от городских центров, -- в Клермоне во Франции, в Хопове в Сербии или в Пшерове в Чехии. -- В Пшерове (Чехословакия) прошли I (1923) и II (1924) общие съезды РСХД. В Леснинском монастыре в Хопово (Югославия) прошел в 1925 г. III общий съезд РСХД, а во французском городе Клермон (область Аргонн) -- V общий съезд в 1927-м.
   На Монпарнасе сосредоточены все органы управления. Тут и Центральный секретариат, работающий на весь мир <...> и деловой комитет, обслуживающий Францию... -- Согласно принятому в 1927 г. Уставу РСХД, "Центральный Секретариат под председательством председателя Движения ведет текущую работу Движения: 1) Он поддерживает связь между отдельными центрами Движения. 2) Намечает пути новой работы. 3) Подготовляет и устраивает Общие съезды и заседания Совета. 4) Представляет Движение. 5) Заведует издательством. 6) Поддерживает связь с инославными организациями. <...> Местное объединение своим высшим органом имеет общее собрание всех действительных членов Движения, живущих в данном месте. Представительным и административно-организационным органом Местного объединения является Деловой комитет. Он избирается согласно правилам, установленным на местах" (Вестник РСХД. 1927. No 10. С. 27).
   Второй отдел, -- изучения России. Помимо общего Кружка изучения России в этом отделе существуют еще два семинара, -- по русской историософии под руководством Г.П. Федотова и по марксизму, -- под руководством Н.А. Бердяева. -- Это был не столько отдел Движения, сколько Кружок по изучению России, в котором Е.Ю. Скобцова приняла активное участие; кружок довольно быстро стал одним из самых активных и многочисленных кружков парижского РСХД, при нем же были организованы и семинары; подробнее о его работе см. выше статью Е.Ю. Скобцовой "Изучение России" и примеч. к ней.
   Федотов Георгий Петрович (1886-1951) -- религиозный мыслитель, историк, публицист. Один из ближайших друзей матери Марии, участвовал вместе с ней в создании "Православного Дела". В эмиграции с 1925 г. Преподавал в Св.-Сергиевском православном богословском институте, активный участник РСХД и Содружества св. Албания и прп. Сергия. Один из редакторов журнала "Новый Град" (1931-1940). С 1943 г. жил в США, преподавал в Св.-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Автор книг по истории русского и западного Средневековья и русской духовной культуры, агиографии, глубоких религиозно-философских статей по проблемам современного христианства и культуры.
   В этом году в нем были заслушаны рецензии на книгу Миллера "Ленин и Ганди", доклад об украинском вопросе и т.д. -- Книга австрийского писателя и социолога, в дальнейшем эмигрировавшего в США, Рене Фюлепа-Миллера (1891-1963) "Ленин и Ганди" была издана по-немецки в 1927 г. в издательстве "Амальтеа-Ферлаг" ("Amalthea-Verlag", Вена-Лейпциг-Цюрих). Доклад по ней был прочитан 30 ноября 1927 г. Н.С. Арсеньевым. Доклад на тему "Украинский вопрос" сделал в кружке 21 декабря А.И. Чекан.
   Были заслушаны доклады о Карамзине, о Ключевском, о славянофилах, о Чаадаеве, Пенерине и Соловьеве. -- Доклад "Славянофилы" прочитал в кружке 7 декабря 1927 г. И.И. Фондаминский; доклад "Чаадаев" прочитала 28 декабря сама Е.Ю. Скобцова.
   Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) -- историк, историограф, писатель, поэт, почетный член Петербургской академии наук (1818). Создатель "Истории государства Российского" (т. 1-12, 1803-1826) -- одного из первых обобщающих трудов по истории России, написанного литературным языком. Редактор "Московского журнала" (1791-1792) и "Вестника Европы" (1802-1803). Публикация Карамзиным "Писем русского путешественника" (1791-1792) и повести "Бедная Лиза" (1792) открыла в России эпоху сентиментализма.
   Печерин Владимир Сергеевич (1807-1885) -- религиозный мыслитель, западник, поэт, профессор Московского университета. Принял католичество: с 1840 г. монах ордена редемптористов и католический священник. Известен как прообраз лермонтовского Печорина из повести "Герой нашего времени". В 1848 г. был лишен российского гражданства, жил в Дублине. Автор "Замогильных записок" (опубл. в 1932).
   Предстоят доклады о Герцене, о Константине Леонтьеве, о Данилевском, о Костомарове... -- Доклад СП. Жаба "Герцен" состоялся 1 февраля 1928 г., доклад В.В. Зеньковского "Костомаров" -- 7 марта, доклад Е.Ю. Скобцовой "О Г.П. Данилевском" -- 21 марта, доклад E.H. Федотовой "О Константине Леонтьеве" -- 18 апреля. Упоминание тем докладов, как уже прочитанных, так и тех, что еще предстоят, позволяет датировать эту статью промежутком между 28 декабря 1927 г. (уже прочитанный доклад о Чаадаеве) и 1 февраля 1928 г. (предстоящий доклад о Герцене).
   Данилевский Григорий Петрович (1829-1890) -- писатель, историк, публицист, автор романов "Мирович" (1879), "Княжна Тараканова" (1883), "Сожженная Москва" (1886).
   Костомаров Николай Иванович (1817-1885) -- общественный деятель, историк, публицист и писатель, автор многотомного издания "Русская история в жизнеописаниях ее деятелей" (1873-1888), исследователь социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины, называемой Костомаровым южной Русью.
   Наконец, третий отдел, -- детски-юношеский. Он возник в прошлом году, но развился и принял планомерный характер с этой осени. -- А.Л. Гуревич сообщает: "С 1927 г. по инициативе Н.Ф. Федорова и А.Ф. Шумкиной началась юношеская работа в форме образования кружков мальчиков (витязей) и девочек (дружинниц); с 1927 г. каждое лето дети выезжали в лагеря (отдельно мальчики и девочки). С 1927 г. начала работу четверговая школа под руководством С.С. Шидловской-Куломзиной" {Гуревич А.Л. История деятельности... С. 38).
   Наконец, существует юношеский клуб, также построенный на принципе самодеятельности. -- С осени 1927 г. при Движении открылся, по инициативе М.М. Зерновой, Клуб для юношества (до студенческого возраста), из которого затем образовалось Содружество молодежи, просуществовавшее около 10 лет. Целью юношеского клуба было объединение русской молодежи, и создание здоровой среды для общения в противовес соблазнам большого города; клуб не затрагивал религиозных вопросов, а в непосредственной, живой обстановке знакомил молодежь с русской культурой: в программе были вечера памяти русских писателей и выдающихся деятелей, беседы с писателями русского зарубежья; были также организованы оркестр, хор, драматический кружок, курсы иностранных языков, прикладного искусства и т.п.
   Германова Мария Николаевна (1884-1940) -- актриса, режиссер, педагог. Присоединилась к "качаловской группе", до 1922 г. гастролировавшей за пределами Советской России. В 1922-м, отказавшись вернуться в Москву, вместе с Н.О. Массалитиновым возглавила работу отделившейся так называемой Пражской группы МХТ, одновременно работала как режиссер. В 1926 г. выступила в роли Медеи в театре "Ателье" (Париж). После распада Пражской группы в 1927 г. Германова работала в парижских труппах Ж. и Л. Питоевых и Г. Бати. Играла Ольгу в "Трех сестрах", Королеву в "Гамлете", мать Раскольникова в "Преступлении и наказании" и др. В 1929-1930 гг. работала в США режиссером и педагогом в Лабораторном театре (Нью-Йорк). Снималась в кинофильмах: "Анна Каренина" (режиссер В. Гардин, 1914), "Екатерина Ивановна" (режиссер А. Уральский, 1915). Умерла в Париже. Активно участвовала в детско-юношеской программе РСХД: руководила кружком выразительного чтения, театральными постановками, принимала участие в проведении концертов и праздников.
   Ремизов Алексей Михайлович (1877-1957) -- писатель, до революции близкий к символизму, блестящий стилист, автор сказок и легенд, романов и повестей, драматургических произведений в духе средневековых мистерий, воспоминаний о Петербурге и революции "Взвихренная Русь" (1922). В 1921 г. эмигрировал в Германию, с 1923 г. жил в Париже.
   Зайцев Борис Константинович (1881-1972) -- писатель, автор романов, повестей, очерков, переводчик. Эмигрировал в 1922 г., с 1924-го жил в Париже. В эмиграции в числе прочего написал рассказ "Алексей Божий человек" (1925) и житие "Преп. Сергий Радонежский" (1925), издал книги путевых очерков "Афон" (1928) и "Валаам" (1936). К лучшим произведениям писателя относят его повести "Голубая звезда" (1918), "Странное путешествие", "Авдотья смерть" (сборник "Странное путешествие", 1927) и "Анна" (1929), роман "Дом в Пасси" (1935).
   Билибин Иван Яковлевич (1876-1942) -- художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения "Мир искусства". После Октябрьской революции уехал из России, жил в Каире, в Александрии, с 1925 г. в Париже. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет И.Ф. Стравинского "Жар-птица" в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге. С годами Билибин примирился с советской властью: в 1935-1936 гг. участвовал в оформлении советского посольства в Париже; в 1936 г. вернулся на родину. Жил в Ленинграде, преподавал во Всероссийской академии художеств, продолжал работать как иллюстратор и художник театра. Умер в блокадном Ленинграде.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru