Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна
Об истинной революционности

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева, Е.Ю.)
   Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
   Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
   

ОБ ИСТИННОЙ РЕВОЛЮЦИОННОСТИ

   В Советской России стало хорошим тоном вопить о революционности компартии и обличать контрреволюционность ее противников, -- и противников не только политических, а и идеологических: мало-мальски погрешил человек против догмы материализма, -- ну, скажем, заявил себя виталистом, -- и кончено -- черная контрреволюционная гидра обнаруживается и обличается.
   С другой стороны, многие противники советской власти с особой силой напирают на то, что и противники-то они главным образом потому, что власть эта крайне контрреволюционная, сорвавшая русскую революцию и бросившая Россию в бездну произвола, тьмы и диктаториальных замашек различных маленьких Наполеонов.
   Думается, что следовало бы тщательно разобраться в значении этих терминов: революционный и контрреволюционный. И тогда уже -- не только в порядке полемического приема и желания во что бы то ни стало опорочить своего противника, а в порядке точного значения слова, -- применять его к той или иной общественной группировке.
   Итак -- революционность.
   Революционность -- термин, характеризующий главным образом пребывание в бурном и поступательном движении жизни.
   Каждая эпоха имеет свои специфические задания для исторического процесса и никогда не совпадает с иной эпохой.
   Поэтому внутреннее содержание революционности неизбежно меняется с перенесением основных установок исторического процесса.
   Сказать "революционность", -- не вложив в это слово определения, какая именно революционность, -- это значит ничего не сказать.
   В свое время Иоанн Грозный, стремящийся уничтожить остатки удельного строя, был, по отношению к этому удельному строю, революционен, -- он был на гребне исторического процесса и своею деятельностью ускорял события.
   Так же был революционен Петр, ломавший устои Московской Руси.
   Но их наследники, даже оставаясь продолжателями их дел, этому понятию революционности отнюдь не отвечали, так как постепенно переходили на позицию охранения, "консервации" полученного наследства.
   Таково самое общее определение революционности.
   Из него вытекает и понятие контрреволюционности. Для того чтобы быть точным, необходимо это понятие расчленить. В просторечии очень принято отождествлять контрреволюционность с реставраторством. На самом деле эти понятия далеко не тождественны. Реставрационность есть только один из видов контрреволюционности. Реставрационность -- это стремление повернуть историю вспять, вычеркнуть из памяти народной события, которые кажутся нежелательными, воскресить прошлое, этими событиями опрокинутое. Так, в вышеприведенных примерах реставрационны были притязания князей и бояр к единодержавной власти Иоанна, реставрационны были попытки вернуть Россию из Петербургского периода в Московский при Петре.
   По самой своей сущности реставрационность никогда и нигде не представляла собой живой и действенной исторической силы. В лучшем случае она имела временный успех, -- так сказать, "воровала" у истории несколько посмертных лет существования. Никогда и нигде она не лежала на широкой дороге истории народа.
   Помимо реставрационности в понятие контрреволюционности входит понятие консерватизма.
   Консерватизм вспять не стремится. Консерватизм принимает все, бывшие до момента его возникновения, перевороты как желательные и должные. Иоанна принял -- и боится Петра. Принял Петра -- и встал по отношению к нему в положение охранителя. Лишь бы, не дай Бог, не нарушить этой только что образовавшейся традиции.
   Он всеми мерами противостоит всяким новшествам, он воспринимает создавшееся положение как полноту истины, как совершенное ее раскрытие, дальше которого человечество не смеет дерзать.
   Таким образом, два вида контрреволюционности, реставрационность и консерватизм, обращены -- один к культу прошлого, другой -- к культу настоящего.
   И только истинная революционность обращается к будущему.
   Попробуем теперь разобраться, к какому из трех названных направлений принадлежит российский коммунизм.
   Смело и охотно признаю, -- он не реставрационен. Прошлого он совершенно не знает и знать не хочет, не говоря уж о каком-либо особом равнении на русское прошлое. Думаю, что это положение настолько очевидно, что не нуждается в доказательствах.
   Остается решить вопрос, -- революционен он или консервативен. Идет ли он на гребне исторического процесса или тянется в хвосте его, боясь всяких новшеств, всяких изменений в раз и навсегда открывшейся истине.
   Русская общественность едва поднимала свою голову, -- выходил герценовский "Колокол", -- а уже Маркс писал свое догматическое богословие, чертил свои скрижали, дальше которых на законном основании коммунист не может пойти.
   Весь XIX век в России и в Европе человеческая мысль билась над вопросами идеалистической философии, а в любом советском сборнике, посвященном антирелигиозной пропаганде, и сейчас можно найти статьи Гельвеция, позитивиста и антирелигиозника XVIII века.
   Сейчас повсюду и везде в науке трещат основы материализма, а советские мудрецы дальше его не имеют права ступать.
   Наконец, более того, русская жизнь во всех своих проявлениях ломает теорию Маркса-Ленина, коммунизм, кряхтя, вводит в теорию поправочки, сначала слегка отменил закон Маркса о том, что социализм может осуществиться только в стране с хорошо развитой капиталистической формой производства, потом под сурдинку ввел теорию переходного периода и т.д. Но, по существу, коммунизм гораздо более напряженно и страстно стремится стричь жизнь по образцу своей теории, чем стричь теорию по образцу жизни.
   Факты вопят, неувязка повсюду, неизвестно, что делать с крестьянством, о котором Маркс, а за ним и Ленин чего-то там не успели додумать. -- Что же? -- Тем хуже для крестьянства. Не ему же в угоду станет коммунизм ломать единую и непогрешимую схему великого учителя?
   И вглядитесь, как все разработано в коммунистической догматике. Раз и навсегда открыта истина экономического материализма, раз и навсегда провозглашена борьба классов, упразднена роль личности в истории, крестьянству указано его скромное место в историческом процессе, более того, упразднен Бог, религия объявлена опиумом для народа, в качестве обязательного фундамента для построения миросозерцания утвержден единый, истинный, непререкаемый материализм.
   Собственно, в смысле идейном коммунистами уже свершен некий прыжок из мира относительных человеческих ценностей и понятий в мир безотносительной истинности материализма и всего, что ему сопутствует.
   А раз так, то эта безотносительная истина никакой критике не подлежит.
   Коммунист становится в строго охранительную позу и грозным окриком останавливает каждого дерзновенного, который смеет сомневаться хоть в одной букве корана.
   Маркс сказал...
   Ленин сказал...
   Ну, а жизнь может и потесниться немного...
   Консерватизм, чистейшей воды консерватизм, ярко расцветшее охранительное устремление, -- вот подлинный смысл и пафос русского коммунизма.
   Меня мало интересует то, что по своей сущности коммунизм враждебен реставрационному началу. Ведь на самом деле не так уж важно, какой вид контрреволюции победит, -- реставрационный или консервативный.
   Гораздо важнее и для судеб русского парода гораздо трагичнее то, что коммунизм враждебен всякой подлинной революционности, в каких бы формах она ни проявлялась.
   Он враждебен свободному научному исследованию, потому что свобода отменяет предопределенность его материалистических посылок.
   Он враждебен всякой философской системе, которая не может в XX веке повторять зады Гельвеция как свое и вдобавок новое.
   Он враждебен всем тем проявлениям жизни, которые не укладываются по его полочкам и стремятся найти основное русло русских событий.
   Ленинизм, -- охранитель, гаситель, консерватор.
   Около него с неизбежностью должна расцветать самодовольная мещанская тупость, под его давлением должно задыхаться все живое и истинно революционное.
   Оглянитесь кругом, -- так оно и есть на самом деле.
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Впервые: Д. 1928. 9 дек. No 14. С. 13-14. Подпись: Е. Скобцова. Другие источники: маш., б.д. Подпись: Е. Скобцова. Заголовок: О подлинной революционности (Черновые наброски) (Арх. С.В.М.). На последней странице маш. напечатано в скобках: "Статья написана в черновике карандашом, который стал плохо виден". В тексте много троеточий на месте слов, которые, очевидно, не удалось расшифровать.
   ...ну, скажем, заявил себя виталистом... -- Имеются в виду сторонники витализма -- учения о качественном отличии живой природы от неживой, о наличии в живых организмах особой жизненной силы.
   Русская общественность едва поднимала свою голову, -- выходил герценовский "Колокол", -- а уже Маркс писал свое догматическое богословие... -- Газету "Колокол" А.И. Герцен издавал совместно с Н.П. Огаревым в эмиграции в 1857-1867 гг. "Капитал" К. Маркса был впервые опубликован в 1867 г.
   ...а в любом советском сборнике, посвященном антирелигиозной пропаганде, и сейчас можно найти статьи Гельвеция, позитивиста и антирелигиозника XVIII века. -- Гельвеций Клод Адриан (1715-1771) -- французский философ-материалист эпохи Просвещения, критиковал идеи сотворения мира, существования Бога и бессмертия души.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru