Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна
Новая секта в России

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева, Е.Ю.)
   Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
   Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
   

НОВАЯ СЕКТА В РОССИИ

   До нас доходят глухие слухи об огромном росте сектантства в России. Мы знаем даже, что в этом направлении ведут большую работу главным образом штундисты, имеющие организационный центр в Гамбурге. Оттуда Россия, особенно южная ее часть, снабжается колоссальным количеством штундистской литературы. Но помимо заграничного центра сектантской пропаганды существуют и центры местные: в Харькове издается официальный штундистский журнал, обслуживающий весь Юг России.
   Очень часто развитие штунды объясняется стремлением рационализировать христианство, противопоставить натискам безбожников протестантскую "научность" веры.
   Но оказывается, что помимо успеха рационалистических сект в России возникают секты чисто мистические, только поверхностно прикрывающиеся стремлением сочетать знание и веру. Они гораздо ближе ко всякого рода хлыстовщине, чем к скучноватой и плоской идеологии рационалистического штундизма.
   Об одной из таких сект рассказывает "Украинский православный бла-говестник" номер 13.
   Возникла эта секта в селе Семеновке, -- одном из населенных мест на Глуховщине, -- до 20 000 жителей. Раньше тут были и штундисты, и толстовцы. А в марте 1926 года появился из Петербурга миссионер Михайлов, проповедующий религию третьего Завета. Сразу о нем пошли слухи, что он предсказывает будущее, узнает прошедшее, безошибочно дает справки о пропавших без вести, исцеляет от всяких недугов и т.д.
   Около него скоро образовалась довольно значительная группа уверовавших. Стало известно об откровениях, которые каждый из них получает непосредственно от Святого Духа, о неистовых воплях и криках при молитве, о бегании чуть ли не нагишом во время религиозного экстаза. Вскоре они распространили в Семеновке анкету: "Верите ли вы в Бога? В какого Бога вы верите? Какие из заповедей вашей религии считаете для себя наиболее обязательными?"
   Потом выяснилось все учение третьезаветников.
   Основателем этого учения является Дмитрий Пименович Михайлов. Его Господь избрал на великое дело. Он говорит: "Называйте меня сумасшедшим, фанатиком, обманщиком, как угодно, но я скажу, что действительно 2 февраля 1913 я лично слышал голос Божий и он повелел говорить. Все, что имеет начало, имеет конец. Второй Завет имеет начало, будет и конец. И как второй Завет пришел на смену первому Завету, так на смену второму идет третий Завет, как преддверие четвертого. Первый Завет был основан на вере, второй на любви, третий на разуме, а четвертый на полной свободе. Мы обновляемся ежесекундно. Наш девиз, -- знание, наука, творческая мысль, законы природы, законы естества. Мы всеобъемлющи, все совмещаем, -- представителей всех религиозных течений, даже безбожников. Все исповедывания, -- лавочки, а мы создаем кооператив религий. Мы непосредственно от Господа получаем откровения и записываем всем в назидание. Библия, -- сборник сказок, легенд, она не вся принимается, нужна она больше для исторических справок. Безбожники тоже верят в Бога, они признают материю, материя происходит от слова "мать", а раз есть мать, то должен быть и отец -- Бог. Говорят, что мы неистовствуем, над нами смеются, но вспомните пляшущего Давида, обнажившегося Саула. Давид был убийца, пьяница, прелюбодей, однако имел Божие откровение... Если бы вы знали, что творится у нас на Пороховых в Ленинграде".
   И все это Михайлов произносит страстно, с большим подъемом и увлечением.
   А вот и записанное откровение:
   "...Сущность и значение третьего Завета и какая разница в его учении по отношению ко всем другим вероучениям и сектам.
   1. Все учения и секты учат об истине в рамках и границах, а учение третьего Завета безгранично и неизмеримо.
   2. Все вероучения и секты стремятся группировать людей в общины, а третий Завет говорит: у нас нет наших, а есть все, -- мое, -- неделимое и нераздельное человечество...
   6. Все вероучения и секты основывают свою веру на фантазиях, легендах, и вообще на неосуществимости, а третий Завет борется с ними орудиями науки, знания и творческой жизни.
   7. Все вероучения и секты стараются захватить материальные блага на земле, а учение третьего Завета стремится к жертве самого себя для всего мира...
   10. Все вероучения и секты учат об истине, сами не зная ее и цели своего существования, а учение третьего Завета живет для того, чтобы другие жили, и т.д.".
   У самого Михайлова имеется членский билет союза безбожников, к которому он принадлежит "с целью привлечения всех к себе".
   А вот применение ими "научных" методов исследования: по их мнению, слово "Бог" составилось из начальных букв трех слов: "Был -- Он -- Главой". Слово "Христос" составляется так: "Храброй -- Русской -- Истинный -- Святой -- Творит -- Он -- Суд".
   Сейчас этим учением захвачено несколько сел на Глуховщине, и, по свидетельству самого Михайлова, у него есть последователи в Петербурге.
   Любопытно тут главным образом своеобразное стремление к какой-то псевдологичности, псевдообоснованности, применение к чисто мистически-хлыстовским настроениям элементарных методов антирелигиозной пропаганды. Религиозно-мистическая настроенность некоторых слоев русского народа очевидно свободно сможет переварить даже самые пресные и материалистические доводы антирелигиозников.
   В толщах народа идут все те же таинственные процессы, которые некогда создавали секты самосожженцев, которые заставляли странников колесить по всей Руси в поисках правды.
   "Третий Завет", -- только одно из их проявлений, очень вероятно, что не самое яркое и не самое распространенное. Но, читая о нем, невольно задаешь себе вопрос: неужели же это происходит в "стране ленинизма", в стране элементарной антирелигиозной философии, являющейся для граждан столь же обязательной, как и своевременная уплата налогов?
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Впервые: Д. 1928. 12 февр. No 1327. С. 2. Подпись: Е. Скобцова.
   ...ведут большую работу главным образом штундисты.... -- О штунде см. примеч. на с. 632.
   ...в Харькове издается официальный штундистский журнал, обслуживающий весь Юг России. -- В Харькове в 1926-1928 гг. издавался журнал "Баптист Украины", орган Всеукраинского Союза объединений баптистов.
   Об одной из таких сект рассказывает "Украинский православный благовестник" номер 13. -- Журнал издавался в Харькове синодом обновленческой Украинской православной автокефальной церкви (УПАЦ), избранным в 1923 г. обновленческим собором, тогда же провозгласившим образование УПАЦ.
   ...но вспомните пляшущего Давида, обнажившегося Саула. -- См.: 2 Цар 6: 12-23; 1 Цар 24.
   У самого Михайлова имеется членский билет союза безбожников, к которому он принадлежит "с целью привлечения всех к себе". -- Общественная организация "Союз воинствующих безбожников" была создана в СССР в 1925 г.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru