Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна
"Классический марксизм и русский ленинизм"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Доклад H.A. Бердяева).


   Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева, Е.Ю.)
   Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
   Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
   

"КЛАССИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ И РУССКИЙ ЛЕНИНИЗМ"

(Доклад H.A. Бердяева)

   Исключительный по своему интересу доклад прочел H.A. Бердяев в марксистском семинаре в РСХД. Помимо помещенной в заголовке темы докладчик коснулся и другой: почему в России победил марксизм.
   К моменту революции двумя активными силами, борющимися за первенство, были, -- марксизм, главным образом в его крайнем фланге -- большевизм, и русское народничество, представленное п<артией> эсеров.
   По мнению докладчика, революционное народничество было чисто интеллигентской идеологией, резко противополагающей себя народу. Для него народ был носителем тайны и правды, к которой интеллигенция не чувствовала себя приобщенной. Народничество не выражало народных стремлений и народной веры, оно только осознавало свою вину перед народом и жертвенно стремилось к служению народу.
   Это противоположение себя народу определяло неимпериалистический склад психики народничества, отсутствие способности к властвованию. И с девяностых годов, с момента появления в России марксизма, его успех был предопределен тем, что он был не интеллигентской идеологией, что он не противополагал себя народу, а понятие "народ" дифференцировал в понятие классов с противоположными интересами.
   Интересно отметить, что именно из недр марксизма выросло русское религиозное течение, порвавшее впоследствии всякую связь не только с марксизмом, но и со всеми чаяниями русской революционной интеллигенции. В России образовалось как бы два этажа русской общественности. Первый этаж, ставящий перед собой разрешение религиозно-философских проблем, не мог быть актуален, как в свое время не был актуален идеалистический романтизм в Германии.
   В этом факте расщепления русской общественной мысли сказался еще раз основной закон, играющий решающую роль в послепетровском периоде: закон раскола как постоянного фактора русской истории.
   Докладчик считает, что национальные и существенно важные свойства русского народничества изошли в коммунизме, деформировав классический марксизм и сделав его зараженным русской народной стихией. То, чего не могли воплотить в жизнь неимпериалисты народники, воплотили империалисты марксисты, подменив свою внутреннюю сущность национальной сущностью народничества.
   Доведенные до крайних пределов специфические черты коммунизма были заложены в предшествующих поколениях русской революционной интеллигенции. Еще Достоевский предсказывал богоборческий характер русской революции, утверждающей себя как религию. Все русское интеллигентное общество отрицало религию. Отношение к духовной культуре у большевиков следует традиции старого русского нигилизма. Так же раньше вводилась относительность в оценке добра и зла. Отношение к народу всегда имело характер, склонный утверждать классовую ненависть. Интернационалистичность русской революционной интеллигенции характерна для всего периода ее существования. В ней всегда преобладало социальное миросозерцание и отрицание личности. Она всегда поклонялась идеалу революции. Подлинной любви к духовной свободе и свободе мысли никогда не существовало в русской интеллигенции. Социализм воспринимался как религиозное начало, в противовес секуляризованному социализму Запада. Наконец, существовала вера в революционный мессианизм русского народа.
   Все эти черты получили некий империалистический рычаг от марксизма. И поэтому русский коммунизм стал восточно-азиатским социализмом.
   В революции преодолен раскол между народом и интеллигенцией, потому что в старом смысле слова и народ и интеллигенция перестали существовать. Религиозно-мессианские чаяния русской революционной интеллигенции срослись с марксистской идеей мессианства пролетариата. Древняя вера в Москву, -- третий Рим, -- исказилась верой в Москву, -- Третий Интернационал.
   Все перечисленные деформации, происшедшие в марксизме под влиянием русской национальной стихии, делают коммунизм не политическим явлением, а явлением порядка религиозного.
   На этом основании можно утверждать, что противопоставить ему можно тоже лишь религиозную идею. Все политические партии бессильны вырастить из себя нечто столь же действенное, как коммунизм, и этим лишены возможности плодотворно бороться с ним.
   Такова основная схема доклада H.A. Бердяева.
   Считая исключительно плодотворным самый его метод подхода к вопросу, я все же думаю, что многое в этой схеме неверно.
   H.A. Бердяев указывает на раскол как на некий изначальный фактор русской истории. Если бы народничество, по существу, мирилось с этим фактором, если бы оно его считало неизбывным, то утверждения докладчика были бы правильными. Но ведь на самом деле основной чертой народничества было не противоположение себя народу, а стремление преодолеть это двухвековое противоположение. Для народничества тайна народа была и своя тайна, а не лежащая вовне.
   Но тайна народа не всегда светлая тайна. Она может быть и темной тайной. И несомненно, что русский коммунизм в какой-то момент своего существования встретился с этой темной народной тайной и получил от нее свой заряд, свою актуальность и воплотимость в жизнь. Народничество безусловно правильно утверждало эту необходимость встречи с народной тайной. С другой же стороны, оно совершенно правильно отказалось от приятия темной народной тайны, не захотело стать Стенькой Разиным, возглавить "русский бунт, бессмысленный и беспощадный". -- Ведь в известный момент сказать "грабь награбленное" и "мир хижинам, война дворцам", -- это и значило актуализировать себя народной темной тайной. И к счастью, русское народничество этого не сделало. К счастью для русского народа. Потому что этим отказом от властвования во что бы то ни стало народничество сохранило за собой право на представительство светлой тайны русского народа. Да, в этом была большая доля традиционной жертвенности русского народничества. Но и в этом же заключен залог его дальнейшего развития.
   Конечно, не марксизм преодолел раскол между народом и интеллигенцией -- из слов докладчика мы знаем, что религиозное течение, вышедшее в свое время из недр марксизма, оказалось наиболее оторванным от русской действительности, несмотря на то, что у него был в руках такой ключ к пониманию народных чаяний, как религия. Значит, марксизм совершенно не предопределял владения этим самым империалистическим рычагом.
   И из этого надо сделать еще один вывод. Противополагая религиозной насыщенности коммунизма иную религиозную насыщенность как единственную силу, могущую с ним бороться, надо было бы оговориться, надо было бы все же учесть, что наиболее актуальная и наиболее по существу своему положительная религиозная заряженность не в силе ничего сделать, если она остается принадлежностью некой элиты на верхах русской культуры. Только соприкоснувшись с широким слоем народа, только встретившись со светлой тайной народа и получив от него достаточный заряд, -- актуализировавшись от него, -- эта религиозная установка может рассчитывать на одоление религиозной установки коммунизма. Тут в полной мере силен и действенен основной принцип народничества.
   Если коммунисты взяли у народа его лозунг "сарынь на кичку" и этим лозунгом перевернули Россию и сами лишились своего марксистского лица, то всем, кто противополагает себя им, надо найти подлинное звучание сермяжной, народной, равнинной святой Руси, чтобы не остаться заново в интеллигентских кабинетах, без всяких приводных ремней к народной русской истории.
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Впервые: Д. 1928. 16 марта. No 1360. С. 2. Подпись: Е. Скобцова. Отклики: Подписчик. Антимарксизм // Д. 1928.19 марта. No 1363. С. 2; М.К. О марксизме и коммунизме // Д. 1928. 2 апр. No 1377. С. 2.
   Исключительный по своему интересу доклад прочел H.A. Бердяев в марксистском семинаре в РСХД. -- 6 марта 1928 г. в Религиозно-философской академии, в помещении РСХД (бульвар Монпарнас, 10) H.A. Бердяев сделал заключительный доклад на своем семинаре "Христианство и марксизм", на тему "Классический марксизм и русский коммунизм".
   ...возглавить "русский бунт, бессмысленный и беспощадный". -- Известная цитата из "Капитанской дочки" (1836) A.C. Пушкина.
   ...лозунг "сарынь на кичку"... -- Возглас волжских разбойников при нападении на судно, означает: "Бурлаки, на нос судна!" Сарынь -- чернь, толпа; кичка -- перекладина на носу судна. Возглас использовался и как боевой клич казаков, призывающий врагов отступить.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru