Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
ПО ПОВОДУ ЗАМЕТКИ "РАСКОЛ В РСХД"
В "Днях" от 22 окт<ября> была помещена заметка: "Раскол в Христианском движении". Эта заметка приписывает Русскому студенческому христианскому движению в целом "скрытую подмесь правой николаевской политики" и "интимную связь с правыми узкопартийными группировками", что "не способствует ни авторитету организации, ни ее прочности, ни ее действенности".
Принимая ближайшее участие в работе Движения, побывав на трех съездах его, и близко зная всю внутреннюю жизнь Движения, -- я удостоверяю, что никакой подмеси скрытых политических симпатий и связей в PCX Движении нет. Оно объединяет главным образом молодежь беспартийную, и только незначительное количество участников Движения имеет некоторые политические симпатии, далеко не всегда правые.
Близкое наблюдение за жизнью Движения дает мне возможность утверждать, что это чрезвычайно значительное явление в жизни русской молодежи совершенно не может быть определяемо в терминах политических. Значение его, -- в большом и подлинном религиозном подъеме -- с одной стороны, -- ив мобилизации культурных сил молодежи, -- с другой.
Прочность и действенность организации определяется ее неуклонным ростом и полным единством ее членов.
Надо отметить, в этом году Движение впервые подошло к вопросам не политическим, а общественным и впервые начало обсуждать темы, связанные с Россией. Произошел некий духовный возврат на родину. Стали работать три семинара по изучению России. Один из них посвящен уяснению взглядов русских мыслителей на исторические судьбы России. В нем одинаково объективно рассматриваются взгляды славянофилов и западников, Герцена и Константина Леонтьева, евразийцев и Бунакова. Другой семинар занят изучением марксизма и подходит к этой теме с точки зрения религиозно-философской. Третий, -- обсуждает произведения советских писателей, желая по ним лучше понять современный духовный лик России. Как и во всем Движении, в семинарах принимают участие люди с самыми разнообразными политическими симпатиями, но и тут, даже при непосредственном соприкосновении с русской темой, основным является желание найти общий язык, находящийся на общем христианском мировоззрении.
Все это достаточно наглядно свидетельствует о подлинной и напряженной духовной жизни, несовместимой с тайным или явным политиканством и идущей на гораздо большей глубине, чем разнообразные виды специфически эмигрантской политики.
Таким образом, я утверждаю, что Движение имеет право ждать по отношению к себе внимательного и благожелательного отношения со стороны старших поколений русской интеллигенции.
ПРИМЕЧАНИЯ
Впервые: Д. 1927. 26 окт. No 1218. С. 3. Подпись: Е. Скобцова.
Отклик на анонимную заметку в "Днях" (1927.22 окт. No 1214. С. 3) "Раскол в "Христианском Движении"", следующего содержания:
"В только что вышедшем No 10 ВРСХД сообщается, что совет т.н. Братства св. Серафима Саровского и его белградских членов заявил о своем выходе из общей организации Х<ристианского> Д<вижения>.
Внешние причины этого раскола связаны с действиями "маркиан" (т.е. сторонников Маркова II). Белградцы, приемлющие "Карловацкий собор" и руководимые митр. Антонием, не считают возможным иметь общение с "парижанами", не склонными признавать абсолютный авторитет митр. Антония (а стало быть, и политическое руководство Маркова II).
Но есть причины и более глубокие. При всем своем стремлении к духовности, к высотам христианской настроенности, многие деятели "Движения" продолжают сохранять связь с правыми, узкопартийными политическими группировками. Эти обычно тщательно скрываемые политические мотивы на сей раз не могли утаиться, т.к. "совет Братства св. Серафима стоит всецело на стороне Карловацкого собора". Но вообще скрытая подмесь правой "николаевской политики" к "Движению" объявляющему себя чисто религиозным, не способствует ни авторитету организации, ни ее прочности, ни ее действенности".
О выходе Белградского братства из РСХД см. примеч. на с. 675.
Принимая ближайшее участие в работе Движения, побывав на трех съездах его... -- Речь идет о III местном съезде РСХД во Франции (19-26 июля 1926 г., Клермон), о IV местном съезде РСХД во Франции (18-24 июля 1927 г., Клермон) и о V годовом общем съезде РСХД (12-18 сентября 1927 г., Клермон).
Стали работать три семинара по изучению России. -- О работе семинаров подробнее см. статьи Е.Ю. Скобцовой "Изучение России" и "Русское студенческое христианское движение" в данном издании и примеч. к ним.
...рассматриваются взгляды славянофилов и западников, Герцена и Константина Леонтьева, евразийцев и Бунакова. -- Евразийство -- одно из значительных идейных и общественно-политических пореволюционных течений в среде русской эмиграции. Его возникновение связано с выходом в 1921 г. в Софии сборника "Исход к Востоку", в который вошли статьи четырех "родоначальников" движения: лингвиста Н.С. Трубецкого, музыковеда и публициста П.П. Сувчинского, экономиста и географа П.Н. Савицкого и философа Г.В. Флоровского (впоследствии резко порвавшего с движением). Чуть позже к ним присоединились литературный критик кн. Д.П. Святополк-Мирский, историк Г.В. Вернадский, философ Л.П. Карсавин, правовед H.H. Алексеев и др. Произошедшая с Россией катастрофа (революция, коммунистическая диктатура) воспринималась евразийцами как плод секуляризованной европейской культуры, поэтому для спасения России они предлагали осознать опасность ее европеизации и осмыслить особое положение России между Европой и Азией, ее особый путь как Евразии и особенности евразийской культуры, вернуться к религии, к вере. Евразийские кружки возникали во многих городах Европы (главным образом в Праге и Париже), движение издавало сборники, собственные журналы (в том числе журнал "Версты", см. ниже рецензию Е.Ю. Скобцовой на один из его номеров) и газету, у него было собственное книгоиздательство; в конце 1920-х гг. движение все больше политизировалось; в связи с просоветской деятельностью части его членов в нем произошел раскол.
Фондаминский Илья Исидорович (Фундаминский; литературный псевдоним Буна-ков; 1880-1942) -- политический деятель, историк, религиозный мыслитель, публицист, издатель, общественный деятель и благотворитель. Один из ближайших друзей матери Марии. Входил в число редакторов журналов "Современные записки" и "Новый Град", стоял у истоков создания Лиги православной культуры (1930), участвовал в РСХД, в обществе "Круг". Автор исторического сочинения "Пути России" (1920-1940). Перед приходом в Париж нацистов, будучи евреем, отказался покинуть Францию и погиб в немецком концлагере, приняв крещение незадолго до смерти. В 2004 г. вместе с матерью Марией, ее сыном Юрием Скобцовым и о. Димитрием Клепининым Священным синодом Константинопольского патриархата причислен к лику святых как мученик.