Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
НА ЛЕКЦИИ МЕРЕЖКОВСКОГО
Россией сейчас правят не большевики, ею правит страшный и умный дух небытия, отец лжи, сам дьявол. Политика их -- политика дьявола. Государство их -- церковь Антихриста.
Так говорил в субботу Д.С. Мережковский.
Ведь если мы верим в историчность Христа, продолжал он, то мы должны верить в историчность Антихриста. Только в этом пути можно искать средства борьбы с большевизмом.
С этой точки зрения надо подходить к последним событиям в церковной жизни. И тогда становится понятным страшный смысл послания митрополита Сергия, зовущего нас к соглашательству с властью Антихриста.
В церкви невозможна аполитичность. Это состояние не православное, а буддийское или толстовское. Нам же надлежит выбирать. И в своем ответе митрополит Евлогий сделал этот выбор. В ответе его "нож неповиновения завернут в пух невмешательства". Еле слышным голосом, чтобы не ранить церковь-матерь, он сказал: нет. Его устами вся церковь произнесла: "не мир, но меч". И этим еще раз доказано, что церковь является для нас огненным столпом в пустыне нашего изгнания.
Каковы же истинные задания нашей церкви?
Во-первых, она должна всенародно произнести над советской властью анафему. Эта анафема должна быть торжественным судом над духом зла, воплощенным в людях. И эта анафема нужна миру, нужна России и всего нужнее нам, находящимся в рассеянии.
Второе дело церкви, -- это забота о земле, о том, чтобы правильно был решен вопрос свободы, права, государства, политики, социальных отношений. Ибо хорошая вещь европейская демократия, но, конечно, она не стоит цены нашей Голгофы. Мы должны через церковь получить нечто высшее.
Третье дело церкви -- это выход на арену мирового служения, отказ от служения поместного, это дело соединения церквей. Первенство мученичества принадлежит ныне православию, и оно обязано любовно протянуть руку другим церквам, чтобы все члены Тела Христова соединились воедино. Только единое христианство может противостоять антихристову интернационалу. Только так можно его победить.
Таково содержание церковной части лекции Мережковского (о политической части доклада см. вчер<ашние> "Дни". Ред.).
В области отношения его к церкви хотелось бы договорить некоторые недомолвки. Если, как он утверждает, церковь обязана нести такую же непримиримость, как и люди, причастные политике, то не был ли первым шагом, отступающим от этой позиции, акт патриарха Тихона, отказавшегося благословить Белое движение?
Вообще, необходимо до конца выяснить отношение к этому акту всех тех, кто отказывается от аполитичности церкви.
А из этого следует и другое замечание.
Одним из величайших прообразов Христа в Ветхом Завете был Давид.
И прообразом великого борения Христова дела с делом Антихриста было единоборство Давида с Голиафом из Гефы, поносившим "воинство Бога живого". Тяжелы и неудобны показались Давиду воинские доспехи Сауловы, и он не мог ходить в них. Пять гладких камней и праща -- вот оружие Давида против Голиафова меча. И он прицелился из пращи и поразил Голиафа между глаз.
Когда вспоминаешь этот образ, то радуешься, что Православная церковь в лице митрополита Сергия не берет на свои плечи доспехов Саула, которые ей предлагают многие, в том числе и Мережковский, а ищет пять гладких камней и пращу. Потому что по внутреннему смыслу меч Саула равен мечу Голиафа и им нельзя победить. Оружие же Давида есть невооруженность в глазах мира сего, есть отказ от политики, есть невмешательство в распрю земными средствами, есть вера в то, что слава победы будет принадлежать "не нам, не нам, а имени Твоему".
ПРИМЕЧАНИЯ
Впервые: Д. 1927. 20 дек. No 1273. С. 3. Подпись: Скобцова.
Переизд.: Вестник РХД. 2000. No 181. С. 64-66.
Статья написана как полемический отзыв на содержание лекции Д.С. Мережковского "Наш путь в Россию. Непримиримость или соглашательство (в политике, церкви)?", состоявшейся 17 декабря 1927 г. в Париже в помещении Географического общества.
О Д.И. Мережковском см. примеч. на с. 694.
Мишель Бейсак в своей "Хронике культурной жизни эмиграции" так передает содержание лекции Мережковского: "I. Сила русской эмиграции. Героизм в борьбе за освобождение России. Слабость -- в отсутствии единой воли. Внешний раскол, по линии призрачной: монархия или республика? Раскол внутренний, по линии жизненной: "революция" или "эволюция", непримиримость или соглашательство? Идеологические и психологические предпосылки спора. Почему невозможна эволюция советской власти? П. Перемещение спора из политики в церковь. Послание м<итр>. Сергия -- тип церковного соглашательства; обращение соловецких епископов -- тип непримиримости. Необходимость сделать между ними выбор. Выбор, сделанный в ответе м<итр>. Евлогия. Участие в нем паствы. Что значит "церковь вне политики"? Возможность для русской эмиграции найти в религии утраченное в политике единство воли. Религиозное утверждение непримиримости. Как проходит через церковь наш путь в Россию?" (Beyssac M. La vie culturelle de lemigration russe en France. Paris: Presse universitaire de France, 1971. P. 165).
...страшный смысл послания митрополита Сергия, зовущего нас к соглашательству с властью Антихриста. <...> И в своем ответе митрополит Евлогий сделал этот выбор. -- О Декларации митр. Сергия и ответе митр. Евлогия см. примеч. на с. 682-683.
Его устами вся церковь произнесла: "не мир, но мен". -- Перифраз слов Христа: "не мир пришел Я принести, но меч" (Мф 10: 34).
Таково содержание церковной части лекции Мережковского (о политической части доклада см. вчер<ашние> "Дни". Ред.). -- См. No 1272 "Дней" за 19 декабря 1927 г.
...акт патриарха Тихона, отказавшегося благословить Белое движение? -- Патриарх Тихон, свт., новомученик (в миру Беллавин Василий Иванович; 1865-1925). 5 ноября 1917 г. Поместным собором избран Патриархом Московским и всея Руси. Открыто выступал против декретов советской властии об изъятии церковных ценностей, против осквернения мощей, отстаивал православную веру против обновленчества и атеизма, ставшего одним из признаков лояльности Советскому государству; но в то же время отказался благословить Белое движение и призывал к миру и прекращению кровопролития. В 1922 г. арестован, мужественно держался на допросах; только под давлением мировой общественности не был расстрелян, как были расстреляны остальные обвиняемые по этому делу. В 1923 г. заключен в тюрьму, потом освобожден, жил в покоях Донского монастыря под постоянным наблюдением властей. В 1925 г. скончался при невыясненных обстоятельствах. В 1989-м причислен к лику святых.
...единоборство Давида с Голиафом из Гефы... -- См.: 1 Цар 17.
Оружие же Давида есть невооруженность в глазах мира сего... -- Такая разоруженность души, показанная в опоре на библейский образ Давида, сражающегося с Голиафом, станет принципиальным моментом "мистики человекообщения", развиваемой матерью Марией в ее поздних работах. Так, в статье "Вторая евангельская заповедь" (1939) она пишет, что человек сможет увидеть в другом человеке образ Божий, затуманенный и исковерканный, и ради него "начать борьбу с дьяволом", "Если все упование его будет на Бога, а не на себя, он это сможет, если у него не будет ни одного самого утонченного, самого корыстного желания, если он, подобно Давиду, сложит с себя доспехи и только с именем Божиим кинется в бой с Голиафом" (ММ 1,1992. С. 226).
..."не нам, не нам, а имени Твоему". -- "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу" (Пс 113: 9).