Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна
Открытие религиозно-философской академии

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева, Е.Ю.)
   Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
   Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
   

ОТКРЫТИЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ АКАДЕМИИ

   31 октября состоялось открытие занятий в Религиозно-философской академии в помещении YMCA на бульваре Монпарнас, 10.
   С.Л. Франк прочел доклад "Новое варварство и духовные задачи нашего времени".
   Докладчика всего больше интересуют духовные процессы, протекающие в народных массах, как в России, так и в Западной Европе. И несмотря на многие черты различия, он видит в этих процессах сходство в общем их устремлении. Общая их характеристика, -- это постепенная их варваризация, постепенное падение интеллектуальных интересов.
   За счет острого интереса к гуманитарным наукам, свойственного XIX веку, сейчас на сцену выступают спортивные интересы. Ученые и писатели, -- все лица, занятые интеллектуальным трудом, принуждены довольствоваться самым скромным заработком и отнюдь не являются авторитетами в народных массах, в то время как герои спорта, зарабатывающие миллионы, оказываются подлинными кумирами толпы.
   Значение их не исчерпывается только областью их профессионального дела. Известно, например, что Финляндии удалось заключить заем в Америке благодаря популярности финляндского бегуна, которому при жизни поставлен памятник в Гельсингфорсе.
   Нельзя думать, что это возрождение культа тела имеет черты античной любви к физической мощи и красоте. Разница тут заключается в том, что в античном мире толпа с одинаковым напряжением следила за какими-нибудь бегунами или дискометателями и за состязанием ораторов и поэтов. Теперь этого нет.
   Эта варваризация сильно видоизменила брачную и эротическую жизнь современного человечества. Умирает романтическая любовь. Люди, культивируя якобы естественность, приближаются к отношениям, существовавшим между дикарями.
   В искусстве -- кинематограф, заменивший своей пантомимой живую речь театра, современные танцы, отказавшиеся от условной изысканности танца миновавших веков и приближающиеся к варварскому негритянскому танцу, -- все это иллюстрирует основное положение, -- варваризацию культуры.
   Наконец, политическая жизнь нашего времени может быть характеризована возникновением фашизма и коммунизма, -- начал, имеющих между собой много общего. И общее это, -- уклон к варваризации. Сходство их определяется принципом принуждения, насилия, принципом контроля, производимого над государственной властью некоей посторонней инстанцией -- коммунистической партией или фашистским комиссаром.
   И коммунизм, и фашизм своеобразно сочетают индивидуальную волю и авторитет вождя, -- (Ленин, Муссолини) -- с коллективной волей дисциплинированной партии. Если мы будем искать этому аналогий в прошлом, то найдем ее [аналогию] в вожде и дружине, образование которых предшествовало образованию государств и из которых постепенно выделился монархический строй.
   В области религиозной жизни в массовом масштабе тоже наблюдается одичание. Утонченный скептицизм Ренана, Анатоля Франса, -- результат культурного расцвета и упадка миновавших веков, -- заменяется нигилизмом. А наряду с этим растут увлечения суеверием, всякого рода колдовством, магией.
   И если на верхушке общества заметны творческие процессы, то своей оторванностью от живых потребностей народных масс они еще более подчеркивают гибель современной культуры.
   Конечно, всякая варваризация есть -- омоложение. Но современникам не может не становиться жутко при виде этого процесса гибели.
   В этом отношении, сравнивая Россию и Европу, приходится сказать, что многое говорит за относительно большее благополучие положения в России. В ней выступление на историческую арену низших слоев общества сопровождается огромной жаждой культуры и знания. Культурные слои несомненно внутренне приспосабливаются к запросам масс, как бы снижаются -- творческое напряжение идет не вверх, а вширь. Уничтожается пропасть между интеллигенцией и народом, зарождается единая целостная и органическая культура.
   Из этих положений вытекают и духовные задачи нашего времени. Они распадаются на две части. С одной стороны, необходимо принять на себя педагогическую работу поднятия общего культурного уровня масс. С другой стороны, необходимо соблюсти накопленные ценности, суметь сохранить их до более творческого времени.
   Все лица, принимавшие участие в прениях, были согласны с докладчиком в том, что приведенные им факты правильно характеризуют наступающую эпоху.
   Но выводы из этого можно сделать различные.
   Так, например, Федотов считает, что наступает эра героического человека, долженствующего сменить ученого, чиновника, мещанина. Наступает эра образования новых рыцарских орденов, -- очень различных по своим заданиям, -- например, комсомол, бойскауты, организация католической молодежи и т.д. А наряду с разложением старого идет и возрождение.
   Фондаминский, присоединяясь к оценке докладчика, не может только согласиться с тем квиетизмом, которым проникнуты его выводы относительно духовных задач нашего времени. Он считает необходимым противопоставить протекающему процессу какую-то организованную и творческую силу, способную на борьбу и на подвиг. Силой этой в русских условиях может быть только одна, уже испытанная, -- это духовный орден русской интеллигенции.
   Бердяев также ищет выхода в тех силах, которые, по его мнению, в России не иссякли: в том дионисическом жизненном начале, свойственном русскому народу, которого на Западе нет.
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Впервые: Д. 1926.18 нояб. No 1162. С. 3. Подпись: Ю.Д.
   Подробнее о созданной H.A. Бердяевым Религиозно-философской академии см. примеч. на с. 688.
   С.П. Франк прочел доклад "Новое варварство и духовные задачи нашего времени". -- Франк Семен Людвигович (1877-1950) -- религиозный философ, участник сборников "Вехи" (1909) и "Из глубины" (1918), один из активных участников бердяевской Религиозно-философской академии. Преподавал в Санкт-Петербургском университете, в 1915 г. защитил магистерскую диссертацию, его книга "Душа человека" (опубл. в 1918) представлена им как диссертация на степень доктора. Преподавал в Саратовском (с 1917) и Московском (с 1921) университетах. В 1922 г. выслан за границу, жил сначала в Берлине, с 1930 г. в Париже, с 1945-го в Лондоне. Развивал учение B.C. Соловьева о всеединстве, определял свою философию как христианский реализм. Основные труды: "Смысл жизни" (1926), "Непостижимое" (1939), "Духовные основы общества" (1930), "Свет во тьме" (1949). В пересказанном здесь докладе развивает идеи, изложенные им в книге "Крушение кумиров" (1924).
   ...Финляндии удалось заключить заем в Америке благодаря популярности финляндского бегуна, которому при жизни поставлен памятник в Гельсингфорсе. -- Речь идет о легендарном финском бегуне на средние и длинные дистанции, прозванном "Летучим финном", десятикратном олимпийском чемпионе и обладателе наибольшего количества олимпийских медалей (12) в истории легкой атлетики, Пааво Нурми (1897-1973). Памятник был заказан в 1924 г. после триумфально завершившихся для Финляндии Олимпийских игр в Париже. Бронзовая скульптура выполнена Вяйне Аалтоненом в 1925 г. В настоящее время оригинал памятника находится в музее Атенеум, а копия -- перед Олимпийским стадионом в Хельсинки (Гельсингфорсе).
   И коммунизм, и фашизм своеобразно сочетают индивидуальную волю и авторитет вождя, -- (Ленин, Муссолини) -- с коллективной волей дисциплинированной партии. -- О Муссолини см. примеч. на с. 694.
   Утонченный скептицизм Ренана, Анатоля Франса... -- Ренан Жозеф Эрнест (1823-1892) -- французский писатель, историк и филолог, автор критической семитомной "Истории происхождения христианства" (1863-1883), первая книга которой "Жизнь Иисуса" (1863) приобрела скандальную известность своим психологическим изображением Иисуса просто как человека, а не Бога.
   Франс Анатоль (1844-1924) -- французский писатель и литературный критик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1921). Автор сборника гротескно-фантастических романов "Остров пингвинов" (1908) и "Восстание ангелов" (1914), представляющих собой антирелигиозную и политическую сатиру, исторического романа о Великой французской революции "Боги жаждут" (1912) и др.
   ...не может только согласиться с тем квиетизмом, которым проникнуты его выводы... -- Квиетизм т лат. quietus -- спокойный, безмятежный) -- религиозное учение и течение, возникшее внутри католицизма в XVII в. и доводившее требование безропотного подчинения воле Бога до фаталистического безразличия к собственному спасению; был осужден руководством Католической церкви. В переносном значении -- пассивность, созерцательность.
   ...это духовный орден русской интеллигенции. -- Подробно идеи И.И. Фондаминского о духовном ордене русской интеллигенции изложены им в статье "Пути освобождения" (см.: Бунаков И. Пути освобождения // Новый Град. 1931. No 1. С. 31-48).
   Бердяев также ищет выхода в тех силах, которые, по его мнению, в России не иссякли: в том дионисическом жизненном начале, свойственном русскому народу, которого на Западе нет. -- В своей поздней книге "Русская идея" (1946) H.A. Бердяев разовьет мысль о том, что "два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая, дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие" (Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья / сост. М.А. Маслин. М.: Наука, 1990. С. 45). Разграничение в культуре двух начал: аполлонического (рационального, упорядоченного, критического) и дионисического (иррационального, стихийного, чувственного), заимствованных из греческой мифологии, восходит к книге Ф. Ницше "Рождение трагедии из духа музыки" (1871).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru