Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна
Непобедимая

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева, Е.Ю.) Встречи с Блоком: Воспоминания. Проза. Письма и записные книжки
   М.: "Русский путь": "Книжница"; Париж : YMCA-Press, 2012.
   

НЕПОБЕДИМАЯ

   -- Ну-ка, жизнь, покажи мне тех, кого ты опять победила? Всех, смертельно усталых, всех, утерявших веру, всех, не ждущих завтрашнего дня.
   У жизни синодик длинный. Каждый день, каждый час -- новые жертвы. Все, -- по разделам и рубрикам. Банкир, потерявший на биржевых операциях три четверти своего состояния и не знающий, как жить с одной четвертью, -- несколькими миллионами. Выход найден, -- пуля в лоб. Его наследники считают и пересчитывают наследство.
   Неудачная любовь, измена, ревность. "В смерти моей прошу никого не винить".
   Просто усталость. Сегодня работа, завтра работа. О, глупая, никому не нужная работа. Каждый день десять часов, в неделю шестьдесят часов. Сколько часов на протяжении всей жизни? И зачем думать, мечтать, стремиться? Лязг машины, -- вот она жизнь. Оборот колеса, -- вот они дни. Челнок прядает взад и вперед. Челнок-маятник отмеряет бесцельно погубленное время.
   -- Ну-ка, жизнь, покажи мне тех, кого ты опять победила? Всех, смертельно усталых, всех, утерявших веру, всех, не ждущих завтрашнего дня.
   Гибнут надежды и планы, гибнут люди, рассыпаются семьи.
   В молодости говорят: "Все будет завтра".
   В старости: "Все было вчера".
   И никогда, никогда, никогда не бывает дня, когда человек говорит:
   "Все, -- сегодня".
   И завтра, и вчера, и сегодня, -- суета сует.
   Но существуют непобежденные. Существуют люди, которых победить нельзя.
   В синодике жизни, внизу, под списками, есть мелкими буквами напечатанные сноски: "Непобедимые".
   Не цари, не банкиры, не удачливые любовники, не изобретатели, не ученые, -- просто, -- непобедимые.

* * *

   У соседей сегодня с утра слышны звуки скрипки.
   "Ехал раз с ярмарки ухарь купец, ухарь купец, удалой молодец".
   А потом:
   "Ямщик, не гони лошадей".
   И еще, и еще...
   Тонким и быстрым ручейком текут знакомые напевы.
   Сочетание удали, певучести и тоски, тоски, тоски.
   Тоска кабацкая, пьяная и рыдательная.
   Это в гости пришла Ариадна Аркадьевна и скрипку свою по всем пересадкам метро протащила, -- в черном футляре, -- кормилицу и поилицу.
   Легкую жизнь Господь послал Ариадне Аркадьевне.
   Во-первых, -- уже возраст такой, что всяческие кафе и бары никаким соблазном обернуться не могут. (Кстати, -- в чем разница между кафе и баром я не знаю, и она не знает.)
   Во-вторых, работа, можно сказать, по специальности, -- доставлять людям удовольствие игрой на скрипке и за это снискивать скромное пропитание.
   Загудят струны, запрыгает мелкими брызгами поток знакомых напевов, что-то в сердце защемит, глаза у человека откроются в даль, -- к ушедшему или к грядущему, -- расступится табачный воздух бара, и душа как на уздечке безвольно повлечется в мечту. Вот и день обедом обеспечен. Скромный труд имеет скромную награду.
   "Не осенний мелкий дождичек..."
   Маленькое окно в иной мир, в иное быванье.
   Влекись, усталая душа, на крепкой уздечке, в невозможное, в мечту...
   Истинный артист, -- все равно где, -- перед многосотенной концертной толпой, или в кафе, где за столиками обнимаются парочки, а у стойки громко спорят забежавшие на минуту приятели, или на улице, во дворах-колодцах, -- истинный артист, -- всегда кудесник и всегда творит свою легкую, крылатую тайну.
   В списках жизни около имени истинного артиста всегда стоит звездочка, а внизу сноска -- "Непобедимый".
   Такой звездочкой и такой сноской была и Ариадна Аркадьевна в списках жизни отмечена.
   О Господи, и терять-то нечего, -- вот богатство. Бумаги в цене не упадут, потому что их нет. Разориться нельзя, потому что скрипка кормилица в руках. Неудачная любовь? -- это дело давно миновавшее. Теперь и о неудачной любви с приятностью вспоминать можно. Потому что хоть неудачная, а все же любовь. И часто неудачная многих удачных стоит. Ну, а разочарование в жизни? -- Как в ней разочароваться, когда вокруг так много хороших людей существует...
   Вот на днях была Ариадна Аркадьевна в консульстве. Там квитанции на бесплатные обеды выдают. Народу много, -- безработные русские.
   Очень хорошо провела все утро. Очередь большая, со многими поговорить пришлось. Как приятно с русскими не торопясь побеседовать.
   Есть, конечно, в жизни существенные неприятности. Во-первых, каждые две недели за квартиру платить надо. Во-вторых, совершенно неизбежна покупка башмаков. Самое безотлагательное время пришло. В-третьих, уж очень поздно приходится спать ложиться со всеми этими ресторанными выступлениями.
   Но на эту беду управа нашлась. Ариадна Аркадьевна решила несколько изменить вид труда. Перейти с ночной на дневную работу. На счастье молодой француз попался с голосом удивительным. Поет, -- прямо за сердце хватает.
   Немножко сложно с репертуаром вышло. Он все больше "Mon Paris {Мой Париж (фр.).}" и другие французские мотивы, а "Ямщика", "Мелкий дождичек" совсем не знает. Ну, да кой-как срепетировались.
   Только русские слова ему не даются. Одна надежда, что слушатели-французы и не обратят внимания на неправильности в русской речи.
   Стали ходить по дворам. Надо только знать, в какие дома пускают, а в каких консьержка нечеловеческая и до ажанов {Agent -- полицейский (фр.).} дело дойти может.
   Ариадна Аркадьевна проведет смычком по струнам, француз поднимет голову к верхним этажам, обведет взглядом все окна и начнет.
   Хороший голос, молодой и свежий, так и льется и "Mon Paris", и "Ухарь купец". Только выходит "Ухарь купэс".
   Скрипка поет протяжно, точно радуется сотоварищу, вежливо ему главное место уступает, нежными звуками сопровождает его, будто охраняет, будто покровительствует его силе и свежести.
   Замолкнет певец, -- тогда скрипка подбодряюще призывно устремится вперед, дорогу ему показывает и расчищает. И уже без боязни он на эту дорогу всею силою голоса бросается.
   Окна открылись. В третьем этаже высунулась кухарка, наверное. А в первом двое детей к стеклу прижались носами. А вон старичок стоит в окне и попыхивает трубочкой.
   Хорошо доставлять людям удовольствие и таким путем зарабатывать себе на ежедневное пропитание.
   Ариадна Аркадьевна прижалась подбородком к скрипке и сбоку наблюдает за окнами. Француз-певец закинул голову и тоже следит.
   Вот упал один белый пакетик. Вот с самого верхнего этажа другой.
   Француз не умолкает. Нагибается и кладет бумажки в карман.
   А они еще сыпятся. Не так уже много, но все же раз восемь певцу нагнуться пришлось.
   Потом в следующий двор, если консьержка добрая.
   И опять "Ухарь купэс".
   И опять белые пакетики из высоких окон.
   Вечером, -- дележ.
   Только стала замечать Ариадна Аркадьевна, что заработок сразу как-то очень уменьшился. Даром что бросают такое же количество белых пакетиков.
   И открыла, что певец ее обманывает.
   Да как хитро выдумал. Рукою сквозь бумагу нащупает, есть ли в монете дырочка или нет. С дырочкой, -- мелочь значит. Без дырки, -- франк. Дырявые в один карман, а цельные -- в другой кладет. Вечером же делится одними дырявыми.
   Одним словом, так работать нельзя. Хоть работа и совсем подходящая.
   И не только работать нельзя, а совсем вообще это предприятие с мошенничеством Ариадну Аркадьевну из всех расчетов вывело. Совсем все иначе предполагала и иначе свои доходы рассчитывала. А тут ни за квартиру не заплатить, ни, уж конечно, башмаков не купить.
   И такой голос хороший, а обманывает.
   Пришлось применять экстренные меры.
   Давно приглашал старый знакомый, -- еще по России, -- за комнату и стол давать уроки игры на скрипке детям, -- мальчику и девочке.
   Ферма своя, коровы, молоко, сад фруктовый, место хорошее и воздух чудный.
   Пришлось поехать.
   Дети к музыке не очень способные. Воздух, местность и молоко, -- это правда, -- первый сорт.
   Но только все вовремя, все вовремя. Обед в положенный час, а в десять вечера все спать ложатся.
   Пишет Ариадна Аркадьевна друзьям в Париж:
   "Я здесь как птица в золотой клетке. Плохого сказать ничего не могу. Люди отличные и воздух дивный. Кормят как на убой, постель мягкая и часто белье меняют. Маленькая у меня просьба к вам, -- пришлите пять франков. А то покурить не на что. При случае верну. Думаю скоро быть в Париже, потому что здесь скучновато. И как меня мой француз подвел. Ну, кто мог думать. А голос великолепный. Ну, да ничего".

* * *

   Жизнь, жизнь, признавай себя побежденной. Чем ты можешь соблазнить, чем можешь смутить непобедимых?
   Все соблазны твои, -- клетки золотые. Все соблазны твои для бескрылых. А крылатым принадлежит власть над тобой, -- над синим небом и над зеленой землей. Над барами и кафе, над улицами и дворами, над певцом-обманщиком, -- над всем миром.
   Что же? Ломай и калечь слабых. Пусть разорившиеся банкиры стреляются и неудачные изобретатели пьют, пусть устают и разочаровываются те, кто не таит великого богатства в своем сердце.
   Ты вольна над ними.
   Но отойди в сторону, и пригнись, и стыдливо умолкни, когда встретишь тех, кто в списке твоем отмечен звездочкой, а внизу сноска, -- непобедимый.
   

ПРИМЕЧАНИЯ

СОКРАЩЕНИЯ

   авт. -- автограф
   Арх. о.С.Г. -- основной архив матери Марии, на хранении у о. Сергия Гаккеля (Льюис, Великобритания)
   Арх. С.В.М. -- архив, собранный С.В. Медведевой, на хранении у Е.Д. Клепининой-Аржаковской (Париж)
   Арх. YMCA-Press -- архив издательства "YMCA-Press" (Париж)
   б. д. -- без даты
   гл. -- глава
   изд. -- издание
   кн. -- книга
   маш. -- машинописный, машинопись
   наст. -- настоящий
   неопубл. -- неопубликованное
   опубл. -- опубликован
   переизд. -- переиздание, переиздан
   псевд. -- псевдоним
   ред. -- редактор, редакция
   рук. -- рукопись
   сб. -- сборник
   св. -- святой
   сокр. -- сокращение
   соч. -- сочинение
   ст. -- статья
   стих. -- стихотворение
   указ. -- указанный
   урожд. -- урожденная
   фам. -- фамилия
   

АББРЕВИАТУРЫ

   ААМ -- Архив Анапского музея
   АДП -- Архив Дома Плеханова РНБ (Санкт-Петербург)
   БАР -- Бахметьевский архив Колумбийского университета (Нью-Йорк) (Columbia University, Rare Book and Manuscript Library, Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture)
   ВСЮР -- Вооруженные силы на Юге России
   ГАКК -- Государственный архив Краснодарского края
   ГАРФ -- Государственный архив Российской Федерации (Москва)
   ГОПБ -- Государственная общественно-политическая библиотека (Москва)
   ГРМ -- Государственный русский музей (Санкт-Петербург).
   ИРЛИ -- Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург)
   ОР РГБ -- Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (Москва).
   РГАЛИ -- Российский государственный архив литературы и искусства (Москва)
   РГБ -- Российская государственная библиотека (Москва)
   РГИА -- Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург)
   РНБ -- Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург)
   РСХД -- Русское студенческое христианское движение
   РХД -- Русское христианское движение
   РЦХИДНИ -- Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (Москва)
   

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

   ММ 1 и 2, 1992 -- Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки: В 2 т. Париж: YMCA-Press, 1992.
   ВК -- "Вольная Кубань". Орган Кубанского краевого правительства (Екатеринодар), 1918-1920. Издание возобновлено в наше время.
   ВР -- "Воля России". Первоначально газета, затем ежемесячный журнал политики и культуры под ред. В.И. Лебедева, М.Л. Слонима, В.В. Сухомлина, выходивший с 1922 в Праге. С 1927 по 1932 издавался в Париже.
   ГМ -- "Голос минувшего на чужой стороне: Журнал истории и истории литературы". Выходил с 1926 по 1928 в Париже под ред. СП. Мелыунова, В.А. Мякотина и Т.И. Полнера.
   Д -- "Дни". Ежедневная берлинская газета. С сентября 1928 по июнь 1933 -- еженедельник, издаваемый в Париже под ред. А.Ф. Керенского.
   ЗК -- Блок A.A. Записные книжки: 1901-1920. М.: Художественная литература, 1965.
   К-К, 1991 -- Кузьмина-Караваева Е.Ю. Избранное / сост. и примеч. Н.В. Осьмакова. М.: Советская Россия, 1991.
   К-К, 1996 -- Кузьмина-Караваева Е.Ю. Наше время еще не разгадано... / сост. и примеч. А.Н. Шустова. Томск: Водолей, 1996
   К-К, ММ, 2001 -- Кузьмина-Караваева Е. Мать Мария. Равнина русская: (Стихотворения и поэмы. Пьесы-мистерии. Художественная и автобиографическая проза. Письма) / сост. А.Н. Шустов. СПб.: Искусство - СПб., 2001.
   ММ, 1947 -- Мать Мария. Стихотворения. Поэмы. Мистерии. Воспоминания об аресте и лагере в Равенсбрюк. Paris: La Presse Franèaise et Étrangère, 1947.
   MM, K-K, 2004 -- Мать Мария (Кузьмина-Караваева Е.) Жатва духа: Религиозно-философские сочинения / сост. А.Н. Шустов. СПб.: Искусство -- СПб., 2004.
   ОЛ -- "Одесский листок". Основатель В.В. Навроцкий, выходил в 1918-1920 в Одессе.
   ПК -- "Приазовский край". Ежедневная политическая, экономическая и литературная газета, основана С.Х. Арутюновым, выходила в Ростове-на-Дону в 1917-1919.
   ПН -- "Последние новости". Русская ежедневная газета, выходившая с 1920 по 1940 в Париже под ред. М.Л. Гольдштейна, с 1921 -- П.Н. Милюкова. Издание прервано в связи с немецкой оккупацией.
   Руфь -- Кузьмина-Караваева Е.Ю. Руфь. Пг.: Тип. Акционерного общества типографского дела, 1916.
   СЗ -- "Современные записки". Ежемесячный общественно-политический и литературный журнал под ред. И.И. Бунакова-Фондаминского, Н.Д. Авксентьева, М.В. Вишняка, В.В. Руднева и А.И. Гуковского. Издавался с 1920 по 1940 в Париже. Издание прервано в связи с немецкой оккупацией.
   СС -- Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1960-1963.
   Стихи, 1937 -- Мать Мария. Стихи. Берлин, 1937.
   Стихи, 1949 -- Мать Мария. Стихи. Париж, 1949.
   УЮ -- "Утро Юга". Ежедневная литературная и общественно-политическая газета, выходившая в 1918-1920 в Екатеринодаре.
   

НЕПОБЕДИМАЯ. Рассказ.

   Источник: рук., переписанная рукой СБ. Пиленко, б.д. Подпись: Ю. Данилов (рукой Е.Ю. Скобцовой) (ГАРФ. Ф. 5878. Оп. 1. No 92, по архивным материалам газеты "Дни"). Публикуется впервые.
   На французском языке в переводе Е.Д. Клепининой-Аржаковской см.: D'invincible // Le Sacrement du Frère. 2me éd. Paris: Éditions du Cerf, 2001. P. 293-298.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru