Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
БОГОМОЛЬЕ
Специальный вагон...
Первое впечатление, что вот студенты и курсистки разъезжаются весной из Москвы или Петербурга на каникулы.
И еще впечатление, -- как много хороших глаз на свете!
Едем в Клермон-Аргонн на конференцию Русского студенческого христианского движения. Конференция местная, французская, но уже в вагоне столкнулись с английскими делегатами, с приехавшими из Эстонии, Чехии, Сербии, Бельгии.
В Клермоне нам отведены бараки. В одном из строений помещена походная церковь. Девушки украшают ее ромашками. За престолом большой крест из сосновых веток. Иконостас полотняный и колышется ветром.
Нас много -- больше восьмидесяти человек. Разместились в трех бараках: мужской дортуар, женский дортуар и здание с отдельными клетушками -- кельями. Там живут Владыки, священники, профессора, гости, иностранные друзья.
Состав конференции очень разнообразен.
Почетный председатель ее -- митрополит Евлогий. Сейчас перед ним очень ответственная задача в связи с Карловацким архиерейским собором. И производит он впечатление человека, до последних пределов понимающего свою ответственность и твердо наметившего путь. Путь этот, -- защита церкви от покушений на нее со стороны политических партий. Церковь -- вечное, -- партийные разделения преходящи и перед лицом вечности безответственны.
В данном окружении для митрополита Евлогия очень символичным был его посох во время богослужений. Сверху парча и золотой крест, а сам посох, -- только что вырезанный дрючок в лесу, -- перочинным ножом сгладили суки, но даже кору не счистили. И этот посох был очень хорош.
Другой владыка -- архиепископ Владимир Белостокский, недавно высланный из Польши. Истинное обличье русского монаха: детские сияющие голубые глаза, детское сияние и ясность в каждом слове. Дальше -- епископ Вениамин, -- русейший, порывистый и напористый, красочный и органически любящий все красочное. С хором вместе во время богослужений заливается высоким, прекрасным тенором, -- ив церковной службе ощущается его жизнерадостность и искристость.
Владыки вне политики. Вообще, в Клермоне не было никакой политики. Но ощущалось какое-то органическое стремление к встрече с русским народом, желание как-то по-новому осознать его.
Облик трех владык -- самое характерное на съезде. Более индивидуализированы другие руководители съезда, гости, иностранные друзья.
Молодежь разнообразна. Часть ее уже в рясах дьяконов. Для того чтобы понять, откуда они пришли, скажу только, что один из этих дьяконов сын очень известного профессора медицины, другой -- сам врач. Вообще много имен, причастных в предшествующем поколении науке и общественности. Часто служит иеромонах, недавно постриженный, член кружка молодежи.
Много студентов. Один кончает философский факультет, другая только что изжила кантианство и мыслит в терминах Кантовой философии. Есть юноша, поделивший себя между устремленностью к Богу и любовью к математике.
В одной группе толкуют о Бёме, в другой о церковном пении. Перед сном жарко спорили о "Двенадцати" Блока. Или обсуждали одну из тем семинара Бердяева -- о теософии.
А в сторонке одна из членов съезда рассказывала об игуменье недавно выехавшего из России монастыря, -- как она до пострижения своего занималась искусством, как предварительно объездила всю Европу, прощаясь с любимыми твореньями искусства, а теперь в монастыре достигла полноты духа. И передает разговор с ней на те же темы, -- германская философия, Блок, мистические пути России.
А дальше цитаты из святоотеческой литературы. Имена Игнатия Антиохийского, аввы Дорофея, Исаака Сириянина...
* * *
Утром в семь часов начинается обедня. В походной церкви все как бы сослужат священнику.
В девять чай. Епископы, священники, профессора и молодежь рассаживаются за четырьмя большими столами. Садятся группами, в зависимости от того, кто с кем хочет говорить сейчас.
Потом доклады. На конференции все доклады были посвящены двум темам. Основная тема -- литургическая. Потом злоба дня -- Карловацкий собор.
Надо сказать, что в этом втором вопросе вся конференция была единодушна с митрополитом Евлогием, вся отрекалась от пленения церкви политикой, потому что для всех церковь больше политики -- всякой политики.
О подходе к первой теме говорить трудно. Скажу только, что общая культурная и духовная насыщенность всей аудитории, которую мне хотелось дать почувствовать, перечисляя отдельные облики членов конференции, эта духовная насыщенность была безмерно превзойдена в докладе отца Сергия Булгакова. Трудно представить себе возможность словесного обозначения того мистического ведения, которое ему присуще. И такое словесное обозначение возможно лишь при очень большом ведении тех, кто его слушал.
После докладов -- обед.
Потом прогулки в лес, в горы, где много черники, грибов, цветов, тишины.
В четыре чай.
И после чая осведомительные доклады с мест.
Особенно интересны и значительны были доклады представителей двух братств. И значительность их заключалась в каком-то целомудренном умении очень много сказать о существе жизни братств и вместе с тем не сказать ничего лишнего.
После этих докладов -- ужин и потом вечерняя служба до темноты, до ночи.
* * *
Написав много, я все же чувствую, что написано мало, что не передано основное в ощущении участников конференции.
Отдельные составные элементы этих ощущений таковы.
Лестница их, конечно, очень велика. Есть много хороших ребятишек, только вступающих на этот путь и не сознающих его трудностей. А есть люди, испепеленные напряжением своих исканий.
Но ощущение светлого, хоть минутами, и мучительного духовного ал-кания в полной мере существует.
В этом залог нужности, жизненности и здоровья того, что пришлось видеть в Клермоне.
Второе -- ощущение большой духовной свободы и пытливости во всем движении. Но тут надо оговориться, что степень духовной свободы сильнее у тех, кто продвинулся дальше, и постепенно падает вместе со степенью падения духовной зрелости отдельных лиц.
Третье -- не надуманное, а органическое единство всех участников Движения, независимо от различных и часто противоречивых обликов отдельных людей и независимо от степени их духовной просветленности.
Из этого вытекает и четвертое -- полное отсутствие начальства и подчиненных. В сфере этих взаимоотношений какое-то трогательное равенство. Но наряду с этим есть сильное ощущение духовной ответственности старших и духовного доверия младших. Другими словами, отношения на конференции шли по линиям не начальствования и подчинения, а по линиям отцовства и сыновнего доверия.
Еще одна черта -- среди членов конференции очень мало у кого чувствуется взвинченность, экзальтации, -- по существу, все очень трезвые люди. И трезвость эта не только не снижает их духовного напряжения, а делает его очень значительным и очень весомым. Надо сказать, что наряду с духовным напряжением конференции -- протекало совершенно беззаботное и явное веселье.
* * *
Самое трудное -- это выводы.
Но можно утверждать с полной очевидностью.
Движение православной студенческой молодежи, во-первых, очень русское и органически с русскостью связанное.
Во-вторых, явление это очень значительное и имеющее очень широкое и, надо думать, здоровое будущее.
Мне даже было ясно, что вот пришлось воочию убедиться в конце параличного состояния церкви, о котором говорил Достоевский, и присутствовать при первых признаках нового -- творческого периода в жизни церкви.
В-третьих, Движение в целом ни в коей мере не окрашено знаками реакционности. Оно не культивирует романтическую любовь к старому, а творит нечто совершенно новое.
И наконец, еще подлинность, органичность Движения не подлежит сомнению.
Это то, что можно утверждать совершенно уверенно при мало-маль-ском отсутствии предубежденности.
Также можно утверждать какое-то внутреннее сходство напряжения этого религиозного движения с напряжением первоначального русского революционного народничества. Оно бросается в глаза.
Все это в области диагноза.
Никаких прогнозов ставить сейчас нельзя.
И уж во всяком случае малейшая степень объективности требует отказа от легкого рассуждения о бесполезности или даже вредности Движения.
ПРИМЕЧАНИЯ
Впервые: Д. 1926. 30 июля. No 1067. С. 2. Подпись: Юрий Данилов (псевдоним).
Статья посвящена III местному съезду (или конференции) РСХД во Франции, состоявшемуся 19-26 июля 1926 г. в Клермоне (область Аргонн). Об этом же съезде см.: Зандер Л. Клермонский съезд // Путь. 1927. No 6. С. 115-119. Л. Зандер, явно отсылая к этой, уже появившейся в печати статье в "Днях", подчеркивает литургический характер данного съезда: "Служба происходила каждый день, и весь съезд справедливо был назван "Богомольем"" (Там же. С. 117).
Почетный председатель ее -- митрополит Евлогий. -- Митр. Евлогий (в миру Георгиевский Василий Семенович; 1868-1946) долгие годы был любимым пастырем и духовным наставником для многих членов РСХД, именно он взял Движение под свое духовное покровительство. Окончил Московскую духовную академию в 1892 г., с 1895 г. иеромонах. Ректор Холмской духовной семинарии (1897-1902). Епископ Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии (1903). Епископ Холмский и Люблинский (1905). Архиепископ (1912). Член II и III Государственной думы. Архиепископ Волынский и Житомирский (1914). Покинул Россию в 1920-м. Попал в Сербию, Германию, затем переехал в Париж. Управляющий русскими православными приходами в Западной Европе (1921-- 1946). Митрополит (1922). Член учредительного комитета Св.-Сергиевского православного богословского института в Париже; ректор института (1925-1946). Председатель Содружества св. Албания и прп. Сергия.
Сейчас перед ним очень ответственная задача в связи с Карловацким архиерейским собором. <...> Путь этот, -- защита церкви от покушений на нее со стороны политических партий. -- Речь идет об Архиерейском соборе РПЦЗ, прошедшем в конце июня - начале июля 1926 в г. Сремских Карловцах, на котором давняя напряженность взаимоотношений митр. Евлогия (Георгиевского) и Зарубежного синода во главе с митр. Антонием (Храповицким) завершилась церковным расколом. Корни конфликта уходят в 1920-1921 гг., когда назначение архиепископа Волынского Евлогия управляющим русскими православными приходами в Западной Европе на правах правящего архиерея было подтверждено указом патриарха Тихона от 8 апреля 1921 г.; в тот же период, в 1920 г., на совещании епископов, эвакуировавшихся из России с врангелевской армией, было создано и русское Высшее церковное управление за границей (членом которого был и митр. Евлогий), в 1921 г. обосновавшееся в Сремских Карловцах. Но, после политического заявления о необходимости восстановления династии Романовых в России, сделанного на Всезаграничном церковном соборе в ноябре 1921 г. и вызвавшего новую волну церковных гонений в большевистской России, ВЦУ было в 1922 г. указом патриарха Тихона и Синода упразднено, а все управление заграничными приходами передано митр. Евлогию. Таким образом, дилемма: сращенность церкви с политикой или свобода от нее -- сразу была центральным моментом разногласий "евлогианцев" с "карловчана-ми". Однако митр. Евлогий не решился точно исполнить патриарший указ и принять на себя всю полноту власти и продолжал управлять лишь русскими церковными приходами в Западной Европе -- прежде всего из уважения к стоявшему во главе "карловчан" митр. Антонию (Храповицкому), одному из авторитетнейших церковных деятелей. ВЦУ было распущено, но вместо него сразу же на Архиерейском соборе РПЦЗ был образован синод под председательством митр. Антония (Храповицкого). Напряженность взаимоотношений нарастала в связи с тем, что карловацкий синод, превышая свои полномочия, претендовал на всю полноту церковной власти за границей, в том числе и в митрополичьем округе владыки Евлогия. Конфликт 1926 г., от которого и следует вести отсчет эмигрантского церковного раскола, был вызван требованием к митр. Евлогию и митрополиту Северо-Американскому Платону (Рождественскому) полностью подчиниться карловацкому синоду и попыткой отделить германские епархии от митрополии владыки Евлогия. В результате 29 июня 1926 г. митрополит Западно-Европейский Евлогий и митрополит Северо-Американский Платон вышли из состава Архиерейского синода РПЦЗ, что было истолковано синодом как неповиновение церковной власти, хотя оба митрополита получили свое назначение не от синода, а от Московской патриархии.
Другой владыка -- архиепископ Владимир Белостокский, недавно высланный из Польши. -- Архиеп. Владимир (в миру Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873-1959). Окончил Казанскую духовную академию (1898), иеромонах, служил в Киргизской православной миссии, с 1901 г. начальник миссии и архимандрит. С 1907 г. епископ Белостокский, викарий Гродненской епархии. В 1914 г. эвакуировался в Москву. Участвовал в работе Поместного собора 1917-1918 гг. Епископ Белостокский и Гродненский (1918-1922). В 1920-1921 гг. одновременно был администратором Варшавско-Холмской митрополии. За борьбу с автокефалией Польской церкви был отстранен от руководства епархией и определен в Дерманский монастырь. В 1924 г. выслан из Польши в Чехию, откуда, по приглашению митр. Евлогия, переехал в Ниццу. Архиепископ Ниццкий, управляющий викариатством Южной Франции. Одновременно с 1925 г. настоятель собора в Ницце. В течение 20 лет управлял приходами юга Франции и Италии. Ректор Св.-Сергиевского православного богословского института в Париже (1946-1947). С 1947 г. митрополит и экзарх Вселенского патриарха.
Дальше -- епископ Вениамин... -- Митр. Вениамин (в миру Федченков Иван Афанасьевич; 1880-1961). Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, с 1907 г. иеромонах. В 1910-1911 гг. личный секретарь архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) (будущего патриарха). Ректор Таврической, затем Тверской семинарии. Член Поместного собора 1917-1918 гг. Епископ Севастопольский, викарий Таврической епархии (1919-1921). Епископ армии и флота на Юге России (1919-1920). Эвакуировался в Константинополь, затем в Югославию. Основал монастырь Петковице в г. Шабац, Сербия (1922). Викарный архиерей в Карпатской Руси, Чехословакия (1923-1924). Принимал участие в съездах РСХД. Профессор и инспектор Св.-Сергиевского православного богословского института в Париже. После перехода митр. Евлогия под юрисдикцию Константинопольского патриархата остался в подчинении Московского патриархата. Служил в храме Трехсвятительского подворья в Париже, в 1932-1933 гг. был его настоятелем. Архиепископ Алеутский и Северо-Американский (1933), экзарх Московского патриархата в Северной Америке (1934-1947). Находясь в Америке во время Второй мировой войны, много сделал для организации помощи России. В 1946 г. получил советское гражданство, вернулся в Россию, скончался в Псково-Печерском монастыре.
...один из этих дьяконов сын очень известного профессора медицины... -- Речь идет о дьяконе, в дальнейшем священнике Георгии Федорове (1895 - после 1944), сыне профессора Варшавского университета, умершего во время революции. Воспитанник Кадетского корпуса, затем учился в католической семинарии в Риме. В Католической церкви был посвящен в дьяконы. Вскоре вернулся в православие. Учился в Св.-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Принял священство и был назначен настоятелем прихода Державной иконы Божией Матери в Шавиле, Франция. Затем служил в Алжире, в Марокко. Л.А. Зандер упоминает его в числе трех дьяконов, присутствовавших на данном съезде РСХД.
...другой -- сам врач. -- Липеровский Лев Николаевич, в дальнейшем протоиерей (1887/88-1963). Окончил медицинский факультет Московского университета, врач, лектор и проповедник в московских храмах. Эмигрировал через Сибирь в Китай, участвовал в съезде ВХСФ в Пекине (1922). Был командирован в Европу для организации религиозной работы среди студенчества в эмиграции. Активный член РСХД. Один из устроителей в 1923 г. первого организационного съезда РСХД в Пшерове (Чехословакия), где был избран секретарем РСХД. С 1923 г. в Праге, с 1925-го в Париже, редактор журнала "Духовный мир студенчества", дьякон. Генеральный секретарь РСХД, член Братства Св. Троицы, член учредительного комитета Св.-Сергиевского подворья в Париже. С 1934 г. священник в юрисдикции митр. Евлогия. После Второй мировой войны перешел под омофор Московского патриархата, настоятель Св.-Никольской церкви при Русском доме и Успенской церкви на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Л.А. Зандер упоминает его в числе трех дьяконов, присутствовавших на данном съезде.
Часто служит иеромонах, недавно постриженный, член кружка молодежи. -- Речь идет об иеромонахе Андронике (о его присутствии на съезде упоминает Л. Зандер). О. Андроник (в миру Эльпидинский Андрей; 1894-1959), с 1937 г. архимандрит. Окончил Олонецкую духовную семинарию, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, но был зачислен в действующую армию. Участник Первой мировой войны, офицер Добровольческой армии. Эмигрировал в Финляндию, в 1920 г. переехал в Германию, в 1923 г. в Париж. Активный член РСХД, участник съездов. 2 ноября 1925 г. на парижском Сергиевском подворье пострижен в монашество и через две недели рукоположен во иеромонаха, служил в Бельфоре. В 1931 г. уехал в Индию, где посвятил себя пастырской и миссионерской деятельности. Автор книги "18 лет в Индии" (Буэнос-Айрес, 1959). С 1949 г. в США, настоятель Св.-Тихоновского монастыря в Пенсильвании.
Бёме Якоб (1575-1624) -- немецкий философ-самоучка (по профессии был сапожником), выдающийся христианский мистик и визионер. В 1914 г. в издательстве "Мусагет" в русском переводе вышла его книга "Аврора, или Утренняя заря в восхождении", получившая резонанс в русской мысли (почитателем идей Бёме был, в частности, H.A. Бердяев).
Или обсуждали одну из тем семинара Бердяева -- о теософии. -- Изначально под "теософией" понимали мистическое Богопознание, основанное на созерцании (от греч. theosophia -- божественная мудрость), однако в XX в. этим термином чаще всего называют учение Е.П. Блаватской и других авторов, стремившихся объединить различные вероисповедания через тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов и прийти к новой "универсальной" религии. Л.А. Зандер, перечисляя кружки-семинары, организованные на этом съезде, и их руководителей, в числе прочего упоминает и кружок "по отдельным вопросам апологетики (о зле и страдании, о чуде, теософии и т.п. под руководством H.A. Бердяева)" (Клермонский съезд. С. 118). См. также далее в наст, издании статью Е.Ю. Скобцовой "Теософия и христианство (на докладе Бердяева)" и примеч. к ней. Возможно, речь идет об обсуждении на съезде именно этого, ранее прочитанного бердяевского доклада.
...рассказывала об игуменье недавно выехавшего из России монастыря, -- как она до пострижения своего занималась искусством, как предварительно объездила всю Европу, прощаясь с любимыми твореньями искусства, а теперь в монастыре достигла полноты духа. --- Возможно, речь идет о настоятельнице Леснинского монастыря схи-игуменье Екатерине (в миру графиня Ефимовская Евгения Борисовна; 1850-1925), которая перед постригом и началом работы по организации нового "деятельного" монастыря (со школами, больницами, приютами) совершила обширную поездку по Европе. Леснинский монастырь эвакуировался сначала в Петроград, затем в Бессарабию; с 1920 г. в Хопово, Сербия, где в 1925 г. прошел III общий съезд РСХД; в настоящее время во Франции.
Имена Игнатия Антиохийского, аввыДорофея, Исаака Сириянина... -- Об Игнатии Антиохийском (или Игнатии Богоносце) и Исааке Сириянине см. примеч. на с. 613 и с. 609 соответственно.
Авва Дорофей, прп. (VI в.) -- палестинский подвижник, аскетический писатель, основатель и игумен монастыря, располагавшегося недалеко от г. Газы в Палестине; ученик и духовный сын прп. Варсонофия Великого. Автор "Душеполезных поучений" -- одной из основополагающих книг по восточнохристианской аскетике, где дан анализ помыслов и движений души.
На конференции все доклады были посвящены двум темам. Основная тема -- литургическая. -- По свидетельству Л.А. Зандера, этот съезд изначально был задуман как "литургический", посвященный "исторической, мистической и богослужебной сторонам" литургии (Клермонский съезд. С. 115). Прозвучало три основных доклада: епископ Вениамин (Федченков) говорил "о строе литургии, исторически показав происхождение отдельных ее частей и выделив Евхаристический канон как единственную существенную и неизменную часть литургии, вокруг которой постепенно нарастала и закреплялась та сложная ткань, которую мы встречаем в литургической в полноту часов проскомидии и литургии оглашенных" (Там же. С. 116). Доклад владыки вызвал оживленную дискуссию: его историческому подходу противопоставили подход "символический", нашедший отражение в докладах о. Сергия Булгакова и И.А. Лаговского. И.А. Лаговский в сообщении "о проскомидии старался показать, как это предварительное тайнодействие символически содержит в себе всю литургию и являет собою образ страдания и вольной смерти Иисуса Христа и искупления человеческого рода; для этого докладчик рассматривал проскомидию параллельно и в связи с песнопениями Великого Пятка..." (Там же).
...эта духовная насыщенность была безмерно превзойдена в докладе отца Сергия Булгакова. Трудно представить себе возможность словесного обозначения того мистического ведения, которое ему присуще. -- Этот доклад о. Сергия Булгакова особенно примечателен тем, что именно в нем будущая мать Мария услышала выражение, которое позднее станет ключевым моментом ее собственной богословской мысли: "внехрамовая литургия". По свидетельству Л.А. Зандера, о. Сергий говорил о "литургии как средоточии церковной жизни": участвуя в ней, мы становимся участниками Тайной Вечери Самого Господа. А "соединяясь с Господом, мы вместе с тем соединяемся в литургии и между собою -- так же тесно, нераздельно и близко, как соединены в испеченном хлебе отдельные зерна пшеницы. Литургия есть жертва: жертва искупления и умилостивления", но одновременно и "жертва благодарения"; "...литургия есть венец жизни, которая вся до конца служит подготовлением к ней и ее продолжением. А такая близость храма и окружающего его Божьего мира, такая внехрамовая литургия возможна только при том условии, если мы постоянно носим в себе память о Господе и живем во Христе..." (см.: Клермонский съезд. С. 116-117).
И после чая осведомительные доклады с мест. Особенно интересны и значительны были доклады представителей двух братств. -- Речь идет о сообщениях М.М. Зерновой -- о парижском отделении Братства св. Серафима и М.В. Лавровой -- о Братстве Св. Троицы.