Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна
Против социализма

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева, Е.Ю.)
   Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
   Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
   

ПРОТИВ СОЦИАЛИЗМА

(ПИСЬМО ИЗ ФРАНЦИИ)

   На днях A.A. Аргунов в докладе о будущей крестьянской трудовой партии, прочитанном в парижском Республиканско-демократическом объединении, выступил в роли не только противника, но и "упразднителя" социализма.
   Основных доказательств несуществования социализма два:
   1) Война, революция, послевоенный кризис заставляют критически подойти к старым программам, и в результате от них ничего не остается. Сами социалисты -- Вандервельде и др. -- занимаются пересмотром прежних своих позиций и этим наносят удар социализму; 2) социализм скомпрометирован русским коммунизмом. Аргунов не думает, правда, что социализм и коммунизм одно и то же. Однако он вместе с тем не согласен и с тем, что между социализмом и коммунизмом нет ничего общего. Общего, по его мнению, очень много: коммунизм вышел из социализма, взял в основу положения социализма, и в этом смысле естественно, что он компрометирует собой социализм. Одним словом, общее между ними подобно общему между революцией и контрреволюцией.
   Что события последнего десятилетия должны были привести к пересмотру многих основных положений программ и самой жизни, -- об этом спорить не приходится. Наиболее энергичному пересмотру подвергли целые народы, а не только отдельные партии, принцип монархизма. Николай II убит, Вильгельм в изгнании, монархия Габсбургов исчезала, Греция стала республикой, Турция также, Болгария сменила царя. Но даже несмотря на такие убедительные факты, устраняющие с исторической сцены монархическое начало, все же оно не умерло окончательно и, наверное, долго еще в освободившихся странах будет стремиться воплотиться в жизнь, взять реванш.
   Далее -- чуть ли не на каждом политическом собрании мы слышим слова о "кризисе демократии", о "пересмотре демократических позиций" и т.д. Однако, несмотря на полный параллелизм, A.A. Аргунов не считает это исчерпывающим фактом для доказательства, что демократия не существует, а наоборот стремится всю свою программу базировать на ней.
   Только одному социализму не повезло. И несмотря на то, что послевоенная история Европы насчитывает уже много страниц, написанных рукою социалистов (роль немецкой социал-демократии, правительство Макдональда и т.д.), -- A.A. Аргунов считает, что все же с социализмом покончено. Правда, тут он в подкрепление своего положения приводит и другой аргумент: в настоящее время, говорит он, нет просто социализма, а есть социализм с прилагательными: эволюционный, революционный, утопический, научный, деструктивный, конструктивный и т.д., -- а следовательно, его на самом деле и вовсе нет. Иллюстрирует он эту мысль следующим образом: "попробуйте представить себе в одной комнате Эррио, Бриана, Блюма, Макдональда, Вандервельде, Чернова, Дана, Авксентьева, представителей СССР и т.д. и попытайтесь вообразить себе, какое бы они вынесли общее определение социализма. Вы увидите, что все эти лица, именующие себя социалистами, ни до чего договориться не могли бы".
   Предположим другое параллельное собрание в составе патриарха Никона, Аввакума, папы римского, Лютера, какого-нибудь пуританина, немецкого профессора богословия и Игнатия Лойолы. На место "представителей СССР" посадим туда Гришку Распутина. Все -- считают себя христианами. Попробуйте вообразить их общее определение христианства. Пожалуй, по аналогии с аргуновским примером, будет гораздо больше оснований сказать, что вообще никакого христианства нет и нет его уже достаточно давно. Даже в тот период, когда оно завоевывало мир, оно уже только полусуществовало, а вся культура, созданная христианством, вообще неизвестно кем и чем создана.
   Из истории христианства можно почерпнуть не только это доказательство несостоятельности доводов Аргунова, но и как раз обратный пример: полное единство, абсолютное отсутствие инакомыслия и ересей было в христианстве, только пока оно не начало выходить на широкую историческую дорогу. Втягивая в себя все новых людей, охватывая все новые задания и внедряясь в многообразие жизни, христианство крепло и вместе с тем разветвлялось.
   С социализмом сейчас происходит аналогичный процесс. Партийные и классовые задачи социализма заменяются задачами государственными. Задачи ширятся и дифференцируются, вместе с тем растет мощь социализма и идет дифференциация его. Все это достаточно элементарно. Может быть, и упоминать об этом не стоило бы, если бы не тот отклик, который встретил доклад A.A. Аргунова в республиканско-демократическом объединении.
   Всем очень понравилось, как он одним взмахом вычеркнул из числа реальностей социализм. Кто-то сказал даже, что в первый раз встречает такого убежденного и сильного социалистоведа. Многие, -- из случайных слушателей, -- пожалели, что он не упразднил и другого жупела эмиграции -- демократии. Но это из случайных. А неслучайные -- столпы республиканско-демократического объединения -- тоже, видно, решили, что с социализмом покончено.
   Вообще все было очень гладко и дружно. Даже утверждение A.A. Аргунова, что крестьянский класс остро осознал свое отличие от класса рабочего оттого, что в России сейчас последний у власти, прошло без возражений.
   Нам же казалось, что власть РКП и Коминтерна даже Зиновьев, оставшись наедине с собой, вряд ли считает властью пролетариата.
   Ну, да это уж мелочи!
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Впервые: Д. 1925.19 марта. No 719. С. 2. Подпись: Ю.Д. (Париж, 14 марта 1925 г.). Другие источники: рук. (автограф), б.д. Заголовок: Упраздненный социализм (БАР. Mother Maria Papers. Box 1).
   Отклики: Аргунов А. О словах старых и новых // ПН. 1925. 7 апр. No 1519. С. 2-3.
   Существенные расхождения с рукописью (в случаях, когда рукопись полнее газетного текста) приводятся в примечаниях.
   На днях A.A. Аргунов в докладе о будущей крестьянской трудовой партии, прочитанном в парижском Республиканско-демократическом объединении... -- Аргунов Андрей Александрович (1866-1939) -- политический деятель, один из основателей партии эсеров и редакторов эсеровской газеты "Воля России", избран в Учредительное собрание. В 1918 г. член Союза возрождения России, вошел в состав Директории, арестован в Омске во время колчаковского переворота, выслан за границу, в 1919 г. издал в Париже книгу "Между двумя большевизмами", в 1920-м вернулся на белый Юг России, с 1921-го в эмиграции, жил в Праге. В 1922 г. вышел из партии эсеров, стал одним из лидеров Трудовой крестьянской партии.
   Доклад "Крестьянская Россия" был прочитан A.A. Аргуновым 8 марта 1925 г. на заседании РДО, состоявшемся в парижском ресторане "Foyer".
   О Республиканско-демократическом объединении см. примеч. на с. 742.
   Вместо: На днях A.A. Аргунов в докладе ~ "упразднителя" социализма. -- в рук. было: Недавно русская эмиграция в Париже узнала об одном нешуточном открытии: оказывается, социализм не существует. Истину эту преподнес A.A. Аргунов на своем докладе о будущей крестьянской партии в Республиканско-демократическом объединении. Доказательства, упраздняющие социализм, встретили определенное одобрение со стороны большей части аудитории, -- даже Милюков похвалил. Да и немудрено, -- оказалось, что социализм упразднить совершенно легко. Как один ярмарочный фокусник говорил: "Для непосвященных тайна древней алхимии, а для посвященных -- ловкость рук".
   Вандервельде Эмиль (1866-1938) -- бельгийский социалист, член бельгийского парламента и один из лидеров Бельгийской социалистической партии, член Международного социалистического бюро. В 1914 г. вошел в бельгийское правительство и до 1937 г. неоднократно занимал посты министра иностранных дел, юстиции и т.п.
   После: общее между ними подобно общему между революцией и контрреволюцией, -- в рук. было: -- связь причины и следствия, и комплементация части, как в ряду не противоположных, а соседних величин. Но это только к слову. Интересно то, что пересмотр программ привел к тому, что незаметно для самих социалистов вместе со всякой устаревшей трухой просеяли в решетах критики и социализм.
   ...Вильгельм в изгнании, монархия Габсбургов исчезала, Греция стала республикой, Турция также, Болгария сменила царя. -- Германский император Вильгельм II после Ноябрьской революции 1918 г. в Германии отрекся от престола и жил в изгнании в своем поместье Дорн в Нидерландах.
   Габсбургская, или Австрийская, монархия прекратила свое существование в 1918 г. с распадом Австро-Венгрии. Греция была провозглашена республикой в 1924 г., а Турция в 1923-м. В 1918 г. после поражения Болгарии в Первой мировой войне (где она выступала на стороне Германии, Австро-Венгрии и Турции) царь Фердинанд I отрекся от престола и его преемником стал его старший сын Борис III (1894-1943).
   ...послевоенная история Европы насчитывает уже много страниц, написанных рукою социалистов, -- (роль немецкой социал-демократии, правительство Макдоналъда и т.д.)... -- Имеется в виду роль немецкой социал-демократии в Ноябрьской революции 1918 г. в Германии: новое германское правительство ("Совет народных уполномоченных") состояло из представителей Социал-демократической партии и Независимой социал-демократической партии.
   Макдональд Джеймс Рамсей (1866-1937) -- английский политический и государственный деятель, один из основателей и лидеров Лейбористской партии, трижды занимал пост премьер-министра Великобритании (первый раз в 1924 г.).
   Эррио Эдуар (1872-1957) -- французский государственный и политический деятель, лидер партии радикалов и радикал-социалистов, литератор, член Французской академии. В 1924-1925 гг. премьер-министр и министр иностранных дел Франции; несколько раз посетил СССР и выступал за франко-российскую дружбу.
   Бриан Аристид (1862-1932) -- французский политик и государственный деятель, неоднократно занимавший посты премьер-министра и министра иностранных дел Франции. В 1925 г. заключил Локарнские договоры с Германией, за что получил в 1926 г. Нобелевскую премию мира. Один из создателей Французской социалистической партии, находившейся в оппозиции марксизму; считал, что социалисты должны идти на компромиссы и посильно участвовать в реформах.
   Блюм Леон (1872-1950) -- французский политик и государственный деятель, лидер Французской социалистической партии; выступал против присоединения партии к Коминтерну; осудил Октябрьскую революцию и идею диктатуры пролетариата, но как марксист отказывался войти в 1920-е гг. в буржуазное правительство.
   Чернов Виктор Михайлович (1873-1952) -- политический деятель, один из основателей партии эсеров (в которую в свое время входила и будущая мать Мария), член ее ЦК и основной теоретик; в эмиграции с 1920 г.
   Дан Федор Ильич (наст. фам. Гурвич; 1871-1947) -- революционер и политический деятель, один из лидеров и теоретиков меньшевизма. В 1922 г. выслан за границу как враг советской власти.
   Авксентьев Николай Дмитриевич (1878-1943) -- политический деятель, с 1907 г. член ЦК партии эсеров. В 1906 г. арестован, сослан в Сибирь, откуда бежал за границу. До 1917 г. в эмиграции редактировал эсеровскую газету "Знамя труда", был лидером правого крыла партии, выступал против террора. После Февральской революции министр внутренних дел в составе второго коалиционного Временного правительства, председатель Всероссийского демократического совещания и Временного совета Российской республики (так называемого Предпарламента). Депутат Учредительного собрания. После октября 1917 г. один из создателей Комитета спасения Родины и Революции и руководителей Союза защиты Учредительного собрания. С марта 1918 г. входил в руководство Союза возрождения России; в ноябре был арестован и принудительно выслан за границу. Жил во Франции, один из редакторов и издателей "Современных записок". В 1940 г. переехал в США, где выпускал журнал "За свободу".
   После: ни до чего договориться не могли бы". -- в рук. было: Оставив в стороне недопустимость считать представителей СССР, -- социалистами, мы можем согласиться с Аргуновым, что это собрание во многом очень расходится. Но какой же из этого вывод?
   Аввакум, свщмч. (в миру Петров Аввакум Петрович; 1620-1682) -- глава старообрядцев и противник церковной реформы патриарха Никона.
   Лютер Мартин (1483-1546) -- немецкий богослов, инициатор Реформации и основоположник протестантизма (лютеранства), переводчик Библии на немецкий язык.
   Пуритане (от лат. purus -- чистый) -- последователи кальвинизма в Англии XVI и XVII вв., стремившиеся "очистить" богослужение от католической обрядности, убрать все следы роскоши в храмах и облачениях, упростить службу.
   Игнатий Лойола (1491-1556) -- католический святой, основатель ордена иезуитов.
   Зиновьев Григорий Евсеевич (наст. фам. Радомысльский; 1883-1936) -- революционер и политический деятель, в 1919-1926 гг. председатель Исполнительного комитета Коминтерна, в 1921-1926 гг. член Политбюро ЦК РКП(б). В 1934 г. арестован, в 1936 г. расстрелян.
   После: Ну да это уж мелочи! -- в рук. было: Главное то, чтобы социализма нигде не осталось.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru