Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
КАЗАЧЬИ НЕСОГЛАСИЯ
Любопытно следить за тем, как процесс дифференциации, столь характерный для последнего года русской эмиграции, проходит в отдельных беженских группах. Везде и всегда все то же. Будто не свободная воля отдельных людей отталкивает их друг от друга, а выполняется общий закон, преступить которого не дано.
В частности, казачья эмиграция строго выполнила этот закон дифференциации. Участие в Зарубежном съезде генерала Богаевского, в конце концов как будто отозванного, окончательно установило пропасть между ними и всеми казачьими группировками, так или иначе претендующими на демократичность.
По эту же сторону демократического фронта расчленение продолжается по линиям, характерным для всего общероссийского беженства. И выделяет его из общего процесса лишь специфически казачья темпераментность: надо сознаться, что раскол пражских казаков "горячо подан".
Прежде на основании какой-то неписаной конституции объединенное демократическое казачество относилось лояльно ко всем общероссийским париям, стоящим на почве демократизма.
Теперь по почину "Казачьего пути" Харламовско-Сидоринская группа стремится резко отмежеваться от более левых общероссийских течений.
В No 70 "Казачьего пути" появились сразу две заметки, очень характерные для этой позиции: первая, -- "Белградские казачьи переживания и настроения", -- очень пространно повествует, как кубанские правители, получив какую-то помощь от Махина, теперь "морщатся, зазорно перед казаками, да и самим неприятна в душе близость к эсерам, но что поделаешь, -- забрался в эсеровское стадо, -- слушайся дудки пастуха Махина".
А главное преступление Махина, оказывается, заключается в том, что он вел кампанию, разоблачающую деятельность генерала Сидорина.
Из второй заметки, "Эсеровские гримасы", -- направленной острием против моих статей в "Днях", -- выясняется, что Сидорин ни в чьей защите не нуждается, -- на нем лежит своего рода "табу".
И, несмотря на это, можно все же утверждать, что Сидорина защищают, ставя на карту свое доброе имя и свой общественный авторитет, все те, кто продолжает работать вместе с ним и кто покрывает собою его двусмысленную позицию, -- в первую очередь, редакция "Казачьего пути" и правление Сельскохозяйственного союза. Но: оказывается, "не вмешайся "Дни" -- ...давно уже восторжествовала бы казачья демократия и уладились бы мелкие трения в жизни Союза". Трудно понять, как могли "Дни" воспрепятствовать такому благополучно, -- разве только в том смысле, что дело "шитое и крытое" выплыло на страницах "Дней" и стало явным.
Непричастность "Дней" к замедлению общеказачьего объединения очень хорошо иллюстрируется последними сведениями о развале в "Союзе возрождения казачества".
25 октября состоялся съезд Союза.
Предварительные попытки столковаться не дали никаких результатов, так как донская группа требовала исключения из Союза чуть ли не всех активных кубанцев и терцев, а кубанцы и терцы отводили 14 донцов, якобы неправильно принятых в члены.
В конце концов, донцы ушли, в другом помещении открыли параллельный съезд, исключили из Союза всех своих политических противников, ликвидировали Союз и объявили себя организационным бюро по созданию "Союза единства казачества".
Оставшиеся кубанцы и терцы продолжали свой съезд "Союза возрождения".
В результате такой тактики в Праге стало существовать два казачьих Союза и силы раздробились.
Как ни расценивать это грустное явление, все же думается, что для общедемократического дела оно будет иметь меньше значения, чем раскол в Сельскохозяйственном союзе, потому что расчленение политической организации в процессе большого уточнения мнений отдельных ее членов может дать и известные положительные результаты.
Но когда эти, по существу, очень близкие политические группировки в лице своих членов не могут сговориться и по заданиям чисто экономической работы, то становится ясным, что вопрос тут не в политических разногласиях, а в неумении поставить общественное дело выше личных счетов.
ПРИМЕЧАНИЯ
Впервые: Д. 1925.1 дек. No 867. С. 2. Подпись: Юрий Данилов.
Участие в Зарубежном съезде генерала Богаевского, в конце концов как будто отозванного... -- См. примеч. на с. 761.
...Харламовско-Сидоринская группа стремится резко отмежеваться от более левых общероссийских течений. -- Харламов Василий Акимович (1875-1957) -- казак станицы Усть-Быстрянской Области войска Донского, сын офицера, окончил Московский университет, преподаватель Новочеркасской гимназии, член партии кадетов (с 1906), монархист, член Государственной думы четырех созывов. В Первую мировую войну председатель Доно-Кубанского комитета Всероссийского Земского союза, председатель правительства Юго-Восточного союза казачьих войск (с октября 1917). В 1918 г. председатель Донского войскового круга. Эвакуирован из Феодосии летом 1920 г. на о. Лемнос. В эмиграции в Югославии, Чехословакии, член Российского земско-городского комитета помощи беженцам (1920-1921). После Второй мировой войны в Аргентине, член правления Союза российских антикоммунистов, умер в Буэнос-Айресе.
О В.И. Сидорине см. примеч. на с. 763.
...кубанские правители, получив какую-то помощь от Махина... -- Махин Федор Евдокимович (1882-1945) -- казак Оренбургского казачьего войска, окончил Оренбургское казачье юнкерское училище (1904), Академию Генерального штаба (1913), офицер 6-го Оренбургского казачьего полка. В Первую мировую войну подполковник (1916), начальник штаба 3-й стрелковой дивизии (1917), эсер. Служил в Красной армии, в 1918 г. перешел на сторону белых, полковник (1918), за участие в заговоре против атамана А.И. Дутова арестован и отправлен во Владивосток. В эмиграции в Париже (с 1919), сотрудник эсеровских изданий, с 1923 г. в Белграде, руководитель отделения Земгора в Югославии, вступил в коммунистическую партию Югославии (1939). Во Второй мировой войне один из организаторов партизанского движения в Югославии, работал в отделе радио и пропаганды, ездил в СССР (1944). После войны начальник военных архивов Югославии, умер в Белграде.
Из второй заметки, "Эсеровские гримасы", -- направленной острием против моих статей в "Днях"... -- См.: Б.п. Печать о казачестве // Казачий путь. Прага, 1925.11 нояб. No 70. С. 23. Это отклик на статью Е.Ю. Скобцовой: Данилов Ю. Казачьи дела // Д. 1925. 29 окт. No 839. С. 2.
...чемраскол в Сельскохозяйственном союзе... -- См. об этом подробнее выше, в статье Е.Ю. Скобцовой "Казаки за рубежом".