|
Скачать FB2 |
| |
Кузмин М. А.
История рыцаря Д'Алессио.
Драматическая поэма в 11 картинах.
Участники действа (действенные лица):
Картина 1-ая.
Замок Асторре Д`Алессио в горах северной Италии, где он одиноко живёт со своим учителем Брунетто Греко, погружённый в науки и тайные опыты. Характер построек почти ещё романский, простой и тяжеловесный. Сцена представляет собой внутренний двор замка, с двух сторон окна его зданий, слева в углу - часть стены с узкими воротами и подъёмным мостом, за стеной видны высокие горы и ночное предрассветное небо, нигде больше неба не видно из-за высоких стен замка, справа во дворе - колодец. Всё сумрачно, невидимая Луна на ущербе бросает сероватый неверный свет, как перед рассветом. Одно окно освещено. Невидимый дух поёт.
Звуки пропадают, на галерею, не освещённую луной, выходит Асторре, как бы влекомый звуками, останавливается в тени, не сходя во двор.
Появившийся слуга уходит исполнять приказание Асторре. Из замка выходит Брунетто.
Мост со стуком опускают, ворота отворяют, видна гористая местность, извивающаяся вверх дорога, небо горит зарёй, Асторре и несколько слуг быстро уезжают.
Картина 2-ая.
Падуя. Улица, ведущая к собору. Собор предполагается вправо, толпа народа лицом по направлению к нему, очень тесно. Налево гостиница, во втором этаже стеклянная галерея, у входа - столы и скамейки, позднее утро, около полудня, Солнце. Вдали над толпою блестят кресты процессии, копья рыцарей, виден дым от кадил. Асторре и Руджеро дель Пассио на галерее.
Звуки гитары, входят несколько молодых патрициев, две куртизанки.
Проходят.
Сцена пустеет, разносятся далёкие звуки органа.
Асторре и Руджеро спускаются вниз с разговором.
Начинается перезвон, из собора толпа проходит через сцену. Слева идёт солдат, за ним старая крестьянка с дочерью.
Проходят. Звон во все колокола. Толпы народа. Процессия показывается вдали, за ней крестоносцы, во главе которых Пьетро да Винчи, крики: " Так хочет Бог"!
Асторре поднимается на галерею.
Из толпы вытесняется монах, становится на стол у гостиницы, прямо против Пьетро, остановившегося во всём вооружении. Толпа окружает их, в глубине ряды крестоносцев, духовенство. Дымятся кадила, ярко сияет Солнце.
Толпа повторяет.
Большое движение, епископ вдали осеняет крестом и кропит святой водой ряды крестоносцев, монах благословляет толпу и солдат.
Все расходятся, мать, дочь и жених идут от собора.
Уходят. Асторре спускается с галереи.
Картина 3-тья.
Море. Корабль Асторре, на котором он плывёт с Элен, покинувшей монастырь. Слева на палубе палатка Асторре и Элен, вдали видно море. Лунная ночь, крупные звёзды, всё тихо.
Входит дух, как он описан Асторре в 1-ой картине, одет юнгой.
Дух садится на сложенный канат в тени, луна в зените, полная тишина.
Асторре, откинув половинки ковра, закрывающего вход в шатёр, стоит некоторое время на пороге неподвижно, глядя на море.
Молчание.
Сильнейший удар грома.
Туча, незаметно приближавшаяся во время разговора Асторре с Элен, внезапно разражается: гром, молния, дождь. Из трюма выбегает люди, Элен скрывается в палатку и закрывает вход, Асторре распоряжается, но суета матросов вовсе не походит на надлежащее исполнение команд, через палубу катят какие-то бочки, рубят канаты от лодок, беготня через сцену, вверх и вниз, крики. Дух стоит неподвижно, будто никем не замечаемый. Поминутно огромные молнии.
Катят бочки.
Крики усиливаются, в трюме пение, вроде молитвы, слов не разобрать.
Слышится треск внутри корабля, крики, пение стихает, люди выходят из люка.
Сильная молния, лицо духа освещается.
Крики погибающих в море.
Асторре двигается за духом и перелезает через борт.
Страшный треск, что-то рушится, крики достигают высшей степени, но весь шум прорезает крик невидимой Элен: " Асторре"!
Потом тишина, люди в страхе как бы онемели, ни грома, ни молнии, корабль постепенно начинает погружаться ко дну.
Картина 4-вёртая.
Смирна, улица, ведущая к морю, в глубине видно небольшое расширение вроде площади, ещё дальше - море, смирнская бухта, справа, через море, видны пологие округлые горы заворачивающего побережья залива, на море лодки рыбаков, вечереет. На улице - открытые лавки, толпа, продавцы, нищие, летают голуби, изредка проезжают верхом на мулах закутанные женщины, слева у лавки сказочник, вокруг него кружок слушателей. Прохожие то остановятся послушать, то идут дальше. Несмотря на движение и шум, впечатление какого-то благословенного покоя и счастья. Справа у входа ы лавку 2 купца играют в шахматы, двое других смотрят, из глубины помещения слышатся печальные и нежные звуки флейты и лютен и голос певца.
Проходит осёл, нагруженный цветами.
За сценой крики, выбегают мальчишки, некоторые выходят из лавок, направо спокойно продолжают игру в шахматы, голоса: " Человек из моря"! " Спасся, бедняга". Входит Асторре в жалком виде потерпевшего кораблекрушение, вокруг него небольшая толпа зевак, он еле идёт от усталости, подойдя к играющим направо, останавливается.
За сценой голоса: " Дорогу султанше"! Щёлканье бичей, все останавливаются, показывается паланкин с 8 неграми, около - слуги и евнухи, биченосцы разгоняют толпу с дороги, все расступаются и почтительно склоняются, один Асторре остаётся, стоя на пороге лавки, очень на виду, перед носилками оказывается старик нищий.
Пока служанка достаёт деньги, во время остановки, внутренняя занавесь паланкина отдёргивается, виден тяжёлый чёрный глаз из-под покрывала, маленькая набелённая ручка с крошечными ногтями подзывает толстого евнуха, ему что-то шепчут указывая на Асторре. Евнух низко кланяется, паланкин трогается в путь. Крики торговцев. Евнух остаётся, подходит к 1-ому купцу, отводит его в сторону и говорит, кивая на Асторре.
Абдулла уводит Асторре внутрь лавки.
Солнце зашло, море, всё розовое от зари, трепещет, в некоторых лавках зажгли фонари и к общему впечатлению благословенного покоя и счастья ещё присоединяется блаженная сладость тихого вечера.
Картина 5-ая.
Терраса во дворце султана, вдали море, закат. Султан курит кальян, около только самые приближённые люди: евнух, мальчик с опахалом, визирь, у ног сидит дух под видом певца с лютней в руках, в глубине террасы у решётки сидит несколько музыкантов, которые, покачиваясь, то тихонько играют на своих инструментах, то хлопают в ладоши, несколько мальчиков танцует. Сначала выходит около десяти и движениями изображает зайцев, кроликов и других мелких зверьков, потом выходит мальчик постарше, одетый охотником, натягивает лук, пускает воображаемую стрелу, и звери один за другим падают в различных причудливых позах и так остаются неподвижно, пока всех других не перестреляют, тогда они все разом вскакивают и вместе с охотником кружатся в живом и страстном увлеченье всё быстрее и быстрее. Потом все останавливаются как вкопанные, кланяются султану и уходят по его знаку.
Картина 6-ая.
Гарем, по стенам развешаны дорогие ткани, стоят диваны, посередине на возвышении - отдельная софа, где, закутанная, полулежит султанша. Все драпировки, платья служанок, покрывала - различные соединения чёрного цвета со всеми оттенками жёлтого. Танцы служанок, Асторре в восточном платье стоит и смотрит.
Быстрый танец, в самом разгаре султанша, как можно незаметнее, поднимается, так что когда, кончив танец и расступившись на обе стороны, служанки останавливаются, султанша уже стоит на возвышении, подняв покрывало обеими руками, вся в красном, как огненное пятно на всём соединении жёлтого с чёрным. Медленно и страстно, полутанцуя, сходит она с возвышения по направлению к Асторре, который стоит, не двигаясь, смотря с интересом, но без страсти и без негодования, как человек, открытый для всего. Султанша всё ближе и ближе, музыка и движения сладострастнее...
Вдруг голоса: " Именем султана"! Все приостанавливаются, несколько негров схватывают султаншу, женщины с криком закрываются покрывалами и бегут. Асторре хватается за пояс, где нет никакого оружия, но увлекается в потоке бегущих и кричащих женщин.
Картина 7-ая.
Венеция. Комната в доме богатой куртизанки Бьянки, роскошное убранство того времени, комната не слишком велика и от тёмной позолоченной тиснённой кожи, которой обиты стены, от мебели тёмного дерева, от расписных окон, тяжёлых драпировок кажется ещё меньше. Направо дверь на небольшой балкон, на столе букет тёмных роз. На авансцене справа небольшой стол, накрытый на 2 прибора. Всё роскошно, тяжеловато и скучно. Бьянка сидит перед зеркалом, служанки около, заплетают ей косы, выкрашенные в золотисто-жёлтый цвет, между служанками - старая ворожея Катарина. Перед зеркалом зажжены свечи, хотя ещё не вечер.
Служанка идёт доставать.
Служанка отворяет, врывается мягкий свет предвечера и смутный гул голосов.
Служанка идёт и возвращается.
Служанка уходит. Входит лодочник, останавливается у дверей.
Ей дают книгу, она садится у свечей, спокойно, всё тихо. Рудольфо под столом, входит Асторре, Бьянка опускает книгу на колени, как бы прерывая чтение.
Оба садятся за стол, в балконную дверь врывается лунный свет, Рудольфо под столом, появляется дух в виде пажа и прислуживает им.
Бьянка берёт гитару, поёт. Светит луна.
Дух наступает на руку Рудольфо, тот вскрикивает и выскакивает, общее смятение, дух смеётся.
Бьянка продолжает расправляться с Рудольфо.
Картина 8-ая.
В Палестине. Палатка Пьетро да Винчи на поле сражения перед осаждённым городом. Палатка на возвышении, так что, не видя непосредственно лежащей перед ней долины, можно видеть противоположные холмы и город на них. Но теперь вход в палатку задёрнут, так что ни холмов, ни города не видно. Из долины всё время доносятся крики и шум битвы, иногда кажется, что сражающиеся пробегают мимо самой палатки. Пьетро, раненный, спит на койке, около сидит оруженосец.
За сценой шум бегущих, потом звуки приближающейся трубы, чувствуется какая-то перемена в характере смутных криков, вдали кричат: " Асторре, Асторре"!
Видны безлесные песчаные холмы, белый город на них, вереница рыцарей со знамёнами, всё блестит при вечернем красноватом Солнце. Трубы, торжественная и ликующая музыка и далёкие крики: " Слава Асторре"!
За сценой радостные крики, трубы.
Картина 9-ая.
Тот же замок в горах северной Италии, что и в 1-ой картине, те же стены, те же ворота, только на всём вид какого-то запустения. Раннее утро серого дня. Асторре сидит на краю колодца в сероватом полумраке туманного утра.
Входит дух в одежде пилигрима, останавливается у ворот.
Уходят. Утро еле настало, серое и белесоватое, полное тёплых туманов.
Картина 10-ая.
Фиваида, слева пещера и глиняная загородка, образующая нечто вроде дворика, несколько пальм, перед входом в пещеру - следы костра от диких зверей. Вдали пустыня сливается с небом лиловато-серого цвета. День, брат Макарий, толстый, пожилой, сидит на земле и кормит голубей, которые, то садясь к нему на плечо, на голову, то с мягким шумом отлетая в сторону, мелькают в воздухе. Руджеро дель Пассио в монашеской одежде сидит у входа в пещеру и машинально шевелит потухшую золу от костра. Впечатление тоски, бездействия и страшно медленного течения времени. Солнце палит.
Руджеро уходит.
Входят Асторре и дух в одеждах странников.
Входит Мемнон, высокий, худой старик с непокрытой головой, голос громкий, как у пророка или провозглашающего анафему, черты лица резкие, очень смугл.
Асторре и дух уходят так быстро, будто их здесь никогда и не бывало. Из пещеры выходит Макарий, нагруженный провизией.
Картина 11-ая и последняя.
Преддверие какого-то таинственного храма, во всю ширину задней стены лестница в семь ступеней, посередине огромная дверь, уходящая в вышину, так что верхнего бревна не видно, боковые стены - гладкие, без дверей и без окон, так же уходящие вверх, справа на полу отверстие и лестница вниз, больше ничего нет. Стены, пол и две колонны у дверей - цвета потускневшей бронзы, свет ровный и мягкий, не похожий ни на солнечный, ни на такой, который бывает от факелов. Асторре в белой одежде посвящаемого и дух в одежде странника сидят на нижней ступени лестницы.
Снизу поднимаются двое юношей в длинных белых одеждах с обнажёнными мечами.
Юноши приставляют мечи остриями к его груди. Снизу поднимаются мальчики, потом юноши в белых одеждах с зажжёнными длинными свечами. Все располагаются на лестнице, оставляя двери не загороженными, вся лестница блестит свечами, белыми одеждами и молодыми лицами мальчиков и юношей.
Двери медленно растворяются, за ними - неизъяснимый свет, сияние, лишающее возможности видеть, что там находится. Асторре медленно поднимается по лестнице, все поднимают свечи.
Асторре останавливается на пороге.
Спускаются. Сцена пуста, к тихой музыке присоединяется столь же тихое далёкое пение.
Конец.
|