КУСКОВ Платон Александрович [18(30).11.1834, Петербург -- 15(28).8.1909, Царское Село: похоронен на Шувалов, кладб. в Петербурге], поэт, лит. критик, переводчик. Отец -- "из обер-офицерских детей", чиновник Гл. воен.-мед. управления (стат. сов.). "Так как средства у моего отца были самые скудные, то мать вынуждена была иногда обходиться даже совсем без прислуги", -- вспоминал К. дет. годы в обедневшей дворян. семье ("Жизнь в доме бабушки" -- "Нева", 1907, No 21, стб. 1513). Ребенком К. был постоянным наблюдателем экзекуций на дворе Аракчеевых казарм. По окончании Петерб. коммерч. уч-ща (1853) служил неск. месяцев в Одессе, в Приказе обществ, призрения "по бухгалтерской части", в 1854 "перемещен" в Петерб. приказ. С 1861 в отставке (коллеж, секр.).
Публиковаться начал в 1854: в стих. К. "Река" и "Последняя просьба" ("Совр.", No 5) редакция увидела "нечто оригинальное, делающее их стоящими прочтения" (с. 59). В кон. 50-х -- нач. 60-х гг. К. печатает стихи и пер. из Г. Гейне в "Современнике" (самая большая подборка в No 4 за 1860), "Сыне отечества", "Светоче". В 1861 активно сотрудничает в ж. "Время", где отдел "Полит. обозр." вел его друг А. Е. Разин, к-рый ценил поэтич. дар К. (Добролюбов, VIII, 509; Дневниковая запись от 3 янв. 1857). В идеологич. спорах лит. кружка ж. "Время" К. "горячее других оспаривал мнение большинства", отрицавшего "возможность рус. нар. рев. движения" ("Записки Н. Ф. Бунакова", СПб., 1909, с. 50). В ж-ле печатаются стихи, фельетоны, рассказы и рецензии К., в т. ч. "Повесть об одном сумасшедшем поэте" (No 5) и "Вместо фельетона" (No 5; о принадлежности этой и др. анонимных статей К. см.: Туниманов В. А., Завершение многолетнего труда. -- РЛ, 1976, No 2). Фельетоны К. включают пед. и этич. рассуждения, а статьи -- житейские истории как материал для свободного философствования "по поводу" ("Я ужасно люблю анекдоты старого времени, истории школьной жизни моей и приключения юных лет моих" -- "Время", 1861, No 5, с. 3). "Оригинальную" манеру ("изложение") К. положительно оценивал Ф. М. Достоевский (XIX, 212--13, 349--50), стилю фельетонов и полемич. заметок к-рого явно подражал К. Фельетон К. "Нек-рые размышления по поводу нек-рых вопросов" ("Время", 1861, No 4) M. H. Катков принял за соч. Достоевского и обрушился на него с абсурдными обвинениями в цинизме в ст. "Одного поля ягоды" (PB, 1861, No 5); см. ответ К. "Письмо к "Рус. вест."" и ст. Достоевского "Лит. истерика" ("Время", 1861, No 7), в к-рой он язвительно пообещал "открыть в журнале... особый отдел: переписка г-на Кускова с "Русским вестником"" (с. 57). Однако вскоре публикации К. в ж-ле прекращаются. Гл. причиной этому было крайне отрицат. отношение к его творчеству А. А. Григорьева (см.: Григорьев А. А., Восп., М.--Л., 1930, ук.).
Известную роль в уходе К. из "Времени" сыграло и появление многочисл. пародий на его стихи (В. П. Буренина, Г. Н. Жулёва, В. С. Курочкина, Д. Д. Минаева и особенно Н. Л. Ломана; см. в кн.: Рус. пародия), что побудило К., к-рый "был поэт далеко не без дарования... мыслящий, образованный, с филос. складом ума, безупречный в ритме и рифме" (Амфитеатров, с. 268), надолго бросить поэзию и вернуться к ней, по собств. признанию, "через осьмнадцать лет" (Семевский М. И., Знакомые. 1886--1888, ч. 3, с. 249 -- ИРЛИ, ф. 274, оп. 1, No 397). Современники причисляли К. к т. н. направлению чистой поэзии. Следы влияния А. А. Фета, Я. П. Полонского -- любимых поэтов К. -- отчетливо прослеживаются в его творчестве, но эпигоном он не был: его поэзия явление новаторское. Лирика К. преим. пейзажная и любовная (интимная, исповедальная, с сильным автобиогр. акцентом), иногда с претензией на философичность, чаще "заземленная", с подчеркнутым вниманием к быту, с характерными прозаизмами и нарушениями стихотв. ритма (сближающими его поэзию с произв. К. К. Случевского). Необычный метафорич. строй поэзии К., смешение в его лирике "высокого" и "низкого" современники расценивали как "оригинальничанье", а И. Ф. Анненский, напротив, видел в этом перспективную линию развития рус. поэзии и с горечью отмечал: "...такие поэты, как Случевский и Кусков, начавшие писать в юности, должны были, в силу внешних обстоятельств, замолкать на десятки лет" (АнненскийИ. Ф., Книги отражений, Л., 1979, с. 95). Нек-рые стихи К. (как стихи Вс. В. Крестовского и др.), возможно, послужили материалом для стихотв. экспериментаторства Достоевского (поэтич. "опыты" капитана Лебядкина в "Бесах").
В 1862 К. в ж. "Светоч" (на унизит, условиях получать гонорар "после всех ...сотрудников" -- см. письмо К. от 22 мая 1862 А. П. Милюкову -- ИРЛИ, 10292/XIV, с. 109) публикует компилятивные и критич. статьи, в т. ч. "Отцы и дети. Новый роман И. Тургенева" (No 4; в к-рой расценивает роман как тенденциозный и антинигилистический, отдавая предпочтение "высокопоэтичным" и "беспристрастным", как сама природа, "Запискам охотника", с. 7, 8) и "Нечто о нравств. элементе в поэзии" (No 5; и здесь К. скороспелой злободневности -- "институтскому плачу гражданской скорби" -- противопоставляет мемуары, исповеди, документальные повествования, особенно выделяя произв. Ж. Ж. Руссо и Достоевского: "Во все последнее время... самая дельная и полезная вещь, появившаяся в нашей изящной лит-ре, это "Записки из Мертвого дома"" -- с. 10). В 1863 К. -- фельетонист и рецензент "Голоса". В том же году он надолго отходит от активной лит. деятельности и поступает в Гл. выкупное учреждение, где служит ок. 30 лет производителем дел, пом. управляющего, управляющим делами, чл. Гл. выкупного учреждения от Мин-ва внутр. дел; с 1895 в отставке (д. стат. сов.); о годах службы К. см. его восп. (ИВ, 1910, No 12). В кон. 1869 -- нач. 70-х гг. К. сближается с А. Н. Майковым, H. H. Страховым и кругом почвенническо-славянофильского ж. "Заря". Майков сообщал Достоевскому (дек. 1869), что К. читал у него свой пер. "Отелло" ("Заря", 1870, No4): "...прелесть! Смело говорю -- это первый перевод Шекспира по-русски" (Ашимбаева Н. И., А. Н. Майков. Письма к Ф. М. Достоевскому. 1867--1878. -- В кн.: Памятники культуры. 1982, Л., 1984, с. 81). В "Заре" были опубл. также отрывки из "Ромео и Джульетты" в пер. К. (1870, No 10; полн. -- СПб., 1891; 2-е изд., СПб., 1906, со ст. К. "Шекспир Гервинуса. Необходимая оговорка").
В 80-е гг. стихи К. печатаются в "Руси", "Ниве", "Труде", "Рус. старине". Выходят поэтич. сб-ки К. "Стихотворения" (СПб., 1886, "издание не для продажи") и "Наша жизнь" (СПб., 1889), включающей, в частности, навеянный поэзией Майкова цикл "Легенды", религ. цикл "Он", переводы сонетов У. Шекспира (стих. "Родное" и "Дух мира", вырезанные по требованию цензора, вклеены в книгу автографов М. И. Семевского "Знакомые", ч. IV, с. 205, 207--08 -- ИРЛИ, ф. 274, оп. 1, No 398). К новым стихам К., к-рый, по определению Амфитеатрова, "был принят как старосветский призрак" (Амфитеатров, с. 268), сочувственно отнесся лишь В. П. Буренин; небольшой разбор книги был напечатан на обложке "Рус. старины" (1889, No 4).
Последние произв. К. -- филос.-публиц. ст. "Наши идеалы. Разговор на палубе" ("Рус. обозр.", 1893, No 2) и религ.-этич. трактат "Наше место в вечности" (К.,1907, б. п.; "Это плод мыслей его за всю его долгую, почтенную жизнь и... его любимейшее дитя", -- писал сын К. в янв. 1908 Буренину -- ИРЛИ, ф. 36, оп. 2, No 243). Они ориентированы на почвеннич. идеи Достоевского (К. неизменно вспоминает произв. писателя и встречи с ним), Н. Я. Данилевского, Страхова (В. В. Розанов в некрологе цитирует Страхова, говорившего, что К. "есть настоящий "урожденный" философ, с оригинальным и большим философским светом в себе, с полным и гармоничным миросозерцанием" (НВ, 1909, 22 авг.; сокр. вариант -- ИВ, 1909, No 10, с. 363--64).
Др. произв.: "Из процессов исправит. суда во Франции" ("Светоч", 1862, No 5); баллада "Поездка в Парголово 12 июля 1861" ("Журнал редкостей", 1911, No 2); "Книга для переводов с рус. яз. на французский и немецкий" (СПб., 1861; 2-е изд., СПб., 1863, в соавт. с Л. Р. Крестлингком); эпиграммы на Страхова и Майкова ("Наша старина", 1915, No 6, 7).
Изд.: [Стих.]. -- В кн.: Поэты 1860-х гг., 3-е изд., Л., 1968 (БПмс; биогр. справка и прим. И. Г. Ямпольского).
Лит.: Добролюбов, VI, 217--18; Гербель, с. 515--16; Амфитеатров А. В., Забытый смех, сб. 2, М., 1917; Генрих Гейне. Библ. рус. переводов и критич. лит-ры на рус. языке, М., 1958 (сост. А. Г. Левинтон; ук.); Шекспир и рус. культура. М.--Л., 1965, с. 561--62; Нечаева. "Время"; Орнатская Т., Туниманов В., Альбом племянницы Ф. М. Достоевского.-- В кн.: Ленинградская панорама, Л., 1988, с. 351--56. * Брокгауз; Венгеров. Источ.; Гранат.
Архивы: ИРЛИ, ф. 273, 357 и др. (стих. и письма К); ЦГИА, ф. 1284. оп. 50, д. 250 (ф. с. 1877 г. и 1899 г.); ф. 343. оп. 23, д. 11 010 (дело о дворянстве К. 1868 г.); ф. 777, оп. 4, д. 141 (ценз. дела).
В. А. Туниманов.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994