Кушнер Борис Анисимович
Изоповесть

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Борис Кушнер

Изоповесть

   В городском быту
   кино,
   как только вышел из стадии изобразительного курьеза, тотчас же занял должность
   суррогата театра.
   И потому, что театр не отличался и не отличается доступностью для пролетариата и малоимущих слоев городского населения, и потому, что он мертв и замена его чем либо более живым и жизнеспособным стала давно насущной потребностью.
   На безрыбьи и рак рыба.
   При полной неудовлетворительности театра и невозможности пользоваться им, можно принять вместо него и кино.
   Но, по совести, -
   какой же кино театр?
   Совсем неважный.
   Главного рессурса театральной техники - речевой передачи роли - в нем нет.
   Не может кино претендовать на театральность и по линии пантомим.
   Во-первых, пантомима - не театр, а цирк.
   Во-вторых, в кино пантомим не бывает.
   Пантомима строится на молчаливом разыгрывании, исключительно помощью жеста и действия.
   Кино отнюдь не молчалив. Персонажи кинодействия всегда не прочь поговорить, побалагурить. Они лишены не дара речи, как персонажи пантомимы, а лишь дара звукового ее воспроизведения.
   Быть может кино заменяет звукоречь иными приемами, доступными его технике и позволяющими ему достигнуть театральных результатов.
   Кино богат приемами.
   Однако, самое тщательное исследование не найдет среди богатства этого ничего, что могло бы само по себе, или в комбинации с другими элементами, заменить рессурс непосредственной звуковой передачи речи.
   Театральные возможности кино безнадежно ограничены в отношении, быть может, самого сильного средства сцены.
   Своим могуществом и обаянием, кино, обязан не присущим ему убогим театральным талантам, а его выдающимся и совершенно оригинальным повествовательным способностям.
   Качества кино, как изумительного, остроумного и увлекательного рассказчика, развертываются перед нами вполне при самом беглом даже обзоре исторического развития кинорепертуара.
   Начало -
   картины научные и видовые
   - тут преемственность от солидного ученого и любознательного диапозитива волшебного фонаря и от пронырливого, бестолково-любопытного "все видящего и все знающего", как Патэ, кодака.
   Искусственное разведение рыб,
   сплав леса на Амазонке,
   виды норвежских фиордов,
   и пр. в таком же духе -
   все это, конечно, повествования, в простой и ясно выраженной форме.
   После поучительных рассказов о рыбе и прочем пришел на экран анекдот, из которого кино, с присущим ему талантом, быстро выработал весьма своеобразный, динамичный и современный вид занимательного повествования -
   комическую фильму.
   За анекдотом вслед, смыкаясь с ним, потянулись экранные транскпозиции литературно-повествовательного, беллетристического материала.
   И лишь в четвертую очередь пышно взошла на экран с подмостков
   захватывающая кинодрама.
   В 500 метров.
   В 1.000 метров.
   В 2.000 метров.
   В 4.000 метров.
   В 10.000 метров...
   Кинодрама лихорадочно нагоняла километры, пока, растянувшись в пространстве и сжавшись во времени, она не потеряла всех признаков драматического действия и не превратилась в сплошной нескончаемый
   бульварный кинороман,
   или в наиболее совершенное и современное его видоизменение, в
   американский детектив.
   Схема истории кинорепертуара:
   рассказ о чудесах природы,
   анекдот,
   бульварный роман,
   детектив.
   От поучительных сцен из жизни земноводных и до соблазнительного быта парижских апашей, вся деятельность кино: сплошь одно
   повествование.
   В кино ходят не видеть, а лишь просмотреть мастерски и напряженно преподнесенный рассказ, точнее
   изоповесть.
   С точки зрения научной, термин "изоповесть" вполне законен.
   Изобразительность требует материальной фиксации форм в пространстве и, согласно закона о непроницаемости, допускает одновременность явлений при недопущении их одноместности.
   Повествовательность фиксирует явления во времени и лишь к времени применяет закон непроницаемости.
   Повествовательность допускает одноместность и вводит понятие временной последовательности.
   Приемы фильмы сообщают явлениям на экране как одновременность, так и одноместность, одинаково используя последовательность пространственную и временную.
   Результат этого двойного приема - та крайняя концентрация явлений, которая достигнута кино.
   Кино повествует приемами изобразительности.
   В этом сила его техники и секрет его могущества.
   Литераторам-повествователям не худо бы многому поучиться у кино.
  
   Источник текста: Кушнер Б. Изоповесть. [Рассказ] // Леф. 1923. N 3. С.132-134.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru