Кульчицкий Александр Яковлевич
Кульчицкий А. Я.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   КУЛЬЧИЦКИЙ Александр Яковлевич [кон. 1814 или нач. 1815, г. Керчь* -- 7(19).4.1845, Петербург; похоронен на Волковом кладб.], прозаик, театр. критик, автор стихотв. переводов и подражаний. Сын штаб-лекаря Черномор, флота, выходца из польск. шляхты. Обучался в Слободско-Укр. г-зии. Интерес к лит-ре и театру проявил во время учебы на юридич. ф-те Харьков, ун-та (1832--37), испытав при этом влияние проф. И. Я. Кронеберга (почитателя нем. классич. эстетики и драматургии У. Шекспира). Окончив ун-т со степенью кандидата, служил в редакции "Харьков, губ. вед." (с янв. 1841 тит. сов. ; с марта -- в "должности редактора").
   Гл. жизненные устремления К., "идеалиста", "романтика", "кроткого мечтателя" (H. H. Тютчев), лежали вне служебной карьеры. Он переживает сильное увлечение Н. В. Гоголем (поначалу почувствовав сродство с его добродушным юмором) и миром театра. В 1836 -- нач. 1840-х гг., во время пребывания лучшей провинц. труппы антрепренера Л. Ю. Млотковского, Харьков, театр переживает подъем, чему отчасти способствовал сложившийся вокруг него кружок молодой интеллигенции: A. И. Кронеберг, А. В. Станкевич, А. Данилов (будущий театр/критик) и К., занимавший на правах критика-журналиста ведущее положение. Кружок культивировал Шекспира, ратовал за драматургию А. С. Грибоедова, Гоголя, а также за нац.-ист. пьесы Н. А. Полевого, Н. В. Кукольника; с 1839 ориентировался преим. на "Отеч. зап." со статьями В. Г. Белинского. В янв. 1840 благодаря
   B. П. Боткину, часто приезжавшему в Харьков, заочно познакомился с Белинским; между ними завязалась переписка (см. в кн.: В. Г. Белинский и его корреспонденты, М., 1948); в 1841 К. приезжал в Петербург для встречи с критиком.
   В 1839--42 К. проявил себя как продуктивный театр, критик (печатался в "Харьков, губ. вед.", "Прибавлениях" к ним и в "Лит. газ."); уже в 1839 Белинский содействовал опубликованию в столичной газете статьи-разбора К. "Харьковский т-р и Мочалов на Харьков, сцене" (ЛПРИ, 1839, 23, 30 дек.). На примере корифеев провинц. рос. т-ра -- Л. И. Млотковской, К. Т. Солёника, Н. X. Рыбакова -- утверждал как высшие оценки актерской игры естественность, простоту, "внутреннее глубокое сочувствие к положению представленного лица" ("Прибавления к "Харьков. губ. вед."", 1841, 24 мая, с. 189--90; ср. также: ЛГ, 1840, 20 янв.). Как уклонение от худож. истины К. осуждал водевильное -- подчеркнуто развлекательное -- исполнение персонажей Гоголя и Грибоедова даровитым петерб. актером П. И. Григорьевым 1-м (ЛГ, 1840, 3 июля, стб. 1223; обидевшись, Григорьев вывел К. в образе провинц. рецензента Вральчицкого в своем водевиле "Макар Алексеевич Губкин"; сообщено Ю. В. Манном).
   Более скромными явились в Харьков, период выступления К. в др. жанрах. В 1836 он издал альм. "Надежда" (X.), впервые опубликовав в нем свои поэтич. (стихи, переводы) и прозаич. (повесть, публиц. очерк "Феодосия") опыты. Вскоре повесть -- "Воспоминании юности" (сентимент. любовная история "с галантерейным обращением") -- Белинский причислил к "детским пародиям на слог" (И, 229). (В 1839 К. написал во многом автобиогр. пов. "Любовь гимназиста", где с шутливой иронией представил восторженные чувства провинц. романтика, а также приметы быта в гимназич. пансионе; рукопись -- ИРЛИ.) Из довольно средних стихотв. переводов и подражаний К., оставшихся на том же уровне и в последующие годы (см.: ОЗ, 1840, No 12; 1841, No 10; 1845, No 5; альм. "Молодик на 1843", ч. 1, X., 1843), более удачны циклы "Из Гейне" (ОЗ, 1840, No 12; 1841, No 10; 1842, No 5; 1845, No 5) и "Из Гёте" ("Молодик..."). Издание "Надежды" и участие в "Молодике" сблизили К. с писателями Е. П. Гребёнкой и Г. Ф. Квиткой (к-рый рекомендует К. в 1840 П. А. Плетнёву).
   Весной 1842 К. переехал в Петербург и поступил на службу в I отделение канцелярии Воен. мин-ва (в разное время с ним служили M. H. Лонгинов, M. E. Салтыков-Щедрин, А. В. Дружинин -- см.:3 от о в, с. 33). Квартира в доме Жербина на Михайлов, площади, где К. поселился вместе с H. H. Тютчевым, К. Д. Кавелиным, первоначально была местом встреч "петерб. кружка" Белинского. Вероятно, в кружке К. познакомился с Н. А. Некрасовым и А. И. Герценом. Близкий Белинскому в это время, К. стал свидетелем со стороны невесты на его венчании с М. В. Орловой (1843). Отмечаемая друзьями способность К. передразнивать и шутить проявилась в создании юмористам, трактата в 2 частях "Нек-рые великие и полезные истины об игре в преферанс, заимствованные у разных древних и новейших писателей, приведенные в систему кандидатом философии П. Ремизовым" (СПб., 1843). В "Философии преферанса" (ч. 1) иронически обыграна шеллингианская терминология; "Историю преференса" (ч. 2) составляют забавные анекдоты об игре "в пульку" рим. цезарей и др. знаменитостей. В "трактате" отразилась дружеская атмосфера вечеров с карточной игрой, в к-рой Белинский "ремизился страшно, плел лапти, горячился", а К. "счастье всегда валило" (К. Д. Кавелин -- в кн.: Белинский в восп. ..., с. 175). В 1842--43 К. часто посещал "субботы" И. И. Панаева в доме Лопатина у Аничкова моста (о составе участников см. в кн.: Григорович); в этом же доме жил тогда и Белинский.
   Близкое знакомство с молодым литератором, к-рого Белинский ценил за юмор, "человечность" и "задушевность", хотя и отмечал в нем "провинциализм", "бедность натуры в демонских элементах", а иногда -- "ненавистную непосредственность" (XII, 21, 72, 86), позволило критику считать, что дарование К. сильнее там, где он обращается к живым зарисовкам в духе Гоголя (подобными набросками пестрели письма К.). В гоголев. традициях написан очерк "Омнибус" -- сценки из гор. жизни с юмористич. характеристиками персонажей (под псевд. Говорилин; ЛГ, 1845, 5 июля, раздел "Дагеротип", где, возможно, К. принадлежат и др. очерки: "Выход из театра", "Вечер на Петербургской стороне"; Некрасов перепечатал "Омнибус" во 2-й.части "Физиологии Петербурга").
   В обстановке кружковых споров и острот, высмеивавших выспренний стиль позднего романтизма, создана лучшая пов. К. "Необыкновенный поединок" (ОЗ, 1845, No 3/4). Ее герои -- провинц. юнцы и девицы, упоение к-рых произведениями А. А. Бестужева-Марлинского, Н. А. Полевого, Н. В. Кукольника в сочетании с прозаич. подробностями быта захолустного городка создает комич. эффект (Белинский в обзоре "Рус. лит-ра в 1845" использовал приведенные в повести цитаты из названных выше авторов как образцы псевдолитературы, расширяя тем самым пародийную направленность повести). 2-я часть повести -- история провинц. сочинителя, в к-рой угадываются юмористически обыгранные авто-биогр. эпизоды и мотивы.
   Творч. эволюция вела К. в ряды писателей формирующейся натуральной школы; однако он не успел стать автором-профессионалом. Вынужденный совмещать занятия лит-рой и театром с постоянной чиновничьей службой, далеко не обеспеченный, К. вскоре по приезде в Петербург заболевает чахоткой, долго не обращает внимания на болезнь и в апр. 1845 умирает почти внезапно.
   Изд.: Необыкновенный поединок. -- В кн.: Рус. повести XIX в. 40--50-х гг., т. 2, М., 1952; то же. -- В кн.: Живые картины. Повести и рассказы писателей "натуральной школы", М., 1988; Омнибус. Сцены из петерб. дачной жизни. -- В кн.: Физиология Петербурга, М., 1984.
   Приписываемое К.: Состав рус. об-ва [памфлет] (об авторстве К. см.: Оксман Ю. Г., Новое изд. Герцена. -- ИзвОЛЯ, 1956, т. 15, в. 2, с. 168); Званые гости [памфлет] (об авторстве см.: Поляков М. Я., В. Белинский, М., 1960, с. 334); Folle journée ["Сумасшедший день"]. Совр. петерб. повесть. -- "Совр.", 1848, No 6, б. п. [атрибутирована в кн.: Евгеньев-Максимов В. Е., "Совр." в 40--50-е гг. ..., Л., 1934, с. 160--61; однако авторство К. сомнительно: в тексте упомянута дата происходящих событий -- 1848 год (с. 103), а К. умер в 1845; имеется описание концерта Эрминии Фреццолини (гл. II), к-рая гастролировала в Петербурге в 1848--59].
   Лит.: Белинский (ук.); В. Г. Белинский в восп. современников, М., 1977 (ук.); А. П.Тютчева и H. H. Тютчев -- И. С. Тургеневу, 23 июня 1848 г. -- ЛН, т. 56, с. 196; Пыпин А. Н., Белинский, его жизнь и переписка, т. 1. СПб., 1876; Зотов Р. В., Петербург в 40-х годах. -- ИВ, 1890, No 1 ; Гаршин В. М., Петерб. письма. II. -- В его кн.: Соч., М., 1983, с. 340 (о месте захоронения К.); Оксман Ю. Г.. Летопись жизни и творчества В. Г. Белинского, М., 1958 (ук.); Поляков М. Я., В. Белинский. Личность -- идеи -- эпоха, М., 1960, с. 333--35; Кулешов В. И., "Отеч. зап." и лит-ра 40-х гг. XIX в., М., 1959 (ук.); Очерки истории рус. театр, критики. Кон. XVIII -- 1-я пол. XIX в., Л., 1975, с. 352--54; Квiтка-Основ'яненко Г. Ф., Зібрання творів, т. 7, К., 1981, с. 260--61, 503; ИРДТ (ук.). * Брокгауз; Венгеров. Источ.; Мезьер; Боград 03(1); КЛЭ; ТЭ; Черейский; Смирнов-Сокольский; Масанов.
   Архивы: ИРЛИ, ф. 234 (П. А. Плетнёва), оп. 8, No 56 (пов. "Любовь гимназиста"); ЦГИА, ф. 1349, оп. 4, 1841 г., д. 325 (ф. с. 1841 г.); ф. 1343, оп. 23, д. 10523* (п. с. отца К., 1850-е гг.) [справка Г. Г. Лисицыной]; ЦГВИА, ф. 1, оп. 1, д. 16151 (ф. с. 1845 г.) [справка Н. Ю. Муравейниковой].

Л. А. Ходанен.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru