Кулиш Пантелеймон Александрович
Кулиш П. А.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   КУЛИШ Пантелеймон Александрович [26.7(7.8).1819, местечко Воронеж Глухов. у. Чернигов. губ. -- 2(14).2.1897, хутор Мотроновка, близ г. Борзна Чернигов. губ.; похоронен там же], историк, прозаик, поэт, драматург, лит. критик, этнограф, публицист. Писал на укр. и рус. языках. Из древнего укр. казацко-старшинского рода, утратившего дворянство. В 1831--36 учился в Новгород-Северском уч-ще и г-зии. С 1839 посещал лекции в Киев. ун-те как вольнослушатель филос. ф-та, с 1840 -- юридического; как принадлежащий к податному сословию, был отчислен. С 1841 преподавал в Луцком и Киев. дворян, уч-щах, в г-зии г. Ровно. В 1843 познакомился и подружился с Н. И. Костомаровым, в 1844 -- с Т. Г. Шевченко. В Петербурге благодаря содействию П. А. Плетнёва в 1845 получил должность старшего учителя г-зии и преподавателя рус. языка для инородцев-вольнослушателей ун-та. В 1847 женился на А. М. Белозерской (печаталась под псевд. Ганна Барвинок). В нач. 1847 по поручению Академии наук отправился в заграничную командировку для изучения слав, культуры, но в марте был арестован в Варшаве по обвинению в причастности к Кирилло-Мефодиев. об-ву. Был приговорен к адм. ссылке с запрещением печататься [основанием послужил очерк для детей "Повесть об укр. народе" ("Звездочка", 1846, No 17--19; отд. изд. -- СПб., 1846) и др. произв.]. Жил в Туле, исполняя обязанности ред. неофиц. части газ. "Тульские губ. вед.", до кон. 1850, когда ему было "дозволено жить и служить везде" (за исключением Мин-ва нар. просвещения).
   В ссылке К. написал утопич. ром. "Петр Иванович Березин и его семейство, или Люди, решившиеся во что бы то ни стало быть счастливыми" и попытался заручиться ценз, разрешением III отделения. Однако ответ ген. Л. В. Дубельта от 14 янв. 1851 был отрицателен: "...роман ваш исполнен коммунистических и социальных мыслей, проникнут теми новыми пагубными учениями, к-рые подрывают все святые основы благоустроенных обществ и от к-рых произошло и происходит столько бедствий в Зап. Европе" (цит. по кн.: Пантелеймон Куліш. Збірник..., Kиів, 1927. с. 58--59). В печати появились лишь фрагменты позднейшей, 2-й ред. романа -- "Пан Мурло" ("Искра", 1859. No 7--9) и "Потомки заднепровских гайдамак" ("Нар. чтение", 1860, кн. 2); полностью 2-я ред. романа под назв. "Искатели счастья" опубл.: "Ежемес. соч.", 1903, No 4-".
   Право печататься К. получил в 1856 (в 1852--56 публиковался под псевд. Николай М* или анонимно). В 1857 основал в Петербурге собств. типографию, где печатались произв. Т. Г. Шевченко, Марко Вовчок, А. П. Стороженко и др. Там же вместе с Костомаровым издавал первый общеукр. общественно-полит. и лит.-худож. ж. "Основа" (1861--62). В 1858 и 1861 совершил два путешествия в Зап. Европу. С 1864 находился в Варшаве на правительств, службе (дир. отд. духовных дел и чл. комиссии для перевода польск. законов); способствовал русификаторской политике России на Холмщине. С 1868 жил во Львове, Вене, в 1873--74 работал в Петербурге редактором "Журнала Мин-ва путей сообщения". С 1877 поселился на хуторе Мотроновка, где после тщетной попытки издавать собств. укр. газету во Львове (1882) жил безвыездно.
   К. был одним из основателей движения за нац.-культурное самоопределение Украины. Дебютировал в альм. "Киевлянин" обработками укр. сказок и фантастич. преданий: "О том, отчего в местечке Воронеже высох Пешевцов стан", "О том, что случилось с козаком Бурдюгом на Зеленой неделе", "Огненный змей" (кн. 1--2, 1840--41; рец.: Белинский, IV, 154; "Маяк", 1840, ч. 8). К ним примыкает ист. ром. "Михаиле Чарнышенко, или Малороссия восемьдесят лет назад" (К., 1843) -- романтич. притча о неминуемом наказании судьбой за нарушение хуторской семейно-патриарх. морали и нац. традиций. Н. В. Гоголь считал, что, несмотря на нек-рые достоинства ("цветистый слог и большое познание нравов и обычаев Малой России"), роман в целом "вял и скучен" (VII, 438). С. П. Шевырёв, назвав роман "произведением значительным", отметил, однако, торопливость, заставившую автора "разрубить насильственно неск. завязанных узлов, чтобы докончить дело скорее" ("Москв.", 1843, No 7, с. 133). Рецензент "Б-ки для чтения" более резко указал, что автор "часто самые удачные свои картины... пересыпает утомительными психол. рассуждениями и... обременяет рассказ бесконечными подробностями о пустяках" (1843, т. 57, отд. 6, с. 64). Более удачным был ром. "Черная рада. Хроника 1663 года" [1-я ред. -- "Чорна рада, або Нещаслива старосвітщина" ("Черная рада, или Несчастливая старина"), отд. главы к-рого появились в "Современнике" (1845, т. 37, 38; 1846, т. 41) и "Москвитянине" (1846, No 1, 5); публикация прервалась из-за ареста К.; полностью на рус. яз. появилась лишь 2-я ред. романа (РусБ, 1857, No 2--3; отд. изд. на укр. и рус. языках, оба -- СПб., 1857)]. Роман свидетельствует о серьезных занятиях К. историей. В центре его -- события, связанные с воссоединением Украины с Россией, изображенные как столкновение "запорожской вольницы" и выступающей за обществ, порядок казацкой старшины. "Черная рада" получила высокую оценку украинофильской критики (А. Студитский -- "Москв.", 1846, No 2, с. 223--24; М. А. Максимович -- РусБ, 1858, т. 1, с. 13--27). Костомаров особо отметил, что у К. "изображены и полит, страсти, и борьба эгоистич. побуждений и семейный быт, и могущество и слабость духовной жизни народа" ("Совр.", 1858, No 1, с. 19). Шевченко в письме к К. 5 дек. 1857 оценил роман прежде всего как вклад в укр. лит-ру: "Хорошо, очень хорошо ты сделал, что напечатал "Черную раду" по-нашему. Я ее прочитал и в "Рус. беседе", и там она хороша, но по-нашему лучше" (Шевченко Т. Г., Повне зібрання творів. У 10-ти т., т. 6, Киів, 1957, с. 150). М. Горький относил "Черную раду" к тем ист. соч., "к-рые можно читать без скуки, без риска вывихнуть мозг и засорить память ложью" (цит. по кн.: Пешкова Е., Алексей Максимович и Максим Алексеевич. -- "Юность", 1963, No 3, с. 68). Неоконченным остался социально-ист. ром. К. "Алексей Однорог" ("Совр.", 1852, No 12; 1853, No 1--2; отд. изд. -- СПб., 1853) -- о вторжении Лжедмитрия I на Северскую Украину в 1604. Этой же теме посвящена ист. пов. "Порубежники" (СПб., 1864).
   Повести К. о совр. жизни испытали влияние натуральной школы, хотя в них сохраняется романтич. склонность к изображению гипертрофир. страстей и идеальных чувств. Автобиогр. трилогия "Воспоминания детства Николая М*" ("История Ульяны Терентьевны" -- "Совр.", 1852, No 8; о духовной наставнице К. отроческих лет, помещице-идеалистке У. Т. Мужиловской; "Яков Яковлич" и "Феклуша" -- "Совр.", 1852, No 10; РусБ, 1856, т. 3; о Новгород-Северском уч-ще) обратила на себя внимание И. С. Тургенева. В письмах к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву от 18, 23 нояб. 1852 он писал о пов. "Яков Яковлич": "Какая-то ложная струя проходит по всей повести, какая-то болезненная и самодовольная любовь к небывалым положениям, психол. тонкостям и штучкам, глубоким и оригинальным натурам и т. д. ...Но все-таки... повесть недюжинная -- и если автор молод -- выработается" (Тургенев. Письма, II, 85--86; см. также: Григорьев. Критика, с. 79). Романтич. штампы отметил рецензент "Отеч. зап.", указав, что пов. "История Ульяны Терентьевны" похожа на "перевод какого-нибудь нем. творения той поры, когда свирепствовал нем. романтизм и с жадностью читались романы вроде "Похождений Штернбальда", "Офтердингена", "Луцинды" и т. п." (1852, No 10, с. 84; см. также: "Москв.", 1852, No 19, отд. 5, с. 108; Толстой, XLVI, 405). М. Грабовский в письме к К. от 12 янв. 1861 ("Правда", Львов, 1868, No 24, с. 284---85) назвал "Феклушу" произв., "достойным наилучших романов Диккенса", и высоко оценил пов. "Майор" (PB, 1859, No 1, 2).
   К стандарту натуральной школы приближаются очерк К. "На почтовой дороге в Малороссии" ("Искра", 1859, No 49), пов. "Украинские незабудки. Очерки из невозвратного времени" ("Основа", 1861, No 9; еженед. "Чернигов, листок", Чернигов, 1862, No 22--31; полностью: отд. изд. -- СПб., 1862).
   К. выступил как один из первых исследователей (цикл статей -- "Основа", 1861, No 4, 5, 9, 11/12) и биографов Н. В. Гоголя. Он издал "Опыт биографии Н. В. Гоголя" ("Совр.", 1854s No 2--4; отд. изд. -- "Опыт биографии Н. В. Гоголя со включением до сорока его писем", СПб., 1854; доп. и исправленное переизд. -- "Записки о жизни Н. В. Гоголя, составленные из восп. его друзей и знакомых и из его собственных писем", т. 1--2, СПб., 1856), а также "Сочинения и письма Н. В. Гоголя" (т. 1--6, СПб., 1857) с объяснениями укр. слов и примечаниями.
   На укр. яз., кроме ром. "Чорна рада", К. написаны романтич. идиллии "Орися" (1844), "Дівоче серце" (1862), стихотв. ист. хроника "Украіна" (Киів, 1843), сб-к лирич. стихов и ист. поэм "Досветки" ("Рассвет", СПб., 1862): "Хуторна поезіи" (Львів, 1882) -- сб-к историософско-публиц. лирики и сатиры. Выдающимся достижением К. является сб. "Дзьвін" ("Колокол", Женева, 1893), составленный из публиц. и исповедальной лирики и лиро-эпич. поэм. И. Я. Франко отнес нек-рые из этих произв. "к жемчужинам нашей поэзии" ("Жите i слово", Львів, 1894, т. 2). Н. К. Зеров назвал исповедальные стихотворения К. одной из вершин укр. лирики вообще (Зеров, 1929, с. 32).
   К. создал филос.-ист. лиро-эпич. поэмы "Магомет i Хадиза" (Львів, 1883), "Маруся Богуславка (1620)" (Львів, 189--; окончание ее сгорело во время пожара на хуторе Мотроновка в 1885), в к-рых отразился его интерес к исламу. Сб. "Хуторни недогаркы" ["Остатки после пожара на хуторе"] (Харків, 1902) К. составил из сохранившихся после пожара начал лиро-эпич. поэм "Уляна-ключниця (1685--1870)", "Сторчак i Сторчачиха (1625)", автобиогр. поэмы "Адам i Ева" и драм. поэмы "Нагай (Підспів під Вольфганга Гете)". В 90-е гг. работал над поэмой "Грицько Сковорода" (не окончена), написал поэму "Куліш у пеклі" ["Кулиш в аду"] -- остроумные стихотв. мемуары, в к-рых рассказал о своих науч.-полит. расхождениях и бытовых конфликтах с коллегами; в частности, осмеял Костомарова, С. М. Соловьёва и Г. Ф. Карпова в ответ на их критику его ист. трудов, высказал отрицат. отношение к рев. взглядам Н. Г. Чернышевского.
   Высшее достижение К.-драматурга -- "Драмована трилогія" ["Драм. трилогия"], написанная стихами (отд. сцены -- прозой) в 80--90-х гг. (отд. изд. -- X., 1900). Ее составляют романтич. "драмы идей". В центре трилогии -- национальная и социальная судьба Украины, ее сложные взаимоотношения с Россией, Польшей и Турцией. Авт. идеал -- евангельский гуманизм, свободное, самобытное развитие укр. народа в мире с соседями.
   В кон. 50-х -- 60-х гг. К. -- один из зачинателей укр. лит. критики, первый укр. критик-профессионал, автор лит.-критич. обзоров: "Об отношении малороссийской словесности к общерусской. Эпилог к "Черной раде"" (РусБ, 1857, т. 3), "Взгляд на малороссийскую словесность по случаю выхода в свет кн. "Народні оповідання" Марка Вовчка" (PB, 1857, No 11--12), "Погляд на укр. словесность" ("Хата", СПб., 1860), "Характер и задача укр. критики" ("Основа", 1861, No 2), "Простонародность в укр. словесности" ("Основа", 1862, No 1) и др.; статей о творчестве Шевченко, Г. Ф. Квитки-Основьяненко, И. П. Котляревского, П. П. Гулака-Артемовского; мн. рецензий (в "Основе" К. вел отд. библиографии). В них он доказывал перспективность развития укр. лит-ры, ориентировал писателей на верность нац. традициям, творч. освоение народно-сказовой формы повествования, этнографически точное воссоздание нац. характера, крест, быта, нар. нравов и обычаев. К.-критик не столько склонялся к взвешенной оценке лит. явлений, сколько отстаивал собств. идейно-эстетич. взгляды; его суждения о мн. писателях нередко субъективны.
   К. перевел на укр. яз. 15 пьес У.Шекспира, произв. Дж. Байрона, И. В. Гёте, Г. Гейне, Ф. Шиллера, А. Мицкевича, из рус. поэтов -- А. А. Фета, И. С. Никитина, А. В. Кольцова, А.С. Пушкина и др. (цикл "Переспіви з великоруських співів" -- Соч. и письма, т. 2).
   Из фольк. материалов, собранных во время путешествий по Киев. губ. в 1844 45, К. составил сб-к ист. предании и волшебных сказок "Укр. нар. предания" (М., 1847), фольк.-ист. сб. "Записки о Юж. Руси" (т. 1--2, СПб., 1856--57), в к-рый вошли также статьи ист., языковедч. и этногр. характера. В "Записках о Юж. Руси" К. впервые употребил новую орфографию ("кулишивку"), положенную в основу совр. укр. правописания.
   С 70-х гг. взгляды К. на историю Украины и укр. казачества заметно изменились. В ист. трудах "История воссоединения Руси" (т. 1--2, СПб., 1874; т. 3, М., 1877), "Казаки но отношению к гос-ву и обществу" (РА, 1877, кн. 1, 2), "Отпадение Малороссии от Польши (1340--1654)" (т. 1--3; ЧОИДР, 1888, кн. 2, 4; 1889, кн. 1) он осудил Б. Хмельницкого (за разжигание страстей толпы, беспринципность и безнравственность), нар. и лит. певцов казачества (в т. ч. Шевченко) и возвысил культуртрегерскую миссию полонизированной укр. шляхты, мещанства и рус. царизма. С критикой взглядов К. выступил Костомаров в ст. "О казаках..." (PC, 1878, No 3). Карпов откликнулся целым полемич. исследованием "В защиту Богдана Хмельницкого..." (ЧОИДР, 1889, кн. 1). Ист. труды К. вызвали неприятие со стороны б. ч. укр. интеллигенции, но М. П. Драгоманов усмотрел в них закономерный, хотя и не лишенный новых крайностей отход от романтич. идеализации казачества.
   В сб-ке публиц. статей (на рус. яз.) и худож. произведений (на укр. яз.) "Хуторская философия и удаленная от света поэзия" (СПб., 1879) К., отстаивая право укр. народа на самобытное культурное развитие, доказывал преимущества патриарх, хуторского быта по сравнению с гор. цивилизацией. Запрет "Хуторской философии..." и изъятие ее из продажи, а также Эмский акт 1876, значительно ограничивший публикацию худож. произв. на укр. яз. и деятельность укр. т-ра, заметно поколебали "москвофильские" иллюзии К. К 1882 он подал заявление об отречении от рос. подданства, но потом отозвал его. В публиц. брошюре "Крашанка русинам і полякам на Великдень 1882 року" ("Пасхальное яйцо украинцам и полякам на Пасху 1882 года", Львів, 1882) он стремился вдохновить на сотрудничество укр. и польск. интеллигенцию Вост. Галиции. С резкой критикой выраженных в брошюре "полонофильских" настроений выступили Костомаров (ВЕ, 1882, No 8), Д. Л. Мордовцев в брошюре "За Крашанку -- Писанка П. Ол. Кулішеві (СПб., 1882) и др. деятели укр. и рус. культуры. В сер. 80-х гг. К. проявлял интерес к тур.-мусульм. миру, к этич. ценностям ислама.
   Изд.: Повести, т. 1--4, СПб., 1860; Соч. и письма, т. 1--5, К., 1908--10; Твори, т. 1--6, Львів, 1908--10; Твори, т. 1--2, Киів. 1989.
   Лит.: Пыпин А. Н., История рус. этнографии, т. 3, СПб., 1891; Гринченко Б. Д., П. А. Кулиш. Биогр. очерк. Чернигов, 1899; Шенрок В., П. А. Кулиш. Биогр. очерк, К., 1901; Щурат В., Філософічна основа творчости Куліша, Львів, 1922; Эйхенбаум Б. М., Молодой Толстой, П.--Б., 1922 (жанровые признаки мемуарной лит-ры и дневника в автобиогр. повестях К. и в "Детстве" Л. Н. Толстого); Пантелеймон Куліш. Збірник прац Комісіі для видавання пам'яток новітнього письменства, Киів, 1927; Петров В. П., Вальтер-Скоттівська повість з украінськоі минувшини. -- В кн.: Куліш П. О., Михайло Чарнишенко, Киів, 1928; Зеров М. К., Поетична діяльність Куліша. -- В его кн.: Від Куліша до Винниченка. Нариси з новітнього украінського письменства, К., 1929; Петров В. П., П. Куліш у п'ятдесяті роки. Життя. Ідеологія. Творчість, Киів, 1929; его же, Етнографічне оповідання П. Куліша. -- В кн.: Кулiш П. О., Твори, т. 1, Харків, 1930; его же, Романи Куліша, Киів, 1930; Чижевський Д., Історія украіньской літератури від початків до доби реалізму, Н.-Й., 1956; Історія украіньской литературноі критики. Дожовтневнй перюд, Киів. 1988; Нахлік С. К., Украінська романтична проза 20--60-х років XIX ст., Киів, 1988; его же, Пантелеймон Куліш, Киів, 1989; Справа П. О. Куліша. -- В кн.: Кирило-Мефодивське товариство, т. 2, Киів, 1990; Luсkyj G., P. Kulish. A sketch of his life and times, Boulder -- N. Y., 1983. * Брокгауз; КЛЭ; Кирилюк С. П., Біблюграфія праць П. О. Куліша та писань про нього, Киів, 1929; Масанов.
   Архивы: Ин-т лит-ры АН Украины, ф. 18; ф. 3, ф. 61, ф. 70, ф. 100; Чернигов. Гос. лит.-мемориальный музей М. М. Коцюбинского, No 2846--2854 (л. ф.); Чернигов. ист. музей, No 17,729 (л. ф); ЦГАЛИ, ф. 235; Центр. науч. б-ка АН Украины (л. ф.); ИРЛИ, ф. 170, ф. 234, ф. 265; ГПБ, ф. 179, ф. 236, ф. 847, ф. 850; Львов, науч. б-ка АН Украины, фонд Барвинских, фонд О. Партицкого; ЦГАОР, III отд., 1 эксп., 1858, д. 196 (об изд. "Граматки").

Е. К. Нахлик.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru