Кулаковский Платон Андреевич
Иван Сергеевич Аксаков

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

СБОРНИКЪ
СТАТЕЙ,
НАПЕЧАТАННЫХЪ ВЪ РАЗНЫХЪ ПЕРІОДИЧЕСКИХЪ ИЗДАНІЯХЪ

ПО СЛУЧАЮ КОНЧИНЫ
И. С. АКСАКОВА

(ум. 27-го Января 1886 года.)

МОСКВА.
Типографія Л. Ѳ. Снегирева, Остоженка, Савеловскій, пер., д. Снегиревой.
1886.

   

Иванъ Сергѣевичъ Аксаковъ. *)

*) Изъ "Русскаго Филологическаго Вѣстника", выходящаго въ Варшавѣ.

   Извѣстіе о внезапной кончинѣ И. С. Аксакова, "пламеннаго борца за русскую честь", какъ было написано на одной изъ лентъ при многочисленныхъ вѣнкахъ, присланныхъ отовсюду къ его гробу,-- и прибавимъ -- за русскую пользу и правду, поразило всю Россію. Газеты и очевидцы похоронъ расказываютъ массу фактовъ, свидѣтельствующихъ о томъ, какъ глубоко смерть Аксакова отозвалась въ душѣ Русскаго народа. Вся русская журналистика, безъ различія партій и направленій, признала важность этой великой утраты, понесенной русской жизнью. Масса телеграммъ, писемъ, заявленій, полученныхъ супругой покойнаго со всѣхъ концовъ Русской земли и изо всѣхъ славянскихъ предѣловъ внѣ Россіи, можетъ служить доказательствомъ того великаго значенія, которое имѣлъ покойный И. С. Аксаковъ, какъ общественный дѣятель.
   Государю Императору было угодно въ телеграммѣ, которую имѣла счастіе получить вдова покойнаго русскаго писателя, назвать Аксакова "честнымъ человѣкомъ, преданнымъ русскимъ интересамъ". Глубоко справедливыя и многосодержательныя слова! Аксаковъ былъ поистинѣ русскій человѣкъ по своей широкой натурѣ: онъ чувствовалъ радость и скорбь Россіи, чувствовалъ во всѣ минуты прожитой имъ жизни такъ, какъ могутъ чувствовать лишь люди громаднаго духа и необычайно любящаго сердца. Онъ чувствовалъ всѣ бѣды и радости Славянскаго міра, онъ глубоко сознавалъ, что Славяне какой бы отрасли, какого бы вѣроисповѣданія, какого бы воспитанія они ни были, братья Русскаго народа, и твердя Славянамъ о ихъ обязанности чтить истинно народное у себя дома, онъ напоминалъ Россіи о ея обязанностяхъ и пользахъ, какъ Славянской державы. Онъ радовался великою радостью при видѣ всякаго успѣха Россіи. Развитіе русской литературы, русскаго просвѣщенія, русской науки, русскаго слова, распространеніе ихъ и ихъ воздѣйствіе на Славянъ -- доставляли ему истинную, искреннюю радость. Но онъ и горевалъ великимъ горемъ при видѣ того антинароднаго или -- лучше сказать -- космополитическаго духа, который одно время обуялъ и русскую печать, и русскую науку, и русское общество. Онъ имѣлъ утѣшеніе однако видѣть въ послѣдніе годы ростъ русской мысли, какъ будто бы освобождавшейся отъ плѣна и болѣзни...
   Въ западно-славянскомъ мірѣ распространено мнѣніе, что Аксаковъ былъ нетерпимый человѣкъ въ религіозномъ отношеніи, что онъ, строго православный, отрицалъ всякое иное вѣроисповѣданіе. Да, И. С. Аксаковъ былъ глубоко вѣрующій и строго православный русскій человѣкъ, но именно потому никогда не былъ нетерпимъ, и едва ли можно поставить ему какой-нибудь упрекъ въ этомъ отношеніи, если вглядѣться хоть немного въ его жизнь и дѣятельность. Онъ, конечно, былъ убѣжденъ, что католичество среди Славянъ есть уклоненіе отъ истинныхъ началъ славянской жизни, онъ твердо зналъ, что возвращеніе Славянъ, увлеченныхъ Западомъ и Римомъ, къ исповѣданію, данному имъ Св. Славянскими первоучителями Кирилломъ и Меѳодіемъ, было бы для нихъ спасеніемъ среди бѣдъ, ихъ постигшихъ и постигающихъ,-- и какъ прямой русскій человѣкъ, говорилъ имъ смѣло эту великую правду. Не его вина, что его прямая, ничѣмъ не прикрытая правда могла казаться признакомъ нетерпимости людямъ, привыкшимъ къ хитросплетеніямъ рѣчи.
   Пройдетъ немного лѣтъ, и нравственный обликъ И. С. Аксакова освѣтится такимъ ореоломъ, получитъ въ исторіи русскаго просвѣщенія такое значеніе, ему подобающее, что примѣръ дѣятельности и жизненнаго подвига Аксакова станетъ воспитывать русскихъ людей, послужитъ образцомъ, подниметъ духъ будущаго русскаго дѣятеля въ трудные дни русской жизни. Покойный И. С. Аксаковъ любилъ называть свою физическую природу богатырскою. Мы можемъ вполнѣ убѣжденно сказать, что и душа его была богатырская, что широкій богатырскій умъ его гармонично соединялся съ безконечною добротою его широкаго, любящаго по богатырски сердца.
   Русское слово потеряло въ лицѣ И. С. Аксакова одного изъ величайшихъ своихъ дѣятелей. Въ самомъ дѣлѣ, кто изъ сверстниковъ и дѣятелей времени Аксакова умѣлъ такъ гармонично сочетать важность и торжественность историческаго начала въ русскомъ слогѣ съ живостью, разнообразіемъ и силою живаго русскаго слова? Кто умѣлъ такъ чисто, стройно, такъ возвышенно* и сильно, такъ исторически писать, какъ писалъ Аксаковъ въ "Днѣ", "Москвѣ", "Руси"? Читая его статью, о какомъ бы предметѣ ни трактовалъ покойный И. С., вы чувствуете, что писалъ ее человѣкъ, глубоко сознающій тысячелѣтнюю исторію русскаго языка, точно пережившій ее. Послѣ Карамзина нельзя указать русскаго писателя, слогъ и языкъ котораго носилъ бы слѣды такого явнаго, глубоко проникшаго всю душу сознанія почти тысячелѣтія русской литературной рѣчи.
   Обыкновенно считаютъ покойнаго И. С. Аксакова -- только дѣятелемъ и публицистомъ. Но думающіе такъ забываютъ, что покойный былъ и художникомъ русскаго слова. Анна Ѳедоровна Аксакова приготовила къ печати сборникъ его стихотвореній, изъ которыхъ многія вошли уже въ христоматіи для школъ и служатъ образцами русскаго стиха. Готовится къ печати я собраніе его главнѣйшихъ статей, помѣщенныхъ покойнымъ въ его изданіяхъ. Этотъ сборникъ будетъ служить не только монументальнымъ памятникомъ его дѣятельности, не только поученіемъ для политическаго дѣятеля и публициста, но и дастъ образцы по истинѣ художественной, исторической и живой прозы. Глубокій знатокъ русской рѣчи во всемъ ея разнообразіи и просторѣ, И. С. Аксаковъ показалъ, какъ можно пользоваться богатствами живаго русскаго слова для исторически сложившейся русской книжной рѣчи.
   Мы не намѣрены въ этомъ краткомъ некрологѣ подробно опредѣлить мѣсто, занимаемое И. С. Аксаковымъ въ русской литературѣ, и дать оцѣнку той философской и литературной школы, представителемъ которой былъ покойный. Славянофильство и школа славянофиловъ вызываютъ уже изслѣдованія. Сынъ извѣстнаго писателя С. Т. Аксакова, братъ K. С. Аксакова, другъ и ученикъ А. С. Хомякова, другъ Ю. Ѳ. Самарина, покойный Иванъ Сергѣевичъ былъ доблестнымъ выразителемъ и проповѣдникомъ-публицистомъ идеаловъ славянофильскихъ ученій. И эти идеи славянофильства не умерли вмѣстѣ съ нимъ: онѣ "дѣлались народнымъ достояніемъ, онѣ въ извѣстной степени стали общими для русской литературы; поскольку она служитъ выраженіемъ настроенія, мнѣній, идей, господствующихъ въ русскомъ обществѣ, и безпочвенность литературныхъ типовъ и идеаловъ, отчасти проистекшая отъ болѣзненнаго направленія, пережитаго русскою мыслью, отчасти навязанная извнѣ, теряетъ всякій смыслъ, и русская литература все болѣе и болѣе становится и по духу народною. Русская наука, которой современники и враги славянофиловъ и Аксакова не признавали, получаетъ болѣе и болѣе національную окраску, и быть-можетъ недалеко то время, когда научное произведеніе, написанное на русскомъ языкѣ, проникнутое Свойствами русскаго испытующаго духа, займетъ почетное подобающее ему мѣсто въ ряду научныхъ произведеній европейской науки.
   Славянофилъ Аксаковъ глубоко вѣрилъ въ русскій талантъ и русскія дарованія, и никто больше его не скорбѣлъ, что эти дарованія, становясь на службу западно-европейскимъ новѣйшимъ доктринамъ, размѣнивались на мелочь и отчуждались отъ истинныхъ потребностей русской жизни.
   Семья Аксаковыхъ тѣсно связана съ исторіей русской новѣйшей литературы. Связи Гоголя съ Аксаковыми отразились и на Иванѣ Сергѣевичѣ, глубокомъ знатокѣ и поклонникѣ знаменитаго русскаго писателя-реалиста.
   Когда умеръ Достоевскій, вотъ что писалъ Аксаковъ въ "Руси" (No 13, 1881, 7 февр.): "Достоевскій принадлежитъ весь будущему. Кумиры настоящаго времени, учители отрицанія забудутся или займутъ приличное себѣ мѣсто въ историческихъ архивахъ, а наслѣдіе, оставленное Достоевскимъ, еще ожидаетъ достойныхъ наслѣдниковъ въ грядущихъ поколѣніяхъ. Онъ любилъ, онъ вѣрилъ въ русскую молодежь"... Съ небольшими измѣненіями можно приложить эти слова и къ И. С. Аксакову. Разница лишь въ томъ, что Аксаковъ-публицистъ, принадлежа настоящему, умѣлъ начертить Русскому народу идеалы его будущей политической жизни, Аксаковъ -- художникъ слова, какъ бы оно ни казалось "пахнущимъ на ладонь и елей" инымъ изъ неразумныхъ поклонниковъ Запада,-- ждетъ оцѣнки и всегда будетъ поучать молодыя русскія поколѣнія.
   Въ одной изъ своихъ статей въ "Днѣ" (No 42, отъ 19 октября 1863 г.) покойный И. С. Аксаковъ писалъ: "Любовь къ Россіи, любовь къ своему народу -- призываютъ насъ къ дѣлу, требуютъ отъ насъ не мужества воина, не энергіи разрушенія, не стойкости, презирающей смерть -- а мужества гражданина и упорнаго дѣятельнаго труда, творящаго и зиждущаго". И всю жизнь онъ велъ эту борьбу "дѣятельнаго труда, творящаго и зиждущаго" на пользу Россіи, на пользу Славянства...

П. Кулаковскій.

   Варшава, 20 марта, 1886 г.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru