Имя:Кудринский, Федот Андреевич (19 февр. 1867 -- не ранее 1917) -- историк, этнограф, педагог
Псевдонимы:Степанец, Богдан
Примечание: У Масанова -- Федор
Источники:
Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. -- Т. 4. -- М., 1960. -- С. 259;
Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). -- Т. I--VI. -- Спб., 1889--1904. -- Т. 1. А-Л. -- СПб.: Наука, 2001. 640 с. 2046
Доп. источники:
Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). -- Т. I--VI. -- Спб., 1889--1904. -- Т. 1. А-Л. -- СПб.: Наука, 2001. 640 с. 2046
II.
Федот Андреевич Кудринский (литературный псевдоним Богдан Степанец, 1867--1933). Педагог-исследователь, историк, этнограф, писатель, публицист, активный участник общественно-педагогического движения в Беларуси в начале XX в.
Родился 19 февраля (3 марта) 1867 г. в местечке Степань Ровенского уезда Волынской губернии в семье священника. Некоторое время работал преподавателем Нижегородской духовной семинарии, затем во 2-ом петроградском реальном училище, в Несвижской учительской семинарии преподавателем русского языка и словесности. Обратил внимание на дарования одного из учащихся Несвижской семинарии Константина Мицкевича, впоследствии известного белорусского писателя (Якуба Коласа), и способствовал их развитию. Позднее жил в Вильне, незадолго до Первой мировой войны служил в Виленском Центральном архиве древних актовых книг, преподавал в женской гимназии, частной женской гимназии В. М. Прозоровой и Мариинском высшем женском училище.
После Октябрьской революции работал в Ленинградской библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Издал учебное пособие "Курс новой литературы в органически-конспективном виде" (1913) и ряд педагогических статей: "О воспитании и обучении", "Педагогические разговоры", "О практических уроках в учительских семинариях" и др.
Под псевдонимом Богдан Степанец выступал с рядом критических статей по проблемам подготовки народных учителей. Писал о том, что перегруженность учебных планов, формализм в обучении и в обращении педагогов с учащимися приводят к "консервации умов". Лучшим средством воспитания считал патриотизм, в основе которого - осознание тесной связи с народом и языком. Высоко ценил воспитательное значение родного языка и называл его "сердцем народа". Поддерживал и развивал идею воспитывающего обучения, утверждал, что науки и знания имеют огромную воспитательную силу.
Ф. А. Кудринский настойчиво выступал за осуществление всеобщего начального обучения, расширение женского образования, распространение грамотности и естественнонаучных знаний в народе. Выступал за увеличение срока обучения в учительских семинариях до 4 лет, повышение общеобразовательного уровня будущих учителей, вооружение их знаниями достижений педагогики и психологии, широкое внедрение новейших методов обучения. Рассматривал педагогику как постоянно развивающуюся на основе достижений прошлого науку. Написал ряд работ, посвященных анализу педагогического наследия известных русских педагогов [2, 242-245].