Делекторская И. Б.
Кржижановский Сигизмунд Доминикович

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Кржижановский Сигизмунд Доменикович (1887-1950) -- мыслитель, историк и теоретик лит-ры и театра, писатель. Один из первых в России занимался вопросами психологии творчества; создал самобытную философию культуры.
   Окончил юрид. ф-т Киев. ун-та, параллельно занимаясь на филол. ф-те. В 1918-22 читал лекции по психологии творчества, истории и теории театра, лит-ры, музыки. Печатался в журналах "Зори", "Неделя искусства, лит-ры и театра". В 1922 в Москве преподавал в студии Камерного театра, где в декабре 1923 состоялась премьера пьесы К. "по схеме Честертона" "Человек, который был Четвергом". В 1925-31 сотрудничал в БСЭ. В сер. 20-х гг. активно участвовал в деятельности Гос. Академии Худож. Наук. В 1939 принят в Союз писателей. В к. 20-40-х гг. публиковал статьи по истории и теории лит-ры, театра в газете "Советское искусство", журналах "Лит. критик", "Интернац. лит-ра" и др. Отдельной брошюрой издал работу "Поэтика заглавий" (1931). Четырежды безуспешно пытался издать сборники новелл и повестей.
   К. -- писатель европ. уровня, сравнимый по масштабу дарования с Ф. Кафкой, Х.Л. Борхесом, А. Камю, Г. Гессе. Отличит, черта прозы этого писателя и мыслителя -- постоянная рефлексия на темы мировой культуры.
   Философия культуры К., генетически связанная с системой взглядов на культуру, разработанной в свое время рус. символистами, представляет мировую культуру как единое информационно-образное поле, где отд. элементы, относящиеся к разл. эпохам и странам, сосуществуют на равных правах и постоянно взаимодействуют.
   Огромное влияние на него оказали филос. системы Канта, Лейбница, античные и ср.-век. философы, а также Шекспир, Гофман, По, Свифт, А. Белый, А. Грин. Отд. элементы этого культурного поля используются К. для осмысления процессов, происходящих в совр. ему мире, в т.ч. в России, суть к-рых сводится к разрушению культуры. Планомерному уничтожению духовности К. противопоставляет демонстративный уход не "в небытие", но в Бытие духовное лирич. героя.
   Важнейшие темы его творчества: Память и Игра -- в карнавальном ее аспекте -- как единственно возможный способ существования светской культуры. В этой связи симптоматично частое обращение К. к рассмотрению проблем теории и философии театра.
   В системе образов К. чрезвычайно важную роль играют также такие метаобразы, как Город, Книга и Слово.
   Часто используя в своем творчестве устойчивые мифологемы, переосмысливая их, К. создает на их основе принципиально новые "мифы", являющиеся таковыми лишь по форме, по сути же направленные на разрушение мифов, которые рождала окружающая его, в т.ч. и советская, действительность. Метод работы К. с известной долей условности может быть назван методом "коллажа" из разл. текстов в рамках создаваемого мета-текста, в к-ром очень велика роль культурных цитат, аллюзий и реинтерпретации в новом контексте образов и идей, рожденных на разных этапах развития мировой культуры.

Сочинения:

   Воспоминания о будущем. М., 1989;
   Возвращение Мюнхгаузена. Л., 1990;
   Сказки для вундеркиндов. М., 1991;
   "Страны, которых нет": Статьи о лит. и театре. Записные тетради. М., 1994;
   Боковая ветка. М., 1994.

Литература:

   Гаспаров М. Мир Сигизмунда Кржижановского // Октябрь. 1990. N 3;
   Перельмутер В. "Судьба берет себе звезды" // Совр. драматургия. 1992. N 2;
   Топоров В.Н. "Минус"-- пространство Сигизмунда Кржижановского // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

И. Б. Делекторская

   Источник текста: Культурология. XX век. Энциклопедия / гл. ред., сост. С. Я. Левит. -- Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru