Кржижановский Сигизмунд Доминикович
Орфей в аду

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

Оценка: 6.63*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Орфею оставалось лишь одно: воспользовавшись тем, что вход в ад остался без охраны, войти под своды Аида -- навстречу милой Эвридике."


Сигизмунд Кржижановский
Орфей в аду

   Историю эту, об Орфее и Эвридике, рассказывали много раз. Так вот: много плюс один.
   Подземное царство похитило у Орфея его прекрасную Эвридику. Он отправился на поиски возлюбленной. В этом согласны и древнегреческие мифы, и французские оперетты.
   У врат царства смерти Орфея встретил трёхголовый Цербер, хранитель адского порога. Раскрыв три пасти, пузырящиеся кровавой пеной, он потребовал песни-пропуска.
   Орфей прижал кифару к левому плечу, и пальцы его приблизились к струнам.
   Песня была тиха и проста, как шуршание капель дождя, смывающих пыль с листьев оливы.
   Все три головы Цербера слушали, внимательно наставив шесть собачьих ушей. Все они были страстными музыкантами; более того -- музыкальными критиками; живи шестиухий пёс в наше время, он мог бы легко собственными средствами устроить любую музыкальную дискуссию, которая отнимала бы в течение недель по шесть-семь полос любого музыкального журнала.
   Кифара Орфея замолкла.
   Средняя голова Цербера, прянув левым ухом, сказала:
   -- Изрядно. Н-но...
   И умолкла.
   Правая голова, слизав пену со рта, возразила:
   -- И очень большое но. Мало того: не но, а, пожалуй, нет. Так нам должно ответить дебютанту, не помню, как его зовут...
   -- Меня зовут Орфей. Позволю себе напомнить, что я божественного происхождения и...
   -- Не пробуй нас задобрить, бездарный бряцальщик, -- залаяла третья, левая голова Цербера. -- Раз тебе как сыну богов дано бессмертие, то потрать хоть половину его, учась музыке у наших стиксовых лягушек. Основа музыки -- не в треньканьи, а в кваканьи.
   -- Ну, это уже слишком, -- закричала правая голова, -- этак ты скажешь, что сферы небесные квакают, а не тренькают, в то время когда они мелодически поют, объединяя в своей гармонии и звон струны, и кваканье лягушки.
   -- Оба вы лжёте, -- рявкнула средняя голова, гневно прядая ушами и оскалив зубы. -- Музыкальные проблемы, как и литературные, надо решать в тематическом плане. Что, по--вашему, выражала пьеса этого просителя? Какой образ реял над струнами его кифары?
   В ответ пасть левой головы широко открылась, отвечая оскалом на оскал.
   -- Произведение рассказывало -- в строгом дорическом строе -- о полёте цапли над болотом.
   -- Чепуха! -- тявкнула левая церберова голова. -- Вещь действительно программная -- и совершенно ясно звукописует колебания цапли, которая, опускаясь на болото, не знает, на какую ей ногу стать, на левую или на правую...
   -- А ты, несчастная треть собаки, -- взвизгнула средняя голова, -- а ты знаешь -- на какую мысль стать? Образ совершенно ясен: цапля уже стоит на болоте и раскрыла клюв, чтобы проглотить лягушку.
   -- Так пусть же она ею подавится! -- залаяли вперебой обе боковые головы, лязгая зубами.
   -- А вы подавитесь вашим невежеством! -- взвыла средняя голова и пригнулась под горло к левой своей соседке.
   Орфей был близок к отчаянию. Он готов был покинуть адский порог. Но в это время произошло нечто страшное. Три головы пса, кровожадно урча, вонзились друг другу в глотки. Цербер рухнул наземь, и можно было выделить лишь его короткий жирный злобно дергающийся хвост.
   Орфею оставалось лишь одно: воспользовавшись тем, что вход в ад остался без охраны, войти под своды Аида -- навстречу милой Эвридике.
   
   1937

Примечания

(В. Г. Перельмутер)

   Рассказ "Орфей в аду" был включён автором в неопубликованный сборник "Мал мала меньше".
   
   
   
   

Оценка: 6.63*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru