Кржижановский Сигизмунд Доминикович
Проигранный игрок

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    - Неужели я уснул? Во время партии? - подумала пешка, делая усилие стать снова шахматистом: проснуться.

  
  
   Сигизмунд КРЖИЖАНОВСКИЙ
  
   ПРОИГРАННЫЙ ИГРОК
  
  
  
   По сообщению "Daily Telegraf", мистер Эдуард Пемброк скончался в зале
  Гастингского Шахматного Клуба тринадцатого октября 19... года, в пять часов
  вечера, во время четвёртого сеанса игры Международного Шахматного Турнира. В
  одном из некрологов, помещённом, если не ошибаюсь, в "Эдинбургском
  Обозрении", мистер Пемброк характеризуется как "энергичный общественный
  деятель, перед которым некогда развернулась было многообещающая политическая
  карьера, оставленная им, однако, ради шахмат". Покойный, заканчивает
  "Обозрение", "променял широкую арену политической борьбы на квадрат
  шахматной доски -- _ушёл от поступков к ходам_" (курсив мой).
   Смерть наступила мгновенно. Покойному было пятьдесят три года. Врачи
  затруднились определить причину смерти.
   Однако для тех, кто близко знал мистера Эдуарда Пемброка, дело
  объясняется чрезвычайно просто: смерть Пемброка была его последним, правда,
  несколько неожиданным ходом в партии, кстати, начатой не в четыре тридцать
  вечера 19... года, как сообщает шахматный бюллетень, а несколько раньше...
  Впрочем, игра покойного, как это уже отмечалось в специальных органах,
  всегда отличалась некоторым своеобразием и уклоном в парадокс.
   История мистера Пемброка -- в знаках доски -- рассказывается так:
  
   1. e2 -- e4, e7 -- e5;
   2. Kg -- f3, Kb8 -- c6;
   3. d2 -- d4, e5 : d4;
   4. ?..
  
   В символах же меньшей ёмкости, то есть в так называемых "словах", она
  звучит иначе:
  
   Ход I. е2 -- е4, е7 -- е5.
  
   Их было двадцать. Симметрично рассаженные по обе стороны длинного и
  узкого стола, все двадцать думали. И подошвы их ног, прижатые к светлым и
  темным, темным и светлым квадратам паркета, и зрачки их глаз, притянутые к
  темным и светлым, светлым и темным квадратикам шахматных досок, -- не
  двигались.
   Длинный и узкий стол с игроками и крохотными, поблескивающими черным и
  белым лаком резными фигурками, был вдет, как в футляр, в длинный и узкий зал
  с узкими же прямоугольными прорезями окон.
   Изредка, забелев манжетой, поднималась над столом, -- то там, то
  здесь, -- рука и беззвучно передвигала деревяшку:
  
   Ход II. Kg1 -- f3, ...
  
   Мистеру Пемброку, сидевшему среди фигур, склонённых над фигурками, и
  игравшему у длинного стола свою партию чёрными, было не по себе.
   Делая первый ход, он глянул за прозрачный прямоугольник из стекла:
  иззяблый, из сплетения голых ветвей, сад. Было похоже, будто кто-то
  развернул и притиснул к матовым мерцаниям стекла план огромного
  фантастического города -- паутину спутанных и пересекшихся уличек, улиц,
  переулков и тупичков.
   Не игралось. Предчувствие чего-то давно уже ищущего быть найденным,
  неизбежной и близкой встречи с каким-то бродячим фантазмом, заблудившимся,
  быть может, здесь, в этих чёрных по красному уличках несуществующего города,
  вычерченного игрою заоконных ветвей, тревожило мозг.
   -- Это от сумерек, -- подумал мистер Пемброк и привычным движением
  протянул руку к доске:
  
   ..., Kb8 -- c6.
  
   Но сумерки -- пока -- были заняты другим: не позванные никем, неслышно
  войдя в зал игры, они сначала осторожно перетрогали у всех вещей их углы,
  очертания и грани. Тихо прижимая серые пальцы к выступам подоконника, к
  углам стола и извилистым линиям фигур и фигурок, сумерки пробовали их
  расшатать. Но вещи, сомкнув свои грани, линии и углы, не давались. Тогда
  серые мускулы сумерек напряглись, сгустились, тонкие пепельные пальцы
  ухватились за контуры и грани злее и цепче. И скрепы подались: роняя линии,
  выступы и плоскости, очертания вещей замаячили, качнулись контуры, разжались
  углы, освобождая линии: вещи заструились и тихо вошли друг в друга. Их не
  стало: как встарь.
   -- Отчего не дают света? -- подумал досадливый игрок.
  
   Ход III. -- 2 -- 4, ..., --
  
  ответили сумерки, чуть слышно прошуршав пешкой, и пододвинули блик к блику:
  белый к чёрному.
   Тогда-то мысль игрока и пошла знакомыми ему чёрными уличками заоконного
  города, влекомая их зигзагным бегом, останавливаемая у их скрещений.
   -- Если принять размен пешками, поле не обнажится... Теряю 0-0-0... Если
  же K c6:d4, то...
   Пройдя сотни перекрестков, глянув в десяток тупичков, мысль стала у
  входа. Игрок коротким ударом ладони нажал стальную пуговку овального,
  шевелящего двумя тонкими стрелками, хронометра, -- и одна из стрелок тоже
  остановилась. Взяв осторожно в пальцы смутно белеющий блик с квадратика a4,
  игрок бросил блик в ящик: сухой, негромкий деревянный стук. Смолкло.
   И тотчас же, стиснув между указательным, средним и большим пальцами
  правой руки круглую головку пешки на e5, он быстро шагнул ею на опустевший
  чёрный квадратик:
  
   ..., e5:d4.
  
   Сделав ход, пальцы быстро разжались, и в то же мгновенье туловище
  мистера Пемброка, неестественно качнувшись, наклонилось к клеткам шахматного
  поля, точно игроку хотелось пристальнее всмотреться в игру, рука же с
  полуразжатыми пальцами упала, мягко, но чётко стукнув о край стола.
   Делая последний свой ход, мистер Пемброк предвидел все возможные
  варианты в дальнейшем развитии партии, _кроме одного_, казалось бы,
  совершенно невероятного. Мистер Пемброк не предусмотрел, что в ту самую долю
  секунды, как рука его, ставя пешку под удар, будет отдёргиваться от
  деревяшки, душа его, душа мистера Пемброка, оброненная мозгом, неслышно
  скользнёт вниз по переставляющей деревяшку руке: из мозга в кисть руки; из
  кисти к концам пальцев; из разжимающихся пальцевых фаланг в крохотную,
  поблескивающую мутным чёрным лаком, головку пешки.
   Яркий свет брызнул из матовой люстры, свеяв сумерки.
   -- Ну вот. Давно бы так... -- с чувством некоторого облегчения подумал
  мистер Пемброк, не замечая ещё происшедшего, и поднял веки: по глазам его
  ударило каким-то совершенно новым и непонятным миром. Привычный зал с
  привычными стенами, углами, выступами -- всё исчезло, будто смытое
  неизвестно как и чем с поля зрения. Правда, кругом, сколько глазу видно, те
  же знакомые светлые и чёрные квадраты паркета, но странно: линии паркетных
  полов уродливо раздлиннились, поверхности, неестественно разросшись,
  упирались в ставший вдруг квадратным горизонт. Стол стаял. Люстра взмыла в
  зенит. А стены... куда девались стены? Пешка Пемброк, продолжавшая всё ещё
  считать и самоощущать себя знаменитым шахматистом, недоумевала. Не явью, а
  снящимися образами глядели на неё обступившие со всех сторон мерцающие
  белыми и чёрными выступами, изгибами и рельефами, чудовищные
  обелископодобные сооружения, неизвестно кем, к чему и как расставленные по
  гигантскому чёрно-белому паркету потерявшего свои стены зала.
   -- Неужели я уснул? Во время партии? -- подумала пешка, делая усилие
  стать снова шахматистом: проснуться. Тщетно. Видения не никли. И странно --
  время двигалось будто мимо них. Секунды менялись, но в секундах ничего не
  менялось: белые и чёрные обелиски на белых и чёрных плитах стояли
  недвижно -- нерушимо -- безмолвно. Даже чёрные тени, оброненные ими, не
  шевелились.
   Всматриваясь в застывший лес призраков пристальнее и пристальнее,
  начавши уже предощущать недоброе, экс-Пемброк стал понемногу различать в
  очертаниях их что-то знакомое, даже привычное мысли, но лишь чуждо ей
  данное. Смутные воспоминания зашептали ему. Ещё минута, миг, доля мига
  напряжённых биений мысли, то придвигающей, то вновь отодвигающей забытое, но
  близкое, -- и вдруг мистер Пемброк понял. Нечеловеческий ужас охватил его
  всего -- от точёной деревянной головки до подклеенной кружком зелёного сукна
  ножки. Затем, столь же мгновенно наступила и реакция: чувство растущего
  одеревенения, странной лёгкости и малости.
   Понемногу возвращалась способность логической мысли: "Если _это_
  действительно произошло, -- оценивало своё положение существо, не умевшее
  сейчас себя назвать, -- то я под ударом белого коня с f3. Положение ясно. И
  если f3 действительно занято конём, то..." -- и существо, ещё так недавно
  бывшее Пемброком -- привыкшим к независимому и почётному положению в свете
  мастером шахматного искусства, -- теперь, еле смея поднять глаза за черту
  крохотной, три на три сантиметра, плоской клеточки, глянуло, минуя d3, eЗ,
  наискось, влево, на белое f3: там, в жёлтом осиянии солнц, мнившихся ранее
  глазу лишь лампионами люстры, зияя пустотой глазниц, стоял бледный конь.
  Прямая грива его вздыбилась, ноздри злобно раздулись, обнажая оскал рта.
  Теперь только пешке-игроку стала ощутима вся глубина его _пойденности_. То,
  что было раньше Пемброком, хорошо знало беспощадную логику шахматной доски.
   -- К f3: "Я". Пусть. Ценою пешки -- партия. И тронуто -- пойдено.
  Поздно.
   Но то в Пемброке, что успело уже одеревенеть, опешиться и знало лишь
  крохотный, три на три сантиметра, смысл одной своей клетки, протестовало
  всеми ударами внезапно закопошившегося под резной лакированною грудью
  деревянного сердца: не смейте трогать меня, прочь от моего d4! Хочу, чтобы
  я, а не мной! Прекратить игру!
   Понимали ли обелиски и квадраты деревянный язык, неизвестно: квадраты и
  обелиски хранили молчание. Цейтнот истекал.
  
   1921
  
  ___________________________________NOTICE___________________________________
   Публикуется по изданию: Кржижановский С.Д. Сказки для вундеркиндов:
  повести, рассказы.-- М.: Советский писатель, 1991.-- Стр.161-165.
   Рассказ "Проигранный игрок" был включён автором в неопубликованный
  сборник "Сказки для вундеркиндов".
   "Кафкианская" тема превращения" (подсказанная в данном случае мотивом
  шахматных "превращений" пешки, достигшей последней горизонтали) возникает у
  Кржижановского задолго до того, как он мог узнать -- и узнал (в середине
  тридцатых годов) -- о Кафке и прочитал его сочинения. А драматургическое
  построение новеллы четверть века спустя отзовётся в статье "Драматургия
  шахматной доски" (1947) (опубликована: "64", 1990, ЉЉ 3, 4).
  
  _________________________________COPYRIGHT__________________________________
   (c) Кржижановский Сигизмунд Доминикович, текст, 1921
   (c) Перельмутер Вадим Гершевич, подготовка текста, 1991
   (c) Перельмутер Вадим Гершевич, примечания, 1991
   (c) "Советский писатель", публикация, 1991
   (f) Novice, OCR, 2006/07/19

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru