КРЫЖАНОВСКАЯ Вера Ивановна [в замужестве Семёнова; псевд. Рочестер, Rochester W. I.; 2(14).6.1857*, Варшава -- 29.12.1924, Таллинн], романистка. Отец -- из старинного дворян, рода Тамбов. губ., ген.-майор артиллерии Ив. Ант. Крыжановский; мать -- из семьи аптекаря. После смерти отца (1871) К. была принята в Воспитат. об-во благородных девиц в Петербурге, в 1872 поступила в уч-ще св. Екатерины казеннокоштной воспитанницей, "уволена" в 1877. В 1880--90-х гг. жила в Зап. Европе. С детства К. интересовалась древней историей и оккультизмом, выступала на сеансах в качестве медиума (см.: "Ребус", 1890, No 16, с. 140-41). Муж К., известный спирит С. В. Семёнов, с 1894 служил в Собств. е. и. в. канцелярии, с 1904 камергер.
Первая книга К. вышла в Париже -- пов. "Episode de la vie de TibХre", P. ([1886]; рус. пер. -- "Эпизод из жизни Тиберия", СПб., 1906). Следуя традиции, распространенной среди спиритов, К. утверждала (см.: "Ребус", 1890, No 39, с. 328--29; 1891, No 9, с. 78), что эта повесть, как и романы "Le pharaon Mernephtah" (P., [1888]; рус. пер. -- "Фараон Мернефта", СПб., 1907), "Herculanum" (т. 1-- 2, Р., [1889]; рус. пер. -- "Геркуланум", СПб., 1895), "La Vengeance du juif" (v. 1--2, P., 1890; рус. пер. -- "Месть еврея", СПб., 1893) и др., были продиктованы ей духом англ. поэта Дж. Уилмота, графа Рочестера (1647--80), верившего в посмертное существование души на земле (отсюда ее псевд., к-рый она ставила на произведениях рядом со своей фамилией). Современник свидетельствовал: К. всегда "пишет на франц. языке, в бессознат. состоянии... Написанное ею переводится на рус. язык и тщательно редактируется иногда самим автором, иногда близким ей человеком" (Спасовский М., Лит. заметки. -- "Вешние воды", 1916, кн. 7--8, с. 145; ср. иронич. замечание М. Горького, что "романы диктуют ей духи... малограмотные" -- в кн.: Горький, XXIII, 290).
Творчество К., сформировавшееся под влиянием "боковых" течений зап. культуры и лит-ры 2-й пол. 18--19 вв. [оккультные доктрины Е. П. Блаватской, Аллана Кардека и Папюса (Франция); готич. роман, науч. фантастика], представлено в осн. нетрадиционными для рус. лит-ры жанрами -- утопией, антиутопией, а также романами из истории др. мира. К. "проигрывает" свои излюбленные мотивы как на фантастич. и ист. материале, так и на современном: столкновение веры с неверием, воздействие потустороннего мира на человека, борьба резко противостоящих друг другу сил зла и добра, антисемитизм, жен. эмансипация.
Наименее удачны ее произв. на совр. тему -- "жен. романы" "Торжище брака" (СПб., 1893), "Рекенштейны" (СПб., 1894), "Рай без Адама" (П., 1917), промонархические полит. книги -- ром. "Паутина" (PB, 1906, No 1--10; отд. изд. -- СПб., 1908), рассказ "На Москве" (М., 1906) и др. Успехом у поклонников ист. жанра пользовались романы о Др. Египте ("Царица Хатасу", СПб., 1894; "Фараон Мернефта"), Др. Риме ("Сим победиши", СПб., 1893; "Геркуланум", СПб., 1895) и Средневековье ("На рубеже", СПб., 1901; "Светочи Чехии" -- PB, 1903, No 9; 1904, No 2; отд. изд. -- СПб., 1904; "Бенедиктинское аббатство", СПб., 1908). За ром. "Железный канцлер древнего Египта" ("Набл.", 1899, No 2--5; отд. изд.-- СПб., 1899), вышедший в том же году и на франц. яз., К. была удостоена знака отличия Франц. акад.; за ром. "Светочи Чехии" отмечена поч. отзывом Академии наук.
Известность К. (хотя и в специфич. аудитории -- в осн. среди увлеченных спиритизмом и магией женщин из ср. слоев общества) принесли написанные с профетических и элитаристских позиций ром. "Адские чары" ("Свет", 1909, 12 апр. ... 3 июня; отд. изд.-- СПб., 1910), "Дочь колдуна" (СПб., 1913), "В царстве тьмы" (СПб., 1914) и, прежде всего, пенталогия "Жизненный эликсир" (СПб., 1901; под назв. "Эликсир жизни" -- СПб., 1910), "Маги" (СПб., 1902), "Гнев божий" (СПб., 1910), "Смерть планеты" (СПб., 1911), "Законодатели" (П., 1916), рисующая апокалиптич. картины борьбы во Вселенной божественных и сатанинских сил.
Но К. прослеживает эту борьбу не только в космич. и природном мире, но и в социальной среде, резко осуждая эксплуатацию, моральное разложение, распространяемое "микробами порока", и упадок веры в европ. обществе. Утверждая, что франкмасонство, "либеральное" и "гуманитарное" мировоззрение "создали армию атеистов", а евреи "растлили народы" и с помощью денег получили власть над миром, К. описывает гибель земного общества; вначале евреев уничтожают китайцы, но позднее на Земле из-за похолодания вообще исчезает все живое. Грядущее возрождение она связывает с деятельностью бессмертных магов, объединенных в элитарное братство (типа религ.-мистич. ордена розенкрейцеров).
Последняя книга цикла -- "Законодатели", как и ряд других произв. К. ("На соседней планете", СПб., 1903; "В ином мире", СПб., 1910), представляет собой утопию, выдвигающую в качестве идеального обществ, устройства социальный строй, по своим характеристикам (кастовая система, обожествленный царь, жречество, обладающее высшим знанием и т. д.) близкий др.-египетскому. Следуя традициям оккультной прозы ("Граф Габалис" Н. Виллара Монфокона, книги К. Фламмариона, К. дю Преля и др.), значит, место уделяла беседам о тайнах мира духов, обрамляя их увлекат. авантюрной фабулой. К. утверждала, что "придала... этой серии произведений романич. форму с целью облегчить возможно большему кругу читателей усвоение трудных для понимания, отвлеченных, и, подчас, туманных начал сокровенной науки" ("Эликсир жизни", с. III--IV). Теоретики спиритизма полагали, впрочем, что К. "может иметь успех лишь в среде, малознакомой с вопросами оккультизма и психизма и склонной к увлечениям разл. суевериями" ("Ребус", 1909, No 29/30, с. 11).
К. стала, по сути, единств, представителем оккультного романа в России. Занимая изолиров. положение в лит-ре, печаталась гл. обр. на страницах изданий правого толка. Большая часть ее романов появилась в кон. 19 -- нач. 20 вв. в приложении к дешевой, выходившей массовым тиражом газете "Свет"; в 1900-х гг. она публиковалась также в газ. "Моск. вед.", "Нов. время", ж. "Рус. вест.", "Родина", "Дамский мир". Мелодраматичные в описании любовных отношений, изобилующие лит. штампами в изображении внешности героев, речевых характеристиках, написанные невыразительным (порой с погрешностями) языком, романы К. привлекали читателя гл. обр. экзотич. материалом. Серьезная журн. критика практически игнорировала книги К. Газетные же рецензенты порой находили в ее романах "яркость колорита, жизненность и вместе с тем точность ист. подкладки" (А. П-в -- "Юж. край", 1894, 6 февр.; ср. иронически-одобрит. отзыв В. П. Буренина на "Царицу Хатасу" -- НВ, 1895, 13 янв.). Лишь Горький в статье "Ванькина литература" (1899), показав ориентацию К. на малокультурного, предпочитающего развлекательность и сенсационность читателя, нашел в ром. "Торжище брака" "одни потуги и поползновения к сатире и мистицизму", а в ром. "Железный канцлер древнего Египта" -- "ученый вид" и "дубоватый язык". В 1917 по ром. "Болотный цветок" и "Кобра Капелла" были поставлены одноим. фильмы.
После Окт. революции эмигрировала в Эстонию, с 1921 печатала публиц. статьи в газ. "Последние известия" (Таллинн), в т. ч. ст. "Буревестники. (Мат-лы к характеристике Николая II") (1921, No 52), и в газ. "Нарвский листок". Более двух лет работала на лесопильном заводе "Форест", где непосильный физич. труд подорвал ее здоровье.
Изд.: Первое собр. соч., т. 1--12, СПб., 1912--13; Адские чары, Рига, [1991] (репринт); Эликсир жизни, Рига, 1992; Маги, Рига, 1992.
Лит.: б. п., В. И. Крыжановская. -- "Ребус", 1901, No 10; Сергеевич А., История рус. лит-ры от появления первых памятников лит-ры до последних дней нынешней эпохи, СПб., [1908], с. 483--84; б. п., В. И. Крыжановская. -- "Дамский мир", 1909, No 2; Нольде Л. А. фон, В. И. Крыжановская.-- "Изида", 1910, No 2; П. 4. <Чистяков П. А.>, По поводу произведений г. Крыжановской. -- "Ребус", 1910, No 9; Бритиков А. Ф., Рус. сов. научно-фантастич. роман, Л., 1970 (ук.); Ревич В. А., Не быль, но и не выдумка. Фантастика в рус. дорев. лит-ре, М., 1979, с. 51--52; Поиск-83, Свердловск, 1983, с. 344; Илл. вест., культуры, науч.-воспитат. и торг.-пром. прогресса России, в. 3, СПб., 1914 (биогр. справка). * Некрологи: "Последние известия" (Ревель), 1924, 31 дек.; 1925, 5 янв.; "Сегодня" (Рига), 1925, 3 янв.; "Руль" (Берлин), 1925, 7 янв. Венгеров. Источ.; Мезьер;
Архивы: ЦГВИА, ф. 400, оп. 12, д. 1740, оп. 14, д. 9765 (п. с. отца*) [справка Н. Ю. Муравейниковой]; ЦГИАЛ, ф. 3, оп. 1, д. 2053, 2275 (об учебе К.).
А. И. Рейтблат.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994