Сосницкий (Иван Иванович) -- знаменитый актер (1794--1877). Отец его, по-видимому, был капельдинером. С. отдан был в театральное училище 6-ти лет и уже 13-ти лет выступал на большой сцене, в драме Крюковского "Пожарский". Наибольшее участие в сценической карьере С. принял князь Шаховской, когда в 1811 г. устроил так называемую молодую труппу, в которую С. и был в том же году выпущен. Первый большой успех С. имел в пьесе Шаховского: "Липецкие воды, или урок кокеткам". С тех пор почти все роли повес и вертопрахов перешли к С.; многие авторы стали даже специально переводить для него с французского пьесы с ролями его амплуа (между прочими, и Грибоедов комедию в стихах "Молодые супруги"). Но постепенно роли его становились все разнообразнее. Первенствующее положение С. приобретает с появлением на сцене "Горя от ума" и "Ревизора". В "Горе от ума" (1829) С. играл и Чацкого, и Загорецкого и Репетилова; последняя роль -- одно из лучших созданий артиста -- осталась за ним на всю жизнь. В "Ревизоре" (1836) С. создал роль городничего, вполне удовлетворив автора. Главным образом, однако, С. приходилось создавать свои типы в водевилях, заменявших тогда веселую комедию, в драмах Кукольника и Полевого, и лишь изредка в классических переводных пьесах ("Тартюф", Полоний -- в "Гамлете", Арнольф -- в "Школе женщин", Вурм -- в "Коварстве и любви"). Театр Островского С. мало ценил и даже восставал против него. Островский появился, когда С. шел уже шестой десяток лет, и артист был обойден в этих пьесах. Он, однако, не хотел признавать своей старости и в письмах к близким знакомым много жалуется на то, что ему не дают новых ролей. В новом русском репертуаре С., все же, еще успел и в старческие годы создать несколько типичных лиц (в пьесах А. Потехина -- "Мишура" и "Виноватая", Н. Потехина -- "Доля-горе", Пальма -- "Благодетель", Устрялова -- "Разрыв", Манна -- "Паутина" и др. Последняя сыгранная им роль была в комедии Минаева "Либерал"). -- Белинский не сразу оценил С.; во время приезда его в Москву, он написал даже довольно ядовитую статью, озаглавив ее именем С. и наговорив в ней много про других актеров, но ни слова про С. Впоследствии, в Петербурге, Белинский отдал вполне справедливость С. и писал о нем: "Сосницкий превосходен, невозможно требовать большего отречения от личности -- это перерождение, подобное Протею. В этом его превосходство над Щепкиным". С. был тоже превосходным учителем сценического искусства. Ему всецело обязана своей карьерой знаменитая Варвара Асенкова, сестры Самойловы и др. В 1861 г. торжественно праздновался пятидесятилетний юбилей С. и в 1871 г. -- шестидесятилетний. В частной жизни С. отличался добродушным характером. Жена артиста, Елена Яковлевна С., дочь певца Воробьева -- была очень красива собой, выступила на сцену в 1814 г. сначала в опере "Иван Сусанин" (роль Алеши), Шаховского и Кавоса. Впоследствии отличалась художественной разработкой тонких комических ролей. Одна из лучших ролей С. -- роль Сусанны в "Свадьбе Фигаро". С годами артистка постепенно меняла свое амплуа, исполняя постоянно с одинаковой разработкой и успехом свои роли. В последние годы жизни одним из блестящих созданий ее было исполнение роли Кауровой, в ком. Тургенева "Завтрак у предводителя". Умерла в 1855 г., жертвой своего ревнивого отношения к своей сценической деятельности; не желая уступить роль Линской, она играла больная, и болезнь обострилась.
Ср. брошюру по поводу юбилея С. (СПб. 1861 г.). Статьи в "Художественн. Листке" Тимма и "Портретной галерее" Мюнстера; "Летопись русск. театра" Арапова; "Хроника СПб. театра" Вольфа (с ошибками). Письма С. к Читау ("Русск. Вестн.", 1882, No 8), "Русская Старина" (1880, т. XXIX), "Записки П. Каратыгина" (1880); статьи по поводу юбилея и некрологи: "Петерб. Вед." (1861), "Всемирная Иллюстр.", "Иллюстр. Газета", "Петербургский Листок" (1871), "Ежегодник импер. театров" за 1892--1893 гг.
В. К.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XXXa (1900): Слюз -- София Палеолог, с. 919