|
Скачать FB2 |
| |
ДЛЯ СЦЕНЫ.
СБОРНИКЪ ПЬЕСЪ.
Томъ четвертый.
ИЗДАНІЕ ВИКТОРА АЛЕКСАНДРОВА.
Изданіе третье.
С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
Типографія Шредера, Гороховая, 49.
1899.
ОТЪ ИЗДАТЕЛЯ.
В. А.
ВОКРУГЪ ОГНЯ НЕ ЛЕТАЙ!
КОМЕДІЯ ВЪ ЧЕТЫРЕХЪ ДѢЙСТВІЯХЪ.
Сюжетъ заимствованъ.
Дѣйствіе происходитъ въ большомъ губернскомъ городѣ, въ наши дни.
ПЕРВОЕ ДѢЙСТВІЕ.
ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА.
Кабинетъ Плещанскаго. Слѣва письменный столъ, справа диванъ, кресло и легкій столъ. Двери въ глубинѣ и по бокамъ, богатое убранство. Вечернее освѣщеніе.
По открытіи занавѣса князь стоитъ среди сцены и держитъ въ одной рукѣ стулъ за одну ножку. Чарушкинъ имъ любуется. Гуратовъ сидитъ на диванѣ.
1.
ЧАРУШКИНЪ, КНЯЗЬ, ГУРАТОВЪ.
Входитъ Плещанскій.
2.
Тѣ-же и ПЛЕЩАНCКІЙ.
Уходитъ.
3.
Тѣ-же, безъ КНЯЗЯ.
Уходитъ.
4.
ПЛЕЩАНСКІЙ и ЧАРУШКИНЪ.
Ударяетъ кулакомъ объ столъ.
Уходитъ.
5.
ПЛЕЩАНСКІЙ и ПЛЕЩАНСКАЯ.
Цѣлуетъ его.
Идетъ.
Входитъ Лиза, у ней въ рукахъ фотографическій портретъ въ роскошной рамѣ.
6.
ПЛЕЩАНСКАЯ, ЛИЗА.
Плещанская устанавливаетъ портреты. Вбѣгаетъ Гуратова; во время первыхъ ея словъ Лиза уходитъ.
7.
ПЛЕЩАНСКАЯ и ГУРАТОВА.
Входить Чарушкинъ.
8.
Тѣ-же и ЧАРУШКИНЪ.
Протягиваетъ руку.
Обѣ уходятъ.
9.
ЧАРУШКИНъ одинъ, потомъ ГУРАТОВЪ.
Вбѣгаетъ въ уборную и силой выводитъ оттуда Гуратова.
Уходитъ.
10.
ГУРАТОВЪ одинъ, потомъ ЛАКЕЙ.
Дремлетъ. Входитъ лакей съ сельтерской водой.
Входитъ Плещанская въ шляпѣ и перчаткахъ, готовая къ отъѣзду.
11.
ПЛЕЩАНСКАЯ, ГУРАТОВЪ.
Кладетъ свертокъ и отходитъ къ окну.
Старается завернуть браслетъ въ поднятую съ пола бумагу.
Плачетъ.
Идетъ къ двери, навстрѣчу ей выходитъ лакей.
Быстро уходятъ.
ВТОРОЕ ДѢЙСТВІЕ.
ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА.
Большая уборная въ театрѣ. Слѣва туалетный столъ и ширмы; справа трюмо, диванъ, столы, стулья, корзины для платья. На стѣнѣ и ширмахъ навѣшены платья, юбки. Другія принадлежности женскаго туалета разбросаны по мебели.
По открытіи занавѣса Маня вынимаетъ изъ корзины платье и вообще готовитъ туалетъ Дарьяловой. За сценой слышенъ крикъ, гвалтъ, аплодисменты. Входитъ Антоновъ съ тремя букетами въ рукахъ.
1.
МАНЯ, АНТОНОВЪ.
Откладываетъ букеты.
Входитъ Чарушкинъ.
2.
Тѣ-же и ЧАРУШКИНЪ, потомъ ГОРШЕЧНИКОВЪ.
Входитъ Горшечниковъ.
Уходитъ.
3.
Тѣ-же безъ АНТОНОВА.
Убѣгаетъ.
4.
ГОРШЕЧНИКОВЪ, МАНЯ, потомъ ПАЛОЧКИНЪ, потомъ АНТОНОВЪ.
Бросаетъ сапоги за ширмы.
За сценой шумъ и вызовы.
Приносятъ подносъ со стаканами. Между тѣмъ, нѣкоторые изъ пошедшихъ актеровъ и актрисъ вырываютъ изъ букетовъ цвѣты, дѣлая себѣ маленькіе букетики.
Актеры недовольные выходятъ, иные остаются у двери.
5.
ДАРЬЯЛОВА, ГОРШЕЧНИКОВЪ, ДОКТОРЪ, ОФИЦЕРЪ, ПРУТКОВЪ, МАНЯ, потомъ СТРИЖКИНА, потомъ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО, КВАСНИКОВЪ и МОЛОДОЙ ЧЕЛОВѢКЪ СТАТСКІЙ, толпа у двери продолжаетъ стремиться въ комнату, время отъ времени изгоняемая Горшечниковымъ,
Подаетъ ей стаканъ воды.
Чокается со всѣми и пьетъ.
Отходитъ къ сторонѣ, офицеръ что-то ей шепчетъ.
Всеобщій шопотъ: "Его превосходительство, его Превосходительство!" Толпа разступается, входитъ его превосходительство изъ молодящихся старичковъ элегантно одѣтый. За нимъ Квасниковъ и молодой человѣкъ статскій. Всѣ принимаютъ почтительное положеніе.
Садятся только его превосходительство и Дарьялова, да кое-кто въ глубинѣ, и то больше только опираясь, чѣмъ сидя.
Всѣ смѣются. Прутковъ ворчитъ: "Да! какъ же! еще что!?."
Не знаетъ, что сказать.
Убѣгаетъ.
Уходятъ.
Уходитъ и затворяетъ на собой дверь.
6.
ДАРЬЯЛОВА и МАНЯ, потомъ ПАРИКМАХЕРЪ, потомъ ГУРАТОВЪ и ПЛЕЩАНСКАЯ.
Она садится слѣва, онъ убираетъ ей голову.
Входятъ Гуратовъ и Плещанская.
Плещанская беретъ почти безсознательно.
Плещанская мимически проситъ его остаться.
Уходитъ. Маня запираетъ за нимъ дверь и снова отодвигаетъ ширмы.
7.
ДАРЬЯЛОВА, ПЛЕЩАНСКАЯ, МАНЯ, потомъ ПЛЕЩАНСКІЙ за сценой.
Во время всей слѣдующей сцены Дарьялова приводитъ въ порядокъ свой туалетъ. Маня ей прислуживаетъ.
Тихій стукъ за дверью.
Стукъ въ двери.
Маня впускаетъ Плещанскаго и уходитъ.
8.
ПЛЕЩАНСКІЙ. ДАРЬЯЛОВА, ПЛЕЩАНСКАЯ за ширмами.
Скрывается.
Уходитъ.
Возвращается Маня.
9.
Тѣ-же и МАНЯ.
За сценой сильное рукоплесканіе.
10.
Тѣ-же и ГОРШЕЧНИКОВЪ.
Беретъ букеты и вѣнки.
Убѣгаетъ съ букетами.
Убѣгаетъ. За сценой музыка до конца акта.
11.
ПЛЕЩАНСКАЯ и ГУРАТОВЪ.
За сценой рукоплесканье.
Уходитъ. Гуратовъ за ней. За сценой самый безпорядочный шумъ: рукоплесканья и кряжи сливаются съ музыкой.
ТРЕТЬЕ ДѢЙСТВІЕ.
Первая картина.
ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА
Офиціальный кабинетъ полиціймейстера, казенная обстановка письменный столъ, кожаныя кресла и стулья, и проч.
Вечернее освѣщеніе. Жилоботинъ спитъ за столомъ съ книгой въ рукахъ. Квасниковъ входитъ въ шинели и фуражкѣ; за нимъ городовой.
1.
ЖИЛОБОТИНЪ, КВАСНИКОВЪ и ГОРОДОВОЙ.
Отдаетъ шинель городовому.
Городовой и Жилоботинъ уходятъ. Квасниковъ, зѣвая, про, сматриваетъ кое-какія бумаги. Жилоботинъ возвращается.
Жилоботинъ выходитъ и впускаетъ Гуратову.
2.
КВАСНИКОВЪ и ГУРАТОВА.
Уходитъ.
Уходитъ.
3.
КВАСНИКОВЪ одинъ, потомъ ЖИЛОБОТИНЪ.
Входитъ Плещанская.
4.
КВАСНИКОВЪ и ПЛЕЩАНСКАЯ
Плачетъ.
Плачетъ.
Плачетъ.
Уходитъ.
Уходитъ.
Перемѣна декораціи.
Вторая картина.
ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА.
Гостинная у Плещанскихъ.
1.
ПЛЕЩАНСКІЙ и ЛИЗА.
Они входятъ въ одно время съ различныхъ сторонъ.
Онъ уходитъ направо, она налѣво. Въ глубинѣ слышенъ шумъ; лакей не пускаетъ Антонова, который все таки врывается на сцену; онъ навеселѣ.
2.
ЛАКЕЙ и АНТОНОВЪ, потомъ ПЛЕЩАНСКІЙ.
Входитъ Плещанскій.
Ведетъ его.
Уходитъ съ лакеемъ вмѣстѣ.
3.
ПЛЕЩАНСКІЙ одинъ, потомъ ПЛЕЩАНСКАЯ.
Она кладетъ ему голову на плечо.
Цѣлуетъ ея руку.
Беретъ шляпу и хочетъ ее надѣвать.
Уходитъ.
4.
ПЛЕЩАНСКІЙ одинъ.
Уходитъ. Послѣ минутной паузы входитъ Плещанская.
5.
ПЛЕЩАНСКАЯ одна.
Съ тихимъ плачемъ уходитъ въ свою комнату.
ЧЕТВЕРТОЕ ДѢЙСТВІЕ.
ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА.
Плещанскій. Плещанская. Гуратовъ. Гуратова. Квасниковъ. Чарушкинъ. Лакеи.
Гостинная у Плещанскихъ. Декорація предъидущей сцены.
ЛАКЕЙ и КВАСНИКОВЪ.
Входитъ Плещанская. Лакей уходитъ.
2.
ПЛЕЩАНСКАЯ, КВАСНИКОВЪ.
Раскланивается и уходитъ.
3.
ПЛЕЩАНСКАЯ едва, потомъ ПЛЕЩАНСКІЙ.
Задумывается. Плещанскій входитъ и тихо подходитъ къ ней.
Хочетъ идти.
Уходитъ.
4.
ПЛЕЩАНСКІЙ одинъ, потомъ ГУРАТОВЪ и ГУРАТОВА.
Убѣгаетъ.
Входитъ Квасниковъ.
5.
КВАСНИКОВЪ, ГУРАТОВЪ и ГУРАТОВА.
Уходитъ.
6.
Тѣ-же безъ КВАСНИКОВА, потомъ ПЛЕЩАНСКІЙ.
Входитъ Плещанская.
7.
Тѣ-же и ПЛЕЩАНСКАЯ.
Отходитъ въ глубину за фуражкой и тамъ остается до конца сцены.
Остается почти въ безсознательномъ положеніи до своей реплики.
Входитъ Чарушкинъ.
8.
Тѣ-же и ЧАРУШКИНЪ.
Отходитъ къ другимъ.
Бросается на Чарушкина, хочетъ душить его, но обезсилѣваетъ.
Усаживаетъ Плещанскаго въ кресло, даны около него суетятся.
Тихо скрывается.
Бросается ему на шею, со слезами на глазахъ.
|