|
Скачать FB2 |
| |
ДЛЯ СЦЕНЫ.
СБОРНИКЪ ПЬЕСЪ.
Томъ восьмой.
ИЗДАНІЕ ВИКТОРА АЛЕКСАНДРОВА.
С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
Типографія Шредера, Гороховая, 49.
1889.
ОТЪ ИЗДАТЕЛЯ.
В. А--въ.
ОТКУДА СЫРЪ-БОРЪ ЗАГОРѢЛСЯ.
Комедія-шутка въ четырехъ дѣйствіяхъ.
Виктора Александрова.
Сюжетъ заимствованъ изъ комедіи Мельяка и Галеви "La Boule".
ПЕРВОЕ ДѢЙСТВІЕ.
ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА.
Дѣйствіе происходитъ въ Москвѣ, у Горѣлочкиныхъ.
Уютная, красивая зала-столовая молодаго хозяйства. Въ глубинѣ двѣ двери: лѣвая -- входная, правая съ, портьерой -- въ гостиную. Слѣва, на первомъ планѣ, дверь въ кабинетъ; на второмъ планѣ -- буфетъ. Справа два окна. Среди комнаты обѣденный столъ, накрытый салфеткой. Легкая мебель, столы, стулья.
Еще до поднятія занавѣса слышна музыка шарманки: (по возможности, какой-нибудь избитый, раздирательный мотивъ). По поднятіи занавѣса Никифоръ открываетъ фортку и садится у окна. Музыка, поигравъ немного, смолкаетъ.
1.
За сценой снова музыка шарманки и оглушительное, фальшивое пѣніе четырнадцатилѣтней дѣвочки. Послѣ нѣсколькихъ тактовъ Никифоръ, заслышавъ шаги, внезапно вскакиваетъ, отбѣгаетъ въ глубину и прибираетъ мебель. На сцену слѣва вбѣгаетъ взбѣшенный Горѣлочкинъ и летитъ къ окну.
2.
НИКИФОРЪ, ГОРѢЛОЧКИНЪ, потомъ ГОРѢЛОЧКИНА.
Отходитъ. Въ тоже время изъ гостиной выбѣгаетъ негодующая Горѣлочкина и летитъ къ окну.
3.
Входятъ: НИКИФОРЪ, ШАРМАНЩИКЪ и ДѢВОЧКА 14 ЛѢТЪ. Шарманщикъ устанавливаетъ шарманку и начинаетъ играть. Дѣвочка визжитъ пѣсню.
Уходитъ къ себѣ.
Уходитъ налѣво.
4.
ТѢ-ЖЕ, безъ ГОРѢЛОЧКИНЫХЪ.
Закрываетъ фортку.
Шарманщикъ уходитъ; Никифоръ его провожаетъ; въ это время входитъ Глаша. Никифоръ возвращается.
5.
НИКИФОРЪ и ГЛАША.
Входитъ Горѣлочкинъ. Никифоръ, завидя барина, уходитъ на блюдомъ.
6.
ТѢ-ЖЕ и ГОРѢЛОЧКИНЪ.
Беретъ газету, садятся за столъ и читаетъ. Никифоръ открываетъ фортку. Входитъ Горѣлочкина.
7.
ТѢ-ЖЕ и ГОРѢЛОЧКИНА.
Горѣлочкина швыряетъ на полъ салфетку.
Оба ѣдятъ. Никифоръ выходитъ и возвращается съ новымъ блюдомъ.
Уходитъ. Супруги принимаются за новое блюдо.
Входятъ Никифоръ и Ѳедотъ. Горѣлочкина снова садится за столъ.
8.
ТЕ-ЖЕ и ѲЕДОТЪ.
Ѳедотъ уходитъ. Нѣмая сцена: Горѣлочкинъ, чтобъ ловчѣе читать, опираетъ газету на бутылку вина; Горѣлочкина беретъ вино и наливаетъ себѣ,-- газета падаетъ. Горѣлочкинъ опираетъ газету на графинъ воды, Горѣлочкина беретъ графинъ, и наливаетъ себѣ воду, газета снова падаетъ. Горѣлочкинъ, взбѣшенный раскладываетъ газету на весь столъ. Горѣлочкина смотритъ на него въ недоумѣніи, пожимаетъ плечами и уходитъ.
Начинаетъ ѣсть съ ожесточеніемъ Горѣлочкина возвращается, съ журналомъ, кладетъ его сверхъ газеты и читаетъ. Мимическая сцена спора изъ-за мѣста на столѣ. Оба кончаютъ завтракъ въ одно время и расходятся по своимъ комнатамъ.
9.
НИКИФОРЪ, потомъ ГЛАША, ТАЛИЦКІЙ и БИШУТИНЪ.
Входитъ Глаша.
Уходитъ.
Подходитъ къ двери и подглядываетъ, потомъ быстро отходитъ.
Уходитъ.
Уходитъ.
Входитъ Глаша.
Идетъ.
Входитъ Горѣлочкинъ.
10.
ТѢ-ЖЕ и ГОРѢЛОЧКИНЪ.
Талицкій раскланивается съ Горѣлочкинымъ и уходитъ съ Глашей.
11.
ТѢ-ЖЕ и ТАЛИЦКІЙ, потомъ НИКИФОРЪ.
Крайне любезно раскланивается съ Горѣлочкинымъ и уходитъ.
Входитъ Никифоръ.
Бишутинъ уходитъ.
Входитъ Русловъ.
12.
ГОРѢЛОЧКИНЪ, РУСЛОВЪ,-- потомъ НИКИФОРЪ.
Входитъ Горѣлочкина. Русловъ ей кланяется, она церемонно отвѣчаетъ на поклонъ.
13.
ГОРѢЛОЧКИНА, ГОРѢЛОЧКИНЪ и РУСЛОВЪ.
Садится и пишетъ карандашемъ въ записной книжкѣ.
Идетъ къ другому столу. Русловъ подходитъ къ авансценѣ.
Записываетъ.
Уходитъ.
Насмѣшливо церемонно раскланиваются и уходятъ въ свои комнаты.
ВТОРОЕ ДѢЙСТВІЕ.
ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА.
Дѣйствіе происходитъ въ квартирѣ Славскихъ.
Гостинная въ меблированныхъ комнатахъ. Красная триповая мебель. Дверь входная въ глубинѣ, справа одна на авансценѣ, слѣва двѣ.
При поднятіи занавѣса, Матрена Захарьевна засучивъ рукава, положила гладильную доску на спинки двухъ креселъ и гладитъ мелкое бѣлье, вынимая его изъ бѣлевой корзины, поставленной тоже на триковое кресло
1.
МАТРЕНА ЗАХАРЬЕВНА, ПАЛАШКА, потопъ ЛАКЕЙ.
Входитъ Нина.
2.
НИНА, МАТРЕНА ЗАХАРЬЕВНА, ЛАКЕЙ.
Уходитъ.
Палашка входитъ.
Входитъ Русловъ, обѣ мгновенно замолкаютъ.
3.
ТѢ-ЖЕ и РУСЛОВЪ.
Уходитъ, унося доску, утюгъ и бѣлье.
4.
НИНА и РУСЛОВЪ.
Матрена Захарьевна выходитъ, заканчивая туалетъ.
5.
ТѢ-ЖЕ и МАТРЕНА ЗАХАРЬЕВНА.
Прибираетъ мебель.
Подметаетъ.
Уходитъ.
6.
НИНА, МАТРЕНА ЗАХАРЬЕВНА.
Дверь отворяется, входитъ Руслова.
7.
НИНА, МАТРЕНА ЗАХАРЬЕВНА и РУСЛОВА.
Обѣ уходятъ направо.
Входитъ Горѣлочкинъ.
8.
ГОРѢЛОЧКИНЪ и МАТРЕНА ЗАХАРЬЕВНА.
9.
ТѢ-ЖЕ и РУСЛОВЪ.
Хочетъ уйти.
Уходитъ.
Входитъ Матрена Захарьевна съ букетами въ вазахъ.
Прячется за дверь на лѣво.
Входитъ Горѣлочкина.
10.
ТѢ-ЖЕ и ГОРѢЛОЧКИНА.
Горѣлочкинъ выходитъ.
Споръ между Матреной Захаровной и Горѣлочкинымъ. Выходитъ Нина, за ней Руслова.
11.
ТѢ-ЖЕ, НИНА и РУСЛОВА.
Прячется за Матрену Захарьевну.
Отстраняется. Руслова увидала мужа.
Всѣ три восклицанія почти одновременно.
Уходитъ.
Уходитъ за ней.
Уходитъ за ними.
Тоже уходитъ за ними.
Уходитъ на лѣво.
Идетъ къ выходной двери. Въ дверяхъ появляется Матрена Захарьевна.
Горячій споръ.
ТРЕТЬЕ ДѢЙСТВІЕ.
ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА.
Дѣйствіе происходитъ въ квартирѣ мироваго судьи.
Зала. Посреди сцены, нѣсколько влѣво, на небольшомъ возвышеніи поставленъ столъ, покрытый зеленымъ сукномъ. Слѣва отъ него, рядомъ на полу сцены, другой столъ, поменьше, для письмоводителя. Справа и слѣва стулья въ два ряда. Входная дверь справа въ глубинѣ; слѣва, на второмъ планѣ, дверь во внутреннія комнаты судьи. Иванъ устанавливаетъ стулья; въ дверяхъ появляется шарманщикъ и его дѣвочка. Иванъ впродолженіе всего дѣйствія то приходитъ, то уходитъ.
1.
ИВАНЪ, ШАРМАНЩИКЪ, ДѢВОЧКА, потомъ постепенно входятъ ПИСЬМОВОДИТЕЛЬ, НИКИФОРЪ, ѲЕДОТЪ и ГЛАША.
Садятся справа во второмъ ряду {Постепенно являющіяся лица разсаживаются, такъ что при окончательной группировкѣ, они должны сидѣть на сценѣ въ слѣдующемъ порядкѣ: слѣва, -- въ заднемъ ряду, Глаша и Ѳедотъ; въ переднемъ ряду Руслова, Горѣлочкина и Талицкій. Справа (отъ глубины къ авансценѣ), въ пореднемъ ряду, Бишутинъ, Горѣлочкинъ и Русловъ; въ заднемъ Нина, Матрена Захарьевна, дѣвочка, шарманщикъ и Никифоръ; въ глубинѣ Нина, стулъ которой, однако, выходитъ изъ-за перваго ряда, такъ что ее никто не загораживаетъ. Между стульями справа и столомъ судьи пустое пространство, куда подходятъ свидѣтели, когда ихъ вызываютъ.}. Входитъ письмоводитель.
Беретъ повѣстку и передаетъ письмоводителю.
Входятъ Никифоръ и Ѳедотъ.
Письмоводитель, взявъ повѣстки, мотнулъ головой, чтобъ пришедшіе сѣли. Ѳедотъ, по указанію Ивана, садится слѣва, Никифоръ идетъ на авансцену; къ нему подходитъ шарманщикъ.
Вошла Глаша и разговариваетъ съ письмоводителемъ.
Шарманщикъ отошелъ и сѣлъ.
Отходитъ и садится.
Садится сирава. Входить Матрена Захарьевна.
2.
ТѢ-ЖЕ, МАТРЕНА ЗАХАРЬЕВНА, потомъ ГОРОДОВОЙ.
Входитъ городовой.
Садится справа въ глубинѣ. За сценой шумъ. Бишутинъ почти насильно втаскиваетъ Горѣлочкина.
3.
ТѢ-ЖЕ, кромѣ ГОРОДОВАГО, и БИШУТИНЪ съ ГОРѢЛОЧКИНЫМЪ.
Оба садятся справа; входятъ Талицкій и Горѣлочкина.
4.
ТѢ-ЖЕ, ТАЛИЦКІЙ и ГОРѢЛОЧКИНА.
Оба садятся слѣва.
Горѣлочкинъ встаетъ и дѣлаетъ небрежное привѣтствіе жестомъ руки. Горѣлочкина смотритъ на него удивленно, потомъ рѣзко поворачиваетъ стулъ и садится спиной къ мужу.
Общій ропотъ.
5.
ТѢ-ЖЕ и СУДЬЯ.
Горѣлочкинъ спрашиваетъ тихо Бишутина, который передаетъ ему слова письмоводителя.
Вѣсть эта пробѣгаетъ съ той и другой стороны. Судья сѣлъ за столъ.
Шумъ. Одни свидѣтели кричатъ: "нѣтъ, не говорилъ",-- другіе: "сказалъ"; изъ этихъ послѣднихъ особенно выдается рѣзкій голосъ Матрены Захарьевны.
Шумъ и говоръ.
Входитъ Русловъ.
6.
ТѢ-ЖЕ и РУСЛОВЪ.
Нѣкоторые изъ свидѣтелей. Кто это Иванъ Ѳедорычъ?
Русловъ, вмѣсто отвѣта, поворачивается къ нему спиной.
7.
ТѢ-ЖЕ и РУСЛОВА.
Руслова идетъ сѣсть рядомъ съ Горѣлочкиной; Русловъ пользуется временемъ, когда она проходитъ сцену и идетъ къ ней.
Руслова пожимаетъ руку Горѣлочкиной.
Никифоръ удерживаетъ его.
Общій смѣхъ.
Снова садится.
Славская входитъ.
8.
ТѢ-ЖЕ и НИНА.
Кланяется и садится.
Вскакиваетъ. Бишутинъ останавливаетъ и усаживаетъ его.
Руслова подходитъ къ судьѣ.
Общее волненіе.
Руслова возвращается да свое мѣсто.
Подходятъ: Нина и Матрена Захарьевна.
Садится.
Общій, ропотъ удивленія. Смѣхъ.
Обнимаетъ и цѣлуетъ дочь.
Русловъ подходитъ къ судье.
Снова хочетъ шептать на ухо.
Встаетъ.
Дѣвочка визжитъ пѣсни. Шумъ, говоръ, суматоха. Слышны голоса.
Судья силится возстановить тишину, но не можетъ; наконецъ, зоветъ на помощь письмоводителя.
Все постепенно смолкаетъ. Судья сходитъ со своего мѣста и, оглядывая направо и налѣво присутствующихъ, подходитъ къ авансценѣ.
Уходитъ. Всеобщее недоумѣніе.
Идетъ къ своему столу.
ДВИЖУЩАЯСЯ КАРТИНА.
ЧЕТВЕРТОЕ И ПОСЛѢДНЕЕ ДѢЙСТВІЕ.
ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА.
Дѣйствіе происходитъ у Горѣлочкиныхъ.
Гостинная.
Никифоръ затопилъ печку и сидитъ на корточкахъ передъ ней Ѳедотъ стоитъ подалѣе.
Ѳедотъ уходитъ. Никифоръ, въ глубинѣ у печки, мѣшаетъ дрова. Входитъ слѣва Горѣлочкинъ, съ чернильницей, перомъ и почтовой бумагой въ рукахъ. Онъ очень мраченъ.
2.
ГОРѢЛОЧКИНЪ и НИКИФОРЪ.
Отворачивается и пишетъ письмо.
Уходитъ.
3.
ТѢ-ЖЕ, НИКИФОРЪ и БИШУТИНЪ.
Уходитъ.
Идетъ.
Уходитъ.
4.
Входитъ МАТРЕНА ЗАХАРЬЕВНА.
Уходитъ.
Хочетъ идти вслѣдъ за Горѣлочкинымъ.
5.
НИКИФОРЪ ГОРѢЛОЧКИНА.
Матрена Захарьевна останавливается.
Сѣла.
Улетаетъ.
6.
ТѢ-ЖЕ безъ МАТРЕНЫ ЗАХАРЬЕВНЫ, потомъ ГЛАША.
Уходитъ.
Входитъ Руслова. Глаша скрывается.
7.
ГОРѢЛОЧКИНА и РУСЛОВА.
8.
ТѢ-ЖЕ и МАТРЕНА ЗАХАРЬЕВНА.
Русловъ появляется въ дверяхъ.
9.
ТѢ-ЖЕ и РУСЛОВЪ, потомъ ГОРѢЛОЧКИНЪ.
Скрывается.
Уходитъ за ней.
10.
ГОРѢЛОЧКИНЪ и ГОРѢЛОЧКИНА.
Входятъ Руслова и Русловъ.
11.
ТѢ-ЖЕ, РУСЛОВА, РУСЛОВЪ, похожъ ГЛАША и НИКИФОРЪ.
Вбѣгаетъ Глаша, за ней Никифоръ.
Цѣлуются и нѣжничаютъ.
Общій смѣхъ. Вбѣгаетъ Матрена Захарьевна.
12.
ТѢ-ЖЕ и МАТРЕНА ЗАХАРЬЕВНА.
Суматоха, голоса единовременно.
Горѣлочкины нѣжничаютъ другъ съ другомъ.
|