Кронеберг Иван Яковлевич
Кронеберг И. Я.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Кронеберг (Иван Яковлевич) -- знаток классической филологии (1788--1838), профессор и ректор Харьковского университета. Издал ряд сочинений ("Об обрядах и обычаях древн. римлян", 1818; "Antiquitates Romanае", 1823; "Латинская грамматика", 1820 и др.), составил ценный латино-русский словарь (М., 1860; 6-е изд.), издавал научный журнал "Минерва" (см.). См. "Харьк. Ведом.", 1838 г., No 43 и "Харьковский Календарь" на 1886 г., стр. 140.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XVIa (1895): Коялович -- Кулон, с. 822.

II.

   Кронеберг, Иван Яковлевич (Johan Christian Kroneberg) -- статский советник, доктор философии, ординарный профессор и ректор Харьковского университета, род. 19 февраля 1788 г., в Москве, ум. 19 октября 1838 г., в Харькове. В 1800 г. Кронеберг, вместе со своим братом, был отправлен в Германию, в педагогическое заведение в Галле, где пробыл до 1805 г., занимаясь под руководством профессора Нимейера. Из Галле он перешел в Йенский университет и там начал было изучать юриспруденцию, но вскоре, "утомленный сухостью сего предмета", взялся за философию и литературу. Из Йены И. Я. Кронеберг предпринимал два путешествия: одно пешком в Нюрнберг, другое в Брауншвейг. В 1806 г. французская кампания прервала его занятия. Он служил в это время чичероне маршалу Дюроку. В 1807 г. Кронеберг получил степень доктора философии и был избран членом Йенского великогерцогского латинского общества, а вскоре после этого он отправился в Россию, и в 1814 г. был назначен директором коммерческого училища в Москве, где пробыл до 1818 г.; 20 февраля 1818 г. он был награжден орденом св. Владимира 4-й степени; в 1819 г. назначен адъюнктом в Харьковский университет, по кафедре классической филологии, и в том же году был произведен в экстраординарные профессора. В 1822 г. он ревизовал училища в Курской, Орловской и Воронежской губерниях; в 1826, 1829 и с 1833 по 1838 гг. был ректором университета. -- Как профессор И. Я. Кронеберг много способствовал поднятию уровня преподавания в Харьковском университете. Его лекции были полны мысли и жизни и увлекали слушателей. Он разбирал произведения древних писателей в отношениях филологическом, археологическом и литературном. В учено-литературных трудах своих Кронебер знакомил русское общество с замечательнейшими явлениями европейской литературы; в издаваемых им брошюрах и сборниках находились статьи о средневековой поэзии, о Шекспире, которого он явился одним из первых ценителей, о немецкой философии и критике и о многих предметах, относящихся к миру классической древности, к ее искусству и литературе. -- И. Я. Кронебергу принадлежат следующие труды: "Об обрядах и обычаях древних римлян", Харьков, 1818 г.; "Латинско-российский лексикон", 2 части, M. 1819--1820 гг.; словарь этот имел 8 изданий, последнее в 1876 г.; "Латинская грамматика", Харьков, 1820 г.; "Antiquitates Romanae in usum praelectionum suarum adumbravit...", Charkowiae 1823; "Quinti Horatii Flacci epistola ad Augustum, commentario perpetuo illustravit...", Chark, 1823; "Taciti Annalium I. Edidit Croneberg", Ch. 1823; "О завоеваниях римлян", Харьков 1824 г.; "Амалтея, или собрание сочинений и переводов, относящихся к изящным искусствам и древней классической словесности", 2 части. Харьк. 1825--1826 гг.; "Compendium antiquitatum romanarum", Chark. 1827 "Censura ingenii et morum A. Persii Flacci"; "Caji Crispi Sallustii de Catilinae conjuratione liber, commentario perpetue illustravit", Chark. 1830; "Брошюрка", 10 книжек, Харьк. 1830--1833 гг. : "Исторический взгляд на эстетику"; "Отрывки": Залив Неаполитанский. Сирия; Макбет; О переселении творений искусства из завоеванных земель в Риме; Материалы для истории эстетики; Отрывки и афоризмы; Маргиналии и выписки; Поэзия. Шесть од Горация. Вертер. Apocalypsis cum figuris; Философия Ноланская о причини, о начале и одном; M. Tullii Ciceronis oratio pro lege Manilia in usum scholarum commentario perpetue illustravit, adjectis proœmio historico, narratione de Magni Pompeji rebus in Asia gestis, et indice verborum, Chark. 1834; Минерва, 4 части, Харьк. 1885 г. (Сборник рецензий и статей, относящихся до классических древностей); Письма ("Московский Наблюдатель" 1838 г., NoNo 5 и 9); "Характеристика древних греков и римлян" (ibid., No 10); Маргиналии и выписки: Аст. Гейнрот. Риттер (ibid., No 11); Антикритика на разбор Белинского "Гамлета", перев. Полевого (ibid., No 13). -- После И. Я. Кронеберга осталось много бумаг, большею частью относящихся к последнему и главному труду его "Основания науки древностей".
   Дело о дворянстве рода Кронеберга (По Харьковской губ. 1852 г., сенатский архив, No 129). "Московский Наблюдатель", 1839, ч. 1, No 2, смесь, стр. 21--27; М. Сухомлинов, "Материалы для истории образования в России" (Журн. Мин. Нар. Просв.", 1865 г., No 10, ч. 128, стр. 107); Геннади, "Словарь"; "Справочный энциклопедический словарь", А. Старчевского, ч. VI, "Сын Отечества" 1838 г., т. VI. отд. V, стр. 64; "Харьковские губ. Ведомости" 1838 I. No 43, стр. 373--375; "Воспоминания о Полтавской гимназии и Харьковском университете, за полстолетия назад". -- Статья И. Б. ("Харьковские губ. Ведомости" 1870 г., No 36). "Журн. Мин. Народн. Просвещ." 1871 г., No 3, т. CLIV, стр. 59--62; А. Пыпин. История русской этнографии, т. III. СПб. 1891 г., стр. 90, 164.

Русский биографический словарь А. А. Половцова, т. 9: Кнаппе -- Кюхельбекер, с. 447--448.

III.

   КРОНЕБЕРГ Иван Яковлевич [19.2(1.3).1788, Москва -- 19(31).10.1838, Харьков; похоронен на лютеранском кладб.], эстетик, переводчик, лит. критик; педагог. Отец А. И. Кронеберга. По происхождению немец, евангелич. исповедания; из семьи священника. Получил образование в Германии, в Галльском и Йенском ун-тах (1804--07), где изучал философию, лит-ру, древние языки, антич. культуру; слушал лекции изв. педагога проф. Нимайера. По обычаю нем. студентов совершил два путешествия пешком в Нюрнберг и в Брауншвейг. В 1807 получил степень д-ра философии, стал чл. йенских науч. об-в. В период наполеоновских войн был близко знаком с маршалом Ж. К. Дюроком. Вернувшись в Россию, К. служил в Экспедиции гос. налогов; в 1814--18 был дир. Моск. коммерч. уч-ща. С 1819 адъюнкт, в кон. года экстраординарный, с 1821 ординарный проф. кафедры лат. словесности и древностей в Харьков, ун-те. Читал "философскую энциклопедию", курсы греч. и рим. древностей, нем. лит-ру, одним из первых в России (после И. Т. Буле и А. Ф. Мерзлякова) -- лекции по эстетике. На лекциях К., бывшего "гордостью и украшением словесного ф-та" (Багалей, с. 681), аудитория не вмещала всех желающих. В должности декана словесного отд. (1822--26, 1831--32), ректора (1828--29, 1833--36 -- ЦГИА, ф. с), секр. совета, предс. об-ва наук при Харьков, ун-те (1826--28) К. стремился сделать Харьков, ун-т действенным центром (по европ. образцу) науч. и общекультурного движения: основал ун-тскую б-ку, систематизировал коллекции древностей, пополнил музей изящных иск-в факсимильными гравюрами А. Дюрера (сохранилось сделанное К. описание 8 гравюр из "Апокалипсиса"). Одновременно с профессорской и общеуниверситетской деятельностью К. постоянно печатался, пер-вонач. излагая свои науч. воззрения в курсах лекций. Увлеченный античностью, составлял обширные комментарии к антич. авторам, включавшие обзоры трудов европ. ученых; впоследствии часть этого материала вошла в ст. "О изобилии произведений пластич. иск-ва у греков и о причинах оного" (1825), где К. подчеркивал отношение греков к каждому произв. иск-ва как к "святому" и "неприкосновенному" (не подлежащему торгу и продаже) ("Минерва", ч. 1, X., 1835, с. 35), "Взгляд на Др. Грецию" (1826), "Илиада" (разбор всех песней; 1826), "Гораций" (1835) и др. (все вошли в "Минерву", ч. 2--3). Критикуя эмпиризм, "фрагментарность", отсталость преподавания в системе нар. просвещения России, К. разрабатывал программу гуманитарного образования, имеющего целью воспитание "самородной деятельности духа": трактат "О изучении словесности" (ЖМНП, 1835, No 11, с. 253--89), в к-ром К., в частности, своевременно обосновывал необходимость филос. рефлексии; об этой статье как о "прекрасной" упоминает Н. В. Станкевич (Переписка Н. В. Станкевича. 1830--1840, М., 1914, с. 91, 604). Значит, влияние оказал К. на членов кружка при Харьков, т-ре (А. В. Станкевич, А. Я. Кульчицкий, сын К. А. И. Кронеберг и др.) в период пребывания в нем труппы Л. Ю. Млотковского и гастролей П. С. Мочалова (с 1836).
   Осн. часть наследия К. -- работы по эстетике, изложенные в виде рассуждений, фрагментов, "афоризмов", критич. разборов, -- сосредоточены в его изд.: "Амалтея, или Собр. соч. и переводов, относящихся к изящным искусствам и древней классич. словесности" (ч. 1--2, X., 1825-- 26), "Брошюрки" (No 1--10, X., 1830--33), "Минерва" (ч. 1--4, X., 1835). Теоретич. основы эстетич. идей К. наиб, полно выражены в "Ист. взгляде на эстетику" ("Брошюрки", 1830, No 1). К. оспаривает "французское" направление в эстетике (Н. Буало, Ш. Баттё, Ж. Ф. Лагарп), связанное с приоритетом теории над иск-вом, соблюдением "трех единств", механич. или "украшательским" подражанием природе как высшей цели иск-ва; в оценке худож. произведений К. отрицал "вкус" как эстетич. категорию, считая ее также порождением франц. "понятия об изящном" ("Чем чище идея изящного, тем менее она зависит от вкуса" -- "Минерва", ч. 1, с. 145); А. А. Дельвиг в рец. на статью, отметив важность в соч. К. "оборота новых идей", упрекнет его в "пристрастии" к нем. науке (ЛГ, 1830, 3 сент., с. 113). К. действительно отдавал бесспорное предпочтение "германскому" направлению, порожденному развитием совр. нем. философии. В "Материалах для истории эстетики" ("Брошюрки", 1831, No 6) прослежено формирование предмета науки в трудах именно нем. ученых -- Г. Э. Лессинга, А. Г. Баумгартена, И. И. Винкельмана и др., в т. ч. И. Канта, Ф. Шиллера. Но особенно подробно К. останавливается на эстетич. учении Ф. Шеллинга, опираясь на взгляды к-рого говорит об органич. целостности иск-ва, уподобляя его самой "жизни"; подражать поэтому можно не внеш. природе, а только ее "творч. духу", "творящей силе природы" ("Минерва", ч. 1, с. 143). Высший смысл иск-ва К. видит в худож. единстве идеального и реального (поэзия "проницает материю духом и облекает дух в материю" -- "Отрывки", там же, с. 267), "бесконечной идеи" и "индивидуального образа", к-рое под силу осуществить, как и способность творить "целое", только гению (там же, с. 276--77). В определении сущности иск-ва и в концепции "гения" К. близок нем. романтич. эстетике. Высшим средоточием нем. гения и образованности для К. был И. В. Гёте: см. подробный разбор "Фауста" "Об ист. трагедиях Шекспира и Гетевом "Фаусте"" (МТ, 1830, No 4), ст. "Гете и Шиллер" (МТ, 1827, No9).
   Для методологической позиции К. характерно совмещение разных импульсов: просветит, и романтич. начал (последние отчетливее выступают в его "Афоризмах"), наряду с тенденцией к филос. систематизму (примечательно, однако, что К. не обращался к Г. Гегелю). В плане же ист.-теоретич. подхода он сближается с исканиями рус. филос. эстетики; Д. В. Веневитинов считал статьи К. "заслуживающими особого внимания" (СО, 1825, No 12, с. 372).
   Рецензент "Моск. телеграфа" <Н. А. Полевой?>, выступавший с подробными разборами "Брошюрок" К., неизменно находил в них "глубокие", "философские" идеи, говорил об авторе как об "ученом человеке", "мыслителе", обладающем редким достоинством "сообщать" "новую деятельность... нашей умств. жизни" (МТ, 1831, No 5, с. 93; 1832, No 6, с. 251; 1832, No 16, с. 556; 1832, No 19, с. 383; 1833, No 1); "Б-ка для чтения", признавая важность культурной и просветит, деятельности К. ("...знакомит рус. читателей с духом Гёте, У. Шекспира, Горация; и между прочим, представляет содержание всей "Илиады""), сожалеет по поводу отсутствия у автора "искусства слога" ("книжный", "тяжелый" -- 1836, т. 14, с. 56--57).
   К. был одним из "основоположников" изучения Шекспира в России (А. Д. Галахов). Выше всего ценил в нем "всеобъемлющий разум", обнимающий "полноту" природы и чувства, мощь "творч. фантазии" ("Брошюрки", No 1, с. 10). Наиб, обширная шекспироведч. работа К. "Макбет" ("Минерва", ч. 2, с. 135--208) написана в условной форме непосредств. театр, впечатлений (рассказано о посещении замка, где разыграны сцены из трагедии). В обширной статье, посв. "Гамлету" в пер. Н. А. Полевого, К. назвал пер. "не вольным, но своевольным", попутно дав емкую характеристику трагедии (ЛПРИ, 1839, 9 сент., с. 190). Не без влияния работ К. складывался интерес к Шекспиру у В. Г. Белинского, вступившего с К. заочно в переписку в 1837, при посредстве В. П. Боткина (сохранились 2 письма К., письма Белинского не сохр.), и пригласившего К. участвовать в "Моск. наблюдателе"; критик был, видимо, внимат. читателем К. (см. пометы на его книгах в б-ке Белинского -- ЛН, т. 55, с. 467--71).
   В последние годы К. работал над эстетич. трактатом "Основания науки древности"; судьба рукописи неизвестна. К. умер внезапно от апоплексич. удара. В истории рус. эстетич. мысли его имя надолго (до 1970-х гг.) было забыто.
   Др. произв.: "Лат. грамматика" (2-е изд., X., 1825), "Письма" (МН, 1838, No 5, 9), "Характеристика древних греков и римлян" (там же, 1838, No 10), "Латинско-рос. лексикон..." (ч. 1--2, М., 1819--20; 8-е изд., М., 1876).
   Изд.: Рус. эстетич. трактаты первой трети XIX в., т. 2, М., 1974 ("Афоризмы", статьи по эстетике; биогр. справка и прим. 3. А. Каменского).
   Лит.: Белинский В. Г., Письма, т. 1, СПб., 1914, с. 410--12; Белинский (ук.); Чернышевский (ук.); Галахов А. Д., Шекспир в России. -- СПбВед, 1864, 24 апр.; Багалей Д. И., Опыт истории Харьков. ун-та, т. 2, X., 1904; Ист.-филол. ф-т Харьков, ун-та за 100 лет его существования. 1805--1905, под ред. М. Г. Халанского и Д. И. Багалея, X., 1908, с. 166--71; Цявловский М., Эпигоны декабристов. -- ГМ, 1917, No 7/8, с. 77--79; Левин Ю. Д., Рус. романтизм. -- В кн.: Шекспир и рус. культура, М.-- Л., 1965, с. 228--31; Корж Н. Г., Луцкая Ф. И., Из истории классич. филологии в Харьков. ун-те. -- "Вісник Харків. ун-ту. Філология", 1980, в. 13, No 193, с. 61--66; Каменский 3. А., Моск. кружок любомудров, М., 1980 (ук.); Веневитинов Д. В., Стих. Проза, М., 1980, с. 160--61; Турчин B.C., И. Я. Кронеберг. -- В его кн.: Эпоха романтизма в России, М., 1981, с. 57--60; Федченко П. М., Літ. критика на Украіні першоі пол. XIX ст., К., 1982, с. 123--33; Дельвиг А. А., Соч., Л., 1986 (ук.); Шпет Г. Г., Соч., М., 1989, с. 326--37; ЛН, т. 56, кн. 2, с. 229--30, 327. Некрологи, 1838: СО, No 11; "Приб. к Харьков. губ. вед.", No 43; Некролог: МН, 1839, кн. 2 (составлен сыном К. и отредактирован Белинским с перечнем работ К.). РБС; Венгеров. Источ.; Харьков, календарь на 1886 г., X., 1885; Оксман Ю. Г., Летопись жизни и творчества В. Г. Белинского, М., 1959 (ук.); ФЭ.
   Архивы: Гос. науч. б-ка Харьков. ун-та. Нач. период, оп. 12 (записка К. о передаче запрещенных для студентов книг в б-ку ун-та для профессоров); ЦГИА, ф. 733, оп. 49, д. 1207 (ф. с. 1838 г.; там же список работ К.) [справка Л. М. Сесёлкиной].

Л. А. Ходанен.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994

  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru