Уголок тихий, неслышный, безвестный. На карте или глобусе он был бы меньше любой из тех безымянных, таинственных точек, которыми в причудливом беспорядке усеяна бирюзовая ширь океана. Посмотреть - просто щепотки песку и пыли, а надпись гласит: Полинезия, тьмаостровов. В пестром узоре российских селений, густом и разбросанном, в беспорядочной их россыпи, мой родной уголок - едва заметная, затерянная точка...
Жизнь тут не мечется в бестолковой и оглушительной сутолоке, не кипит, не бурлит, не шумит... Течет ровным, медленным течением туда, куда направлен уклон, струится покорно, бесшумно, с чуть слышным плеском и шорохом, порой - с мелкой зыбью, тихо и робко докатывается до своего устья и незаметно вливается в широкую реку общенародного бытия. Порой тут, в ласковых, родных недрах этой неспешной жизни, туго меняющей привычный уклад, старые понятия и прочные навыки, среди этих хаток, пахнущих кизячным дымком, и знакомых зелено-сизых вербовых рощиц, в молчаньи сизого степного кругозора, - почти не верится, что где-то должен быть шум, "гремят витии", идет борьба, кипит волнение... Кто-то ломает голову над судьбами народов и нашего тихого уголка... Кто-то собирает дани, кто-то расхищает их и еще кто-то помогает сжигать их в огне торопливо-жадной, безумной, чадной жизни...
Не верится, ибо трудно представить себе это в нашей степной тишине, где так плавно катится по знакомому небу светлое солнце, и ночь с ласковыми звездами сменяет хлопотливый день, и чередуется знакомый будничный труд с коротким праздничным досугом, а медлительный бой часов на колокольне изредка (когда сторож Кузмич не проспит) осведомляет, что время не остановилось, идет все-таки своим порядком и в обычных хлопотах мы незаметно дойдем до немого кладбища с похилившимся забором и крестами...
С полночи деловито кричат кочета, на заре мычат коровы, гуси перекликаются звонким криком, скрипят журавцы, знакомо звучат голоса людей и пестрый собачий лай. Свежо, по-осеннему, пахнет опадающим листом, стелется туман над левадами, гумнами и в конце улицы, и в нем неторопливо двигаются странно огромные фигуры в зипунах или в каких-нибудь старых, рваных потитуках, по влажной земле звонко чмокают гигантские чирики, маячат старые фуражки, похожие на сковороды, а из-под толстых, закрученных, завязанных платков вылетают звонкие женские голоса, взмывающие над протяжным, разноголосым блеянием овец:
- Кырь-кыш-кыш-кыш! Куда ты, кароста тебя задави! Кырь-кырь-кыш!..
Начинается трудовой день, и вековой порядок его всегда один, всегда наперед установлен во всех подробностях - вплоть до дружного многоголосого чиликанья воробьев на соломе, - изменения лишь частичные в зависимости от времени года. И какие бы волны ни вставали там, в далеких шумных центрах, - сюда не скоро донесется их отголосок и, приглушенный расстоянием, он лишь слабо напомнит о связи тихого, затерянного уголка с каким-то огромным целым, со всей спутанной сетью человеческих отношений.
А когда зарядит осенний дождь, мелкий, тихий, долгий и упорный, и солонцеватый глинозем наших степей обратится в вязкую, невылазную соломату, - станица наша на недели и месяцы обрывает слабые нити общения с культурным миром, теряет возможность знать не только то, что делается на белом свете, но и какая цена на пшеницу и просо в Михайловке, в ближайшей слободе при железной дороге.
Тогда мы совсем как островитяне - далеко от общей мировой жизни, от ее приливов и отливов, далеко от начальства, от его неусыпных попечений об исправном выполнении лежащих на нас обязанностей. И чувствуется даже какое-то сиротство без этой вот именно связи, живой, привычной, ободряющей и понукающей... По инерции мы делаем усилия, чтобы не обмануть доверия, стараемся, всячески гоним мысли об уклонении. Но все это как-то вяло, нехотя, без должного воодушевления...
Однако - каким-то чудом - не погибаем, живем...
_____________
В восемь утра, в сером полусвете, сквозь тонкую, зыбкую сетку дождя я вижу: верхом на мокрых тонконогих лошадках с острыми спинами подъезжают к станичной школе оригинальные всадники - маленькие, намокшие, нахохленные, как озябшие воробьи. Сидят они обыкновенно по-двое, иногда и по-трое на одной лошадке - задний обнимает под мышками переднего, у переднего в руках поводья. Маленькие всадники вооружены: сбоку болтаются деревянные шашки, самодельные и потому весьма разнообразных фасонов - и в виде пехотного тесака, и на манер турецкого ятагана, и казачьи. За спиной - деревянные винтовки, за правым плечом на ремне качается пика. У левого бедра - сумки с книжками и провиантом...
У ворот школы всадники сползают с своих лошадок, заматывают им поводья вокруг шеи и убегают в калитку. Лошадки некоторое время стоят у школьного палисадника, иной раз с любопытством заглядывают в калитку, куда скрылись их всадники, но, не усмотрев, вероятно, ничего знакомого, ничего любопытного, разочарованно поворачивают назад и трюхают домой...
К низкому кирпичному домику, который стоит напротив, - в нем помещаются церковная сторожка и женская церковная школка, - в эту же пору подъезжают телеги с плетеными плоскими кузовами, называемые в станице одрами. В телегах битком, слепившись в мокрые кучи, сидят маленькие, закутанные девочки с сумками. У ворот церковной ограды телега вытряхивает такую кучу наземь, - девочки бегут, проворные, как перепелки, и скрываются в церковной сторожке...
В эту пору да в час или два пополудни оживляется наша пустынная улица, с широкими бурыми лужами, похожими на степные озера, особенно когда по ним пробегает мелкая зыбь или приходят поплавать ватаги гусей... Иной раз сквозь разорванные облака глянет солнце, лужи блестят и весело улыбаются, отражая в своей глубине маленькие домики с обмазанными глиной, побеленными стенами, мокрые сараи, плетни, журавцы колодцев, облетевшие вербы и черные старые груши станичных садиков.
Иногда выпадает совсем веселый денек, с морозцем, с ясным, глубоким небом, с солнышком. Лужи покрываются ледяной корой. Солонцеватый чернозем улиц пристывает и делается проходимым. Вооруженные школьники доставляются в школу уже не на конях, а обычным пешим порядком. При этом они ведут непрерывный бой со всеми дворнягами, которые вздумают приветствовать их своим заливистым лаем, - пускают в ход пики и шашки, ширяют ими в подворотни, в дыры старых плетней и заборов, - всюду, где только есть возможность подразнить захлебывающегося от злобы неприятеля...
Потом пробуют крепость льда на всех лужах, катаются, барахтаются, проваливаются и, набравши воды в чирики, вспоминают, наконец, что пора бежать и в школу, - недаром старый Семеныч уже в третий раз принимается звонить в колокольчик.
В такие дни от двенадцати до часу в мирной тишине станичной жизни, кроме задорного крика галок, далекого кагаканья гусей и редкого лая собак, я слышу заливистую кавалерийскую команду вахмистра Елисея Корнеевича и звонкие детские голоса, дружным хором считающие:
- Ррраз!..
- Рраз-два-а!..
Перед калиткой училища останавливаются проходящие бабы, старики в зипунах, девочки из церковной школки, выпущенные на перемену. Стоят и долго глядят на школьный двор, откуда несутся эти веселые, дружно-звонкие крики: идет обучение наших потешных гимнастике и военному строю.
К кучке любопытствующих зрителей присоединяюсь и я. Вахмистр Корнеевич, стройный, подтянутый, стоит перед развернутым, очень длинным и очень разномастным фронтом. Его команда разнообразием и фантастичностью своих одежд и вооружения напоминает Великуюармию Наполеона после перехода через Березину. Пиджаки и женские ватные кофты, старенькие пальто офицерского покроя с светлыми пуговицами и рубахи цвета хаки, отцовские, франтовские когда-то, а теперь выцветшие и порыжевшие тужурки и мужицкие армяки... Чирики и тяжелые, неуклюжие сапоги... Казацкие фуражки, папахи, черные "русские" картузы, даже старые студенческие фуражки, Бог весть какими путями пробравшиеся в наш мало просвещенный, далекий уголок... Оружие - самых разнообразных образцов: шашки форменные, казацкого образца, и кривые турецкие, короткие - вроде финских ножей... Винтовки, сделанные, очевидно, родительским топором, пики - некрашеные и крашеные, черные, голубые, красные, кривые и тщательно оструганные...
Войско пестрое, ибо обмундировано и вооружено, как и полагается иррегулярным войскам, за собственный кошт...
- Ррраз! - дружно и звонко откликается команда. Видно, что каждый из этих разнокалиберных воинов старается выкрикнуть это раз как можно громче, перекричать других, и этот весело-звонкий счет, сопровождаемый коротким взмахом голов, по-видимому, даже слегка греет озябших...
- Глаза направо!
- Ррраз!..
- Короче! короче счет!.. не тянуть!.. Выровняться!.. Правило помни: "третьего вижу, четвертого не вижу"!.. Левый фланг! куда там выперли? осади назад!..
Левый фланг суетливо и бестолково отступает назад, потом мечется опять вперед, кое-как выравнивается, толпясь и ссорясь, и снова берет "глаза направо".
- Голову выше! выше голову держи!.. Грудь разверни!..
Головенки в разнокалиберных уборах как будто и без того сделали лихой поворот в правую сторону, но Корнеевичу, очевидно, кажется недостаточно боевым.
- Выше головы!.. - И они смешно - для постороннего зрителя - задираются вверх, на прелую крышу дровяного училищного сарая...
Развернутьгрудьуже труднее, и левый фланг вместо этого просто выпячивает животы и на несколько мгновений застывает в таком неестественном положении. Мой знакомый малыш Мохов, левофланговый, должно быть, озяб и танцует ногами в мокрых чириках, - одна штанина у него выпущена, другая забрана в желтый, старый шерстяной чулок. Его сосед Попов, которому, по-видимому, надоело держать глазанаправо, дает ему в спину пинка, Мохов с полной готовностью отвечает тем же приемом. По-видимому, им, новичкам, не твердо еще втолковано положение, что фронт-святоеместо...
- Смирно!
- Ррраз!..
Головы поворачиваются к инструктору.
- Поздороваться со станичным атаманом!.. Помни, ребята, говорить надо короче, не тянуть!.. - "Здорово, молодчики"!..
- Здра... жла... вашбродь!.. - отвечает команда звонко, но не совсем стройно.
- Еще короче! Не отставай! Как не можно короче!.. Чтобы не баранами счел начальник, а зверями... Здорово, звери!
- Ззздрра-жла-вашбродь!..
- Лихобабин подсигивает там! Смотри-и!.. Я тебя подсигну, милый, я тебя так подсигну!..
- Теперь поздороваться с инспектором... Ребята, помни же! - вахмистр поднял вверх указательный палец и на мгновение замер, упершись строгим взглядом в свою беспокойную команду: - инспектору отвечать "здравия желаем, вашевысокородие"! Помни... "Здорово, дети!"
- Здррра-жла-вашбродь!..
Рядом с Лихобабиным и озябший левофланговый Мохов подпрыгивает на месте в такт возгласу, греется.
- Паршивая тварь! - горячится Корнеевич: - сказано: "вашевы-со-ко-родие"!.. А вы что лопочете?..
Повторяют снова. И еще раз пять. Как ни стараются, а все кто-нибудь отстанет или раньше вылезет, и вся гармония испорчена...
- Бараны! - говорит Корнеевич в отчаянии и делает долгую паузу. Потом откашливается и переходит к новому номеру.
- А когда инспектор будет проходить по фронту, то провожай его глазами!.. Вот я иду отсюда... с левого фланга... То вы головы поворачивайте в мою сторону... Клюев! Я тебе, стерва, там поверчусь!..
- Господин вахмистр, тут Калашников на спине пишет мелом... - из средины фронта доносится оправдывающийся голос.
- Я его не трогал, г. вахмистр!.. - тотчас же выскакивает новый голос.
- Всю спину исписал!..
- Где у него мел?
- В кармане...
- Я тебя, мерзавец! Пошел вон из фронта! К забору!.. Помни же, ребята: вот я - инспектор, и иду по фронту, то провожай меня глазами... Мохов! Попов! Гляди в мою сторону!.. Тварь паршивая! Вертятся там все время!
Беспокойный левый фланг некоторое время провожает глазами вахмистра, изображающего в данный момент какого-то инспектора. Ни Мохов, ни Попов, ни их ближайшие соседи-первоклассники ни разу еще и в глаза не видели инспектора и к особе его они вполне равнодушны. Скоро забывают требования порядка и дисциплины, начинают по-прежнему толкаться и меняться пинками между собой.
Вахмистр, кончив обход фронта, отходит на средину и с привычной залихватской отчетливостью командует:
- Смир-но!
- Ррраз! - тотчас же дружно, звонко и радостно отзывается команда.
Этот номер всегда выходит отчетливо, чисто и стройно, он уже приобрел все свойства идеальной автоматической отдачи, и даже при ученьи "без счета" нельзя отучить нашу потешную сотню от того, чтобы на команду "смирно!" она не крикнула привычного "р-раз"!..
- Слуша-ай!.. Шашк...
Сотня рук, голых и в перчатках, всех цветов - красных, фиолетовых, белых, синих, в варежках, - дружно хватается за эфесы своих разнокалиберных сабель.
- ...Вон! - восторженно не выкрикивает, а выстреливает вахмистр.
- Ррраз!.. Два!..
Шашки дружно взметываются в воздух и опускаются наплечо. В этом дружном единовременном взмахе, сопровождаемом звонким криком детских голосов, в мелькании деревянных палашей, рядом с смешным, веселым, есть все-таки что-то действительно боевое, лихое...
- На кра-ул!..
- Ррраз!..
- На пле-чо!
- Ррраз!..
- Шашки в нож-ны!..
- Рраз!.. два!..
Все - как у больших - "по приемам". В промежуткам Елисей Корнеевич с серьезнейшим видом излагает перед этой разномастной, смурыгающей носами, мелкой сотней соответствующие пункты строевого устава.
- Помни же, ребята! Приемы холодным оружием, чтобы правильность была, не забывай, как я говорил. Когда я скомандую: шашк!..
Вахмистр выталкивал слово мгновенно и лихо, и хищное выражение пробегает на миг по его лицу, точно он нацелился укусить кого-то...
- То - первым долгом - пропусти кисть правой руки между локтем левой и бедром и обхвати рукоять всеми пальцами!.. При команде вон! вынь клинок из ножен кверху, лезвием влево - так, чтобы рукоять находилась выше головы... Ветютнев! ты куда морду воротишь там?.. И-и, сволочь!.. Также и при команде "внож-ны!.." Пошел вон из строя, Лобода!.. К забору!..
При команде "в ножны", как оказывается, недостаточно просто вложить клинок в ножны, а надо соблюсти три приема, причем особенно эффектен последний: надо придержать палаш с таким рассчетом, чтобы при команде три дружно щелкнуть эфесом об ножны. И команда вся замирает перед этим торжественным моментом...
- Три! - командует вахмистр.
- Тррри!.. - с упоением повторяет команда, оглашая воздух воинственным стуком своих сабель. И все довольны. Смеются...
После шашечных приемов идут повороты и построения. Новички путают еще правое и левое плечо, ошибаются в поворотах при команде кругом, поправляют друг друга, пихаются и бодаются, как маленькие козлята. Корнеевич хоть и грозит им, но к устрашающим мерам не прибегает. Один раз, правда, подергал за ухо Жилкина, брыкавшего ногами соседей, но Жилкин - уже не новичок. И, по совести говоря, Корнеевич - педагог не плохой. Фронтовик он вдохновенный и увлекательный, команда его, звучная, бодрая, лихая, заражает восторгом его разнокалиберную сотню, военное обучение идет весело, легко и интересно...
- Помни левую руку! - кричит он в десятый, в двадцатый раз: - при команде кругом поворачивай налево... Быкадоров! халатно делаешь! без внимания!.. Кру-гом!..
- Ррраз!.. два!..
- А Дурнев опять направо повернул! Эх, ты! мужик!.. Сопли утри!.. Во фронт!
- Рраз два!..
- На первый-второй-третий рассчитайсь!
- Перв!
- Втрой!..
- Треть!..
Голоса выскакивают пестро-звонкими щелчками, коротко и мгновенно, как искорки из сухих лучинок. Голову при этом надо мотнуть влево, к соседу, лихо, браво, грозно, чтоб в тот же момент встрепенулся он и тем же жестом и отрывистым криком передал счет следующему.
Быстро бежит по фронту эта звонко-отрывистая трескотня и вдруг словно натыкается на препятствие: кто-то зазевался и не успел крикнуть свой номер.
- Слуша-ай!.. Первые номера шесть шагов вперед, вторые - три! Марш!.. Стой!..
- Ррраз!.. два!..
- Со-коль-ский гим-нас-тик!..
Под воодушевляющую команду Корнеевича, который и сам весь ходуном ходит, начинаются стройные, ритмические, согласные приемы, заставляющие баб рядом со мной охать, смеяться и изумленно всплескивать руками:
- Сердешные мои деточки! то ходили вольно, а то Бог знает чего заставили...
В быстро сменяющемся калейдоскопе движений, под звуки команды, полной боевого увлечения и порыва, возбуждающей и заражающей, от этих маленьких взмахивающих, выпадающих, приседающих фигурок получается впечатление стройного, гармонического действия.
- Руки врозь тря! раз-два!.. Руки вверих - ноги в переплет!*- ногти во-вну три-четыре-е!.. Кругом! Помни: стать на правое колено! Р-раз - два-а! Чище делай, Котенякин! халатно делаешь!.. Три-четыре!..
- Ох, чтоб-б вас! - восклицает восхищенный бабий голос из нашей группы. И мы смеемся: в самом деле, забавно...
Я и бабы, стоящие рядом со мной, столяр Жаров, который с аршином и листом стекла под мышкой шел куда-то по делу, но примкнул к нашей группе, заинтересовавшись потешным ученьем, девчата из церковной школы и сиденочный казак из станичного правления, - все мы относимся к этому зрелищу с снисходительным смешком, и никому из нас как-то нейдет в голову, что перед нами - осуществление задачи, предуказанной свыше, дело величайшей государственной важности, созидание фундамента будущего российского могущества и славы... Мы-то улыбаемся, а сколько важных людей с озабоченным видом ходят около этого задания: министры, архиереи, генералы, начальники дорог, жандармы, директора, инспектора - все, кому дорога своя карьера! Ловкие люди уже успели снять пенки с этой потехи, взмыли даже через нее на головокружительную высоту. Их легкий и шумный успех смутил покой и рядовых администраторов, - все вдруг сообразили, что надо догонять во что бы то ни стало, - дело серьезное... иначе на вид могут поставить нерадение по службе...
Припомнились мне газетные статьи, всерьез трактовавшие потешный вопрос. За их патриотическим букетом и пафосом чувствовалось неприкрытое мазурничество, в лучших случаях - ноздревщина, - и как-то невольно думалось, что все это - нарочно, в шутку, отнюдь не всерьез. Однако - оказывается - потеха-то потехой, а кое-кому и не до смеха...
_____________
Вон выходит на крыльцо Иван Самойлыч, учитель, в старой форменной фуражке с полинявшим околышем и в ватном сером пиджаке. Как и полагается сельскому учителю - человек вида тощего, поджарого и покорного судьбе...
Это - мой старый товарищ по гимназии. Курса в ней он не кончил и в книге судеб ему было определено педагогическое поприще на самой нижней ступени. Кажется, уже около двадцати лет он смиренно несет свой крест.
При встречах мы редко вспоминаем с ним гимназию - не очень веселые были годы нашего отрочества и юности, - большей частью мы спорим о бессмертии души. Очень огорчает Самойлыча, что я не совсем тверд в христианском учении, и он настойчиво, как плотничья пила, зудит мне в уши:
- Душа сотворена Богом бессмертной - какие же тут могут быть сомнения? Может, вы и в существование ангелов не верите? Этак, пожалуй, все можно отрицать...
Сегодня, впрочем, он не подымает обычного спора и, поздоровавшись - говорит просто и буднично:
- Баранину сейчас жарил на керосинке... Все не клеится никак без жены... А жену выписать - с кем дети там останутся? Ведь трое уж в гимназии учатся! Вот умудритесь-ка из двадцати пяти целковеньких-то в месяц и детей просодержать, и самому пропитаться...
Он коротко дергает головой, и этот скорбно-хвастливый жест мне давно знаком, как давным-давно я знаю все его незавидные - чисто учительские - обстоятельства, но Иван Самойлыч каждый раз излагает их подробно, обстоятельно "с чувством, с толком, с расстановкой", как безнадежно хворый человек повествует о любимой болезни...
- В прошлое воскресенье за полтора рублика нанял лошадь да съездил проведать... А раньше, пока погода была дозволительная, - пешечком... Моцион полезен. Двадцать семь верст туда, двадцать семь - обратно... Ноги, конечно, дня три гудут после такой прогулки... А все детишек поглядеть тянется... Инспектор обещает дать место в городе, да вот все вакансии нет...
С минуту мы молчим и смотрим на ружейные приемы потешной команды, слушаем звонкие выкрики Корнеевича:
- Ружья на изготовку! Сотня, п-ли!..
Мальчуганы, всерьез расставив ноги, пригибаются головами к ложам своих деревянных винтовок, щурят глаза и при команде п-ли, не взирая на запрещение вахмистра, все-таки не могут удержаться, чтобы не крикнуть детскими басами: - п-пу!.. бу!.. ба-бах!..
- Ну что, эта потеха не очень мешает вашим занятиям? - спрашиваю я у учителя.
- Воинский дух развивать надо, - не очень охотно, как-то уклончиво отвечает он. Потом вздыхает покорно и кротко.
- В прошлом году циркуляр был, строжайший, - помолчав, говорит он: - в нынешнем - другой, еще строже. Предписано усвоить, проникнуться и неукоснительно выполнить... И все год от году строже и грозней... Выучишь, можно сказать, на зубок и всегда - будь уверен - в чем-нибудь да просыплешься...
Иван Самойлыч - человек смирный, немножко как бы ушибленный, всего боится, даже роптать вслух не смеет. Но я чувствую, что потребность облегчить душу жалобой все-таки одолевает в нем привычное чувство опасения перед тем, как бы чего не вышло. Слегка понизив голос, с дружески секретным видом, он говорит:
- Помню вот, когда ждали приезда барона Таубе, - уж так мы приготовились, так приготовились... думал, комар носа не подточит! Потому что было уже известно, что генерал серьезный, шуток не любит, кое-где уже предупредил: "у меня веревок много!.." Холоду нагнал... Ну, тут и предписания были уж соответствующие. Наш окружной генерал разослал бумагу: "заведующие училищами при встрече его п-ства должны озаботиться сформированием из учащихся почетных караулов с ординарцами и вестовыми. Напоминаю, что наказный атаман очень доброжелателен к молодежи, которая при въезде в поселение встречает его на конях, а при отъезде конвоирует на некоторое расстояние"...
- Думал-таки я: хорошо бы на конях встретить. Сунулся по родителям - нет: время рабочее, никто не дает лошадей ребятишкам. Ну, нечего, думаю, делать: отшлифую их получше в пешем строю и в словесности, ординарцев-то своих этих... Ну, и приналег на словесность. Все имена и титулы на зубок заставил вызубрить! А это номер, я вам скажу, не из плёвых... Извольте-ка добиться, чтобы мальчугашка не вывихнул языка, без запинки выговорил на вопрос: - кто у нас войсковой наказный атаман? - "Его превосходительство генерал-лейтенант барон Фридрих Фридрихович фон-Таубе"... Вместо "барон Фридрих Фридрихович" он жарит себе баронФридрихович и - никаких!.. Или не спотыкнись, например, на архиерее; еговысокопреосвященствовысокопреосвященнейшийАфанасий, архиепископДонскойиНовочеркасский?.. Как это залпом-то?..
Иван Самойлыч посмотрел на меня веселым, выжидающим взглядом.
- Вы говорите? а-а! А я достиг!.. А вы что думали, - добился!..
Он мотнул головой сверху вниз - обычный его хвастливый жест. Помолчал, поскреб свою бородку телесного цвета. Вздохнул.
- И все-таки просыпался...
Тон у него стал горестный, но почему-то хотелось смеяться глядя на его сокрушенное, костлявое лицо, сдавленное с боков.
- И срезался-то на пустяке!.. Сперва все шло распрекрасно... - "Кто есть августейший атаман всех казачьих войск"? "Кто у нас военный министр"? Режут мои ребята без запинок, я - просто расту!.. - "А кто у вас поселковой атаман"? - у одного спрашивает. - "Да кто? Трушка Рябенький"... - "Что-о?! Это о своем ближайшем начальнике так выражаться? Г. учитель! это то такое"?.. Ко мне. Маленький такой старичишка, ершистый, шипит, свистит, ногами сучит... Ну, тут уж я в момент - ко дну... Хочу слово сказать, а у меня лишь челюсть прыгает, а выговорить не могу ни звука... Поглядел он, поглядел на меня - не стал добивать: повернулся и пошел. И вся свита за ним... А я с неделю пролежал после такого потрясения...
- Да... Вот пустяк как будто: "Трушка Рябенький"... Полагалось сказать: "урядник Трофим Спиридонов Желтоножкин", а ученик ляпнул попросту, по уличному... А я виноват...
Мы с минуту помолчали. Хотелось мне чем-нибудь выразить сочувствие старому товарищу моего отрочества, но в легкомысленном воображении прыгала его испуганная челюсть перед шипящим генералом, и разбирал легкомысленный смех. И стыдно было, а ничего поделать не мог.
- Вот вы смеетесь, а нашему брату как? - сказал учитель и сам засмеялся смиренным, грустно-покорным смехом: - вот нынешний приказ... самый свежий... Выучить-то я его выучил, проник, а как его выполнить? А ведь с меня спросят?..
Он глядел на меня вопрошающими глазами, ожидая ответа.
- А какой именно приказ?
- Какой? А вот-с, извольте...
Иван Самойлыч сделал торжественное лицо и, как примерный ученик на экзамене, прочитал наизусть быстро и с щегольскою отчетливостью следующее:
- "Главная задача казачьей школы состоит прежде всего в сохранении в молодом поколении казаков воинского духа, унаследованного от предков, утрата которого была бы равносильна уничтожению казачества. Средства, долженствующие содействовать успешному выполнению указанной задачи, суть следующие: необходимость развивать в детях любовь к воинским упражнениям, верховой езде и вообще ко всему, что потребуется от них впоследствии на службе, и - второе - практически знакомить их с улучшенными приемами земледелия, так как от этого зависит их будущее благосостояние, а вместе с тем и исправное снаряжение на службу"...
Он сделал паузу, чтобы передохнуть, и вбок поглядел на меня испытующим оком: каково, мол?
- К концу приказа улучшенные способы земледелия, впрочем, забыты или намеренно отброшены, - вроде как бы для красного словца были она вставлены, - а выдвинуты исключительно верховая езда, строй и парады в высокоторжественные дни. А главное: "приучить детей к дисциплине и развить в них уважение к власти"...
Иван Самойлыч снял свою потертую фуражку и слегка и поскреб затылок.
- Вы скажете: что же тут трудного - развить уважение к власти? Дело законнейшее, - я и сам не какой-нибудь крамольник, понимаю. Человек я - вы сами знаете - смирнейший, против власти рыднуть не смею, не то что... А вот тут, исполняя эти самые приказы, вышел как бы сказать, вроде узурпатора или подрывателя основ... И все оттого, что многоначалие пошло, смешение языков. Кому служить? кого слушать? на какую ногу хромать? - Господь ведает... С введением этого самого потешного дела над школой прибавилась новая власть - военная. И не только генералы и офицеры, но даже и простой урядник - взять хоть станичного атамана - полноправен прервать мои занятия, чтобы произвесть с ребятами репетицию предстоящего парада...
- Вот с таким-то парадом и я влез в кашу. Взяли моих учеников в один табельный день, повели в этот самый парад. После молебствия выхожу из церкви, гляжу: стоит моя школа, Корневич на правом фланге, кругом - зрители: казаки, бабы, ребятишки... Зимнее дело, холодно, поозябли все мои воины, носами всхлипывают, сапожонками сучат. Проходит десять минут, четверть часа - стоят... Никого из начальствующих нет - ни станичного атамана, ни его помощника. Корневич подходит ко мне: - "Примите парад, Иван Самойлыч, а то ребята продрогли". - Да ведь атаману это надо. - "Да, как видать, они в отлучке". - Ну ладно, приму... Застегнул пальто на все пуговицы, подобрал живот, грудь выпятил. - Здравствуйте, дети! - "Здравия желаем, вашбродь"! - С праздником вас поздравляю, с высокоторжественным днем! - "Покорнейше благодарим, вашбродь!.." - все правильно так отвечают, согласно. Одним словом - забавно, хорошо. - "Ну, за здравие Государя Императора - ура"! Прокричали уру. Пропустил их мимо себя церемониальным маршем и - по домам... Думал, что сделал дело патриотическое, так сказать, укрепляющее уважение к власти, однако оказалось совсем другое...
Учитель остановился, поглядел на Корневича и его команду, делавшую плавные приседания, крякнул. Видно, неприятные воспоминания были еще слишком свежи, чтобы можно было ворошить их хладнокровно. Покрутил головой с сердитой досадой.
- На другой день встречаюсь с станичным атаманом - он с придиркой ко мне: - "вы на каком основании приняли парад"? - Как, - говорю, - на каком основании? Детишки поозябли, нельзя же их морозить без конца... Да наконец я - сам коллежский регистратор, кажется, имею право... - "Нет, не имеете"!.. - Почему это? - "Парад только военная власть имеет право принимать"... - Эка, - говорю, - важность!.. - Он и ухватись за это слово: - "а-а, важность? хорошо, посмотрим! доведу об этом до сведения генерала"... - Вот те и фунт, думаю! Дойдет до инспектора, пожалуй - скверно выйдет... И за каким чертом я влез в эту кашу? А я - видите ли - все о переводе в город мечтал и мечтаю... детишки - сами знаете, а жалованья - четвертная в месяц... И инспектор обещал первую же вакансию... И вот... Улыбнется, мол, теперь и перевод мой... вот тебе...
- Подумал-подумал, сел и написал инспектору, так сказать, контр-объяснение... Ну, через неделю получаю бумажку: вызывает инспектор для душевного разговора. Еду ни жив, ни мертв. Однако - слава Богу - обошлось благополучно. Оказалось, атаман-то лишь покуражился, а протокола не сочинил... Напугал лишь, черт!.. А инспектор все-таки внушил: - "не трогайте вы их! свое дело исполняйте, а в это не суйтесь - лучше будет"!..
- Вольно, оправиться! - скомандовал вахмистр Корнеевич. И вся разномастная команда его разом сорвалась с места - с шумом, гиком, свистом, начала свалку, борьбу, возню, вольную гимнастику. Нашлись акробаты, умевшие стоять на голове, ходить к руках. В одном месте завязалась форменная драка; Меркулов достал из кармана обломок сухого кренделя и только было собрался полакомиться им, а Клюев не выдержал соблазна, выхватил из руки у Меркулова эту лакомую штуку и откусил от нее изрядный-таки кусок... Правда, оставшуюся часть добровольно и немедленно возвратил, но принцип собственности был грубо нарушен и Меркулов в справедливом негодовании заехал кулаком Клюеву в ухо. Клюев пустил в дело шашку, но Меркулов ловкой "подножкой" свалил противника и сел на него верхом...
- Ну, довольно вам там! - крикнул Иван Самойлыч, лениво окидывая привычным, равнодушным взглядом звонко кипящую перед нами кашу ребячьих головенок. - Да... так вот - "не суйтесь", - оборачиваясь ко мне, продолжал он: - и не сунулся бы, если бы меня самого не терзали... А то распоряжение за распоряжением: "обязать иметь поясные ремни!" "приобресть кокарды!" "оружие содержать в исправности!.." Требуешь с ребят, они - с родителей, родители - ко мне: "что это за мода пошла у вас, Иван Самойлыч? Чем бы учить их аз, буки, да рихметику - вы потеху какую-то выстраиваете! Это они и после узнают - придет время"... - Не я требую, - начальство. - "Учи, свое знай: аз! буки! рихметику! А поясные ремни да кокарды у нас состояния нет им справлять!.. Тут на одни <т>етрадки да на перья сколько расходу, а толков-то чуть"...
Учитель опять дернул головой - жест был на этот раз упрекающий и скорбный.
- Ну вот что ж вы тут попишете?
Подошел вахмистр Корнеевич, приложил руку к козырьку, почтительно прислушался к нашему разговору.
- Теперь извольте войти в мое положение, - продолжал Иван Самойлыч, бросив на вахмистра сердитый взгляд: - с одной стороны программы увеличиваются. Ты тут за три года пройди с ними и грамматику, и славянский язык, и сочинения научи их писать, и арифметику, и улучшенные приемы земледелия... Да и за Закон Божий ты же ответствен, с тебя же спросят, если ученик молитву за царя не прочтет, а законоучитель ездит себе по станице, собирает капусту да пироги - ему что!.. А мне генерал замечание сделал. Вошел в класс - в сентябре дело было, только что учиться начали, - он новичка какого-то: "ну-ка, молитву за царя читай"... А того не то молитву за царя, - говорить надо сперва научить, говорить не может правильно...
- Совершенно справедливо, - почтительно заметил вахмистр: - ему скажешь медведь, а он - вядьмедь...
- Да... А я оказался виноват, мне выговор... И теперь вот опять, сверх всего прочего, я же и за военный строй отвечай. Было одно начальство - инспектор, знал, перед кем дрожать... А теперь еще сколько прибавилось: и окружной атаман, и штаб-офицеры какие-то, и даже вот станичный атаман... урядник какой-нибудь, а храпит, куражится... может прийти, прервать занятия и увесть учеников для репетиции парада... Где же тут об учении думать?..
Вахмистр Корнеевич, представитель военно-потешного ведомства, слушал в почтительном молчании и на лице его было непроницаемое выражение. Я знаю, что по отношению к учителю он не занимает враждующей позиции, очень предупредителен и услужлив. Когда случаются у учителя гости, он подает самовар, прислуживает и в то же время принимает участие в компании. С удовольствием возит на своей лошади Ивана Самойлыча - за плату, разумеется - в город. Словом, междуведомственных трений никаких не существует. Однако тут - мне чему-то показалось - к терзаниям учителя он относился с равнодушием, с невозмутимым безразличием.
- Ну, ваши как дела, Елисей Корнеевич? - спрашиваю я у него.
Вахмистр прикладывает руку к козырьку фуражки и, любезно улыбаясь, отвечает:
- Дела - слава Богу... Только вот - балуются...
Он делает жест в сторону копошащейся и кипящей вокруг нас его пестроцветной команды.
- И что это такое? - недоумевающим тоном говорит он: - год от году все хуже и хуже... баловство все больше и больше...
- Но ведь и раньше шалили?
Корнеевич отмахивает рукой:
- Ранее того и подумать не смели. А сейчас - беда!.. Никак не слухают! Ты ему кол на голове теши, - а он все - свое!.. Окружной генерал собирал нас в августе, урядников. - "Вы должны первым долгом дисциплину водворить!.." А как тут ее водворишь? Вдарить нельзя: запрещено. Один урядник доложил ему: "ваше-ство! большого скорей научишь... ему и по шее дать можно, и слово он скорей поймет, а малому - ему рази втолкуешь? Кабы их бить можно было"... - Нет, бить нельзя... - А бить нельзя, значит - у него страха нет... а страха нет - и памяти нет... в одно ухо впустил, в другое выпустил...
- Вот видите! - торжествующим тоном говорит Иван Самойлыч, через плечо тыкая пальцем в сторону вахмистра: - рассуждение педагога современной формации...
- Да ведь мы, Иван Самойлыч, народы степные, - виноватым голосом отвечает Корнеевич: - какие мы народы? малограмотные... Нас позови расписаться...
- Собаку через ять напишете...
- Так точно! - радостно согласился вахмистр.
- Я вас и не обвиняю. Хотя, впрочем, - торопливо поправляется учитель: - я никого не имею права обвинять... Вы и не можете иначе рассуждать. Но на вас ведь задача-то какая возложена!.. Книжонку одну предписано выписать нам на авансовые - вот об этом самом потешном деле. Виньетка в старинном русском стиле, портреты высочайших особ, министров и безграмотное какое-то бормотание... Букет такой, знаете... Я ведь вот патриот, а и меня тошнит... А рекомендована в руководство. И вот в ней: "до сего времени, дескать, наши школьники долбили свои книжки, заучивали никому ненужные и бесполезные сведения, но зато быстро теряли и те скудные семена нравственности, которые были заложены в них в родительском доме. И в дни революции, дескать, такая молодежь тянулась за мятежной интеллигенцией... А ныне весьма хорошим рассадником здоровых и национальных понятий в народе должна быть армия, - из ней уходят ежегодно сотни тысяч молодых людей, они и должны разносить по всем уголкам России накопленный запас патриотических чувств и священной преданности своему царю и отечеству"...
- Вот ведь куда вас метят-то! - обернулся Иван Самойлыч к вахмистру.
- Воля начальства, - покорно-виноватым тоном сказал Корнеевич.
Лично я знаю его, Корнеевича, как человека мягкого, полированного, и - конечно - педагог он не первосортный, но и не очень плохой, а в своей среде - один из лучших. И когда он говорит об ослаблении дисциплины, в нем говорит огорчение профессионала, которому хотелось бы представить порученную его обучению малолетнюю команду именно в таком блеске и щеголеватости, каких он достигал когда-то в полку, - но команда туго поддается серьезной шлифовке... И помочь нечем. Отсюда - грустный тон...
- А требования все усиливаются, - говорит, вздыхая, Корнеевич: - генерал требует, чтобы и словесность знали, и сокольский гимнастик, и ружейные приемы, и ученье пешее по конному... И чтобы оружие у всех было исправное. А как их заставишь справить оружие? Старикам на сборе стал атаман докладывать, чтобы на станичную сумму пики хоть справить, - зашумели все: "Не надо! пущай лучше учат аз! буки! Больших, мол, перестали учить, а с малыми забавляются! не надо!.." Что же с ними поделаешь? Рази нашим втолкуешь, что начальство требует? Вот 2-го числа штаб-офицер приедет оружие осматривать, а что я им покажу? Рази это оружие?
Корнеевич взял кривую пику из рук у мальчика Мохова, торчавшего перед нами вместе с группой любопытствующих своих сотоварищей. Вахмистр пренебрежительно потрогал широкий ремень, болтавшийся на пике. Мохов, погромыхивая носом, сказал с гордостью:
- Это служивский ремень, г. вахмистр, папанька его со службы принес. А вот ножны у меня плохие... Папанька от старых саней отодрал железо, обил, а она не держится... разорилась...
- Нос-то высморкай! - сурово сказал Корнеевич, возвращая пику своему левофланговому.
- Диковинное дело, что это такое! - продолжал он, обращаясь к нам: - больших, действительно, перестали учить, а маленьких вот... Говорят, Государь Император даже смотрел?
- Смотрел.
- Диковинное дело!.. А больших вот в лагерь теперь соберут, - они никак ничего... Слоняются, как неприкаянные...
В казачьих войсках существовал так называемый приготовительныйразряд: казаки-малолетки, т. е. достигшие 20-летнего возраста, проходили краткий курс строевого ученья в станицах, а затем в майском лагерном сборе, одновременно с казаками второй и третьей очереди. В годы общественного движения, когда и казаки, призванные к усмирению, стали волноваться и роптать на тягость службы, власти пришлось сделать уступки: приготовительный разряд упразднили, в видах облегчения экономической тяготы, лежавшей на казаках в связи с "образом их служения", осенние и зимние учебные сборы в станицах отменили. Но эти шесть недель - в общей сложности - ничуть не облегчили казака: центр тяготы как был, так и остался в огромных расходах на снаряжение в первоочередные полки, а расходы казака на этот предмет не только не уменьшились, но заметно возросли - цены на строевых лошадей за последнее десятилетие, например, поднялись вдвое... Отмена же приготовительных учений отразилась заметнее всего лишь в том, что молодые казаки сменных команд, за отсутствием предварительной военной шлифовки, стали походить на мужиков - обстоятельство, огорчавшее не одного службиста Корнеевича...
- Да, вот на этих сопляков теперь больше уповают, - с осторожной усмешкой говорит он, пренебрежительно кивая на свою команду: - войсковой наказный атаман приказ по войску отдал... Так как войско наше всегда на первом самом плане состояло по службе и по дисциплине, а сейчас военный дух потеряли; в других местах детей уже на высочайший смотр представляют, а мы к этому без внимания и без забот, хотя и давно обучаем... Надо, чтобы и у нас было не хуже других: военный дух не терять! и первым долгом внушать подчинение и дисциплину!
Корнеевич строго поднял палец и посмотрел на нас внушительным взглядом.
- Что же, успех-то есть?
Корнеевич не сразу ответил.
- Внушать-то внушать, - сказал он в невеселом раздумьи - все это очень прекрасно! А как им внушишь - вот это вопрос!.. Вот сейчас оружие это у них - и уж ни одной собаки они не пропустят, чтобы не подразнить! Уж они ее доймут да доймут... А то в глаза ширять один другому зачнут - того и гляди, искалечат кого-нибудь... А девчонка ежели попадется из церковной школы, - давай за ней, с пиками... И ведь какие арнауты, с-ны дети: от земли не видать, а уж норовит под подол... Кавалерия, - словом сказать!..
- Ну, вы вот что, Елисей Корнеевич - мягко перебил его учитель: - займитесь-ка с ними еще минут двадцать тем... как это?.. взводным ученьем... А тогда уж в класс...
- Слушаю.
Вахмистр приложил руку к козырьку и тотчас же крикнул своим разливистым голосом:
- Нну, смирно-о!.. стройсь...
Пестрая команда не сразу успокоилась и выровнялась. Человек двух пришлось вахмистру выхватить из фронта и поставить на колени у забора - там земля была чуть-чуть посуше, чем среди двора. Минут через пять снова перекатывалась зычная команда и звонким стеклом откликались дружные детские голосишки.
- Шаг на месте!
- Р-раз--два!.. Р-раз--два!..
Мы смотрели, как две сотни детских ног - в чириках, в худых, заплатанных, покоробленных сапожонках - топтались на одном месте, стараясь попасть в такт. Укреплялось ли этим в детских головенках уважение к порядку и власти, внедрялись ли воинственные навыки - Бог ведает. Но точно, подчиняясь налаженному, завораживающему ритму, смирная жизнь нашего уголка с ее обыденным трудом, заботами и терпением, с ее короткими радостями и долгими, прочными скорбями, топталась на месте в покорном и безбрежном молчании под какую-то далекую, неведомую, но властную команду...
Пусть это далеко от нас - шум и гул бурно несущейся жизни, неустанные заботы и попечение о славе и мощи какого-то отечества, какие-то сферы и борьба влияний, течений, кружков, лиц, партий, собирание даней и их расточение, - отраженная ими зыбь через топкие дороги, через непроездные овраги и балки докатывается и в наши немые степи - в образе предписаний и приказов. Предписано, чтобы у школьников были шашки, пики и винтовки, - делать нечего, надо исполнить: отдирает мой станичник от саней старую жесть и из планок мастерит ножны для деревянной, выструганной им шашки; от старых граблей отрубает держак и выстругивает пику, а за изготовление винтовки несет четвертак столяру Жарову. Все это на алтарь будущей мощи и славы отечества...
- Раз начальство требует - никуда не денешься, - говорит он рассудительно покорным тоном: - такое ученье... а не учить - нельзя...
______________
А 2-го числа - точно - приезжали штаб-офицеры с адъютантами. Произвели смотр одновременно и нашим потешным, и второй очереди казаков, ожидавшей со дня на день мобилизации. На тревожном пороге грядущих событий, которые уже втягивали в свое гигантское колесо и наш далекий, безвестный уголок, он был таким же смирным, простым, тихим, чуждым шума и треска, равнодушным к грохочущей жизни центров, издали такой как будто большой и пугающе важной...
Играл трубач сбор, и в осеннем влажном и чутком воздухе звуки трубы звенели нежным серебром, бежали вдаль и ввысь, оживляли тихие, утопающие в грязи улички весело поющим, играющим зовом. На майдан - станичную площадь - тянулись казаки в шинелях и папахах, за ними на строевых конях верхом бесстрашно гарцевали по лужам ребятишки, ликующие и счастливые, оттого, что дождались случая побывать в роли больших. Бабы на маленьких тележках везли амуницию и военное снаряжение своих супругов, в домашней жизни не очень любивших обременять себя такими делами, которые и бабам под силу...
Вывел на смотр свою потешную команду и вахмистр Елисей Корнеевич. Толстый, коротконогий офицер с седыми усами произвел поверочное ученье. Ребята с звонким счетом делали шашечные и ружейные приемы, повороты, построения, осаживания, примыкания. Офицер сучил ногами, указывая, как делать шагнаместе. Командовал:
- Пики на ру-ку! К но-ге. Боевые круги!..
- Раз-два! раз-два! - звенели детские голоса - немножко менее бойко и согласно, чем во дворе школы.
Стеной стояла пестрая толпа в шинелях, в тулупах, в пальто, шубах и кофтах, в папахах с красными верхами и в платках всех цветов. Сотни лошадей топтались, ржали, чмокали копытами по грязи. В широких лужах отражалось серое осеннее небо, нахохлившиеся хатки с белыми, мокрыми стенами, журавцы, голые вербы...
- Раз! раз! раз! - сипло, но с увлечением кричал полковник.
- Раз-два! раз-два! - как битое стекло, звенели детские голоса.
Но были так нестрашны, так мало серьезны эти воинственные звуки под низеньким, серым небом, среди растрепанных хаток, на топких берегах неоглядных луж, в мирной, зябкой, знакомо-будничной обстановке. Бродила снисходительная усмешка по лицам пестрой, молчаливой толпы, - кажется, никто не думал в ней, что на этой потехе зиждется будущая военная мощь отечества... Иные какие-то думы реяли над тихой этой жизнью, повинной вечной работе и сухоте, - смутные думы на пороге больших, закутанных тайной событий...
II. Служба.
Военная потеха, конечно, пустячки. В современном ее виде, как забава с неумеренными замыслами, устрашением и принудительностью, с инструкциями, циркулярами и взысканиями, с штаб-офицерами, осматривающими игрушечное деревянное оружие, с парадами и смотрами, - у нас, как и всюду, она - явление новое. Но в более естественных, свободных и менее досадных своих формах - в виде той же школьной гимнастики в свободные часы, в виде джигитовок и скачек на призы, всяких вольных гимнастических фокусов и - в особенности в образе традиционных кулачных боев, где приходится отстаивать честь "родины", т. е. своей половины станицы, причем решительно исключаются всякие колебания, диктуемые чувствами дружбы, родства, свойства, где зять заезжает в ухо тестю, если они разделены территориально, дядя расквашивает нос племяннику, кум опрокидывает кума, полчанин - полчанина, - в таком виде "потеха", как школа воспитания воинского духа, живет у нас с незапамятных времен.
И с очень давних времен обывательские мысли нашего уголка прочно прикованы к военной службе. Подготовка к ней, т. е. забота о снаряжении, о приобретении коня, оружия, обмундирования также обыденна для нашего обывателя, как пахота, покос, молотьба, забота об одежде, обуви, о крестинах и похоронах. Это досталось ему в удел от далеких прадедов, от дедов и отцов, и от него перейдет к внукам и правнукам...
Тут нет возвышенных слов об отечестве, нет выпирающих через край патриотических чувств. Тут - самые будничные - на посторонний взгляд мелочные, крохотные вычисления, соображения и расчеты, как бы на смотру упросить принять подержанное седло, выгадать полтинник на чумбуре и треноге, подешевле приобресть вседневный чекмень и шинель, а главное - коня, коня... Конь - чистое разорение. Пока его примут различные комиссии, придирчиво осматривающие не только ноги, спину, глаза, грудь, но даже хвост и гриву, - сколько волнений и страхов приходится пережить: а ну-ка забракуют?..
И "справа" висит над казацкой душой, над всеми помыслами и заботами обывателя нашего тихого уголка. Из самого скудного его хозяйства она берет не менее 300-400 рублей, потрясает его с верхушки до корня, иногда непоправимо разоряет. Пока отец "справит" сына в полк, он ознакомится и с станичной каталажкой - за недостаточное радение, - ему и в глаза наплюют все начальники, начиная с низшего станичного атамана и кончая генералом. Стыдя за нестарание, они говорят ему все о военном долге, о предках, о царе и отечестве, но он знает, что слова их - медь звенящая для них самих, а на первом плане своя сухота: станичному атаману надо тянуться перед окружным, чтобы выслужиться и не быть прогнанным с доходного места; окружной дрожит перед наказным, который требует самого лучшего конского состава. Есть кто-то и над наказным, перед кем необходимо блеснуть и лошадьми и снаряжением с иголочки - чего бы это ни стоило, - ибо иначе возникнет сомнение в готовности, верности и преданности, - и тогда прощай карьера!..
Поэтому - тянись, станичник, в нитку, закладывай, продавай, занимай, но "справь" сына, не подводи начальства...
И воинские интересы, заботы, военные разговоры у нас - повседневное явление, даже помимо потешного строя. Потешный возраст отвлекает к себе самое крошечное внимание. Все помыслы, тревоги и беспокойства - около того возраста, который только что вошел в силу, укрепился, дал семье работника и кормильца и тут как раз потребовался царю и отечеству, да не только сам с своей молодой силой и здоровьем, но и с значительной частью трудового семейного достояния, с конем и с дорогой справой...
______________
Пришел Луканька Потапов. Так привыкли мы его звать - Луканькой - с детских его лет, когда он был шаловливым карапузом, школьником, забегавшим попросить тетрадку или карандаш, ранней весной таскавшим нам с поля ярко-красные тюльпаны, а с луга чибисовые и утиные яйца, которые он несравненный мастер был "снимать" на зеленых островках и кочках, залитых весенним половодьем...
Теперь он уже в "совершенных" летах, чернобровый, стройный казачок, женат, имеет дочь, носит черные усики и скоблит подбородок, а вот завтра выходить ему в полк. Пришел попрощаться...
Как полагается по заведенному от дедов порядку, поочередно поклонился всем нам в ноги, облобызались троекратно. Сунули ему некоторую субсидию на нуждишку, сказали обычное напутственное пожелание:
- Ну, Луканька, служи - не тужи...
Прослезились сестры мои, - нельзя без этого. Заморгал глазами и Луканька, отвернулся в смущении и высморкался двумя пальцами... Странно как-то почувствовалось: все время был Луканька, а тут точно в первый раз увидели мы его - настоящий казак, большой, серьезный, стоит на пороге пугающего неизвестностью будущего, долгой разлуки, похода в чужую, неласковую сторону. Форменный коротенький полушубок затянут желтым ремнем, суконные шаровары с красными лампасами, шашка... И грустные глаза...
- Вы, дяденька, пожалуйте завтра проводить.
Знаю, что в этих случаях не отказываются и придется принять участие в своеобразном торжестве казачьих проводов. Говорю Луканьке: непременно...
- Вы, пораньше, дяденька. Думаем, из утра выехать - дорога чижолая, восемьдесят верст до сборного. Пока с возами дотюлюпаем - и ночь... А 2-го числа непременно быть на месте, - приказ...
Когда, на другой день - день праздничный и ярмарочный у нас - 1-го января - пришел я к Потаповым, провожающих - кроме ближайшего родства - никого еще не было: пора была как раз обеденная, - по-деревенски, - скотину надо убрать, напоить, положить корму, - потом и в гости...
Служивый - Луканька - чистил и вытирал, для лоска, тряпкой, смоченной керосином, своего строевого коня, золотистого Корсака. Вычистил, навесил торбу. Вымыл руки снегом...
Отец - мой ровесник и товарищ детства, - рыжебородый, низенький, тощий казак в коротком сером зипуне, - увязывал воз сена, - на сборном пункте с смотром и поверкою предстояла стоянка в целую неделю; чтобы не покупать фуража для лошадей, запасались им из дома.
Луканька стал помогать отцу. Видно было, что хотелось ему в последний день подольше побыть среди знакомых запахов сена, соломы и навозцу, среди этих хлевушков, сарайчиков и небольших, на клетки похожих двориков - "базков"... Тут протекло детство и первая юность с своим гомоном, песнями, бранью и дракой, со всеми радостями и огорчениями. Тут была самая подлинная школа его жизни. К этому так приросло сердце, так прилепилась душа его... И вот через час-другой он оставит эту родную стихию надолго, на целые годы, для постылой чужой стороны...
Чужая сторона... От младых ногтей он слышал о ней рассказы, и песни, и предания, - еще от прадеда своего, глухого Матвея Кузьмича, который воевал на Кавказе. А дед Афанасий ходил за Дунай. Отец рассказывал про Польшу и прусскую границу. Чужую сторону все знали в станице и бывалые люди много диковинного про нее рассказывали. Но во всех рассказах и песнях вставала она в одинаково суровых очертаниях нужды, неволи и тоски по стороне родимой...
Диковинные земли, чудесные города, дворцы и богатства, высокие - до неба - снеговые горы, леса с невиданными зверями, моря неоглядные... Дух захватывало, бывало, у мальца от трепетного любопытства, когда дед или прадед или кто из соседей начнут живописать в разговорах о них, и мечта уносила к чудным этим сторонам, к горам сахарным, к берегам кисельным... А вот подошло время и - сразу ближе всего стал убогий, серенький родной угол и ничего как будто нет на свете краше сизой степи с низкими холмами и буерачками, низкорослого дубнячка по балкам и по мелкой речке Медведице, тощих родных табунов, знакомых низеньких куреней, пахнущих кизячным дымком, и облупленной станичной церковки...
Но делать нечего, не миновать сушить сухари на чужбине - такая доля казачья. Весь длинный ряд предков его - отец, деды, прадеды - искони садились на коней, оставляли станицу, родные курени, жен, детей, стариков и шли "на службу"... Кто вернулся, а кто и кости сложил на чужбине...
Так, видно, надо. Почему надо, он не знает и вопроса такого ни у кого из живущих с ним и вокруг него - нет: надо и все... Хоть и больно отрывать от сердца привычное, милое, родное, понятное... менять знакомый уклад жизни, радостный труд, всегда нужный и свой, потому - разнообразный, не надоедающий, - на иную полосу, подневольную, подначальственную, на занятия как будто и легкие, пустые, но утомительные своим однообразием, обрыдлые видимой бесцельностью и в то же время мелочно ответственные.
Увязали воз. Вывезли его на себе с сенника. Отец взял грабли, чтобы подобрать оставшиеся клочки сена, и сказал ласковым - должно быть, непривычным, - жалеющим голосом:
Мы пошли с база вместе. Но Луканька сейчас же как-то приотстал. Я оглянулся: он подошел к игренему жеребенку с отвислым лохматым животом, шлепнул его по крупу и сказал ласково:
- Ну, Игрешка, расти, друг...
Игрешка прижал было уши, но, обернувшись, повеселел, потянулся к Луканьке и мордой потерся об его рукав.
- Прощай, друг... - проговорил Луканька со вздохом и догнал меня.
В чулане курчавый брат Луканьки - Кирюшка - с зятем Потаповых Тимофеем прочищали шомполом старое охотничье ружье-дробовик и дедовский турецкий пистолет, - готовились стрелять. Искони так ведется: провожая служивых и встречая их со службы, салютуют им пальбой из ружей.
В избе-стряпке, первой из чулана, пахло щами и угаром. Мать служивого, Прасковья Ефимовна, сурово-печальная, с опухшими от слез красными глазами, деловито хлопотала около печи. В следующей - более просторной избе, с кроватью и полатями, за столом обедал целый косяк мелкоты - братья сестры Луки, его жена Алена, замужняя сестра Лёкся с ребенком. На столе стояла большая деревянная чашка со щами. Ребятишки дружно работали ложками, громко хлебали, пырскали от смеха - почему-то весело им было, - может быть, потому, что некому было огреть ложкой по лбу, стариков за столом не было.
- Не дурить! - грозно крикнула от печи Ефимовна.
Неловко ей было, что я - посторонний человек - вижу ослабление чинности за столом. Но как раз в это время Никашка толкнул под локоть Аверьке, а Аверька расплескал щи на новую рубаху, в первый раз надетую, шумевшую новым, нестиранным ситцем. Огорченное лицо Аверьки было так забавно, что Танюшка фыркнула в свою ложку и заразила всех неудержимым весельем. Алена, жена Луки, щелкнула кого-то ложкой по лбу, но от этого смех не только не унялся, по пуще пошел в ширь и высь.
Лука ласково поглядел на тесную, веселую груду обедающих, пощекотал под мышкой Никашку и сказал Танюшке:
- Невеста, а дуришь как маленькая...
И пошел через большую горницу в маленькую комнатку, отведенную "для молодых", - переодеваться. Ефимовна засуетилась было около меня, стараясь занять разговором, приглашая в горницу. Но я не хотел мешать обеду молодежи и вышел в чулан, где готовились к салюту Кирюшка и Тимофей.
- Вот, дяденька, орудия-то! - показывая дедовский турецкий пистолет, с ироническим хвастовством сказал Кирюшка. Видимо, ему очень хотелось поскорей выстрелить, но было еще рано.
- Тимофей, ай стрельнуть? - робко вопрошающим голосом прибавил он.
- Ну, да уж пальни, - снисходительно разрешил белокурый, с пушком на подбородке Тимофей, забивая пыж в ружье.
Бухнул весело выстрел, перепугал коричневого Дружка и озябших кур, которые собрались кучкой возле амбара. В воротах показались первые гости-провожатые, - я их знал: франтоватый, недавно вернувшийся из полка урядник Осотов, в сером пальто офицерского покроя, в папахе, обшитой серебряным позументом, - и два брата Рогачевы - Максим и Ларион. Уже были все трое в подпитии, как видно, - двигались тяжело и неуверенно... Вышел Луканька - в форменной куртке "защитного" цвета, в форменных сапогах и шароварах с лампасами, затянутый поясом с блестящим набором, такой ловкий, тонкий, стройный, словно с старой ватной поддевкой и валенками он скинул с себя рабочую мешковатость фигуры и угловатость движений.
Ларион Рогачев нелепо взмахнул длинными руками, как дрофа намокшими, отяжелевшими крыльями, и расслабленным, умиленным голосом воскликнул:
- Лукаша! не робей, милый мой... земля - наша, облака - божьи... не робей!..
Распущенные полы его дубленого тулупа тянулись по снегу; с трудом двигались, заплетаясь, ноги в огромных седых валенках, обшитых кожей. На измятом, пьяном лице с жесткой, как щетина, эспаньолкой и усталыми, бессильно опущенными веками, лежало скорбное, соболезнующее выражение.
Максим Рогачев, такой же длинный и нелепый, как брат, в таких же огромных валенках, но в подпоясанном тулупе, помахивая правой рукой с растопыренными пальцами, запел усталым осипшим голосом.