Академическая выставка нынешнего года отвела довольно значительное место картинам, изображающим казаков и сцены из казачьей жизни, -- факт, очень приятный для нас. По бытовой верности и правдивости наибольшее внимание из этих картин обращает на себя картина ученика академии Ф. А. Чирки -- "Привал казаков". Сюжет взят из лагерной казачьей жизни. К сожалению, картина эта по своему неудобному положению не производит на публику надлежащего впечатления. Она повешена очень высоко, и свет падает на нее как-то так, что трудно хорошенько рассмотреть ее. Кроме того, соседство таких картин, как картина проф. Мещерского "Озеро Эзельам" и г-жи Куриар "Лес" отвлекают внимание зрителя. Между тем по типичности и оригинальности сцены картина Чирки заслуживала бы большего внимания публики: от нее так и дышит чем-то истинно-казачьим -- здесь и фуражка "с заломом", и рюмка с закуской, которую торопясь несет денщик офицеру, сидящему в тени палатки и отирающему с разгоряченного лица пот.
Почти в том же роде и прекрасная картина Е. З. Краснушкиной -- "Летучая почта". Перед зрителем на первом плане небольшая группа атаманцев, поместившаяся около ветряной мельницы. К этой группе издали скачет казак, вероятно, с каким-нибудь приказанием. Прекрасна типичная фигура унтер-офицера, заряжающего или чистящего ружье и смотрящего на вестового. Перспектива представляет голую, серую степь; вдали на горизонте видны две ветряные мельницы.
В залах "по циркулю" помещена другая картина Ф. А. Чирки -- "Засада казаков на польских улан в 1812 г.". Эта картина гораздо больше останавливает перед собой публику, чем первая. На ней с большим мастерством изображена стремительная, дикая, неотразимая атака донцов-бородачей.
В тех же залах "по циркулю" (в этих залах помещаются обыкновенно более слабые картины выставки) находится картина Г. К. Бакмансона -- "Казак". Написана только голова смуглого, бородатого лейб-казака, с выражением франтоватости и беспечности на лице. Только художник, кажется, слишком уж много придал ему удальства и слишком сбил на бок фуражку. Среди других подобного же рода картин картина Бакмансона обращает на себя большее внимание только потому, что изображен казак, а не кто другой. Зато акварель г. Китаева, изображающая также казака -- казака на коне, из конвоя Его Величества -- остается почти незамеченной. Сильно вредит ей особенно то обстоятельство, что, при небольших своих размерах, она повешена очень высоко.
Из картин, изображающих старую казацкую жизнь, замечательна картина С. И. Васильковского -- "Запорожский сторожевой пункт". Небольшая группа запорожцев собралась около сторожевого кургана, на котором стоит вышка. Пейзаж представляет безлюдную, серо-зеленую степь, беспредельную, раскинувшуюся до самого горизонта. На вышке сидит запорожец-часовой в широчайших шароварах и смотрит сосредоточенно вдаль. Изображенные персонажи необычайно характерны.
Картина приобретена Великим князем Павлом Александровичем.