СПб.: Владимир Даль, 2016. -- (Прил. к Полному собранию сочинений и писем К. Н. Леонтьева: В 12 т. Кн. 2).
ВОСТОК, РОССИЯ И СЛАВЯНСТВО. СБОРНИК СТАТЕЙ К. ЛЕОНТЬЕВА. T. II. МОСКВА, 1886
Г. Леонтьев поместил в своем Сборнике множество умных, весьма содержательных и интересных статей, писем и заметок, заимствованных им из различных газет и журналов, преимущественно же из "Варшавского Дневника" за 1880 год. Помещенные статьи основательно доказывают главную идею и нередко поражают, что называется, в голову царивший у нас в 60-х и 70-х годах либерализм, говоря о нем горькую правду, указывая его зачастую мутные, зараженные источники и поставляя на вид те последствия, к которым уже успело привести и к которым неминуемо приведет практическое применение к жизни так увлекавших недавно наше общество псевдо-либеральных теорий и принципов. Остановимся, хотя на самое короткое время, отдельно на некоторых статьях рассматриваемого Сборника.
Первою помещена в Сборнике статья, заимствованная из "Зари" (1870 г.), под заглавием: "Грамотность и народность". В начале IV части этой статьи автор ее говорит: "Мое общее заключение не безусловно против грамотности, а против поспешного и тем более против обязательного обучения. И это, -- продолжает он, -- я говорю не с точки зрения свободы: развитие не всегда сопутствует свободе (см. I-й т<ом,> "Византизм и Славянство"), а с точки зрения народного своеобразия, без которого, по-моему, великому народу не стоит и жить"... "Если же жизнь, -- говорит автор в другом месте (стр. 33), -- должна быть своеобразна (т. е. иметь хотя сколько-нибудь свою культуру), а своеобразие сохранилось в нашем народе лучше, чем в нашем высшем и ученом обществе, то надо дорожить этим своеобразием и не обращаться с ним торопливо, дабы не погубить своей исторической физиономии, не утратить исторических прав на жизнь и духовный перевес над другими". По этим соображениям, "даже и теперь усердствовать с просвещением народа à la européenne вовсе нет нужды" (ibid.).
За сравнительно большою статьею "Грамотность и народность" следует 20 передовых статей "Варшавского Дневника" 1880 г. Статьи эти весьма разнообразны по содержанию, касаются или общих явлений того года и ближайших к нему раннейших годов, или отдельных частных случаев, напр<имер>: "Взрыв в Зимнем дворце", "Убийство Куммерау". В первой из этих статей -- "О либерализме вообще", последний так характеризуется: "Либерализм везде одинаково враждебен тем историческим началам, в дисциплине которых вырос тот или другой народ. Либерализм есть отрицание всякой крайности, даже и самой высокой, всякого стеснения, всякого стиля. Он (в противоположность "консерватизму","охранению", у всех народов своеобразному) везде один, везде одинаково отрицателен, везде одинаково разлагает нацию медленно и легально, но верно..." (стр. 37).
Вообще речам о либерализме в Сборнике отведено довольно много места. Кроме двух передовых статей дневника (10 и 11 января), о нем рассуждается в статье: "Чем и как либерализм наш вреден?" (стр. 123--142). В последней, между прочим, справедливо замечается, что никто не позволит себе обвинять всех без исключения русских либералов в сознательном и преднамеренном потворстве заговорам и нигилизму... (")Множество людей либеральны вовсе не по злонамеренности, а потому только, что они жалостливы и добры; другие потому, что это выгодно, потому, что это в моде: "никто смеяться не будет!" К тому же и думать много не надо для этого теперь. Система либерализма вообще очень не хитрая, не глубокая; она, в сущности, есть отрицание всякой системы, боязнь всего последовательного, всего выразительного: у либералов всё смутно, всё спутано, всё бледно, всего понемногу. Чтобы стать носителем идей современного либерализма, требуется немного ума, познаний, таланта и энергии. Оттого у нас и развелось такое множество либералов, что ими теперь (по выражению Щедрина) заборы подпирают... Не таков был либерализм 30-х и 40-х годов. В то время либералы казались или слишком опасными, или смешными. Тогда, чтобы быть либералом, действительно нужно было мыслить (правильно или нет -- это другой вопрос), ибо среда не благоприятствовала либерализму. Тогда либерализм не был ни дешевым фрондерством земского деятеля против губернатора, ни жестокостью мирового судьи к старой помещице, выведенной из терпения слугами, ни фразами адвоката в защиту бунтующей молодежи, ни завистливой оппозицией "белого" священника монаху-епископу, и т. д. Тогда либерализм был чувством личным и живым; он был тогда великодушием, во многих случаях отвагой. Не таковы либералы современные: громадное большинство либеральничает из выгод, по эгоизму. Один, например, либерал оттого, что пишет для пропитания, в газете, защищающей "свободу и равенство". Этот легко исправим: какая-нибудь ссора с редактором или хорошая построчная плата в разумной газете -- сделает его "охранителем" в одну неделю... Другой любит свободу потому, что, состоя на службе, не угодил начальству; третий -- потому, напротив, что угодил либеральному сановнику, четвертый -- пламенный боец за всевозможные "права" человека потому, что он составил себе имя и состояние при новых либеральных судах, и т. д.<">
Очень сожалеем, что не имеем места для выдержек из статьи о том, как и чем современный либерализм принес вред в земстве, в судах, в университетах, в печати и в деле эмансипации крестьян с землею. Обо всем этом в статье трактуется умно, основательно и убедительно. Факты указываются вполне достаточно говорящие за себя. Особенного внимания заслуживают речи о новых, независимых, эффектных и громогласных судах с прокурорами кстати слабыми, кстати беспощадными. Не можем не остановиться на них на минуту. "Пред нами, например), говорится в статье, две женщины, игуменья Митрофания (вдобавок и баронесса) и акушерка Засулич. Митрофания виновата, а Засулич права. Пожилую заслуженную женщину, увлекшуюся деятельным характером и желавшую обогатить любимое ею религиозное учреждение, никто не жалеет; Веру Засулич, решающуюся на политическое убийство из-за коммунистических сочувствий, жалеют все и делают ей безумную овацию!" Имея в виду этот подвиг, черным пятном лежащий на деятельности наших судов, автор заметки -- "Дама курит в церкви" (стр. 414) -- известный факт, имевший место в Уфе во время венчания, -- действительно мог воскликнуть: "Вперед! Вперед! Вы, присяжные, и вы, мировые, оправдайте поскорее, оправдайте, пожалуйста, эту... даму... даму... чтобы не сказать хуже". Как ни грустно, однако приходится сознаться, что независимые суды наши весьма много способствовали тому "таянию" России, которое теперь всех ужаснуло, и которое одним репрессивным подмораживанием, без некоторых ретроградных реформ, вполне и приостановить нельзя...
За недостатком места для отдельных замечаний о других многочисленных статьях "Сборника", вынуждаемся только перечислить и то лишь некоторые из них, более содержательные и более интересные. К числу таких относятся: "Как надо понимать сближение с народом?" ("Варш<авский> Дневник" 1880 г.); "Православие и Католицизм в Польше" ("Гражданин" 1882 г.), по поводу одной статьи г. Кояловича, помещенной в 3 No "Холмско-Варшавского Вестника", и "Отрывок из письма об Остзейском крае" (Гражд<анин> 1882 г.). За последнею статьею следует отдел "Критики" (стр. 191--309). Здесь помещены: "Новый драматический писатель" (разумеется Н. Я. Соловьев) и "Еще о "Дикарке" гг. Островского и Соловьева" (обе из "Варш<авского> Дневника" 1880 г.); "Разоренное гнездо" (Рассказ для детей А. Сливицкого, -- "Моск<овские> Вед<омости>" 1882 г.); "Письмо к П. Е. Астафьеву", по поводу его книги: "Психический мір женщины" ("Гражд<анин>" 1883 г.); ""Перелом" Маркевича" ("Моск<овские> Вед<омости>" 1883 г.); "Т.И. Филиппов и От<ец>Склобовский" ("Гражд<анин>", No 1883 г.); "Страх Божий и любовь к человечеству", по поводу рассказа гр<афа> Л. Н. Толстого: "Чем люди живы?" ("Гражд<анин>" 1883 г.) и "О всемірной любви", речь Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике ("Варшавский Дневник" (1880) г.). Следующий за сим III отд<ел> "Сборника" озаглавлен "Воспоминания и отрывки" (стр. 311--394). В этом весьма разнообразном и интересном по содержанию отделе помещено, между прочим, "Поучение Никанора, архиепископа Херсонского, о вреде желез<ных> дорог, пара и вообще об опасностях слишком быстрого движения жизни" (1885 г.). IV и последняя часть "Сборника" озаглавлена "Сквозь нашу призму". Такое заглавие имел под редакцией кн. H. Н. Голицына "Варш<авский> Дн<евник>" 1880 г. особый отдел, в котором редактор и сотрудники его делали разного рода мелкие заметки по поводу разных слухов, приключений, газетных сообщений и т. п. Подобные заметки и составляют последнюю часть "Сборника". Весьма желательно возможно большее распространение рассмотренной книги. Предлагаемая ею духовная пища, вне всякого сомнения, способна освежить и укрепить искалеченный и немощствующий дух нашего общества.
КОММЕНТАРИИ
Впервые: Гр. 1886. 25 мая. No 42. С. 8--10.
Атрибутируется Кристи на основании сообщения в письме Леонтьева к своему племяннику Владиміру от 29 сентября 1885 г.: "В "Гражданине" готовит Кристи две статьи..." (ГЛМ. Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 48. Л. 10 об.). Не вызывает сомнения, что первая статья -- это "Что посеешь, то и пожнешь", единственная же обнаруживаемая в "Гражданине" "другая статья" о сборнике Леонтьева -- это републикуемая рецензия. В письме к племяннику от 1 ноября 1885 г. Леонтьев сообщил, что Кристи "уже послал" свою статью в "Гражданин" (Там же. Л. 11 об.). Остается неясным, что задержало публикацию до мая 1886 г.
С. 146. ...из различных газет и журналов, преимущественно же из "Варшавского Дневника" за 1880 год. -- См.: (Фетисенко О. Л.) 1) К. Леонтьев и "Варшавский дневник" (72, 760--791); 2) О сборнике "Восток, Россия и Славянство" (82, 775--817).
С. 146. "Грамотность и народность" -- Статья Леонтьева, написанная в 1868--1869 гг. и впервые опубликованная в журнале "Заря" (1870. No 11, 12).
С. 146. "Мое общее заключение не безусловно против грамотности ~ (см. 1-й т<ом,> "Византизм и Славянство") ~ не стоит и жить"... -- Цитируется IV глава статьи "Грамотность и народность" (71, 118--119). Слова в скобках у Леонтьева -- примечание.
С. 146. "Если же жизнь, -- говорит автор в другом месте (стр. 33), -- должна быть своеобразна (т. е. иметь хотя сколько-нибудь свою культуру) ~ усердствовать с просвещением народа à la européenne вовсе нет нужды"... -- Цитаты из той же статьи (71, 130; текст в скобках перенесен из абзаца, предшествующего первой фразе); à la européenne -- на европейский манер (фр.).
С. 147. ...20 передовых статей "Варшавского Дневника" 1880 г. -- См.: 72, 7--107.
С. 147. "Взрыв в Зимнем дворце" -- Передовая от 15 февраля, в которой Леонтьев откликнулся на покушение на Александра II, совершенное 5 февраля 1880 г. С. Н. Халтуриным.
С. 147. "Убийство Куммерау". -- Под названием "Убийство Куммерау. Турция и Франция по отношению к России" в сборнике переиздана передовая от 15 марта 1880 г. Комментарий см.: 72, 831--833.
С. 147. В первой из этих статей -- "О либерализме вообще" ~ "Либерализм везде одинаково враждебен ~ разлагает нацию медленно и легально, но верно..." -- Цитируется передовая от 9 января 1880 г. (72, 7--8); пояснительный текст в скобках принадлежит Кристи.
С. 147. ...в статье: "Чем и как либерализм наш вреден?". -- Сведенья о первой публикации см.: 72, 850.
С. 147. ...что никто не позволит себе обвинять всех ~ при новых либеральных судах... -- Статья цитируется с неточностями и перестановками, поэтому Кристи и не взял цитату в кавычки: 72, 119--122; комментарии см.: 72, 853.
С. 148. ...с прокурорами кстати слабыми, кстати беспощадными. -- Измененная цитата из статьи Леонтьева (ср.: 72, 136).
С. 148. "Пред нами, напр<имер> ~ две женщины ~ безумную овацию!" -- Там же. Комментарий см.: 72, 794, 858--859.
С. 148. ...автор заметки -- "Дама курит в церкви" (стр. 414) ~ действительно мог воскликнуть: "Вперед! Вперед! ~ даму... чтобы не сказать хуже". -- Заметка из цикла "Сквозь нашу призму" (72, 241--242). Сведения о первой публикации и реальный комментарий см.: 72, 920. Имя курящей в церкви дамы -- Ю. М. Благовещенская.
С. 148. ...способствовали тому "таянию" России, которое теперь всех ужаснуло, и которое одним репрессивным подмораживанием, без некоторых ретроградных реформ, вполне и приостановить нельзя... -- Цитата из статьи "Чем и как либерализм наш вреден?" (72, 135). Подробнее о формуле Леонтьева "...надо подморозить хоть немного Россию...", прозвучавшей в передовой "Варшавского дневника" от 1 марта 1880 г., см.: Фетисенко О. Л. Два "первых марта": Политическая "метеорология" Константина Леонтьева // Родина. 2015. No 2. С. 97--99.
С. 149. "Как надо понимать сближение с народом?" -- См. преамбулу: 72, 861--877.
С. 149. ..."Православие и Католицизм в Польше" ~ по поводу одной статьи г. Кояловича, помещенной в 3 No "Холмско-Варшавского Вестника"... -- В своей статье (сведенья о первой публикации см.: 72, 847) Леонтьев откликнулся на статью М. О. Кояловича "Вопрос о примирении с поляками", перепечатанной в "Холмско-Варшавском епархиальном вестнике" из "Церковного вестника" 1879 г. (см.: 72, 849--850).
С. 149. "Отрывок из письма об Остзейском крае" -- см.: 72, 847.
С. 149. ..."Новый драматический писатель" ~ и "Еще о "Дикарке" гг. Островского и Соловьева"... -- Статьи, помещенные в "Русском вестнике" (1879. Дек. С. 792--814; подп.: К. Л.) и "Варшавском дневнике" (1880. 8 марта. No 55. С. 3; 14 марта. No 60. С. 3--4).
С. 149. ..."Разоренное гнездо"... -- рецензия на рассказ А. М. Сливицкого, помещенная за подписью "N." в "Московских ведомостях" (1882. 17 апр. No 105. С. 4).
С. 149. "Письмо к П. Е. Астафьеву", по поводу его книги: "Психический мір женщины"... -- Статья, подписанная в первой публикации (Гр. 1883. 27 февр. No 9. С. 7--10) псевдонимом "М. Вл--ва", образованным от имени и отчества племянницы Леонтьева, была его вторым откликом на книгу Астафьева, вышедшую в Москве в 1882 г.
С. 149. ""Перелом" Маркевича" -- Впервые опубликованная в "Московских ведомостях" (1882. 2 апр. No 90. С. 4; подп.: N.) статья, посвященная роману Б. М. Маркевича (1880--1881). Об отношениях писателей см.: Гептастилисты. С. 342--352.
С. 149. "Т. И. Филиппов и От<ец> Склобовский" -- Под таким названием в сборнике были помещены первоначальные 111 и IV главы статьи "Письма о Восточных делах" (см.: 82, 859--862, 870--872).
С. 149 . "Страх Божий и любовь к человечеству" ~ и "О всемирной любви"... -- Об этих статьях см.: 9, 747--794, 806--809.
С. 149. ..."Воспоминания и отрывки" (стр. 311--394). -- В этот раздел (далее указаны страницы второго тома сборника "Восток, Россия и Славянство") вошли статьи "О памятнике в Филях" (С. 317--319), "Епископ Никанор о вреде железных дорог, пара и вообще об опасностях слишком быстрого движения жизни" (С. 387--394) и очерки "Рассказ смоленского дьякона о нашествии 1812 года" (С. 319--326), "Воспоминание о Ф. И. Иноземцове и других московских докторах 50-х годов" (С. 326--334), "Пасха на Афонской горе" (С. 334--345), "Разбойник Сотири" (С. 345-- 375), "Два представителя индустрии" (С. 375--383) и "Знакомство с Лессепсом" (С. 383--387).
С. 149. ..."Поучение Никанора, архиепископа Херсонского, о вреде желез<ных> дорог, пара и вообще об опасностях слишком быстрого движения жизни"... -- Статья (точное название см. выше) была написана специально для сборника "Восток, Россия и Славянство" в конце октября 1885 г. Поводом к ней послужила публикация в "Православном обозрении" (1884. Окт. С. 326--343) "Поучения" епископа Никанора "при освящении новых зданий вокзала железной дороги в Одессе". См.: 82, 909--914.
С. 149. ..."Сквозь нашу призму". -- См.: 72, 218--248. Рубрика "Варшавского дневника": "...разные заметки мимоходом, по более выдающимся фактам из общественной жизни и политики" (цит. по: 72, 909).