Криницкий Марк
Светлый оазис

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из цикла "За бортом привилегированного просвещения".


Марк Криницкий

Светлый оазис

   Девять часов вечера. Глухая ноябрьская, запорошенная снегом Пресня. Пьяные и развязные фигуры мужчин и женщин. Еще более глухой переулок. Зияющие пасти трактиров и портерных.
   И вот в темноте высокий и светлый дом, пронизанный электрическим светом, и спешащие к нему по тротуару маленькие деловитые фигурки. Иду за ними и с ними. Высокая многоэтажная лестница. В одном этаже где-то за дверью громко поет виолончель. Мимо. Две фигурки в платочках, одна с большой смешной муфтой (первая дань городской моде), оглядываясь на меня и смеясь, бегут все выше и выше.
   На самой верхней площадке ходьба таких же фигурок, но уже без верхнего платья. Платьица, большею частью, короткие, хотя здесь клуб для девиц от шестнадцати лет. Но это скорее девочки. Фабрика и мастерская задерживают развитие роста и форм. Но они не могут убить веселья и молодости. Налево, в большой комнате, напоминающей по мебели класс, у длинного стола совершается чаепитие. Тут же, возле длинной вешалки разматываются головные платки, и сбрасывается верхнее платье. Калош нет, но пол паркетный чистый.
   -- Боже, до сих пор нет самовара.
   -- Успокойся. Ставится. Сейчас подадут. Иди пока слушать культуру.
   -- А что такое культура?
   -- Вот в той комнате за дверью.
   Идем слушать культуру. В небольшом зале тишина и мрак. На освещенном волшебным фонарем экране полуголые фигуры в звериных шкурах, очевидно, что-то жарят на плохо нарисованном костре. Перед экраном ряды скамеек и густая масса подвижных шумных полудетских, полу взрослых фигурок. Высокая дама в сером, остриженная, курчавая, в мужской манишке и галстухе читает лекцию:
   -- В это время уже варили пищу. Где? Разумеется, не в печке. А в чем же? На костре. Какими продуктами питались? Кукурузой. Каким образом? Они знали уже употребление муки.
   Голос из публики:
   -- Делали лепешки.
   Общий смех.
   -- Совершенно верно. Делали и пекли лепешки. На этом я сегодня кончу.
   Вспыхивает электричество, и мы оказываемся в совершенно белой яркой комнате с белым экраном и белыми скамьями. Лекторша, она же председательница попечительства, подходит ко мне. Девочки делают гримасы:
   -- Скажите! Нас пришли описывать. Чего у нас описывать?
   Но я объявляю, что пришли не описывать, а фотографировать. Сенсация. Смущение.
   -- А я в старом платье... Сучкова, причешись... Вот беда!
   Закинутые вверх локти, ленточки в зубах. Круглые, испуганные глаза. Мелькающие в дверь и из двери фигуры.
   -- Ага, забегали.
   -- Господа, сейчас считка.
   Входит полная дама бальзаковского возраста с грубым, но приятным голосом. Ей все подчиняются и ее любят. Но, по-видимому, в ее распоряжении мало времени. Она даже не снимает шапки с белым султаном. Муфту и сумочку она бросает на стол.
   -- Чай будем пить после, господа. К тому же и самовар все еще не поспел.
   Опять все рассыпаются по скамьям.
   -- А Снегурочка здесь? Затворите дверь.
   -- Снегурочка не пришла. У них сегодня большая смена.
   В двери врывается черноволосая стремительная с растрепанными космами фигурка:
   -- Господа, кто хочет взносить членский взнос?
   -- Тише! Не видишь, началась репетиция?
   -- Пузакова, подите сюда. Теперь попробуем ваш голос.
   Высокая блондиночка, похожая на спичку, робко приближается к столу и, выставив одну ногу, а руки соединив на животе, неожиданно звонко говорит:
   -- В урочный час, обычной чередой являюсь я...
   -- Хорошо... А Снегурочку придется, значит, пока выбрать другую. А кто же будет Купавой? Постойте, у меня еще нет Весны.
   -- Я -- Весна.
   -- Подите сюда, Весна.
   Весна выходит из рядов в синей кофточке с розовой отделкой и длинной теплой шали.
   -- Вот так Весна! Ей холодно.
   -- А ваша фамилия, в сереньком платьице?
   -- Она играет девушку Маврушу.
   Сконфуженно встает и низко смотрит в землю та, которая будет играть Маврушу. Это почему-то вызывает особенную веселость собравшихся?
   -- А вот Федяшина. Она пришла.
   -- Почему Федяшина.
   -- А у нее громкий голос. Она будет играть Бермяту. Ну-ка, скажи громко свою фамилию. .
   -- Федяшина, -- говорит сиплым басом девочка на весь зал.
   -- Теперь узнаю. А то она вся размокла: я ее было не узнала.
   -- А по-моему Сучкова не похожа на Весну.
   -- Почему?
   -- Господа, вы меня совсем выперли.
   -- А кто же будет играть Масленицу?
   -- Не надо Масленицы. Просто проедет чучело -- и ладно.
   -- Как интересно!
   -- Вы меня сбиваете, господа: я вас так плохо знаю, а вы меня еще сбиваете. Да затворите же дверь: там музыка.
   -- Наши слушать пошли.
   -- Нет, самовар поспел.
   -- Ничего подобного.
   -- А кто из вас двух повыше?
   Дама надевает пенсне. Начинается сравнение, при чем две девочки становятся друг к другу спиною.
   -- Ну, теперь все. Значит, Берендей -- Степанова, Мороз -- Сучкова.
   -- Я не буду. У нас теперь много работы: мне некогда учить роли.
   -- А меня почему не выбрали?
   -- А вот Вальковой надо играть лешего: у нее голос к лешему подходит.
   -- Ошибаешься.
   -- Господа, приступим к чтению. Пожалуйте. Весна и Мороз.
   Мороз кладет муфту.
   Когда я вхожу через пять минут опять, репетиция уже идет полным ходом.
   -- Ужасный смысл таится в этом слове "таять".
   Мороз говорит с пафосом, но плохо выделяя отдельные слова. Дама в пенсне горячится, и ее белый султан дрожит.
   -- Чем свет бежит на родничок куница... Ударение на слове "куница".
   -- Сударыня, теперь позвольте вас всех снять.
   -- У-у!
   Смятение. Поднятые к прическам руки.
   Большие глаза.
   -- Стойте же смирно, делайте вид, что мы продолжаем репетицию.
   -- Господа, слышите? Делайте вид.
   Фотограф расставляет свой аппарат и накрывается черным сукном. Последнее обстоятельство вызывает всеобщую веселость.
   -- Ну, делайте же вид, господа! Ведь это же просто отчаяние!
   -- Господа, будем серьезны... "Чем свет бежит на родничок куница"...
   Дзум! -- Вспыхивает магний. Кто-то из будущих актрис сломя голову прыгает через рамку в зал и ослепленный кидается лицом на скамью.
   -- Вот ужас!
   Между тем в чайной подали уже самовар.
   -- Кто дежурный член правления?
   -- Сегодня дежурная Косарева.
   -- Косарева, дайте мне на копейку конфет.
   -- Билетик есть?
   -- Пожалуйста, не беспокойся: я его сама насадила на шпильку.
   -- А разве у вас есть и члены правления?
   -- Как же, и кандидатки к ним. У нас по всей форме. Мы и выбираем сами.
   -- И как же вы выбираете?
   -- Собираемся мы все девочки и выбираем промежду себя. Кто получит больше всего голосов, того и выбираем: кому обязанности по буфету, кто у вешалки стоять, чтобы смотреть, а которая билеты контролирует.
   -- Мы и вам можем налить стакан чаю.
   Я и фотограф пьем чай, взяв предварительно по белому билетику и заплатив по копейке за стакан. Время уходить.
   Когда мы прощаемся, председательница озабоченно просит меня как можно точнее озаглавить официальное название оазиса:
   -- Пресненское попечительство первого участка. Комиссия разумных развлечений и больше ничего.
   Она кого-то и чего-то боится и опять просит, чтобы я не написал чего-нибудь лишнего.
   -- Ах, пожалуйста! Понимаете? Пожалуйста.
   На нее со всех сторон надвигаются смутные, не совсем понятные мне страхи.
   -- Конечно, учреждение молодое. С одной стороны, нас радует гласность. Мы не прочь немного себя порекламировать, чтобы привлечь молодежь. Но вы понимаете? Уж, пожалуйста...
   Когда я прохожу, чтобы спуститься вниз по площадке сквозь полуоткрытую дверь комнаты, где происходит репетиция, доносится чистый серебристый голосок, звучащий точно не из этого темного и грязного мира пресненских улиц и закоулков, куда я должен буду сейчас опять погрузиться:
   -- Проснитесь, отзовитесь на голос мой, -- звенит серебряный колокольчик. -- Ау, ау!
  

-------------------------------------------------------------------------

   Источник текста: Криницкий, Марк. Припадок [и др. рассказы] -- Москва: Современные проблемы, 1916, 260 с. 18 см. (Библиотека русских писателей).
   Распознание, современная орфография, подготовка текста: В. Г. Есаулов, ноябрь 2015 г.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru