КРЕСТОВСКАЯ Мария Всеволодовна [в замужестве -- Картавцева; 30.11(12.12).1862, Петербург -- 24.6(7.7).1910, имение Мариоки, Финляндия], прозаик. Дочь В. В. Крестовского. Первонач. образование -- домашнее. С 1872 воспитывалась в Мариинскомин-те, в 1874--76 -- в Смольном ин-те (см. очерк К. "Смольный. Исчезнувшие типы" -- ЛПН, 1904, No 3--4); училась в г-зии, к-рую не закончила. Готовила себя к сце-нич. деятельности: в юности с успехом выступала в частных т-рах, в т. ч. в т-ре Корша в Москве, где жила в кон. 70-х гг.; в нач. 80-х гг. вернулась в Петербург. Будучи уже изв. писательницей, стремилась поступить на проф. сцену (в письме А. И. Сумбатову-Южину от 6 июня 1893 просила с этой целью его рекомендации. -- ЦГАЛИ, ф. 878, оп. 1, No 1, л. 9). Лит. начинания К. поддерживал В. П. Клюшников. Первые ее произв. были опубл. в ж. "Рус. вест." в 1885: рассказы о начинающих актрисах "Иса" (No 2) и "Леля" (No 8, 9), в к-рых ярко воссозданы атмосфера, театр, "фон" ("мастерское описание среды... знание сцены" -- Клюшников В., М. В. Крестовская. -- МВед, 1889, 6 июня, с. 4). В пов. "Ранние грозы" (PB, 1886, No 8, 10--12; отд. изд. -- СПб., 1889; 3-е изд., М., 1904) -- психол. анализ страданий девочки-подростка, вызванных разрывом матери с отцом (возможно, в повести нашли отражение дет. ощущения К. в связи с разводом ее родителей, а также переживания К., когда она, живя в Москве, осталась одна с внебрачным ребенком). Гл. темы творчества К. -- поиск женщинами своего места в жизни, проблемы семейного счастья, любви. Среди ранних произв. выделяется пов. "Вне жизни" (в кн. К.: Повести, рассказы, романы, т. 2) о несостоявшейся жен. судьбе. Клюшников отметил у К. "изумительное для такого молодого таланта... чувство меры", отсутствие в ее повести персонажей и деталей, "не нужных в архитектонике произведения" (МВед, 1889, 6 июня, с. 4). С 90-х гг. сотрудничала в ж. "Вест. Европы", "Сев. вест.", "Рус. мысль", "Рус. обозр." и др. Романом К. "Артистка" (ВЕ, 1891, No 4--11; отд. изд. -- СПб., 1896; М., 1903), героиня к-рого, потомств. актриса, во имя сцены отрекается от супружеского счастья, "зачитывалась с увлечением вся Москва и весь Петербург" (Щепкина-Куперник, с 273).
Одни критики оценивали образ героини как воплощение высокой и самозабвенной преданности избранному в жизни пути (А. П-ва -- Кн. "Недели", 1892, No 2), считали, что К. создала роман, окончательно упрочивший ее славу (Добрые, с. 226), другие, находя удачной обрисовку быта "двух, в сущности одинаковых, бурж. мирков" -- петерб. великосветского и моск. аристократического, видели "беду" романа в том, что "бурж. аппетиты представлены не в сатирич. освещении", а как "нечто положительное и вполне серьезное" [Головин (Орловский) К. Ф., Рус. роман и рус. общество. 2-е изд.. СПб., 1904, с. 479; ср.: РМ, 1892, No 2; А. М. Скабичевский -- "Нов. слово", 1896, No 12]. Однозначно негативно оценили "Артистку" М. А. Протопопов (РМ, 1892, No 4) и А. Л. Волынский (СВ, 1891, No 6).
Тонкого психол. мастерства в обрисовке переживаний героев, противостоящих душевной пустоте и ханжеству, К. достигает в пов. "Бабушкина внучка" (РО, 1890, No 1--2; отд. изд. -- СПб., 1896; М., 1904), "Ревность" (РО, 1892, No 1; отд. изд.-- СПб., 1896; М., 1904) и "Сын" (СПб., 1896; М., 1904), оцененных "как крупное явление в ... беллетристике последних десятилетий" (Л. Е. Оболенский -- Кн. "Недели", 1896, No 11, с. 241). Повесть в письмах "Женская жизнь" (СВ, 1894, No 11--12; 1895, No 1), охватывающая период с кон. 40-х до нач. 70-х гг., "написана... довольно ярко и, вместе с тем, очень просто" (РМ, 1894, No 12, с. 617); позднее К. опубл. ее продолжение -- "Из эпохи 60-х гг. (Неизданные письма из "Женской жизни")" (МБ. 1903, No 2--4;отзывы: Ю. Айхенвальд -- РМ, 1903, No 5; А. Измайлов -- "Ежемесячник "Звезды"", 1903, No 5). В этой повести, оставшейся незаконченной, К. воссоздает моск. и про-винц. жизнь неск. ветвей дворян, семьи среднего достатка, настроения либеральной интеллигенции нач. 60-х гг. (описывая события последующих лет, К. сосредоточивает внимание в осн. на личных переживаниях героини).
В 1900-е гг. К. писала мало. Рассказ "Вопль" (РМ, 1900, No 1--2; отд. изд. -- М., 1903) вызвал одобрит, отзыв А. П. Чехова: ""Вопль" хорошая вещь... в стиле толстовского "Семейного счастья", в манере попахивает старинкой -- и так все деликатно и умненько" (Письма, IX, 29). В пов. "Исповедь Мытищева" (РМ, 1901, No 1--2; отд. изд. -- М., 1903; рец.: Е. Колтоновская -- "Обр.", 1901, No 7--8; РБ, 1903, No 10) выведен образ безвольного декадента.
Последние годы жизни К. провела в осн. в Финляндии, на своей вилле Мариоки, где у нее подолгу жила Т. Л. Щепкина-Куперник, посвятившая усадьбе К. поэтич. цикл "Сказки Мариок" (писательниц связывала многолетняя дружба); в Мариоках бывали Л. Н. Андреев, Е. Н. Чириков, Вл. С. Соловьёв, Я. П. Полонский, А. Ф. Кони и др. И. Е. Репин в нач. 90-х гг. написал портрет К., назвав его "Мечты". Уже после смерти писательницы были опубл. отрывки из ее дневников "В Ольховатом" (ВЕ, 1912, No 10--11), где с состраданием описывается беспросветность и нищета рус. деревни кон. 19 в.
Изд.: Повести, рассказы и романы, т. 1-- 4. СПб.. 1889--96; 3-е изд., М., 1904.
Лит.: Кони А. Ф., Собр. соч.. т. 8, М., 1969, с. 291; Чуйков., Совр. женщины-писательницы. -- "Набл.", 1889, No 4, с. 48--50; Скабичевский А. М., История новейшей рус. лит-ры, 4-е изд., СПб., 1900, с. 392--93; Добрые; его же. Соч., 3-е изд., т. 2, СПб., 1903, стб. 640--66; Полевой П. Н., История рус. словесности, т. 3, в. 12, СПб., 1900 (ук.); Щепкина-Куперник Т., Памяти К. -- "Синий журнал", 1911, No 28; ее же, О Репине и его нек-рых моделях. -- В кн. : Худож. наследство, т. 2, Репин, М.--Л., 1949, с. 261--78; Колтоновская Е. А., Жен. силуэты, СПб., 1912, с. 81--101; Лит. процесс и журналистика (2). * Некрологи, 1910; "Нива", No 29; "Рампа и жизнь", No 27; ТиИ, No 26; "Светоч и Дневник писателя", No 7--8 (есть библ.); "Жен. дело", M 23--24; ИВ, No 8; НВ, 7 июля; РСл, 26 июня (А. Измайлов); МВед, 27 июня; "Голос Москвы", 26 июня. НЭС; Венгеров. Источ.; Мезьер; Гранат; Владиславлев; КЛЭ; ИДРДВ; Масанов.
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 2174;ф. 571 (15 писем К. 1900-х гг. Т. Л. Щепкиной-Куперник); ИРЛИ, No 15096 (письма Ф. Д. Батюшкову за 1890--1910); ф. 62, оп. 1, No 17; оп. 2, д. 14; оп. 3. No 241, 242 (письма П. И. Вейнбергу); ЦГАОР, ф. 564, оп. 1, д. 2033, 2031 (письма К. и ее мужа -- Е. Э. Картавцева к А. Ф. Кони за 1891--1927); ЦГИАЛ, ф. 19, оп. 124, д. 841, л. 828 об.; ф. 414, оп. 1, д. 1248; ф. 2, оп. 1, д. 10227 (л. д.).
Т. П. Агапкин.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1993