КРЕЧЕТОВ Сергей [наст. имя и фам. Сергей Алексеевич Соколов; 25.9(7.10).1878, Москва -- 14.5.1936, Париж], поэт, критик, издатель. Муж Н. И. Петровской. Сын присяжного поверенного, нотариуса Моск. окружного суда. В 1897 закончил 1-ю моек, г-зию с зол. медалью, в 1901 -- юрид. ф-т Моск. ун-та (диплом 1-й степени). "Года 2--3 занимался адвокатской деятельностью, к-рую потом постепенно фактически оставил для литературной. ... С 1904 года избран гласным моек. Губ. земства" (автобиография <1908> -- ИРЛИ, ф. 289, оп. 4, No 72, л. 42). С 1908 присяжный поверенный округа Моск. судебной палаты.
Тяготение К. к символизму "определилось еще в годы студенчества. .. совершенно самостоятельно, без всяких личных влияний" (автобиография 1913 -- ИРЛИ, ф. 377). В 1903 К. основал и более 10 лет единолично вел моек, изд-во "Гриф", ставившее целью распространение "нового иск-ва".
В 1903, 1904, 1905 вышли в свет подготовленные К. три альманаха "Гриф", включавшие произв. К. Д. Бальмонта, А. Белого, А. А. Блока, Вяч. И. Иванова, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба, В. Ф. Ходасевича, а также мн. второстепенных авторов символист, круга, в т. ч. и первые опубл. стихотворения К.; 4-й альм. -- "Альманах Гриф. 1903--1913", собр. к 10-летию деятельности изд-ва, вышел в нач. 1914. Вокруг "Грифа" объединялись пренм. начинающие писатели-"декаденты", среди них и явные подражатели ("подбрюски", "брюсенята", по определению Белого), характерным представителем к-рых был сам К. -- по общему мнению крупных мастеров-символистов, "декадентская посредственность" (письмо Белого к Э. К. Метнеру, сект. 1904 -- ГБЛ, ф. 167, 1. 41). Деятельность "Грифа" развивалась в ходе перманентных конфликтов и пост, конкуренции со "Скорпионом", лидер к-рого В. Я. Брюсов резко критиковал К. и его издательские начинания за отсутствие новизны, "ненужные перепевы и скучные повторения" ("Весы", 1904, No 3, с. 53--54; подпись Д. Сбирко). По воспоминаниям Петровской, "вещи, отвергнутые чСкорпионом", радушно принимались "Грифом"" (ЛН, т. 85, с. 777). В то же время К.-издатель отличался большой энергией и инициативностью, искренне стремился пропагандировать достижения "нового иск-ва" и способствовать его развитию, выпустил в свет ряд значит, изданий, среди них первая кн. Блока "Стихи о Прекрасной Даме" (1905), "Только любовь" (1903) и "Зарево зорь" (1912) Бальмонта, "Возврат. III симфония" (1905) и "Урна" (1909) Белого, "Истлевающие личины" (1907) Сологуба, "Молодость" (1908) Ходасевича, "Стихотворения. 1900--1910" (1910) М. А. Волошина, "Кипарисовый ларец" (1910) И. Ф. Анненского, "Громокипящий кубок" (1913) И. Северянина и др.
В нач. Революции 1905--07 К. занимал позицию радикала, входил в партию кадетов и "принимал деятельное участие в парт, работе. Осенью 1907 года вышел из состава партии, находя, что она утрачивает оппозиц. яркость" (автобиография <1908>). Обществ, настроения этого периода отразились в первом сб. стихов К. "Алая книга" (М., 1907; через 6 месяцев после выхода был изъят из продажи моек. ген.-губернатором); вошедшие в него стихотворения рев. тематики отличались поверхностностью, обилием условно-поэтич. красивостей и декларативностью. Сб-к был единодушно отвергнут критикой: Брюсов находил в нем "кричащую риторику", "однообразную шумиху слов" (Брюсов В. Я., Собр. соч., т. 6, М., 1975, с. 336), Блок --отсутствие "оригинальных мыслей, образов и напевов" (Блок, V, 158), Н. Я. Абрамович отмечал, что "звонкий и внешне безупречный стих" К. оставляет "впечатление шелухи, лишенной содержимого" ("Нов. книга", 1907, No 9, с. 16); П. М. Пильский иронически характеризовал единств, самобытное качество К.-поэта -- его "темперамент": "Он умеет негодовать, знает гнев и восторг, любит покрикивать, склонен к устрашающим метафорам, зловещим эпитетам, часто увлекается шумной музыкой бравурных слов" (СМ, 1907, No 12, с. 136; ср. скептич. отзыв М. С. Ольминского -- "Обр.", 1907, No 12).
В 1905 К. принимает участие в редактировании моек, худож.-кри-тич. ж. "Иск-во", на базе к-рого с янв. 1906 возникает ж. "Золотое руно", организованный при его ближайшем участии (в 1-й пол. 1906 К. -- зав. лит.-критич. отделом ж-ла, его идеолог и фактич. руководитель). "Золотое руно" в пору руководства К. практически дублирует программу ведущего символистского ж. "Весы", не привнося принципиальных идейно-эстетич. новаций. В июле 1906 К. уходит из "Золотого руна", порвав отношения с ред.-издателем ж-ла Н. П. Рябушинским, основывает собств. ж. "Перевал", изд. с нояб. 1906 по нояб. 1907.
В противовес "Весам" и "Золотому руну" К. стремился соединить в "Перевале" "эстетизм" с "обществеииостью", с "полит, элементом" (подзаг. "Журнал свободной мысли", девиз: "Радикализм философский, эстетический, социальный"), однако направление ж-ла, призванного служить "надпартийному" радикализму, отличалось абстрактностью, идейной неопределенностью. При этом "Перевал" был единств, символист, органом, помещавшим обзоры событий обществ, жизни, статьи и рецензии социально-полит, тематики. В нем участвовали ведущие символисты, но преобладали второстепенные представители "нового иск-ва", печатались также приверженцы др. лит. направлений; по общему эстетич. уровню публикаций он заметно уступал "Весам" н "Золотому руну".
После прекращения "Перевала" К. заведовал лит. отделом моек, газ. "Час" (1907--08), занимался организацией Бюро провинц. прессы (1908), участвовал в Моск. лит.-худож. кружке. В 1-й пол. 1910-х гг. К. активно выступал как газетный и журн. обозреватель -- в ж. "Рампа и жизнь" (статьи и театр, рецензии), в газ. "Утро России" регулярно печатал краткие отзывы и обзорные статьи о лит. новинках ["Восемь поэтов" -- 1912, 6 янв.; "Три стихотворца" -- 1912, 11 февр.; "Восемь беллетристов" -- 1912, 10 марта; ряд статей (под разными назв.) цикла "Заметки о текущей рус. лит-ре" -- 1912, 21 апр., 19, 26 мая, 14 июля; 1913, 26 янв., 2 марта, 27 апр., 12 окт.; 1914, 25 янв., 22 февр.; "Половодье" -- 1914, 26 апр., и др.]. представляющие собой своды микрорецензий (по образцу аналогичных обзоров Брюсова), не претендующие на обобщающую характеристику лит. процесса. Позиция К.-критика отличалась достаточной широтой и объективностью, но также и неприятием футуристич. новаций ("Finita la comedia!" -- УР, 1914, 22 марта). Стихи и заметки К. печатались также в ж. "Живописная неделя", "В мире иск-в", "Юность", "Рус. мысль", "Совр. мир", моек. газ. "Новь", "Век", "Час", "Столичное утро" и др.
Вторая книга стихов -- "Летучий голландец" (М.. 1910; вышла в окт. 1909) закрепила за К. репутацию характернейшего символиста-эпигона. Отсутствие собств. индивидуальной манеры, вариации на темы и мотивы, разработанные крупными мастерами (Брюсовым, Бальмонтом, Блоком, Белым, Сологубом), склонность к декоративности и "поэтизмам", к апробиров. сюжетам и лит. приемам -- отличит, черты творчества К., подмеченные рецензентами: "за всеми этими ликами и ласками лит-ра и лит-ра" (В. Львов -- СМ, 1909, No 11, с. 144); "стихотворения К. не прельщают новизной и свежестью. Гл. недостатки их -- подражательность и торжественность" (Блок, V, 653). Вместе с тем были выделены и определ. достоинства -- "свободный и уверенный стих", "звонкие, неожиданно радующие рифмы" (Н. С. Гумилёв -- "Аполлон", 1909, No 2, ноябрь, [отд. II], с. 22), "значит, успехи в умении писать стихи" по сравнению с 1-м сб-ком (Брюсов, т. 6, с. 337).
В нач. 1-й мировой войны К. уходит добровольцем в армию, в чине прапорщика участвует в двух походах в Вост. Пруссию, запечатленных им в кн. "С железом в руках, с крестом в сердце. Записки офицера" (П., [1915]) -- очерках, ценных как документальные репортажи о воен. действиях, насыщенных книжными образными штампами и подчиненных националистич. идее о России -- "всеславянском Риме", призванной к свершению "всемирного подвига". Книга была сочувственно встречена в печати, с похвалой указывалось на ее дневниковый характер и "искренность тона" (В. Ю. Б. <Н. Н. Вентцель> -- НВ, илл. прил., 1915, 12 дек., с. 10; И. Джонсон <И. В. Иванов) -- УР, 1915, 26 сент.; В. Ермилов -- "Рампа и жизнь", 1915, No 43), однако отмечалось, что "чувства войны" в ней "не удалось передать" (Б. Гу<сма>н -- ЖЖ, 1916, No 1, с. 16).
В марте 1915 К. был ранен и попал в нем. плен, в авг. 1918, после Брестского мира, доставлен в Москву, откуда через месяц переправился на юг. С весны 1919 по март 1920 служил в Добровольч. армии, был ред. Лит.-полит. пресс-бюро, выступал как идеолог "белого движения" с многочисл. публиц. и пропагандист, статьями в газ. "Утро" (Купянск), "Жизнь" (Ростов-на-Дону), "Родина" (Харьков) и др., выпустил в Ростове-на-Дону лит.-худож. ж. "Орфей" (1919, No 1, дек.; соредактор -- Е. Е. Лансере). Весной 1920 эмигрировал в Париж, сотрудничал в газ. В. Л. Бурцева "Общее дело" (печатался также в ж. "Рус. мысль", в пражской газ. "Рус. дело"); в 1922 переехал в Берлин, где возглавил изд-во "Медный всадник" (издал одноим. альм. -- кн. 1, Б., [1923]), стоявшее на платформе антибольшевизма и "нац. настроения". В этом изд-ве К. напечатал третью книгу стихов -- "Железный перстень" (Б., [1922]), включавшую переводы из совр. англ. поэтов; наряду с произв. прежней тематики, в нее вошли автобиогр. (раздел "Лирика плена") и полит, стихотворения, воспевающие "рус. державу". В сочувств. рец. В. Сирин <В. В. Набоков) отметил "строгость, стройность, чудесную внутр. напевность", но и "брюсовскую риторичность мн. пьес", "ложную пышность полит, "стихов" ("Руль", Б., 1922, 17 дек., с. 11); в иронич. рецензии-памфлете Петровская указывала на реликтовый характер символизма К. ("Накануне", лит. прил., Б., 1922, 24 дек.; подпись С. Стародубский). После прихода к власти нацистов К. покинул Германию, последние годы провел в Париже.
Др. произв.: "Проповедник в пустыне. По поводу книги А. Добролюбова "Из книги Невидимой"" ("Иск-во", 1905, No 8), "Апология культуры" (ЗР, 1906, No 3), "Весам" (ЗР, 1906, No 5), "Бальмонт. Из моих восп." (УР, 1911, 23 дек.), "К. Бальмонт" ("Утро", Купянск, 1919, 15 сент.), "Октябрьское веселье" ("Жизнь", Р.н/Д., 1919, 27 окт. / 9 нояб.), "Критики защитного цвета" (там же, 1919, 17/30 нояб.), "Голубой платочек" (РМ, София, 1921, кн. 10--12), "Л. Андреев. Опыт характеристики лит. облика" (РМ, Прага -- Б., 1923, кн. 1--2), "Забытые ключи" ("Студенч. годы", Прага, 1923, No 75), "Командарм" ("Либавское рус. слово", 1923, No 91), "Его Величество Дикарь" ("Слово", Рига, 1925, No 3), "Мочальная бородка. Из лит. восп." (там же, 1926, No 99); "Византийские рассказы" ("Возрождение", Париж, 1952, No 19); переводы: Скриб Е., "Лестница славы (La Camaraderie)" (M., 1909).
Лит.: Шершеневич В.. Земная улица. Ст. и заметки об иск-ве, М., 1916, с. 80--82, 86--87; Переписка Блока с С. А. Соколовым. (1903--1910). Предисл., публ. и комм. К. Н. Суворовой. -- ЛН, т. 92, кн. 1; Рус. Берлин 1921--1923, под ред. Л. Флейшмана, Р. Хьюз, О. Раевской-Хьюз, Париж, 1984, с 223--29; Лавров А. В., "Золотое руно". -- "Перевал". -- В кн.: Рус. лит-ра и журналистика (2); Кузьмин Н., Художник и книга М., 1985, с. 163--64; Брюсов (2), с. 234-36,303--05; ЛН, т. 85 (ук.). * Некрологи. 1936: "Возрождение", 17 мая, 28 мая (В. Ф Ходасевич); "Меч", Варшава, No 23 <А. А. Кондратьев?>; Гранат, т. II, стб. 652; КЛЭ; Масанов.
Архивы: ГБЛ, ф. 499; ЦГАЛИ, ф. 1430; ЦГИАМ, ф. 418, оп 311. л. 899 (Унт-ское дело).
А. И. Лавров.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994