КРАШЕНИННИКОВ Николай Александрович [14(26).2.1878, г. Илецкая Защита (Илецк) Оренбург. губ. -- 11.10.1941, Уфа], прозаик, драматург. Отец. Ал-др Ал-др. Камбулин, -- коллеж, ас. из обер-офицерских детей, был смотрителем Илецкой каторжной тюрьмы. Мать. Мария Ник. Крашенинникова. -- из дворян, рода, давшего России ряд изв. ученых: ее отец, Н. А. Крашенинников, натуралист, составил громадную коллекцию чучел животных пре- им. Оренбург, края: среди отдаленных предков -- первый исследователь Камчатки акад. С. П. Крашенинников.
Рано овдовев (1881) и оставшись с детьми без средств, мать К. была вынуждена отдать мальчика на воспитание незамужней сестре; его раннее детство прошло в наследств, имении Петровское (Крашенинниково) Оренбург, губ., вблизи от башк. поселений. В 1888--97 К. учился в Оренбург, классич. г-зии, а в 1897 поступил на юридич. ф-т Моек, ун-та (окончил в 1901 с дипломом 1-й степени). В 1900 был усыновлен воспитавшей его теткой и получил по решению Оренбург, окружного суда фам. Крашенинников.
Еще в гимназии К. писал стихи, юмористич. и "уголовные" рассказы, одноактные комедии (нек-рые юморески были впоследствии опубл. в периодике). Печататься начал в студенч. годы: рассказ "Темные люди" ("Знамя", 1899. No 1). Сам автор началом лит. деятельности считал публикацию рассказа "Лесной сторож" (РВед, 1899, 5 мая), в к-ром уже намечена -- пока только в описаниях природы -- тема Башкирии, одна из наиб, важных для творчества К.
К. становится пост, сотрудником юмористич. еженед. "Будильник", "Развлечение", "Муравей", "Шут", печатает под псевд. Гоголь-Моголь, Психопат, Нико, Псевдонимом и др. обычные для развлекат. юмористики того времени "сценки с натуры", "скверные анекдоты" из жизни обывателей, под псевд. Н. Крашевский -- одноактные "бытовые" комедии "Из-за капота" и "Жулик" (обе -- М.. 1900; последняя пост, в 1900 на сцене сада "Эрмитаж"), "С желанием добра", "Гипнотизер", "Удачный ход" и "Семейная картинка" (все -- М., 1903; последняя выдержала более 200 представлений в т-ре Корша в Москве, в 1914 экранизирована Я. А. Протазановым под назв. "Сделайте ваше одолжение").
В "большой" прессе -- в газ. "Рус. вед." и "Курьер" (в 1901 он становится их Оренбург. корр.), в ж. "Рус. мысль". "Нар. благо", "Правда", "Моек, еженедельник", "Журнал для всех" К. помещает очерковые рассказы о башк. и рус. деревне и собственно беллетристич. психол. рассказы. Полуэтногр., полубеллетристич. очерки и рассказы о Башкирии и башкирах -- наиб, своеобразный и значит, цикл ранних произв. К. В "Дет. чтении", "Светлячке", "Товарище", "Путеводном огоньке" и "Юной России" К. печатает рассказы для детей.
В 1903 А. П. Чехов в письме В. А. Гольцеву от 3 сент. выделил из присланных ему на прочтение рукописей к рекомендовал к печати "Рассказ об одной женщине" (РМ. 1903. No 11): "Из Крашенинникова, если он еще молод, может выработаться хороший писатель" (Чехов. Письма. XI. 247).
В. Г. Короленко вначале не только отвергал многочисл. произв., присылаемые К. в "Рус. богатство", но советовал ему "бросить литературу". 20 сент. 1916 он писал А. Г. Горнфельду: "...то, что я ему возвращал, было не только плохо, а прямо нелепо. И если он все-таки "выписался", то это меня действительно удивляет" ("Избр. письма", т. 3, М.. 1936, с. 251), однако в 1905 принял для печатания антивоен. рассказ "Капитан Степанов 2-й" (РБ. 1905, No 5), отклоненный М. Горьким вместе с рассказом "Смерть купца Голенкина" (К. направил эти произв. в сб. "Знание"), Отрицат. отношение Горького к творчеству К. оказалось устойчивым, 30 июля 1911 он пишет В. С. Миролюбову: "Крашенинникова -- не присылайте. я его литературу знаю" (Горький, XXIX, 173).
Плодотворным для К. было общение с "молодой редакцией" "Курьера", где печатались Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, Н. Д. Телешов, Е. Н. Чириков. Н. И. Тимковский, С. Г. Скиталец, А. С. Серафимович и др. участники лит.-худож. кружка "Среда", собрания к-рого посещал и К.
В 1903 он женился на В. П. Саниной, дочери известного фабриканта. В кон. 1905, когда К. начал издавать лит.-полит. еженед. "Нов. слово", в нем стали печататься почти все его товарищи по "Среде". Редакция заявила (1905, No 41, дек,), что ж-л "будет отстаивать все справедливые требования трудящегося человека и защищать его интересы", "бороться за облегчение жизни трудящихся классов...". Тема Революции 1905--07 и ее подавления стала в ж-ле центральной. Издание подвергалось ценз. репрессиям и в 1907 на No 5--6 было прекращено в адм. порядке. В "Нов. слове" К. опубл. под своим именем ряд произв. башк. цикла и 20 миниатюр -- подписей к картинам; псевд. Мих. Первов и Ив. Ленин подписаны неск. его стих.. Вл. Перлов, И. Ф. Турбин. Л. А. Марецкий. Павел Левин -- рассказы, а псевд. А. И. Рагозин -- пов. "Званные и избранные".
В 1907--08 под назв. "Нов слово. Товарищеские сборники" (М.) были выпущены три книги, как бы заменившие одно им. ж-л. К. состоял их ред. вместе с Буниным и Телешовым. Во втором из этих сб-ков (1907) помещена запрещенная в 1906 к постановке антивоен. пьеса (драм, поэма в 3 картинах) К. "Проблеск утра. (Царство зари)" -- своего рода расширенная автоинсценировка рассказа "Капитан Степанов 2-й" (отд. изд. -- М.. 1907: в 1909 пьеса опубл. в Вене с предисл. Берты фон Зутнер). К. писал, что товарищеские сб-ки "Нов. слова" явились "поводом к основанию известных затем сб-ков "Книгоиздательства Писателей" в Москве, одним из основателей которого я и состоял..." ("Писатели. Автобиографии и портреты совр. рус. прозаиков", под ред. В. Г. Лидина, 2-е изд.. М.-Л. 1928, с. 186). В 1908 под ред. К. вышел также лит.-худож. сб. "Слово" (кн. 1, M.)
Первая отд. книга К. "Угасающая Башкирия" (М., 1907) объединила его лучшие рассказы о Башкирии, печатавшиеся в периодике. Критика определила книгу как "ценный вклад в нашу лит-ру, столь небогатую живыми описаниями глухих окраин" (В. П. -- "Моск, еженед.", 1907, 46). К. называли продолжателем традиций рус. классич. лит-ры (Ю. Айхенвальд; -- РМ, 1907, No 8), а его книгу -- "башкирскими "Записками охотника"" (М. Гершензон -- BE, 1907, No 7, с. 369), гл. заслугу автора видели в том, что он создал "настоящий мартиролог обираемого, спаиваемого и эксплуатируемого народа, когда-то... владевшего большими доходными землями, но постепенно доведенного до крайней нужды или даже нищеты" (Ю. Веселовский) -- РВед, 1907, 25 сент.).
В 1-м сб. "Нов. слово" напечатана автобиогр. книга К. "Восемь лет. Воспоминания о гимназии" (М., 1907); в 1908 вышли автобиогр. рассказы о раннем детстве "Из вешнего времени" (М.). Подготавливая собр. соч. (т. 1--8, М., [1911]--17; отд. тома неоднократно переиздавались), К. объединил эти книги под назв. "Невозвратное" (см.: Собр. соч., т. 5. [1914]).
Если первая из них оценивалась прежде всего как "красноречивый обвинит. акт против... воспитательной системы", к-рая "коверкает людей, застилает их умственный взор- (А. Кизеветтер -- РМ. 1908, .4 10, с. 214; см. также П. Сакулнн -- "Вест, воспитания", 1908, .4 5), то во второй критику привлекал "искренний, мягкий, несколько грустный колорит, к-рый носят эти рассказы... воссоздающие впечатления и ощущения дет. возраста" (Ю. Веселовский -- РВед, 1908, 26 мая); даже К. Чуковский, к-рый подверг уничтожающе едкой критике ми произв. о детях и для детей в ст. "Дет. журналы", писал, что "миниатюры эти изящны и оригинальны" ("Речь", 1908 . 23 июля).
Рассказы К., отобранные автором для включения в собр. соч.. составили т. 1 -- "Мечты о жизни" (1911) и т. 6 -- "Тени любви" ([1915]). Герои их. по определению Ю. Веселовского, "дюжинные, ординарные люди", строки автора "... просто и правдиво говорят о безотрадном и бесцветном жизненном пути, лишь изредка освещаемом блуждающими огоньками обманчивых иллюзий" ("Путь", 1911, No 2, с. 64). Антон Крайний (3. Н. Гиппиус) в отзыве на 1-й том собр. соч. критически анализирует писательскую манеру К.: "Рассказики без концов да и без начал. -- паутинные намеки, тихий робкий шепот...". "Ни капли "жизни" нет в этой книге, а только "мечты", чуть слышный вздох о жизни". Обращаясь к др. книгам К.. Гиппиус отмечает, что, несмотря на различие стилистики и языка, их объединяет "ощущение какой-то беспомощной слабости, точно стишком короткого дыхания" (РМ, 1912, No 1, 3-я паг., с. 26). Первый роман К. "Дети" (М.. 1908; одноим. инсценировка -- т-р Корша, 1910; отрывок -- эпизод из аграрных волнений 1905 -- под назв. "Погром", М., 1906, 1907), по замыслу автора, должен был отразить противоречия современности в личных судьбах и взаимоотношениях героев, людей разных поколений. В рукописи роман был прочитан Буниным, к-рый в письме к автору от 19 июня 1906 назвал роман "очень интересным во многих отношениях", хотя и критиковал за "растянутость... манерность и стилизованность нек-рых мест..." (ГБЛ, ф. 452, к. 1. No 10), и Короленко, оценившим его резко отрицательно: в романе нет "...ни одной художественно-правдивой странички", "нет органической цельности..., весь он совершенно неудачен и сразу взят з тоне искусственном и неверном" Короленко, X, 427--28).
"Автор... хотел придать своему роману характер культурно-ист. картины. -- писал Ю. Веселовский, -- ... Однако главы, изображавшие наиболее трагические и потрясающие события 1905 г., пропущены, заменены рядами точек, так что вполне судить о том, какое впечатление роман производил бы в полном объеме, ... мы едва ли можем... Центр тяжести лежит в области психол. анализа,... в развитии известной фабулы" (РВед, 1909, 20 янв.).
В романе впервые появляется образ юной девушки по имени Тася (это имя для К. символизирует девическую непорочность, его носят героини почти всех его доследующих произв., хотя судьбы их различны). В 1908 на сцене т-ра Корша была поставлена пастораль "О маленькой Тасе", гл. мысль к-рой -- "Надо не бояться быть нежным! Надо не бояться быть чистым!". Ю. Соболев ("Путь", 1912, No 12, с. 68) находит в героине "...отблеск обаятельности и очарования тургеневской девушки". Обращение к И. С. Тургеневу имеет для К. принципиальное значение. В пожелании на 1911 (УР, 1911, 1 янв.) он пишет: "Наша нынешняя жизнь... зашла... в такой тупик, что необходимо в зеркале жизни -- литературе -- вернуться к .-похе романтизма, к тонкому изяществу тургеневской речи...". К. инсценирует повести Тургенева Первая любовь" (1911) и "Вешние воды" (1913).
Пьеса "О маленькой Тасе" положила начало ряду произв.: "Две жизни. Повесть-сказка" (сб. "Нов. слово", кн. 3. М., 1908; в т. 3 собр. соч. под назв. "Сказка любви. Маленький роман. -- Звездная сказка"), ром. "Барышни. Простая история жизни" (Б., 1911; М., 1912 -- три изд.), "Девственность. Записки странного человека" (сб. "Земля", [кн.] 12, М., 1913, с поев. В. Я. Брюсову; отд. изд. -- М., 1913), "Осень" (там же, [кн.] 19, М., 1916), пьеса "Сон кувшинки. Обыденная драма жизни в 4 действиях" (альм. "Творчество", [кн. 1], М.--П., 1917). Их объединяет культ девственности, как высшей жизненной ценности. После успеха арцыбашевского "Санина" и распространения проповеди полового анархизма эти произв. К. вызвали многочисл. отклики (И. Игнатов -- РВед, 1914, 16 апр.; Ю. Писарева -- "Пробуждение", 1913, No 15, и др.). Была выпущена брошюра "Проблема пола и мечта Н. Крашенинникова. (По журн. и газетным критич. очеркам)" (М., 1914).
Но даже критики, сочувствующие осн. идее писателя о трагически неосуществимом торжестве чистой любви, отмечали "впечатление преувеличенности", отпечаток "аскетич. маниакальности" (З. Венгерова -- "Заветы", 1914. >е 2. отд. III. с. 55. 54; см. также рец. Е. Колтоновской -- РМ. 1916. .М 12.2-я пагинация. с. 83).
Оценки, дававшиеся критикой худож. манере и языку К., достаточно разноречивы (ср.: Гаррис <М. Каллаш> -- УР, 1912, 9 июня; Книжник <С. Г. Кара-Мурза?> -- "Моек, газета", 1913, 11 февр.; (В. Полонский -- "Летопись", 1917, .М 1, с. 307; Ю. Айхенвальд -- "Речь", 1913, 6 мая). Отмечалось нарастание модернист, тенденций в его творчестве (Колтоновская -- BE. 1913, .4 7); он в это время постоянно сотрудничал в модернист, сб-ках "Земля", по количеству опубл. в них произв. уступая только М. П. Арцыбашеву. Наиб, жестко творч. эволюцию К. оценил Бунин (в отзыве на произв., представленные К. в АН для соискания Пушкинской премии ): "...автор с каждой книгой теряет и то немногое, что ему дано. "Сказки любви" и "Барышни" уже нестерпимы по своей ненужности... надуманности и общей банальности -- на этот раз уже модернистской" (ЛН, т. 84, кн. 1, с. 353).
Однако произв. К. были популярны, выдерживали по неск. изданий (см.: И. Джонсон <И. В. Иванов>) -- УР, 1915, 17 окт.; А. Измайлов -- БВед, 1916, 4 янв.). В 1915 К. опубл. в сб. "Земля" (кн. 16, М.) ром. "Амеля". Это история девочки-башкирки, к-рую удочерила и воспитала вдова рус. профессора. Став взрослой, получив образование и усвоив европ. культуру, она тем не менее тоскует по башк. "родине темной" и возвращается в степи, к своему народу. К. И. Арабажин в рец. для АН, к рая присудила роману в 1917 почетный отзыв им. Пушкина, назвал книгу "центр, произведением К. по сосредоточенности в ней всех осн. идейных мотивов его творчества", главный из к-рых "попытка исправить жизнь, поставить на место грубого жизненного факта свою "мечту"".
В сов. время К. опубл. ром. "Целомудрие. История подлинной жизни" (М., 1925). "Тема пола. -- как и прежде, в других Ваших книгах, -- владеет Вами... -- писал Горький автору 29 июня 1925. -- Диспуты, устраиваемые студентами о "Целомудрии", ...как нельзя более своевременны... Значит, "социальная полезность" книги оправдана... Худож. ценность романа не равна его социальной ценности" (ЛН, т. 70, с. 229). В 1928 вышел роман-хроника "Столп огненный" (Л.), где автор изображает отношения своих пост, персонажей -- автобиогр. героя, здесь -- писателя Ленева -- и "чистой Таси" на фоне событий Окт. революции и Гражд. войны на юге России. К. написал также ряд пьес, инсценировал произв. А. С. Пушкина, М. Горького и др. Собранная К. значит, коллекция автографов и рукописей передана после его смерти семьей писателя в ЦГАЛИ, коллекция предметов иск-ва -- разл. музеям (см.: "Веч. Москва", 1978, 10 марта). Умер К. скоропостижно, через неск. дней после необоснов. ареста двух его сыновей.
Издания:
Под солнцем Башкирии, 4-е изд., М., 1936 (вступ. от. А. В. Ефремина);
К земле обетованной, Уфа, 1963 (вступ. ст. М. Г. Рахимкулова);
Амеля. Роман и рассказы, Уфа, 1977 (предисл. М. Г. Рахимкулова);
то же, М., 1981 (вступ. ст. В. Солоухина);
Невозвратное, Уфа, 1987 (послесл. А. Филиппова);
Целомудрие. Роман. М., 1991.
Литература:
Отчет о деятельности отделения рус. языка и словесности Рос. АН за 1917 г. Сост. Н. А. Котляревский, П., 1917;
Львов-Рогачевский В. Н., Н. Крашенинников. К 25-летию лит. деятельности, М., 1926;
его же, Новейшая рус. лит-pa, 7-е изд., М., 1927;
Никитина Е. Ф., Рус. лит-pa от символизма до наших дней. М., 1926;
Кузнецов Л.. 40 лет лит. деятельности К. -- "Дружба народов". 1941, No 7;
Усманов А., Н. А. Крашенинников --В кн.: Лит. Башкирия, в. 3, Уфа, 1951;
Летов Б. Д., В. Г. Короленко-редактор, Л., 1961 (ук.);
Лит. процесс н журналистика (1): Рус. лит-pa и журналистика (2).
Владиславлев; Сл. ОЛРС; НЭС; Венгеров (Сл.; Источ.); ИРДТ; Гранат; ЛЭ: КЛЭ; Альм, и сб-ки (1, 2); Муратова (2); Масанов (не учтены упомянутые в тексте статьи псевд.).
Архивы:
ЦГАЛИ, ф. 1086; ИМЛИ, ф. 375; ГЛМ, ф. 14, ЦГИАМ, ф 418, оп. 311, д. 396; оп. 513, д. 3567; ГБЛ, ф. 452, on. 1, .4 5; ИРЛИ. ф. 377; ГПБ. ф. 20. .4 184: ф. 320. .4 147--160, 387--392; ф. 408. 17; ф. 713, V 13, 14 (рукоп. неопубл. произв.) [справка В Н Сажина); Архив А. М. Горького, ПГ-рл, 21-10-6; КГ-ГГ, 39-20-4; ГА Оренбург, обл., ф. 173 (духовной консистории), оп. 16, д. 295. л. М об. (метрич. кн ): фонд Оренбург, дворян, собрания 38, on. 1, д. 344. л. 134 (решение об усыновлении).
Р. Б. Вальбе.
Источник текст: "Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь".Том 3. -- Москва: НИ "Большая Российская энциклопедия", 1994, с. 141--143.