Подъ именемъ ваянія вообще разумѣемъ мы подражаніе изящной Природѣ, состоящее въ изображеніи видимыхъ предметовъ со всѣхъ, или по крайней мѣрѣ со многихъ сторонѣ, съ означеніемъ находящихся въ оныхъ впадинъ и выпуклостей. Такое изображеніе дѣлается или изъ твердыхъ тѣлъ посредствомъ высѣченія и вырѣзанія, или изъ мягкой массы чрезъ формированіе, или, наконецъ изъ растопленныхъ металловъ чрезъ отлитіе. Первый способъ называется рѣзьбою, второй лѣпленіемъ, а третій литьемъ статуй.
Начало сего искусства покрыто неизвѣстностію. Доказательствами глубокой древности его могутъ служить многія мѣста изъ Священнаго Писанія, какъ-то: 1 й кн. Моисеевой гл. XXXI. ст. 19--30 и другія.
Не распространяясь объ исторіи скульптуры, наименуемъ только народы, особенно занимавшіеся оною въ древности. Это были Египтяне, Финикіяне, Гетруски и Греки -- наиболѣе же сіи послѣдніе, кои возвели художества на высочайшую степень совершенства. Что касается до Римлянъ, то они болѣе уважали произведенія своихъ предшественниковъ, нежели старались подражать имъ.
Хотя въ новѣйшія времена всѣ просвѣщенныя націи упражнялись въ скульптурѣ; однакожъ ни одна произведеніями своими не могла сравниться съ произведеніями древнихъ. Причины тому, кажется, слѣдующія:
Вопервыхъ, Греки имѣли гораздо болѣе предметовъ для изображенія посредствомъ изящныхъ искусствѣ. Религія и отечественная исторія -- доставляли имъ великое оныхъ множество. Мы не имѣемъ сей выводы. Вѣра, исповѣдуемая нами, заключаетъ въ себѣ многія высокія идеи; но какой художникъ въ состояніи изобразить оныя?
Правда, что скульпторы новѣйшихъ временъ имѣютъ нѣкоторые источники, неизвѣстные древнимъ, но всѣ они такого рода, что не даютъ способовъ произвесть что-либо высокое.
Вовторыхъ, почти каждый Грекъ былъ знатокъ въ искусствахъ, и художникъ, опасаясь потерять добрую славу, не смѣлъ представить на судѣ публики что-нибудь посредственное.-- Вообще должно замѣтить, что преимущество, которое древніе имѣютъ предъ новѣйшими въ искусствахъ, происходитъ не отъ недостатка генія послѣднихъ, но отъ менѣе выгодныхъ обстоятельствъ.
Польза скульптуры очевидна. Сіе искусcтвo имѣетъ то общее свойство съ исторіею, что служитъ къ увѣковѣченію памяти великихъ мужей и въ возбужденію соревнованія при видѣ ихъ воображеній. Истина сего подтверждается многими примѣрами. "Въ мои лѣта былъ онѣ уже великій человѣкъ!" -- воскликнулъ Цезарь, взглянувъ на Александрову статую. И кому не извѣстны дѣла Цезаря?
Сверхъ сей главной цѣли имѣетъ скульптура еще другую, принадлежащую равно и прочимъ художествамъ, т. е. утонченіе вкуса; и благодѣтельное вліяніе въ нравственность. Сія послѣдняя цѣль тѣсно сопряжена съ первою; ибо когда возбуждается болѣе соревнованіе, какъ не при созерцаніи изящества?"
Ваятель долженъ изображать не одни только лица, долженъ обдѣлывать не одни только части тѣла. Самая правильная пропорція, самый исправный рисунокъ, не приносятъ намъ удовольствія, не дѣйствуютъ на воображеніе, не производятъ въ насъ пріятнаго впечатлѣнія, если оныя не соединены съ живымъ изображеніемъ страстей и характеровъ. Въ семъ-то одномъ случаѣ ваятель можетъ назваться истиннымъ художникомъ; въ семъ только случаѣ можно сказать, что онъ оживляетъ мраморъ и мѣдь одушевляетъ бездушное.
Тотъ, кто хочетъ посвятить жизнь сему искусству, долженъ провести юность въ изученіи онаго. Но сіе изученіе не должно ограничиваться одними только антиками; нѣтъ! все, что можетъ воспламенить воображеніе художника, дать ему идею, матерію, образовать вкусъ его -- все должно находиться въ планѣ воспитанія; молодаго ваятеля. Изящная Природа, новѣйшія произведенія искусства, лучшія сочиненія касательно ѳеоріи онаго, чтеніе стихотворцевъ, знакомство съ другими отраслями изящныхъ художествъ -- все сіе должно способствовать развитію и образованію генія. Какъ жалокъ тотъ художникъ, который не читалъ твореній величайшаго изъ живописцевъ, превосходнѣйшаго изъ стихотворцевъ, неподражаемаго Гомера!
Нѣтъ ничего столь непріятнаго въ произведеніяхъ искусства, какъ принужденное положеніе. Вообще тамъ, гдѣ примѣтно желаніе сдѣлать впечатлѣніе въ зрителѣ, художникъ никогда не достигаетъ своей цѣли; гдѣ очевидно усиліе возвыситься до возможности очаровать, тамъ совсѣмъ. нѣтъ очарованія.
Наблюденіе исторической истины и правильный рисунокъ также необходимы для совершенства статуи.
Должно замѣтить, что кругъ дѣятельности для скульптора не столь обширенъ, какъ для, живописца; но, обработываніе произведеній скульптуры сопряжено съ большими трудностями. Причины тому слѣдующія:
1) Вообще скульпторъ имѣетъ менѣе свободы. Свойство произведеній его не позволяетъ ему прибѣгать къ тѣнямъ, къ укороченію или уменьшенію предмета, къ выгоднѣйшимъ или легчайшимъ положеніямъ, къ неявственному выраженію; все же сіе весьма часто употребляется живописцемъ; все сіе весьма часто выводитъ его изъ замѣшательства и прикрываетъ недостатки его произведенія.
2) Издѣліе ваятеля не имѣетъ основаніемъ гладкой поверхности, и слѣдовательно разсматривается, со всѣхъ сторонъ. Всякой признается, что скульпторъ долженъ трудиться вдвое или втрое болѣе живописца.
3) Геній скульптора долженъ быть сильнѣе, нежели геній живописца; онѣ долженъ быть гораздо терпѣливѣе и дѣятельнѣе, если хочетъ преодолѣть всѣ трудности, соединенныя съ обдѣлкою каждой части статуи.
4) Краски, производящія столь сильное очарованіе въ живописи, совершенно противны скульптурѣ. Нѣкоторые ваятели желали ввести оныя въ свое искусство, но покушенія ихъ остались тщетными, и всѣ опыты были неудачны. Причина сему, кажется, та, что здѣсь слишкомъ явно желаніе подражать Природѣ; а гдѣ такое желаніе примѣтно, тамъ нѣтъ очарованія.
5) Ошибки въ рисункѣ, отступленія отъ натуры, здѣсь болѣе очевидны; конечно потому что каждый зритель можетъ замѣчать оныя, не думая о правилахъ перспективы; каждый можетъ скорѣе обозрѣвать цѣлое и его части и удобнѣе сличать съ натурою...
6) Окружающіе предметы, отдѣльныя группы, мѣсто главнаго лица -- все сіе придаетъ картинѣ многія достоинства, совершенно чуждыя ваятельному искусству.
7) Смѣшеніе свѣта и тѣни гораздо труднѣе на статуѣ, нежели на картинѣ; ибо первая разсматривается со всѣхъ сторонъ, а послѣдняя только съ той, которая благопріятнѣе для художника.
Ежели при всѣхъ неудобствахъ сихъ мы имѣемъ еще довольное число хорошихъ скульпторовъ, то тѣмъ обязаны ихъ внимательности къ своимъ издѣліямъ. Причины сей внимательности, которою скульпторы могутъ похвалиться предъ прочими художниками, суть слѣдующія:
1) Время, употребляемое ими на издѣліе. Оное весьма продолжительно, и никакой художникъ не пожелаетъ послѣ столь долгихъ трудовъ произвести что-нибудь посредственное.
2) Драгоцѣнностьматеріала. Никакой скульпторъ не захочетъ употребить его на маловажное издѣліе.
3) Прочность матеріала и надежда, что произведеніе скульптуры достигнетъ до позднаго потомства.
Главные источники, изъ которыхъ скульпторъ почерпаетъ свои познанія, суть изящная Природа и антики. Касательно сихъ послѣднихъ, онъ имѣетъ ихъ гораздо большее число, нежели живописецъ. Знатнѣйшіе изъ драгоцѣнныхъ остатковъ древности суть: прекрасная группа Лаокоонова, Аполлонъ Ватиканской, Венера Meдицейская, Торзо, Фарнезскій Геркулесъ, Ніоба, Борггезскій боецъ, Антиной, Фарнезская Флора, умирающій боецъ и Маркъ Аврелій. Почти всѣ упомянутыя статуи и безчисленное множество другихъ находятся теперь въ Парижѣ.
При копированіи древнихъ статуй художникѣ долженъ наблюдать предосторожность, чтобы вмѣстѣ съ красотами своихъ оригиналовъ не подражать и ихъ погрѣшностямъ. Замѣчено, что большая часть древнихъ скульпторовъ, при всемъ своемъ геніи были весьма небрежны въ отдѣлкѣ особенныхъ частей статуй. Фальконетъ замѣтилъ, что вообще морщины лица и складки платья изображаемы были древними весьма неисправно {См. его Penses sur la Sculpture, въ Запискахъ Берлинской Академіи -- прекрасное разсужденіе, изъ котораго взялъ я нѣкоторыя полезныя замѣчаніе" -- В. К.}.
Знакомства съ новыми произведеніями искусства не долженъ пренебрегать скульпторъ. Изъ нихъ научается онъ костюму, приличности, отдѣлкѣ каждой части; научается также, какимъ образомъ избѣгать затрудненій, необходимо сопряженныхъ съ Европейскою одеждою.--
Всѣ произведенія скульптуры можно раздѣлишь на два главные класса: къ первому принадлежатъ тѣ, кои обдѣланы со всѣхъ сторонѣ, или статуи; а къ послѣднему тѣ, которыя обработаны съ нѣсколькихъ только сторонъ, возвышающихся на гладкой поверхности, или барельефы. Сіи послѣдніе занимаютъ, такъ сказать, среднее мѣсто между картинами и статуями. По сему должно наблюдать, чтобы главное лицо въ барельефѣ занимало главное мѣсто, также какъ и въ произведеніяхъ живописи. Барельефы можно употреблять съ особеннымъ успѣхомъ на подножіяхъ на олтаряхъ и жертвенникахъ, также и вмѣсто картинѣ надъ дверями....
Самыя статуи раздѣляются касательно величины, на колоссальныя, на статуи выше, ниже и въ самую естественную величину; касательно одежды, на статуи въ одеждѣ Греческой, Римской, военной, на статуи покровенныя или закутанныя и проч.; касательно положенія, на пѣшія, конныя, стоящія, сидящія и проч. Кромѣ цѣлыхъ статуй находятся еще грудныя, или бюсты. Особенный родѣ оныхъ, поставленныхъ на высокомъ подножіи, называли древніе терминами.--
Касательно матеріи, есть статуи мраморныя, коимъ принадлежитъ первое мѣсто, мѣдныя, приличныя для фигуръ колоссальныхъ или открытыхъ; гипсовыя, которыя бываютъ обыкновенно копіями антиковъ; восковыя и проч.
Бываютъ также статуи изъ золота, серебра, яшмы, янтаря, дорогихъ деревъ, коралла и проч.-- Но сіи матеріалы служатъ по большей части для малыхъ статуй, которыя имѣютъ цѣлію одно только украшеніе, а не увѣковѣченіе памяти великихъ мужей.
Драгоцѣннѣйшіе собранія древнихъ и новыхъ статуй находятся въ Парижѣ, Римѣ, Флоренціи, Портичи, Лондонѣ, Вѣнѣ, Минхенѣ, Дрезденѣ, Санктпетербургѣ и Санъ-Суси.-- Лучшіе авторы, писавшіе о скульптурѣ и ея произведеніяхъ, суть: Келюсъ, Винкельманъ, Гейне, Лессингъ, Гердеръ, Сульцеръ, Милленъ, Рамдоръ, Ешенбургъ, Фальконетъ и проч.
В. Козловъ.
-----
Козлов В.И. О ваянии / В.Козлов // Вестн. Европы. -- 1810. -- Ч.52, N 16. -- С.298-308.