Козлов Алексей Александрович
Козлов А. А..: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   КОЗЛОВ Алексей Александрович [8(20).2.1831, Москва -- 27.2(12.3).1901, Петербург; похоронен на Волковом кладб.], философ, публицист. Внебрачный сын помещика И. А. Пушкина (дальнего родственника поэта) и вольноотпущенной крестьянки, вышедшей замуж за мещанина Ал-дра Парф. Козлова, решившегося из-за денег, данных И. А. Пушкиным матери К., "покрыть грех" и не скрывавшего своей неприязни и к ней и к усыновленному К. Отец философа С. А. Аскольдова. С февр. 1831 до мая 1839 К. числился воспитанником Моск. воспитат. дома, хотя в двухмес. возрасте был отдан на воспитание моск. мещанке Степ. Прокофьевой, жил в семье отчима до смерти матери (К. было 7 лет) и даже у отца, к-рый в 9 лет отдал его в приходское уч-ще. Особую роль в судьбе К. сыграла тетка отчима (содержанка богатого помещика), на "блудные деньги" к-рой он стал пансионером 1-й моск. г-зии (1843--50; о детстве и юности К. см. его мемуары, обильно цитированные в кн.: Аскольдов, с. 3--17). С 1850 вольнослушатель физико-матем. ф-та Моск. ун-та, с 1852 -- студент ист.-филол. ф-та, где специализировался по истории, обществ, наукам и особенно политэкономии. Это определило тематику первых после окончания ун-та (1856; в 1857 утвержден в звании кандидата за дисс. "О ренте по теории Рикардо") компилятивных статей. В ун-те и в первые годы после него (1855-- 58) был одним из наиб, активных членов (вместе с П. Н. Рыбниковым, М. Я. Свириденко, Н. А. Потехиным, А. А. Котляревским, Д. Е. Кожанчиковым и др.) радикального кружка "вертепников"; с 1858 --под надзором полиции. На квартиру-"коммуну" "вертепников", где жил К., приходили А. С. Хомяков, братья И. С. и К. С. Аксаковы и Ю. Ф. Самарин, о дискуссиях с к-рыми К. написал в некрологе Хомякова ("Моск. вест.", 1860, No 41); собств. воззрения К. определял тремя именами: в философии Л. Фейербах, в обществ, вопросах Ш. Фурье и в личной жизни Жорж Санд. С 1857 преподавал словесность в Школе межевых топографов, что, по его словам, "в значит, мере сводилось к изложению социалистич. доктрин" (Аскольдов, с. 20). К периоду народнич. увлечений К. относится и женитьба на крестьянке, вскоре обнаружилась разница интересов и они расстались, хотя официально состояли в браке до конца жизни. Завсегдатай салона Е. Тур (по свидетельству Н. С. Лескова, К. и его друзьям, к-рых он изобразил позднее в ром. "Некуда", адресована эпиграмма Н. Ф. Щербины "Московским красным" -- ЛН, т. 87, с. 139; Щербина Н. Ф., Избр. произв., Л., 1970, с. 274), собраний у К. Т. Солдатенкова (Толстяков А. П., Люди мысли и добра. Рус. издатели К. Т. Солдатенков и Н. П. Поляков, М., 1984, с. 26--27). По нек-рым сведениям, К. в 1859--61 был фактич. редактором, а затем и совладельцем (вместе с А. Н. Плещеевым) газ. "Моск. вест." (см.: Баренбаум И. Е., Штурманы грядущей бури..., М., 1987, с. 135; Салтыков-Щедрин, XVIII, 170--71), сотрудничал и в др. изданиях (газ. "Моск. вед.", "День", ж. "Отеч. зап."), хотя многие из статей впоследствии "оказались утерянными и для самого К., к-рый не имел уже возможности восстановить ни их заглавий, ни времени и места их напечатания" (Аскольдов, с. 37). Вероятно, по поводу ст. К. против В. А. Кокорева (СП, 1860, 6 мая) Н. А. Добролюбов написал "Опыт отучения людей от пищи" ("Свисток", 1860, No 5); критически отозвался он во "Внутр. обозр." "Современника" (1861, No 8) и на ст. К. "Заметки о текущей экономим, жизни в России" (МВед, 1861, 17 июня, 29 июля).
   В 1861 был уволен со службы "по расстроенному здоровью" и, продолжая заниматься лит. трудом (в частности, участвовал со 2-го т. в "Энциклопедии, словаре..." П. Л. Лаврова), зарабатывал частными уроками. В том же году К. вступил в гражд. брак со своей ученицей М. А. Челищевой, впоследствии видной "нигилисткой", участницей "Знаменской коммуны" В. А. Слепцова (ЛН, т. 71; эпизоды этой наделавшей много шума женитьбы отражены в ст. Н. П. Шаликовой -- СЛ, 1864, No 36, 37). К., создавший согласно своим убеждениям "параллельную" семью, был, по мнению Аскольдова, заражен "остатками морального нигилизма" ("Минувшее", с. 301).
   Весной 1862 встречался с В. И. Кельсиевым, к-рый позже в "Исповеди" писал о К. и его друзьях: "...гегелисты в поддевках, говорили ужасно темно, к каждому вопросу подступали свысока, разбирая его субъективно и объективно, так что уши вяли" (ЛН, т. 41--42, с. 326 и ел.). Летом совершил с друзьями "философское путешествие" в Харьков "с целью пропаганды, что необходимо похерить все" (см.: "Рев. ситуация в России...", с. 335; "Былое", 1903, No 4, с. 64). В нояб. 1862 арестован по "делу о сношениях с лондонскими пропагандистами"; в дек. 1864 от суда освобожден. Был близок с М. А. Ишутиным, для к-рого составил устав "Об-ва взаимного вспомоществования студентов". Вновь арестован 20 мая 1866 по каракозовскому делу. Признав на следствии, что "был заражен идеями лондонской прессы и высказывал их в обществе", утверждал, что "за последние годы пришел к совершенно противоположным взглядам, поняв глубокую нравств. связь монарха с народом" (КА, 1926, No 2, с. 131); в авг. освобожден с запрещением жить в столицах. Сведения о роли К. в рев. движении 60-х гг. разноречивы; предположения о его причастности к руководящему ядру движения представляются сомнительными. Сам К. вспоминал, что "активным революционером и агитатором он не был. Его интересы и склонности в этой области всегда были более или менее интеллектуального характера" (Аскольдов, с. 20--21 ; для филос. интересов К. показательны его ст. по поводу "Истории цивилизации в Англии" Г. Т. Бокля -- МВед, 1862, 10 июля, 11 сент.).
   Изгнанный из столиц, К. сначала заведовал лесным хозяйством у одного крупного фабриканта во Владимир, губ., а с 1870 управлял имением своего тестя Машарово в Калу ж. губ., подаренным дочери. Здесь он всерьез обратился к занятиям философией; принял активное участие в ряде принципиальных филос. дискуссий: по поводу "Ист. писем" П. Л. Лаврова ("Знание", 1871, No 2; ответ Лаврова -- "Знание", 1871, No 10), магистерской дисс. Вл. С. Соловьева "Кризис западной философии, против позитивистов" ("Знание", 1875, No 1 и 2; подробнее: Лукьянов С. М., О Вл. Соловьеве в его молодые годы, кн. 2, П., 1918, с. 164--90; см. также одну из последних статей К.: "Объяснения с моими критиками. I. Объяснение с Вл. С. Соловьевым" -- "Свое слово", СПб., 1898, No 5, с. 161--64). Переписывался с Э. Гартманом, издал получившее популярность изложение его учения ("Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного Э. фон Гартмана", в. 1--2, М0, 1873--75; рец.: Н. К. Михайловский -- ОЗ, 1873, No 10; подробнее: Грищенко О. Н., О Гартмане в России.-- В сб.: Отеч. философия, опыт, проблемы, ориентиры исследования, в. 7 -- "Вехи" и "веховцы". Рус. мыслители и зап. традиции. М., 1992, с. 176--99). В кон. 1875 в состоянии душевного кризиса, вызванного разочарованием в народе и его способностях вести рациональное хозяйство, продал имение и уехал за границу с женой и тремя детьми, решив остаться там навсегда, но вскоре, приняв предложение А. А. Котляревского, начал преподавать с 1876 философию в Киев, ун-те (приват-доцент, с 1884 -- профессор), читал также философию и психологию на Киев, высших жен. курсах (с 1878) и педагогику в Киев, ин-те благородных девиц (1879--80). Многочисл. филос. работы К., частично печатавшиеся в периодике ("Киев, ун-тские известия", "Загранич. вест.", "Рус. мысль", киев. газ. "Заря"), поев, в осн. ист.-филос. проблематике (о Платоне, Дж. Бруно, И. Канте, А. Шопенгауэре) и особенно критич. обзорам совр. философов и философ, направлениям: "Философия действительности. Изложение филос. системы Дюринга с приложением критич. обзора" (К., 1878, рец.: Н. К. Михайловский -- ОЗ, 1878, No 8), "Совр. направления философии" ("Загранич. вест.", 1881 -- 82). Вопреки ожиданиям (репутации опального мыслителя), К. и в своих трудах и в преподавании стал отстаивать в противоположность модному позитивизму самостоят, значение философии как науки, ее особую культурную и социальную роль, а его заявление, что "культура философии в об-ве есть самая важная опора против всяческих измов" (в первой самостоят. работе К. "Филос. этюды", ч. 1, СПб., 1876; ч. 2, К., 1880; защищена им в качестве магистер. дис), было истолковано в демократич. печати как выпад против идей материализма и социализма (см. длительную полемику, начатую отзывом П. Н. Ткачёва "О пользе философии",-- "Дело", 1877, No 5; Лесевич В. В., Курьезный рецензент.-- "Неделя", 1877, No 28; ответ К. в кн.: "Философия как наука", К., 1877; отзывы на эту кн.: Лесевич В. В., Защитник философии.-- "Неделя", 1877, No 41; также: Д. <Пыпин А. Н.>, Философия ожидания.-- ВЕ, 1876, No 7). Хотя полит, взгляды К. со временем становятся не только умеренными, но и консервативными (к концу жизни близкими взглядам К. Н. Леонтьева), есть сведения, что еще во 2-й пол. 70-х гг. на квартире К. устраивались сходки революционно настроенной молодежи. В 1885--87 К. выпускал первый в России "Филос. трехмесячник" (No 1 --4), целиком состоящий из собств. сочинений; нек-рые из них выходили отд. изд. ("Религия гр. Л. Н. Толстого", 1-е изд.-- СПб., 1888, 2-е -- СПб., 1895; "Тард", "Гипнотизм", оба -- К., 1887). В них завершается эволюция филос. воззрений К., испытавшего последовательно влияние ряда мыслителей (особенно Шопенгауэра и Г. Тейхмюллера). В 1887 он выходит в отставку и целиком сосредоточивается на разработке собств. филос. системы в русле панпсихизма. Осн. ее тезис: материальные явления суть продукты представляющего и мыслящего духа. Мир, по К.,-- бесконечное множество самостоят. духовных субстанций, непосредственно связанных с центр, "верховной" субстанцией -- Богом. Эти взгляды К. подробно выразил в собств. ж-ле "Свое слово" (1888--98), преемнике "Филос. трехмесячника", и в ж-ле "Вопр. философии и психологии", сотрудником к-рого он был с первого номера (1889). В 1891 переехал в Петербург. Одно время читал у себя на квартире лекции по истории философии для желающих (среди посетителей П. Ф. Лесгафт, приходивший со своими студентами).
   Гл. произв. К.-- "Беседы с петербургским Сократом" ("Свое слово", 1888--98, No 1--5) -- филос. диалоги по образцу диалогов Платона, своего рода филос. автобиогр. К.; в центре "Бесед..." колоритная фигура "Сократа с Песков" (воплощающего нек-рые черты автора), философа "не из филос. ведомства", наделенного страстями и пороками (любитель польской "Старки" и рус. селянки), некоего простеца, ироничного и мудрого, умеющего от обычных жизн. фактов идти к глубоким филос. обобщениям. Среди участников "Бесед..." -- персонажи "Братьев Карамазовых" Ф. М. Достоевского (Иван и Алеша Карамазовы, Катерина Ивановна, повзрослевший Коля Красоткин, Калганов). Предложено художественно конкретное и психологически достаточно убедительное развитие их судеб и характеров (Алеша женится на Катерине Ивановне, Иван принимает католичество и уезжает во Францию, Митю убивают по пути на каторгу и т. д.). Однако главное в "Беседах..." -- филос. драматургия; персонажи представляют то или иное филос. направление, господствовавшее в рус. обществе тех лет: Шугаев -- позитивист школы Д. Юма, Д. С. Милля и Г. Спенсера, Поспелов -- представитель "научной философии", Красоткин -- т. н. научного материализма и т. д. При этом осн. понятия философии, этики и эстетики рассматриваются в диалогах в духе "панпсихизма", с т. зр. утверждения души как наиб, подлинной и первоначальной из всех реальностей. Не принимая учения Л. Н. Толстого (сб. "Религия гр. Л. Н. Толстого, его учение о жизни и любви", 2-е изд., СПб., 1895; рец.: PB, 1895, No 5, с. 226--32), К. посвятил спец. статью разбору пов. "Хозяин и работник", где отрицал худож. ценность повести, считая, что моральная тенденция превалирует в ней над художественностью ("Анализ последнего произв. гр. Л. Н. Толстого "Хозяин и работник"" -- "Вопр. философии и психологии", 1895, No 28; рец.: РМ, 1895, No 6). По мнению К., иск-во имеет свою специфич. задачу, отличную от задачи познания и морали,-- создание особого рода эстетич. реальности (ср. ст. К. "Теория иск-ва с т.з. Тейхмюллера" -- "Вопр. философии и психологии", 1895, No 27).
   Взгляды К. оказали определ. влияние на возрождение религ. философии в России (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. Ф. Эрн), непосредств. воздействие К. признавали Е. А. Бобров, Аскольдов и Н. О. Лосский.
   Лиг.: Толстой, LII, 16--17/ Бобров Е. А., Жизнь и труды К.-- В его кн.: Философия в России, в. 1--2, Каз., 1899 (есть библ.) Никольский А., К. и его философ, воззрения.-- "Вера и разум", 1901, No 8, кн. 2; Лосский Н. О., К. и его панпсихизм.-- "Вопр. философии и психологии", 1901, No 58; его же, Воспоминания. Жизнь и филос. путь.-- "Вопр. философии", 1991, No 10, гл. 4; Аскольдов С. А., А. А. Козлов, М., 1912 (с использованием мемуаров К.; есть библ., дата рожд.-- 13.1.1831); Песни, собр. П. Н. Рыбниковым, т. 1, М., 1909, с. XII--XVII; Клевенский M. M., Вертепники.-- КиС, 1928, No 10; В иле иска я Э. С, Рев. подполье в России, М., 1965, с. 436; Рев. ситуация в России в 1859--61 гг., М.. 1970, с. 285--341 (ст. И. Е. Баренбаума); Володин А. И., "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса и обществ, мысль России XIX в., М., 1978, с. 91 -- 121; Летопись жизни и творчества А. И. Герцена. 1864--67, М., 1987, с. 46--47; "Минувшее", [в.] 11, Paris, 1991 (письма С. А. Аскольдова с восп. о К. и характеристикой его личности). + Некрологи, 1901: ЖМНП, No 4 (Н. О. Лосский), "Лит. вест.", кн. 3; НВ, No 8987; "Новости", No 59; СПбВед, No 59. Брокгауз; НЭС; Южаков; Венгеров. Источ.; Биогр. ел. профессоров... ун-та св. Владимира..., К., 1884; Гранат; ФЭ; БСЭ (1, 3); ИДРДВ; ДРДР; Мезьер; Масанов (ошибочно объединен с юмористом Ал. Ал. Козловым, чьи псевд. приписаны К.).
   Архивы: ИРЛИ, ф. 642 (ф. Алексеева В. А.); ЦГИАМ, ф. 108, оп. 3, д. 1533, л. 60; ф. 418, оп. 21, д. 72; оп. 26, д. 646, 650; ф. 16, оп. 57, д. 4 [справка Л. И. Жориной]; ЦГИА УССР в Киеве, ф. 385, оп. 1, д. 174, л. 110--113; ф. 294, оп. 1, д. 151, л. 204--205 [справка И. Б. Гирича].

Д. К. Равинский, Б. М. Шахматов.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru