Кожевников Петр Алексеевич
Кожевников П. А.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Кожевников Петр Алексеевич -- беллетрист. Родился в 1872 году, сын психиатра А. Я. Кожевникова. Окончил курс историко-филологического факультета Московского университета, был библиотекарем исторического музея в Москве. Критические статьи и рассказы печатал в "Русской Ведомости", "Русской Мысли", "Правде", модернистском "Золотом Руне", импрессионистском журнале "Зори" и др. Рассказы его собраны в 2 книгах (Москва, 1908, и СПб., 1910).
  

II.

   Кожевников Петр Алексеевич // ЭНИ "Словарь псевдонимов" -- Имена.
   http://feb-web.ru/feb/masanov/man/04/man07915.htm
   Имя: Кожевников, Петр Алексеевич (1871-1933) -- писатель, литературный критик
  
   Периодические издания:
   Золотое Руно, 1908
  
   Произведения:
   Кожевников П. Хвала девушке: [Рассказ] // Золотое Руно. -- 1908. -- No 3-4. Апрель. -- С. 63-66
  
   Источники:
   Золотое руно. Художественный, литературный и критический журнал (1906-1909): Роспись содержания / Сост. В. В. Шадурский; научн. ред. Н. А. Богомолов. -- Великий Новгород, 2002. -- 123 с. -- Указ. имен
   Нет в источниках: Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. -- М., 1956-1960
  

III.

   КОЖЕВНИКОВ Пётр Алексеевич [7(19).8.1871, Москва -- 9.1.1933, Прага; похоронен на Ольшан. кладб.], беллетрист, лит. критик. Брат Вал. Ал. Кожевникова. По окончании моск. гимназии Ф. И. Креймана (1885--91) и ист.-филол. ф-та Моск. ун-та (1896) служил в Моск. ист. музее пом. библиотекаря, занимался археографией (см. его работы: "Моск. губ. архив старых дел" и "Обзор архивов Пруссии, Баварии и Австрии", обе -- М., 1898). К 1900, посвятив себя лит-ре, оставил науч. работу. Был участником моск. лит. кружка "Среда". Печатался в моск. изданиях разных направлений; сотрудничал в редакции ж. "Зори" и газ. "Сту-денч. жизнь". Первые напечатанные произв.-- критич. статьи по совр. зап. драматургии: "Утонувший колокол" (о драме Г. Гауптмана; РВед, 1897, 12 нояб.) и ""Гертруда". Новая драма И. Шляфа" (РВед, 1898, 1 дек.) -- сухие, невыразительные разборы пьес, "проба пера". Затем в той же газете -- рассказы, близкие к жанровым зарисовкам: "Разговор. (С натуры)" (1899, 4 июля), "Ерошка-казак" (1899, 12 нояб.), "На пристани. (С натуры)" (1900, 19 февр.); написанные с оглядкой на поэтику символизма: "Фотография" (1900, 6 авг.), "Новый жанр" (1901, 25 дек.) и др. В 1900--04 печатался в газ. "Курьер": рассказ "Бессмертие" (1900, 27 дек.), очерк "На Девичьем поле" (1901, 9 февр.) и др. Нек-рые рассказы нач. 1900-х гг.-- "Под дождем" (сб. "Итоги", М., 1903), "Художник" ("Курьер", 1901, 29 сент.) -- по колориту и строю близки к чеховским ли-рич. рассказам. К зрелым произв. 2-й пол. 1900-х гг., вышедшим отд. изд.,-- "Рассказы", [кн. 1], М., 1908; кн. 2, СПб., 1910,-- можно отнести его собств. слова о родственном ему по духу писателе Осипе Дымове: "Конечно, он не мистик. Но есть в нем мистика земли и во всяком случае космоса" ("Осип Дымов. Силуэт" -- "Студенч. жизнь", 1910, 19 дек.). Ю. И. Айхенвальд считал, что в произв. К. "разнородные и разрозненные отрывки жизни" соединены в "живую систему авторской личностью" (Айхенвальд Ю., Отд. страницы, т. 2, М., 1910, с. 206). В антиурбанистич. рассказах К. (напр., "Вокзал", "Петля", "Красная мельница" -- "Рассказы", кн. 1; "Когда играет шарманка" -- "Рассказы", кн. 2) смуте и хаосу города противопоставлена гармония живой природы с ее вечным умиранием и возрождением; для его пантеистич. сознания характерно особое внимание к едва уловимым признакам единства мира ("Над морем где-нибудь, невидимая, летит чайка, но от нее около щеки моей незаметно вздрогнул воздух" -- "Вечернее окно" -- "Рассказы", кн. 1). Нарядной экзотичности обстановки, откровенной декоративности таких произв., как "Колыбель", "Сад матерей" ("Рассказы", кн. 2), противостоит мотив недостижимости идеала в рассказах "Ночь грешная", "Любовь восковая", "Поэт и кукла" (там же). Б. ч. рассказов К. проникнута атмосферой наваждения или грезы: "Воздух" ("Зори", 1906, в. 9--10), "Зима" ("Рассказы", кн. 1), "Белые маски зимы" ("Перевал", 1907, No 12). Лишенные фабулы, рассказы К. представляют собой импрессионистич. этюды с лирич. героем-созерцателем, присутствующим "в пейзаже" ("Воздух", "Зима" и др.) или скрытым ("Хвала девушке" -- ЗР, 1908, No 3--4), умеющим "уловить чуткой душой" тайну мира. Мимолетные впечатления схвачены в тонком рисунке; точными словами переданы звуки, запахи, краски [Ю. В. Соболев говорил, что по зимним пейзажам К. можно написать красочный этюд ("Студенч. жизнь", 1910, 5 дек., с. 7--8)]; синтаксис фрагментарен.
   Критич. эссе К. посвятил совр. писателям -- неск. публ. в "Утре России" (пост. сотр. с 1907): "Коллекция А. М. Ремизова. Творимый апокриф" (1910, 7 сент.), "У Арцыбашева" (1911, 16 янв.), рец. на соч. И.Ф. Наживина (1912, 28 янв.) и И. А. Новикова (1912, 29 дек.), ст. "Музей рус. литераторов" (о коллекции Ф. Ф. Фидлера; "Руль", 1910, 26 дек.).
   Лит. критика 1910-х гг. видела в К. представителя молодой прозы, ищущего новых форм (наряду с О. Дымовым, Б. К. Зайцевым и др.). Отмечая лирич. содержание, изысканный вкус автора и при этом надуманность, даже манерность нек-рых произв., критики расходились в оценке авт. позиции примирения с жизнью: одни по поводу "декоративных" этюдов К. замечали, что автор, "утвердившись в обстановочном кукольном мире", просто отбрасывает то, "что может оскорбить его утонченный вкус" (В. Кранихфельд -- СМ, 1910, No 5, с. 87, 91); другие считали, что поиски "общей стихийной основы бытия" доминируют в творчестве К. и ставят его в один ряд с С. Н. Сергеевым-Ценсским, Зайцевым, С. М. Городецким в противоположность писателям-эгоцентристам (С. А. Адрианов -- BE, 1910, No 5, с. 363). А. Белый отказывал К. в самостоятельности, видел в нем прежде всего талантливого читателя, создавшего "коллекцию импрессионистич. экспериментов над зорями, походкою людей, временами года и предметами" ("Весы", 1908, No 3, с. 90).
   В. В. Вересаев в очерке "Около литературы" (из цикла "Невыдуманные рассказы о прошлом", написанного в 30-е гг.) нарисовал уничижительный портрет знакомого ему по "Среде" К. (под им. Ф. А. Холщевникова): тип литератора без индивидуальности, к-рый "с чисто сальериевской настойчивостью" изучал стиль модных писателей (М. Горького, Л. Н. Андреева, Зайцева), пытался подражать им,-- и обвинил его в лит. воровстве (Вересаев В. В., Воспоминания, 3-е изд., М.--Л., 1946, с. 483--85).
   В 10-е гг. К. жил в осн. в Москве, выезжая за границу (в Швейцарию, во Францию); печатался все реже (см. его письма в газ. "Речь" 1912--13 -- ЦГАЛИ, ф. 1666, No 2631).
   После 1914 не возвращался в Россию. Жил во Франции, Италии, с 1928 -- в Праге, где был основателем и пред. лит. кружка рус. эмигрантов "Далиборка". Помещал свои рассказы (пер. на чеш. яз. Й. Кесслер и А. Силва) в газ. "Reforma" (1924, 20 янв.), "Národní osvobození" (1925, No 135, 142, 177 -- лит. прил.), "Samostatnost" (1925, 19 дек.), "Tribuna" (1925, 31 июля), "Národní politika" (1926, 20 июня; 1927, 18 сент.; 1928, 20 мая, 30 дек.; 1929, 12 мая, 24 нояб.; 1930, 12 янв., 21 сент.) и др. В 1929 эмигрантская печать отметила 25-летие лит. деятельности К. ("Руль", Б., 1929, 23 янв.; "Rozpravy Aventina", 1928/29, IV, No 57, с. 371; "Národní listy", 1929, No 141; "Národní politika", 1929, 2 янв.). Произв., написанные в эмиграции, К. издал отд. книгой -- "Пражские рассказы" (Прага, 1932), по отзыву В. Ф. Ходасевича, "полные горечи и тяжелых, язвительных предчувствий смерти" ("Возрождение", Париж, 1933, 2 февр.).
   Др. произв.: "Мальчики" (М., 1903), "Семейное счастье" (РВед, 1901, 14 февр.), "Поезд No 15" (там же, 1901, 15 апр.), "Диссертация" ("Обр.", 1902, No 12), "В архиве" ("Курьер", 1902, 24 февр.), "Толпа" (там же, 1903, 1 апр.), "Старый знакомый" (там же, 1903, 1 июня), "В усадьбе" (там же, 1904, 9 мая), "Совр. певцы" (РБ, 1902, No 4), "Болезни" ("Правда", 1904, No 4), "Степь" (там же, 1905, No 6), "Весенняя земля" и др. рассказы ("Час", 1907, 4 нояб., 25 нояб., 25 дек.; 1908, 1 янв.).
   Лит.: Белый А., Между двух революций, Л., 1934 (ук.); Василенко С. Н., Воспоминания, М., 1979 (ук.); Чехов в восп. (ук.). + Некрологи, 1933: ПН, 14 янв.; "České slovo", 10 янв.; "Národní listy", 10 янв.; "Pravo lidú", 10 янв.; РВед. Сб.; НЭС; Венгеров. Сл.; Гранат; ИДРДВ (ук.); Альм. и сб-ки (1, 2); Муратова (2, ук.).
   Архивы: ЦГАЛИ, ф. 44, No 117 (письмо И. А. Бунину, 1905); ф. 518, No 108 (письма Ф. Ф. Фидлеру, 1910); ф. 1647, No 337 (письма В. И. Стражеву, 1906--08); ф. 1714, No И (письма Е. Л. Янтарёву, 1911 -- 13); ф. 2226, No 750 (письма В. Ф. Булгакову, 1925--26); ИРЛИ, ф. 377; ЦГИАМ, ф. 418, оп. 305, д. 331 (дело о приеме К. в университет); Literární archiv (Praha).

И. В. Никитина.

Русские писатели. 1800--1917: Биограф. словарь. Т. 2: Г -- К

М., "Большая Российская энциклопедия", 1992.

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru