Начиная съ правленія Елизаветы и въ теченіе всей первой половины XVII в., процессъ огораживаній совершается безпрепятственно. Законодательство отказывается отъ всякой дальнѣйшей борьбы съ нихъ и правительство само принимаетъ починъ въ возведеніи новыхъ загородей, по соображеніямъ, вызываемымъ, повидимому, цѣлями общественнаго благосостоянія. Обращеніе значительныхъ пространствъ земли изъ пахоты въ пастбище въ интересахъ удовлетворенія возростающаго запроса на англійскую шерсть и возникшее, благодаря этому, уменьшеніе въ количествѣ производимаго въ Англіи хлѣба, побуждаетъ англійскую администрацію позаботиться объ осушеніи стоячихъ болотъ и періодически затопляемыхъ водою земель. Въ правленіе Іакова I правительство вступаетъ съ этою цѣлью въ сдѣлку съ частною компаніей, составленною, по преимуществу, изъ уроженцевъ Голландіи, и предоставляетъ имъ устройство доковъ на протяженіи десятковъ тысячъ акровъ, расположенныхъ въ графствахъ Линкольнъ и Іоркъ. Съемщики выговариваютъ себѣ право на эксплуатацію въ теченіе ряда лѣтъ завоеванной у хоря площади, что въ свою очередь ведетъ неминуемо къ упраздненію правъ общиннаго выпаса, какимъ дотолѣ пользовалось мѣстное населеніе. Открытое нападеніе на иноземныхъ, въ большинствѣ случаевъ, рабочихъ, разрушеніе воздвигнутыхъ ими доковъ, сожженіе ихъ церквей и жилищъ -- таковы мѣры, къ которымъ обойденные договоромъ сельчане обращаются для защиты своихъ стародавнихъ правъ. Эти насильственныя дѣйствія вызываютъ каждый разъ правительственное вмѣшательство въ интересахъ ни въ чемъ неповинныхъ компаній. Новые однохарактерные договоры, заключенные съ тою же цѣлью,-- дренажа въ правленіе Карла I,-- порождаютъ приблизительно то же недовольство и обусловливаютъ собою однохарактерныя попытки сопротивленія со стороны приносимыхъ въ жертву общинныхъ пользователей. Такимъ образомъ, число лицъ, враждебныхъ упраздненію средневѣковой системы открытыхъ полей, продолжаетъ рости въ Англіи съ каждымъ поколѣніемъ.
Въ эпоху республики къ указаннымъ причинамъ сокращенія общиннаго землевладѣнія присоединяется новая,-- для уплаты жалованья республиканскому войску, парламентъ издаетъ законъ о продажѣ королевскихъ лѣсовъ. Эта продажа, очевидно, ведетъ къ тому же результату -- упраздненію правъ сосѣднихъ сельскихъ обществъ на пользованіе лѣсными угодьями для топлива, построекъ и выпаса скота. Дѣло не обходится, разумѣется, безъ протеста со стороны потерпѣвшихъ, недовольство которыхъ принимаетъ подчасъ форму вооруженнаго сопротивленія. Только что упомянутыя явленія общественной исторіи не могли пройти безслѣдно для политическихъ агитаторовъ Англіи XVII в. Неудивительно, если борящіеся за господство партіи, желая обезпечить себѣ поддержку крестьянскаго населенія, обыкновенно включали въ свою программу требованіе разрушить загороди и возвратить народу право на пользованіе общиннымъ выпасомъ на частныхъ нивахъ и лугахъ по снятіи съ нихъ урожаевъ.
Протестъ противъ огораживаніи не составляетъ особенности какой-либо партіи и въ частности коммунистовъ. Открыто высказываясь противъ всякой попытки насильственнаго уравненія состояній, Джонъ Лильборнъ, напримѣръ, пишетъ, въ то же время, памфлетъ въ защиту правъ общинныхъ пользователей въ Эпвортѣ {The case of the tennants of the mannor of Epworth, in the isle of Atholm in the county of Lincoln truly stated in brief by L. Col. John. Lilburn and others of the freeholders there on purpose to inform every man in the justice and equity of their case and to prevent the many mieinformtions of М-r John Gibbons and the Drainers and their participants. No 18, 1651.}.
Тремя годами ранѣе въ петиціи, поданной на имя предводителя республиканской арміи Ферфакса, милиція Нортумберлендскаго графства, совершенно чуждая всякимъ стремленіямъ къ инверсированію, тѣмъ не менѣе, включаетъ въ число своихъ требованій слѣдующее: "Въ интересахъ общей пользы государства, обведенныя загородями общинныя земли и другія пожалованія, сдѣланныя въ пользу бѣдныхъ, должны быть пріурочены снова къ первоначальному ихъ назначенію! {To his Excellency Thomas Lord Fairfax [general of all the forces raised by Parliament the humble representation of the desires of the offecers and souldiers in the Regiment of Horse for the County of Northumberland. 1848.}. Нельзя также приписать исключительно коммунистической партіи ту агитацію въ пользу отмѣны феодальнаго характера англійскаго землевладѣнія, которая въ серединѣ XVII вѣка высказалась въ требованіи свести всѣ формы зависимаго владѣнія къ одной -- свободному держанію или фригольду, упразднить право первородства и установить систему равнаго наслѣдованія. Далеко не всѣ эти требованія нашли себѣ законодательное признаніе. Начавшаяся уже при Кромвелѣ реакція озаботилась сохраненіемъ всѣхъ особенностей временно-поставленнаго на карту общественнаго строя, разъ онѣ не стояли въ прямомъ противорѣчіи съ совершившимся политическимъ переворотомъ. Право первородства было удержано на ряду съ оброчнымъ держаніемъ или "копигольдомъ" и съ остатками еще болѣе зависимой формы землевладѣнія,-- землевладѣніемъ крѣпостнымъ или "виленеджемъ", но рыцарское держаніе было отмѣнено, такъ какъ съ исчезновеніемъ короля, верховнаго собственника Англіи, необходимо падала сама собой подчиненная ему феодальная система; къ тому же, оно такъ мало отвѣчало развившемуся за послѣднее столѣтіе индустріальному строю, что удержаніе его въ силѣ и въ предшествующія два царствованія требовало обращенія каждый разъ къ чисто-искусственнымъ мѣрамъ. Неудивительно послѣ этого, если и реставрація, озабоченная возстановленіемъ стариннаго порядка, въ по же время, не рѣшилась поднять руки на произведенную Кромвелемъ реформу, и если Карлъ II въ первый годъ своего воцаренія узаконилъ совершившуюся при республикѣ отмѣну феодализма.
Изъ сказаннаго пряно слѣдуетъ то заключеніе, что соціальныя реформы, задуманныя и частью проведенныя въ эпоху республики, далеко не являются дѣдомъ одной коммунистической партіи. Ея задачи, какъ мы сейчасъ увидимъ, были гораздо шире и несравненно менѣе осуществимы. Онѣ шли наперекоръ вѣками установившиися воззрѣніямъ, задѣвали собой интересы всѣхъ владѣтельныхъ классовъ, не исключая изъ ихъ числа и крестьянъ-общинниковъ, и носили явно выраженную печать иностраннаго заимствованія. Чтобы понять источникъ происхожденія коммунистической агитаціи въ Англіи XVII столѣтія, не мѣшаетъ имѣть въ виду движенія, проявившіяся раньше въ при-рейнской Германіи и въ частности въ Мюнстрѣ, въ лагерѣ анабаптистовъ, предводительствуемыхъ Іоанномъ Лейденскимъ. Общеніе имуществъ, составляющее, какъ извѣстно, его характерную черту, воспроизводится и въ программѣ англійскихъ соціалистовъ середины XVII столѣтія, но съ ограниченіями и оговорками, разсчитанными, повидимому, на принятіе его обществомъ, вся предшествующая исторія котораго была рѣшительнымъ протестомъ противъ такого коммунизма. Если, съ одной стороны, нельзя не согласиться съ тѣми, которые полагаютъ, что первоначальный источникъ коммунистическаго движенія XVII вѣка лежитъ внѣ Англіи, что оно носитъ на себѣ печать чего-то принесеннаго извнѣ, то, съ другой стороны, надо признать, что англійскіе коммунисты постарались приспособить свое ученіе къ существовавшимъ въ ихъ время и на ихъ родинѣ общественнымъ отношеніямъ, что они утилизировали для своихъ цѣлей начавшуюся задолго до нихъ борьбу противъ отмѣны общиннаго землевладѣнія и что въ ихъ практическихъ мѣропріятіяхъ слѣдуетъ видѣть весьма серьезную попытку примирить съ дальнѣйшимъ удержаніемъ системы "открытыхъ полей" тѣ требованія, какія выставляемы были первыми поборниками частныхъ раздѣловъ и "огораживаній". Общему, еще доселѣ повторяемому положенію, что удержаніе земель въ совмѣстномъ владѣніи противорѣчіе" всѣмъ условіямъ интензивнаго хозяйства и что обработка общинной пустоши частными собственниками необходима поэтому въ интересахъ массы населенія, они противупоставили слѣдующую, вполнѣ отвѣчающую данному возраженію практику. Оставляя помѣстья и фермы за ихъ частными владѣльцами, они приступили къ занятію общинныхъ пустошей съ цѣлью обращенія ихъ подъ пахоть. Своему образу дѣйствій они постарались дать историческое обоснованіе. Ими поднятъ былъ поэтому вопросъ объ отмѣнѣ революціей всего предшествующаго общественнаго строя въ Англіи, всецѣло созданнаго, по ихъ ученію, норманскимъ завоеваніемъ. Съ этой точки зрѣнія право на занятіе неимущими общинной пустоши являлось не болѣе, какъ отмѣной нормандскаго ига надъ землей, возвращеніемъ ея прежнимъ законнымъ ея собственникамъ -- англійскимъ коммонерамъ.
Желая дѣйствовать въ духѣ Св. Писанія и относясь поэтому враждебно ко всякому насилію, англійскіе коммунисты XVII вѣка не только провозгласили, но и провели на практикѣ теорію "непротивленія злу", очевидно, съ тѣми послѣдствіями, какія можно было ожидать отъ нея. Задѣтые въ ихъ существенныхъ интересахъ, крестьяне-общинники, очевидно, не могли примириться съ учешемъ, которое признавало ихъ сельскія угодья общественнымъ достояніемъ. Примѣняя къ этимъ первымъ по времени квіетистамъ исконное право защиты собственности мечомъ, англійское крестьянство, не дождавшись даже правительственной помощи, согнало смѣлыхъ. захватчиковъ съ принадлежавшихъ ему полей. Единственнымъ результатомъ движеніе оказалось изданіе нѣсколькихъ прокламацій и манифестовъ, выражающихъ собою общее ученіе этихъ родоначальниковъ англійскаго коммунизма. Съ ихъ содержаніемъ мы и познакомимъ въ настоящее время читателя.
Что прежде всего бросается въ глаза при чтеніи ихъ, это -- отсутствіе въ нихъ того характера утопій, какимъ отличаются сочиненія англійскихъ соціальныхъ реформаторовъ XVI столѣтія. Не только Томасъ Моръ съ своею утопіей, но и Бэконъ съ его Атлантидой, Гаррингтонъ -- съ Океаніей и даже неизвѣстный авторъ трактата, озаглавленнаго Республика Лейетера, въ гораздо большей степени могутъ быть названы мечтателями и фантазёрами, нежели тѣ сотни "копальщиковъ", "diggers" (прозвище, приданное сперва въ насмѣшку, а затѣмъ усвоенное самою партіей), которые подъ предводительствомъ еврея Эверарда, прежде служившаго въ войскѣ, весною 1649 г. толпою (человѣкъ въ 30 не болѣе) заняли общинныя пастбища на холмѣ св. Маргариты и св. Георгія въ графствѣ Сэрре и засѣяли ихъ горохомъ и другими овощами {Уайтлокъ говоритъ, что Эверардъ выдавалъ себя за пророка (Memorials, стр. 396 и 397).}. Какъ видно изъ печатнаго обращенія, сдѣланнаго ими къ генералу Ферфаксу, захватъ собственности путемъ насилія съ самаго начала не входилъ въ ихъ разсчеты. Они не имѣли въ виду отнять землю у частныхъ владѣльцевъ или обнаружить дѣятельное сопротивленіе "всѣми признаваемымъ властямъ". Ихъ намѣреніемъ было вступить во владѣніе искони признаваемыми за англійскими коммонерами народными землями (folkland), нѣсколько столѣтій тому назадъ отнятыми у нихъ "норманскими завоевателями". Всѣ слѣды завоеванія должны быть нынѣ стерты въ виду побѣды народа надъ королемъ, прямымъ потомкомъ завоевателя. Только недоразумѣніемъ объясняютъ они причину, по которой солдаты, квартировавшіе на мѣстѣ ихъ "заимокъ", "сочли нужнымъ вмѣшаться въ это дѣло, сжечь построенныя ими жилища и арестовать двухъ поставленныхъ ими стражей. Мѣстное населеніе,-- заявляютъ они,-- относится къ нимъ безразлично, скорѣе даже сочувственно, за исключеніемъ двухъ, трехъ орригольдеровъ, привыкшихъ посылать на общій выгонъ больше скота, чѣмъ имъ полагается по обычаю, и опасающихся, чтобы этой "узурпаціи" не былъ конецъ. Дагеры заявляютъ, что, въ случаѣ нападенія на нихъ войска, они не окажутъ никакого сопротивленія. "Мы не будемъ бороться съ вами ни мечомъ, ни копьемъ, но лопатой и плугомъ, съ помощью которыхъ мы сдѣлаемъ плодоносными пустоши и лежащую безъ обработки землю общинъ. Цѣль, съ которою мы пишемъ къ вамъ,-- прибавляютъ они въ обращеніи къ Ферфаксу,-- не та, чтобы снискать себѣ вашу милость,-- мы не въ правѣ имѣть покровителемъ никого, кромѣ Бога. Міръ не могъ пострадать съ того времени, когда народъ израильскій избралъ Саула царемъ. Мы объявляемъ вамъ поэтому на добромъ англійскомъ языкѣ, что мы избрали Бога своимъ королемъ и заступникомъ".
Къ чему же, спрашивается, сводятся практическія цѣли, преслѣдуемыя дигерами? Они формулируютъ ихъ въ слѣдующихъ немногихъ положеніяхъ. "Мы хотимъ,-- говорятъ они,-- найти себѣ пропитаніе путемъ обработки общинныхъ земель, доселѣ лежащихъ безплодными; въ правѣ воздѣлывать ихъ лежитъ наша свобода -- свобода англичанъ". "Если наши старшіе братья,-- продолжаютъ они, разумѣя при этомъ духовенство "джентри,-- называютъ загороди своею землей, то почему же мы, ихъ младшіе братья, не можемъ считать своими общественныя пустоши"? "Когда вамъ угодно было посѣтить насъ,-- пишутъ, обращаясь къ Ферфаксу,-- мы сказали вамъ, что мы не противимся тѣмъ, которые хотятъ имѣть законы и правительство, но что сами мы не нуждаемся ни въ томъ, ни въ другомъ. Подобно тому, какъ земля у насъ должна быть общей, такъ точно общимъ всѣмъ намъ долженъ быть скотъ для обработки и всѣ плоды земные. Ничто подобное не должно быть предметомъ купли-продажи, такъ какъ всего этого мы можемъ имѣть въ достаткѣ для удовлетворенія нуждъ нашихъ. А если такъ, то къ чему намъ частныя присвоенія и обманы, и можетъ ли явиться для насъ необходимость въ лишеніи кого-либо свободы въ отмщеніе за такія присвоенія? Какая намъ нужда поэтому въ законахъ, предписывающихъ сѣченіе, заточеніе въ тюрьму и повѣшеніе? Сохраняйте вашихъ правителей и призывайте насъ даже къ отвѣтственности передъ ними въ случаѣ присвоенія нами вашего скота и хлѣба или разрушенія вашихъ загородей, но предоставьте намъ свободу отъ подчиненія властямъ въ предѣлахъ нашихъ собственныхъ владѣній. Предупреждаемъ васъ, что мы не сочтемъ нужнымъ скрывать подъ затворами ни хлѣба, ни скота; все, что мы имѣемъ, будетъ предоставлено въ полное распоряженіе всѣмъ. Пусть ваши юристы и богословы займутся вопросомъ о томъ, не въ правѣ ли мы считать своими общинныя земли англійскаго народа, отнятыя у него норманскимъ завоеваніемъ и созданными имъ помѣщиками? Мы предоставляемъ имъ рѣшить вопросъ: создана ли земля для того, чтобы быть, общимъ достояніемъ и источникомъ существованія для всѣхъ, или нѣтъ, а также не является ли явнымъ нарушеніемъ общественнаго договора (national covenant) признавать свободу только за двумя классами лицъ: за духовенствомъ и джентри, обезпечивать первымъ полученіе церковной десятины, а вторымъ -- земельной ренты и оставлять, въ то же время, простой народъ въ положеніи близкомъ къ тону, какое онъ занимаетъ въ Турціи или Франціи, гдѣ, какъ и у насъ, трудящійся людъ обязанъ довольствоваться заработною платой {A letter to the Lord Fairfax and his councill of War, with divers questions to the lawyers and minister? nrovingas an undeniable equity that the common peop le ought to dig, plow, plant and dwell upon the commons, without hiring them, or paying lent to any, delivered to the general and the chief officers on Saturday June 9, by Jerrard Winstanly, in the behalf of those who have begun to dig upon George-Hill in Surrey London, printed for Giles Calvert, at tue black spread-eagle at the West and of Pauls 1649 (Jun. 13).}?"
Движеніе дигеровъ, повидимому, не ограничилось однимъ только графствомъ Сэрре, но нашло отголосокъ себѣ и въ другихъ частяхъ государства, въ частности, въ Беокингамширѣ. Право утверждать это даетъ намъ, содержаніе одной деклараціи, изданной въ маѣ мѣсяцѣ того же 1649 г. и выражающей собою настроеніе жителей четырехъ сотенъ: Дизбро, Бернумъ, Стокъ и Эльзбери, въ которыхъ соціальныя броженія, поддерживаемыя частью партіей кавалеровъ, частью партіей левеллеровъ, сказались, повидимому, съ особою силой. Въ ряду заявленій, дѣлаемыхъ составителями этой деклараціи и касающихся разнообразнѣйшихъ сторонъ общественной и политической жизни, между прочимъ, встрѣчается и слѣдующее: "Мы всѣми отъ насъ зависящими средствами будемъ содѣйствовать тому, чтобы бѣдные пріобрѣли возможность воздѣлывать такъ называемыя "commons". Всякій, кто пожелаетъ завести плугъ на общинной пустоши, не только не долженъ встрѣчать препятствій къ осуществленію своихъ намѣреній, но въ правѣ разсчитывать на наше содѣйствіе и помощью" {Declaration of the well-affected; in^the':couuty of Buckingham printed in the year 1649 (May 10 th.).}. Практическихъ результатовъ дигеры не добились и на этотъ разъ.
Мѣстное населеніе, видя въ ихъ поведеніи прямое посягательство на свои права общиннаго пользованія, принудило захватчиковъ покинуть присвоенныя ими земли {Whiteloke: "Memorials", стр. 398.}. Съ этого момента агитація, поднятая дигерами, выходитъ изъ предѣловъ печатной пропаганды. Предводители движенія, о которыхъ, къ сожалѣнію, не дошло до насъ никакимъ біографическихъ данныхъ, Винстанле, Эверардъ и Пальмеръ пользуются всякимъ случаемъ для того, чтобы напомнить о себѣ "временнымъ представителямъ общественной власти". Въ издаваемыхъ ими брошюрахъ они даютъ болѣе полное и систематическое изложеніе тѣмъ требованіямъ, какія выставлены были дигерами. Когда Кромвель призванъ былъ, за отказомъ Ферфакса, занять постъ главноначальствующаго арміей, дигеры обратились къ нему съ печатною "ремонстраціей", въ которой, между прочимъ, мы находимъ слѣдующее: "Господь надѣлилъ васъ властью, равной которой не было со временъ Моисея. Онъ сдѣлалъ васъ главой народа, только что сбросившаго съ себя ярмо Фараоново. Вы послужили орудіемъ въ рукахъ Божіихъ для низверженія нормандскаго ига, отнявшаго у нашихъ предковъ свободное пользованіе землею. Что остается вамъ сдѣлать еще?-- это позаботиться о томъ, чтобы свободное владѣніе землею было возвращено въ руки угнетенныхъ общинъ Англіи. Ваши такъ называемыя побѣды не раньше будутъ увѣнчаны "короною чести", какъ послѣ того, какъ лица, жертвовавшія жизнью и состояніемъ въ общемъ съ вами дѣлѣ, получатъ доступъ къ землѣ и завоеванной вами свободѣ. Побѣда надъ, завоевателемъ досталась общими усиліями коммонеровъ. Справедливость требуетъ поэтому, чтобы всѣ они были освобождены отъ ига. И теперь, когда власть надъ землею въ вашихъ рукахъ, вамъ не остается иного выбора, какъ или объявить землю свободною для всѣхъ участниковъ въ борьбѣ и побѣдѣ, или перенести право собственности на нее изъ рукъ короля въ другія руки. Но въ этомъ послѣднемъ случаѣ слава, какую вы снискали себѣ вашею мудростью, поблекнетъ навсегда и честь ваша будетъ запятнана. Наше желаше состоитъ въ томъ, чтобы земли, почитаемыя принадлежностью государства,-- эти старинныя общинныя земли и пустоши всего англійскаго народа, а также всѣ недавнія приращенія, къ нимъ сдѣланныя, какъ-то: конфискованныя у короля парки и лѣсныя угодья,-- объявлены были бы свободными, для занятія всѣхъ и каждаго, кто содѣйствовалъ вамъ въ вашихъ побѣдахъ и готовъ; подчиняться установленному вами правительству" {The levellers remonstrance sent in а letter to his Excel!, the lord general Cromvell. London, printed by George Horton. Feb. 1652.}.
Содержаніе только что приведеннаго документа свидѣтельствуетъ о значительномъ сокращеніи первоначально предъявленныхъ дигерами требованій. Рѣчь идетъ уже не о предоставленіи имъ собственности на общинныя пустоши или неогороженныя поля, такъ какъ подобная претензія успѣла встрѣтить отпоръ со стороны сельскихъ общинъ. Что имѣется на самомъ дѣлѣ въ виду, это -- распоряженіе государственными доменами въ пользу обдѣленныхъ землею лицъ, это, употребляя ходячее въ наше время выраженіе, "націонализація доменоніальнаго фонда". И въ этихъ скромныхъ рамкахъ требованія дигеровъ не были приняты во вниманіе.
Вся внутренняя политика Кромвеля, направленная къ задержанію происходившей въ Англіи революціи въ предѣлахъ религіозно-политическаго переворота, шла оѣшительно наперекоръ всякой попыткѣ къ низверженію сложившагося вѣками земельнаго строя. Постоянныя неудачи не ослабляютъ, однако, энергіи агитаторовъ. Они продолжаютъ идти попрежнему къ разъ намѣченной ими цѣли и въ 1653 году направляютъ новое посланіе на этотъ разъ на имя членовъ тайнаго совѣта. Въ бумагахъ послѣдняго сохранился текстъ ихъ деклараціи; онъ интересенъ для насъ потому, что указываетъ на то, въ какое отношеніе владѣтельныя сословія, представители приходскаго духовенства и мѣстной дежентри постепенно становятся къ дигерамъ. "Приходскій священникъ Плятъ и многіе другіе,-- жалуются Винстанле и Пальмеръ, ведя рѣчь отъ имени всей партіи -- довели до вашего свѣдѣнія, что мы -- мятежники, не желаемъ подчиняться власти мѣстныхъ судей, укрѣпились въ нашихъ жилищахъ и приготовились къ вооруженному сопротивленію, что мы тайные приверженцы Стюартовъ и выжидаемъ только удобнаго случая, чтобы произвести реставрацію. Довѣрившись имъ, вы послали противъ насъ войско. Но все, что было донесено вамъ, -- явная неправда: мы, мирные граждане, не противимся врагамъ силою, но молимъ Бога о томъ, чтобы Онъ умягчилъ ихъ сердца и далъ намъ возможность завоевать ихъ любовью". Сдѣлавши это вступленіе, дигеры возвращаются къ своей обычной темѣ -- объ установленіи имущественнаго неравенства норманскимъ завоеваніемъ и о необходимости завершить побѣду надъ королемъ, потомкомъ Вильгельма Завоевателя, возвращеніемъ народу его общихъ земель. "Англія,-- говорятъ они,-- не можетъ быть свободною, пока коммонеры не пріобрѣтутъ доступа къ землѣ. Иначе наше положеніе будетъ хуже того, какое составляло нашъ удѣлъ при короляхъ, и иго норманское останется въ рукахъ лендлордовъ. Пустыхъ, никѣмъ не воздѣлываемыхъ полей достаточно для надѣленія землею всѣхъ нуждающихся въ ней". Авторы ремонстраціи ставятъ на видъ владѣтельнымъ классамъ, что, допустивши неимущихъ къ пріобрѣтенію нужныхъ имъ средствъ къ жизни усиленною работой надъ землею, они поступятъ въ собственныхъ интересахъ. "Пока намъ отказываютъ въ землѣ,-- говорятъ они,-- намъ поневолѣ приходится облагать ваши имѣнія налогомъ на нищихъ, но многіе слишкомъ горды для того, чтобы пользоваться милостыней, и предпочитаютъ акты явнаго грабежа существованію на счетъ общественной благотворительности. Надѣлите насъ землею, и въ странѣ не окажется ни одного нищаго, ни одного лѣнтяя. Англія въ состояніи будетъ пропитать себя сама. Не служитъ ли позоромъ для васъ тотъ фактъ, что при обиліи никѣмъ невоздѣланныхъ земель многіе умираютъ съ голоду {Record office. State Papers, domestic Series. Commonwealth period., No 42, No 144, а 1663.}?"
Приведенный только что документъ -- послѣдній по времени изъ тѣхъ, которые дошли до насъ отъ этихъ первыхъ провозвѣстниковъ начала націонализаціи земли. Въ виду рѣшительнаго нежеланія правительства удовлетворить ихъ требованія и не менѣе рѣшительной оппозиціи владѣтельныхъ классовъ, агитація, поднятая дигерами, падаетъ сама собой. Даже въ эпоху временнаго возрожденія свободы печати при новомъ протекторѣ, Ричардѣ Кромвелѣ, когда анабаптисты и левеллеры снова подняли голову и издали новыя программы религіозныхъ и политическихъ реформъ, дигеры ни словомъ не дали болѣе знать о себѣ. Легко можетъ статься, что къ нимъ, какъ и къ послѣдователямъ другихъ наиболѣе передовыхъ партій Англіи, примѣнена была политика выселенія въ колоніи,-- политика, которую человѣкъ кромвелевской партіи, Пель, открыто рекомендуетъ въ своемъ письмѣ къ Терло {Vaughan: "The protectorate of Cromwell", v. I, p. 155.}.
Мы могли бы покончить сказаннымъ нашъ очеркъ соціальныхъ ученій первыхъ по времени англійскихъ коммунистовъ, но, прежде чѣмъ разстаться съ ними, мы желали бы болѣе подробно остановиться на изученіи теоретической стороны ихъ движенія. Возможность сдѣлать это даетъ намъ одинъ политическій памфлетъ, вышедшій изъ-подъ пера главнаго вожака движенія, не разъ уже упомянутаго нами Джерардо Винстанле; къ сожалѣнію, мы ничего не знаемъ о его авторѣ, кромѣ того, что онъ самъ говоритъ намъ въ сдѣланной имъ припискѣ, а именно: "Меня зовутъ глупцомъ и сумасшедшимъ, много позорящихъ разсказовъ ходитъ на мой счетъ и я на каждомъ шагу встрѣчаю злобу и ненависть". Очевидно, мы имѣемъ дѣло съ фанатикомъ и доктринеромъ, который даетъ крайнее выраженіе теоретическимъ воззрѣніямъ своей партіи. Сочиненіе Винстанле является для" нея, такимъ образомъ, своего рода политическимъ катехизисомъ и можетъ познакомить насъ поэтому какъ нельзя лучше со всѣми подробностями а ученія. Заглавіе, выбранное авторомъ для его книги, слѣдующее: Законъ свободы, выраженный въ формѣ прокламаціи (Platform), или реставрація настоящаго правительства, скромно рекомендуемая Кромвелю. "Въ этомъ сочиненіи,-- значится далѣе,-- объясняется сущность какъ королевскаго правительства, такъ и республиканскаго". Яркими красками очерчиваетъ авторъ картину общественныхъ бѣдствій, все еще продолжающійся держаться произволъ помѣщиковъ и проявляющійся, между прочимъ, во взиманіи съ крестьянъ денежныхъ платежей и геріотовъ, въ закрытіи всякаго доступа къ землѣ, иначе какъ подъ условіемъ уплаты высокой ренты, и въ лишеніи права свободнаго пользованія общинными полями. Старый гнетъ продолжается, но отношеніе къ нему народа радикально измѣнилось. "На какомъ титулѣ держатся всѣ притязанія лендлордовъ?-- спрашиваетъ Винстанле.-- Въ прежнее время собственники производили свои права отъ короля -- наслѣдника норманскаго завоевателя, но развѣ коммонеры не упразднили послѣдняго и не ниспровергли тѣмъ самымъ иноземное иго,-- не вправѣ ли они поэтому требовать полной свободы отъ помѣщичьей власти?" На ряду съ этою картиной стариннаго феодальнаго гнета Винстанле рисуетъ и другую, болѣе недавняго происхожденія. Виновниками угнетенія на этотъ разъ являются "свободные владѣльцы", "фригольдеры". Они истощаютъ общинныя пастбища, посылая на нихъ чрезмѣрное количество овецъ и рабочаго скота, такъ что мелкимъ арендаторамъ и крестьянамъ-земледѣльцамъ едва удается прокормить корову на подножномъ корму. Указавши на естественный исходъ такого порядка вещей, который въ его глазахъ сводится къ удержанію бѣдныхъ въ бѣдности и закрытію имъ свободнаго доступа къ землѣ, Винстанле переходитъ къ изображенію въ общихъ чертахъ идеала предлагаемаго имъ республиканскаго строя. Въ немъ блага матеріальныя и духовныя одинаково составляютъ общественное достояніе всѣхъ. Четыре раза въ годъ съ паперти читаются народу законы, которымъ онъ долженъ подчиняться, это съ цѣлью, чтобы никто не могъ отговариваться невѣдѣніемъ закона. Каждая семья владѣетъ необходимыми ей орудіями обработки. Никто не вправѣ отказаться отъ работы во время производства посѣвовъ и снятія урожаевъ. Трудъ,-- замѣчаетъ авторъ,-- необходимъ для здоровья и доставляетъ истинное наслажденіе, подъ тѣмъ необходимымъ условіемъ, однако, если онъ свободенъ и никто не обязанъ совершать его по повелѣнію другаго. Въ каждомъ селеніи, какъ и въ каждомъ городѣ, должны быть устроены общественные магазины, содержащіе въ себѣ: пеньку, шерсть, ложу, выдѣланныя сукна и всякаго рода заморскій товаръ. Изъ этихъ общественныхъ магазиновъ получается все нужное какъ для личнаго употребленія, такъ и для изготовленія продуктовъ обрабатывающей промышленности. Все содержимое въ общественныхъ складахъ не принадлежитъ никому въ отдѣльности и составляетъ собственность всѣхъ. Кто продаетъ или покупаетъ землю или ея продукты, долженъ быть казненъ какъ измѣнникъ общественному миру и спокойствію, какъ виновникъ рабскаго подчиненія, вызывающаго раздоры и угнетеніе. Кто называетъ землю своей и не хочетъ признать ее за ближнимъ, долженъ быть приставленъ къ позорному столбу передъ всѣмъ собраніемъ. Проступокъ его изображается на дощечкѣ, которая привѣшивается къ его груди въ теченіе цѣлаго года. Во все это время онъ почитается рабомъ и исполняетъ работы по приказанію и подъ присмотромъ назначаемаго надъ нимъ начальника. Буде же кто прибѣгнетъ къ открытому возстанію съ цѣлью установленія "королевскаго права" собственности, онъ долженъ быть преданъ смерти. Никто не долженъ ни нанимать чужаго труда, ни работать на другаго подъ условіемъ вознагражденія, такъ какъ послѣдствіемъ такого порядка вещей могло бы быть только рабство. Если свободный человѣкъ нуждается въ чужой помощи, онъ вправѣ обратиться къ общественнымъ слугамъ, трудящимся подъ руководствомъ особыхъ надзирателей. Всякое нарушеніе только что изложеннаго предписанія имѣетъ послѣдствіемъ обращеніе въ неволю срокомъ на 12 мѣсяцевъ. Товары, доставляемые ввозною торговлей иностранцевъ, какъ и доходъ отъ продажи англійскихъ товаровъ на чужихъ рынкахъ, считаются общимъ достояніемъ государства. Деньги не должны быть извѣстны. Золото и серебро идутъ лишь на изготовленіе украшеній.
Реформаторъ имѣетъ въ виду измѣнить не только имущественный, но и семейный строй. Не отрицая брака, какъ это дѣлаетъ Платонъ и слѣдовавшіе его примѣру утописты, онъ стоитъ за полную свободу брака, при которой соображенія общественнаго положенія потеряли бы всякое значеніе. Внѣбрачная связь, сопровождающаяся рожденіемъ ребенка, налагаетъ на любовника обязанность вступить въ постоянное сожитіе съ обольщенною имъ женщиной.
Акты насилія, совершонные надъ дѣвушкой, наказываются смертью. Никто не вправѣ завести собственнаго хозяйства, не прослуживъ семи лѣтъ подъ чужимъ начальствомъ. Ни одна семья не можетъ дѣлать большихъ затратъ на свое пропитаніе и одежду противъ тѣхъ, которыя указываются необходимостью. Надзоръ за исполненіемъ всѣхъ этихъ предписаній возлагается на избираемыхъ ежегодно надзирателей. Какъ избирателемъ, такъ и избраннымъ можетъ быть всякій достигшій сорокалѣтняго возраста. Въ числѣ прочихъ обязанностей надзирателей должно быть пріисканіе каждому, кто имѣетъ въ томъ нужду, молодыхъ людей для службы. Въ категорію служителей попадаетъ всякій, кто лишенъ свободы за преступленіе или проступокъ. Виновные обязаны, совершать всякаго рода трудъ, какой имъ будетъ предписанъ; они не вправѣ вернуться къ прежнему свободному состоянію раньше 12 мѣсяцевъ. Во все время, пока продолжается ихъ несвобода, они обязаны носить бѣлую одежду въ отличіе отъ остальныхъ {The law of freedom in a platform, or the magistracy restored, humbly presented to Oliver Cromwell, wherin is'declared what is Kingly Government and what common wealth government by Jerrord Winsteny. London 1651.}.
Если мы зададимся теперь вопросомъ, откуда заимствовалъ Винстапле новою общественную теорію, намъ необходимо будетъ указать на Утопію Томаса Мора, какъ на ея ближайшій источникъ. Въ самомъ дѣлѣ, общность имуществъ, общеобязательность труда, отмѣна служебной зависимости и сословій, запрещеніе денежнаго обмѣна, надѣленіе каждаго всѣмъ, въ чемъ онъ нуждается, изъ мірскихъ магазиновъ, всеобщее право голосованія и избраніе на всѣ должности, обращеніе преступниковъ въ общественныхъ рабовъ, свобода разводовъ, уравненіе незаконныхъ дѣтей съ законными,-- все это такія положенія, которыя нашли себѣ мѣсто въ настроеніяхъ канцлера Генриха VIII за цѣлыхъ полтораста лѣтъ до занижающей насъ эпохи (первое изданіе Утопіи появилось въ 1516 г. {См. изданіе Утопіи, сдѣланное Rev. Dibdin. Boston, 1878 r., стр. 237, 244, 258, 260, 306, 310, 314, 315, 322, 323.}.
Изъ этого богатаго источника, въ которомъ практически-осуществимое смѣшивается съ требованіями, свидѣтельствующими лишь о безграничномъ полетѣ фантазіи, въ которомъ впервые послѣ столькихъ вѣковъ угнетенія и презрѣнія трудъ человѣка поставленъ на подобающую ему высоту, черпалъ Винстанле содержаніе задуманныхъ имъ соціальныхъ реформъ. Вся оригинальность его ученія сводится къ попыткѣ примирить его съ своеобразно-понимаемыми имъ историческими основами англійской гражданственности. Въ своей первоначальной чистотѣ эти основы, по его мнѣнію, могутъ быть открыты только въ періодъ англо-саксовъ. Вся послѣдующая исторія Англіи была сплошною узурпаціей, насильственнымъ, искаженіемъ народныхъ устоевъ. Побѣда надъ потомкомъ норманскаго узурпатора открываетъ возможность возвращенія къ этимъ устоямъ. Но что представляютъ они собою, какъ не господство фолькленда (народной земли) терминъ, который Винстанле понимаетъ въ его буквальномъ смыслѣ" отождествляетъ поэтому съ націонализаціей земли? Отсюда само собой слѣдуетъ тотъ выводъ, что побѣдоносный народъ, чтобы стереть съ себя позорное пятно иноземнаго ига, долженъ начать съ объявленія земли общимъ достояніемъ всѣхъ.
Но если земля сдѣлается общею собственностью, то такая же судьба необходимо постигнетъ и производимые ею продукты; а такъ какъ все, что служитъ къ удовлетворенію нашихъ потребностей, можетъ быть отнесено къ одному источнику -- землѣ, то полное общеніе имуществъ является послѣднимъ словомъ теоріи, исходною точкой которой является націонализація одной земли.
Въ ряду партій, которыми такъ богата эпоха республики и протектората, особое мѣсто занимаютъ такъ называемые "люди пятой монархіи". Подъ этимъ именемъ извѣстны были религіозные фанатики изъ среды" анабаптистовъ, ждавшіе немедленнаго наступленія на землѣ царства Христова, этой пятой по счету монархіи (первыми четырьмя признавались: вавилонская -- Навуходоносора, персидская -- Кира, греческая -- Александра и римская -- цезарей). Согласно этому ученію, всѣ правительства равно беззаконны, а, главное, безбожны, такъ какъ народомъ можетъ управлять, только Богъ и Его намѣстникъ -- Христосъ. Мы не ошибемся поэтому, если назовемъ провозвѣстниковъ этого ученія анархистами. Этотъ терминъ по говоритъ, впрочемъ, о возможности проведенія какихъ-либо параллелей между ними и современными намъ отрицателями государства и власти. Люди пятой монархіи отправлялись въ своихъ воззрѣніяхъ не отъ критики экономическаго строя я сознанія необходимости его реформировать, путемъ установленія принциповъ взаимности и мѣстной автономіи, а отъ убѣжденія, что Христосъ возьметъ въ свои собственныя руки управленіе вѣрующими. Они не были приверженцами экономическаго и политическаго равенства и подымали соціальный вопросъ лишь настолько, насколько послѣдній соприкасался съ затѣянною ими церковною и государственною реформой. Въ ихъ глазахъ верховная власть сосредоточивалась не въ рукахъ народа и его избранныхъ, а въ рукахъ Іисуса Христа и праведниковъ или "святыхъ", такихъ изъ ихъ собственной среды, поведеніе которыхъ всего болѣе отвѣчало требованіямъ, предъявляемымъ отъ добраго анабаптиста. Чтобы понять возможность появленій подобныхъ воззрѣніе, надо имѣть въ виду, что въ низшихъ слояхъ европейскаго общества, экзальтированныхъ недавными событіями, одинаково свѣтскими и церковными, весьма распространено было убѣжденіе, что второе пришествіе Мессіи должно воспослѣдовать со дня на день. Пытались даже опредѣлить годъ его наступленія. Съ этою цѣлью прибѣгали къ разнымъ "пріемамъ", считая число лѣтъ, протекшихъ между созданіемъ міра и потопомъ, принимая въ основаніе пятую главу книги Бытія, въ которой приводятся имена патріарховъ, жившихъ въ этотъ промежутокъ. Установивъ такимъ образомъ (разумѣется, совершенно произвольно), что до потопа міръ просуществовалъ 1656 лѣтъ, считали возможнымъ утверждать, что на разстояніи такого же періода времени послѣ перваго пришествія Христова должно воспослѣдовать окончательное наступленіе Его царства на землѣ. Поступали еще и другимъ образомъ. Цифру 1260, какъ извѣстно, въ Апокалипсисѣ считающуюся цифрою звѣря, складывали то съ годомъ прекращенія язычества въ Римской имперіи или 395-мъ годомъ, то съ годомъ кончины императора Ѳеодосія и раздѣла имперіи между его сыновьями. Не менѣе значенія имѣло другое, также попадающееся въ Апокалипсисѣ число -- 666.Его помножали два раза, складывали съ годомъ созванія Никейскаго собора (325) и этимъ путемъ приходили къ убѣжденію, что 1657 годъ положить начало земному владычеству Христа {См. письмо Пеля къ Терло (Thurloe), марта 17, 1655 г. (Vaughan: "The protectorate of Ol. Cromwell", т, I, стр 157.}. Давнымъ-давно ходячее на континентѣ Европы вѣрованіе въ приближающійся конецъ міра проникло въ Англію въ эпоху революціи. Оно воспринято было съ особою охотой тою темною толпой, которая, служа въ низшихъ рядахъ арміи и народнаго ополченія, вынесла на своихъ плечахъ все бремя недавнихъ событій и съ нетерпѣніемъ ожидала царства Мессіи, какъ давно-желаннаго конца угнетавшимъ ее бѣдствіямъ. Чисто-демократическій характеръ анархической партіи выступаетъ уже изъ того факта, что въ ея рядахъ, за исключеніемъ Гаррисона, былъ всего-на-всего одинъ человѣкъ, дослужившійся до чина капитана { Thurloe: "State papers", v. I, стр. 621. An intercepted letter, a 1653.}.
При такихъ условіяхъ неудивительно, если руководящая роль въ дѣлахъ всецѣло выпала на долю народныхъ проповѣдниковъ и если центромъ движенія сдѣлалась анабаптистская молельня, помѣщавшаяся "въ Лондонѣ въ зданіи давно упраздненнаго монастыря черныхъ братій" или францисканцевъ. Здѣсь по понедѣльникамъ можно было слышать какъ самого Гаррисона, такъ и наиболѣе популярныхъ ораторовъ анабаптизма и въ числѣ ихъ Фика и Поуэля. Судя по нѣкоторымъ уцѣлѣвшимъ образцамъ, обычною темой бесѣды была невозможность каждаго иного правительства, кромѣ того, которое имѣетъ главою своимъ Христа. Въ доказательство приводились изъ Ветхаго Завѣта примѣры добровольнаго отказа отъ власти, связанные съ именами Гедеона и Ноэміи. Ихъ поведеніе сопоставлялось съ тѣмъ, какого придерживались временные правители англійской націи", захватывая въ свои руки власть больше королевской. Человѣкъ грѣха, ветхозавѣтный драконъ -- вотъ имена, которыми проповѣдники спѣшатъ заклеймить узурпатора, пророча ему судьбу такого же, какъ и онъ, лорда-протектора Сомерсета, кончившаго жизнь на эшафотѣ {См. Thurloe: "State papers", у. VI, стр. 611. An intercepted letter Dec. 2,1663;. Ibid. V. VII, p. 67 a 58 a 1658. A letter of information concerning М. Feake.}.
Помощь, оказанная Кромвелю Гаррисономъ въ заговорѣ противъ долгаго парламента, выдающаяся роль, какую ему привелось играть въ дѣлѣ его распущенія и послѣдовавшемъ созывѣ нотаблей (Barebone parliament), наконецъ, присутствіе значительнаго числа анабаптистовъ въ этомъ плебейскомъ по своему составу законодательномъ совѣтѣ,-- все это вмѣстѣ взятое объясняетъ намъ причину непонятной на первый взглядъ терпимости, съ какою будущій протекторъ относился къ чуть не ежедневному поношенію руководимаго имъ правительства. Вмѣсто того, чтобы принять мѣры къ задержанію Фика и его единомышленниковъ, Кромвель довольствовался тѣмъ, что, призвавъ къ себѣ, всячески старался убѣдить ихъ въ необходимости прекратить дальнѣйшую агитацію. Въ отвѣтъ на это слышались одни обвиненія въ захватѣ власти и въ противодѣйствіи "пятой монархіи". Съ гнѣвными словами отпускалъ отъ себя Кромвель не хотѣвшихъ признавать его правительства анабаптистовъ. Но, въ то же время, онъ оставлялъ ихъ на свободѣ и довольствовался тѣмъ, что противу поставлялъ ихъ пропагандѣ собственную, оплачивая съ этою цѣлью услуги такихъ проповѣдниковъ, какъ Стерри, которые призывали къ повиновенію, "какъ къ надежнѣйшему средству достигнуть царства Христова".
Агитація анабаптистовъ начинала, между тѣмъ, приносить свои плоды не только въ средѣ народныхъ массъ, но и въ стѣнахъ созваннаго Кромвелемъ собранія, извѣстнаго въ исторіи подъ наименованіемъ парламента Голой Кости {Названнаго такимъ образомъ по имени одного изъ наименѣе выдающихся его членовъ. О дѣятельности этого парламента смотри An exact relation of the proceedings and transactions of the late Parlament by L. D. a member in the late parlament. Printed in the year 1654 (Somers tracts 3-d coll. VII, стр. 82).}. Этотъ парламентъ, который Гаррисонъ желалъ устроить по образцу еврейскаго синедріона, ограничивъ число его членовъ семьюдесятью "святыми", спѣшилъ закончить дѣло революціи самыми радикальными реформами въ области церковнаго управленія и дѣйствующей системы судовъ. Выбранный имъ изъ собственной среды комитетъ по вопросу о церковной десятинѣ высказывается въ пользу ея отмѣны и установленія между государствомъ и церковью тѣхъ свободныхъ отношеній" какія въ наши дни существуютъ въ Соединенныхъ Штатахъ Америки.
Нечего и говорить, что при такихъ условіяхъ дальнѣйшее удержаніе въ рукахъ лендлордовъ права представлять кандидатовъ на вакантныя приходскія каѳедры становилось невозможностью, и назначенная парламентомъ коммиссія дѣйствительно высказывалась въ пользу его безвозмездной отмѣны.
Одновременно другіе комитеты спѣшили подать свой голосъ одинъ въ пользу отмѣны личнаго задержанія за долги и смягченія суроваго законодательства противъ воровъ, другой -- въ пользу необходимости произвести радикальную реформу въ англійскомъ законодательствѣ съ цѣлью приблизить его къ божескому закону, дли декалогу, и закону естественному, или, какъ тогда говорили, закону разума, третій -- въ пользу немедленной отмѣны канцлерскаго суда съ его нескончаемыми проволочками и непомѣрными судебными издержками.
Всѣ эти близкія къ осуществленію мѣры вызывали въ обществѣ броженіе. Задѣвая интересы владѣтельныхъ классовъ, онѣ необходимо должны были встрѣтить, и на самомъ дѣлѣ встрѣтили, съ ихъ стороны весьма энергическій отпоръ. Юристы спѣшили представить ходатайства въ пользу удержанія освященныхъ опытомъ вѣковъ англійскихъ законовъ. Соглашаясь на реформу канцлерскаго суда, они, въ то же время, требовали дальнѣйшаго его удержанія. Землевладѣльцы и духовенство, въ особенности пресвитеріанское, настаивали на сохраненіи за ними, одни -- весьма доходнаго права рекомендаціи кандидатовъ на замѣщеніе вакантныхъ каѳедръ, другіе -- церковной десятины и попадавшихся еще въ это время во многихъ приходахъ священническихъ надѣловъ (glebelands). Обвиненіе въ потрясеніи основъ, въ попыткѣ нивеллировать классы, отрицать законы и собственность было пущено противъ "святыхъ" {См. An intercepted letter, неизвѣстнаго числа (1661 г.) Thurloe, VI, стр. 724.}, и Кромвель поспѣшилъ воспользоваться имъ для распущенія собранія. Этимъ путемъ онъ сразу избавлялся отъ своихъ злѣйшихъ враговъ и пріобрѣталъ возможность принять болѣе энергическія мѣры къ подавленію дальнѣйшей пропаганды съ ихъ стороны.
На этотъ разъ задуманный имъ государственный переворотъ былъ замаскировалъ такъ удачно, что и въ послѣдующіе годы протекторъ считалъ возможнымъ слагать съ себя всякую отвѣтственность за него.
Благопріятная ему партія, съ спикеромъ во главѣ, сама вручила ему свои полномочія. И одно меньшинство, всецѣло составленное изъ анабаптистовъ, принуждено было силою къ оставленію своихъ мѣстъ.
Открывая въ слѣдующемъ году сессію вновь созваннаго имъ парламента, протекторъ въ слѣдующихъ словахъ высказалъ свое отношеніе къ людямъ "пятой монархіи": "Между грозящими намъ духовными бѣдами,-- сказалъ онъ,-- особенно должна быть отмѣчена одна, такъ какъ она исходитъ отъ людей чести, людей, сердца которыхъ исполнены искренности и страха Божія,-- я разумѣю ошибочное представленіе о "пятой монархіи" или наступающемъ царствѣ Христовомъ на землѣ. Это царство необходимо понимать въ духовномъ смыслѣ и, понятое такимъ образомъ, оно для всѣхъ насъ является предметомъ восторженнаго уваженія и постоянныхъ вожделѣній. Мы всѣ вѣримъ, что наступитъ время, когда Христосъ установить царство свое въ нашихъ сердцахъ, покоривъ себѣ пороки и суетныя вождѣленія и все то злое, источникомъ чего является наше сердце. Когда мы сдѣлаемся въ большей степени, чѣмъ теперь, участниками Духа Святаго, и подавитъ въ насъ всякую неправду и водворитъ въ насъ навсегда чувство справедливости, тогда, и только тогда, настанетъ славное царство Христово. Раздоры и несогласія, происходящіе между христіанами, не являются его провозвѣстниками. Но чуо сказать о тѣхъ, которые въ ожидаемомъ ими царствѣ Божіемъ видятъ оправданіе своему притязанію быть единственными правителями государства и народовъ, давать имъ законы и располагать собственностью, свободою и всѣмъ прочимъ? Поистинѣ, чтобы оправдать такую претензію, необходимо было бы представить внѣшніе знаки божескаго въ нихъ присутствія, иначе мудрые люди не согласятся безпрекословно подчиняться ихъ рѣшеніямъ... Еще еслибъ они ограничивались однимъ преувеличеннымъ представленіемъ о своемъ призваніи, ихъ можно было бы оставить въ покоѣ. Однѣ идеи не могутъ принести вреда никому, кромѣ тѣхъ, кто ихъ раздѣляетъ. Но когда люди переходятъ къ практикѣ и стараются убѣдить, что свобода и собственность непримиримы съ царствомъ Христа, когда они, отказываясь отъ регулированія закона, требуютъ его отмѣны и, быть можетъ, стараются объ упроченіи на его мѣстѣ еврейскаго права, свѣтскій садовникъ не можетъ отказаться отъ вмѣшательства {First parliamentary Speech, made the 4 sept. 1654. (Carlyle, speech II).}.
Когда парламентъ Голой Кости прекратилъ свое существованіе и вся власть въ государствѣ сосредоточилась въ рукахъ Кромвеля, послѣдній почувствовалъ себя настолько сильнымъ, что рѣшился принять энергическія мѣры къ прекращенію дальнѣйшей пропаганды того, что онъ считалъ анархическими ученіями. Его дѣятельность въ этомъ отношеніи была тѣмъ легче, что въ рядахъ арміи, на которую онъ опирался, анабаптисты далеко не располагали большинствомъ {Thurloe: "St. pap.", VI, стр. 611. An intercepted letter.}. Неудивительно поэтому, если въ отвѣтъ на новыя нападки со стороны Фика, Поуэля и Симсона, громившихъ протектора за насильственное закрытіе благопріятнаго ихъ планамъ собранія, послѣдовалъ приказъ о задержаніи ихъ; у Гаррисона, отказавшаго въ своемъ признаніи вновь установленному правительству, отнята была занимаемая имъ въ войскѣ должность {An intercepted letter (22 Dec. 1653). Thwrloe: "St. pap.", VI, стр. 641. См. также: Beverning to the states general, 3--18 Fev. 1653. Ibid. VII, p. 67.} и самъ онъ черезъ нѣсколько мѣсяцевъ брошенъ былъ въ тюрьму,-- однимъ словомъ, въ періодъ индифферентнаго отношенія къ подкапывающимъ государство теоріямъ сложился періодъ открытой вражды и преслѣдованія.
Это обстоятельство заставило религіозныхъ анархистовъ устроить изъ себя тайное сообщество, организація котораго тѣмъ болѣе интересна, что напоминаетъ ту, къ какой въ болѣе близкое къ намъ время обращались итальянскіе карбонаріи или ирландскіе феніи. Въ мартѣ 1654 года мы слышимъ уже о частыхъ собраніяхъ анабаптистовъ, каждый раза прикрывающихся желаніемъ "оказать посильное содѣйствіе лорду-протектору". На самомъ дѣлѣ, замышляютъ они не иное что, какъ освобожденіе изъ тюрьмы своего любимаго вождя Гаррисона {М-r I. Gunter to m-r Gosse Brecon Martis 21, 1654. (Thurloe: "St. pap.", VIII, стр. 221).}. Въ ноябрѣ слѣдующаго года президентъ совѣта Терло въ письмѣ къ Генриху Кромвелю, начальнику расположенныхъ въ Ирландіи войскъ, высказываетъ опасенія насчетъ неизбѣжности "кровавой расправы" {13 Nov. 1655 (Ibid. II, стр. 191).} съ анабаптистами, заготовляющими на случай возстанія лошадей и оружіе. Нѣкоторымъ миролюбиво настроеннымъ проповѣдникамъ удается, однако, на время задержать осуществленіе ихъ замысловъ {Ibid., IV, стр. 545 и 629.}.
Разсѣянные по всему королевству, анабаптисты въ наибольшемъ числѣ сосредоточивались въ графствѣ Норфолькъ; въ Лондонѣ и его окрестностяхъ толпа ихъ также быстро прибывала и не по иной причинѣ, какъ потому, что въ Гайгетѣ близь Лондона жилъ въ это время ихъ вождь Гаррисонъ {Ibid. vol. IV, стр. 698, letter of Thurloe to H. Cromwell 13 April 1656.}.
Въ іюлѣ 1656 года, какъ мы узнаемъ изъ тайныхъ донесеній, сдѣланныхъ президенту совѣта Терло, между отдѣльными анабаптистскими церквами уже состоялось полное соглашеніе. Всѣ признали, что необходимо безъ дальнѣйшихъ проволочекъ поднять мечъ для "разрушенія Вавилона" и "упраздненія всѣхъ королей и правителей". Оставалось условиться насчетъ плана возстанія. Не рѣшаясь сдѣлать это предметомъ публичнаго обсужденія, въ виду возможности неожиданныхъ разоблаченій, анабаптисты Лондона остановились на мысли передать все дѣло въ руки пяти человѣкъ, выбранныхъ отъ пяти церквей, какія въ это время считались въ средѣ конгрегаціи. Каждому изъ этихъ выборныхъ поручалось отобрать у назначившей его братіи въ числѣ 25 человѣкъ точныя показанія насчетъ того, какими наличными силами располагаетъ она въ настоящую минуту, сколько запасено ею денегъ, оружія и провіанта. Этими средствами думали достигнуть того, что имена заговорщиковъ останутся неизвѣстными правительству и партія, въ то же время, пріобрѣтетъ возможность одновременнаго и единодушнаго дѣйствія {The effect of the meeting of the fifth monarchy men 8 July, 1656 (Thurloe: "St. pap.", v. 5, стр. 197). A relation of the raising of the fifth monarchy men by secretary Thurloe. Ibid., v. VI, стр. 185.}.
Пяти коммиссарамъ, выбраннымъ анабаптистскими церквами Лондона, предоставлено поддерживать сношенія съ единовѣрцами на протяженіи всей страны, поддерживать въ нихъ духъ оппозиціи разсылкою манифестовъ и для ихъ распространенія образовать особый женскій комитетъ, въ составъ котораго должны войти самыя горячія ревнительницы царства Христова.
Сигналъ къ открытому возстанію коммиссары должны были подать не раньше, какъ обезпечивши себѣ участіе и поддержку со стороны большинства анабаптистскихъ церквей. Достигнуть этого было не легко, такъ какъ въ средѣ секты уже обнаружилось рѣшительное разногласіе по вопросу о законности сопротивленія силою и нѣкоторые проповѣдники анабаптистовъ, какъ мы видѣли выше, рѣшительно высказались противъ него. Неудивительно поэтому, если заговорщики оказались далеко не многочисленными. На первомъ ихъ собраніи можно было насчитать всего-на-всего 80 человѣкъ. Все это были люди низкаго происхожденія; во главѣ всѣхъ стоялъ Веккеръ, уже имѣвшій случай посидѣть въ Тауерѣ.
Болѣе выдающіеся члены партіи, какъ генералъ Гаррисонъ или полковникъ Ричъ, оставались до поры до времени въ тѣни, съ тѣмъ, чтобы въ рѣшительную минуту принять на себя руководительство движеніемъ. Успѣшность возстанія зависѣла отъ того, удастся ли заговорщикамъ привлечь на свою сторону народную чернь. Съ этою цѣлью въ программу мятежниковъ включена была отмѣна не только десятины, но и акциза, таможенныхъ пошлинъ и вообще всякаго рода налоговъ. Сдѣланы были также попытки соглашенія съ республиканцами. Вожаки послѣднихъ, въ числѣ ихъ полковникъ Оке и вице-адмиралъ Лоссонъ, понимали выгоды подобнаго союза и энергически распространяли въ средѣ заговорщиковъ только что появившійся памфлетъ Вена Цѣлительный вопросъ (A healing question), памфлетъ, заключавшій въ себѣ программу ихъ партіи. Лицамъ, выбраннымъ обѣими сторонами въ числѣ 12 человѣкъ, поручено было выработать проектъ соглашенія. Но мнѣнія анархистовъ и республиканцевъ такъ рѣзко расходились между собою, что выборнымъ пришлось разойтись, не постановивъ ничего. Въ самомъ дѣлѣ, какъ было согласить предложеніе республиканцевъ о вторичномъ созывѣ распущенныхъ членовъ долгаго парламента съ рѣшительнымъ нежеланіемъ людей "пятой монархіи" признать надъ собой власть какого бы то ни было правительства? Кромвель {Speech made the 17 Sept. 1656 (sp. V).} не скрывалъ своего удивленія по поводу того, что мысль слить воедино обѣ партіи могла явиться кому-либо въ голову, и сравнивалъ эти попытки соглашенія съ тѣми, какія сдѣланы были между Иродомъ и Пилатомъ, чтобы склонить обоихъ одинаково къ казни Христа. Не отчаиваясь въ возможности выработать общую программу дѣйствія, республиканцы и анархисты рѣшили предоставить въ будущемъ дѣло улаженія раздѣлявшихъ ихъ несогласій Гаррисону и Ричу. Дѣло, однако, не дошло до этого. Черезъ своихъ шпіоновъ Кромвель своевременно предувѣдомленъ былъ обо всемъ, планъ главнаго вожака также сдѣлался ему извѣстнымъ и онъ послалъ эскадронъ для его задержанія. Видя, что всѣ пути отступленія отрѣзаны ему, Веккеръ рѣшился начать враждебныя дѣйствія. Онъ пошелъ на это тѣмъ охотнѣе, что разсчитывалъ на подмогу изъ-за границы, со стороны анабаптистовъ Голландіи, заблаговременно извѣщенныхъ о томъ, что мѣстомъ собранія будетъ Абингдонъ. Видя, однако, что никто изъ-за граничныхъ единовѣрцевъ не спѣшитъ на помощь, Беккеръ обнародовалъ давно составленный на случай возстанія манифестъ и 9 апрѣля 1657 года созвалъ заговорщиковъ на сходку въ Шордасъ. И объ этомъ собраніи протекторъ былъ своевременно увѣдомленъ. Посланный имъ отрядъ заарестовалъ найденныхъ на мѣстѣ двадцать заговорщиковъ, все оставленное ими оружіе, лошадей и амуницію. Новые розыски, сдѣланные въ другомъ мѣстѣ собраній, въ Майльендѣ, повели къ новымъ открытіямъ, въ томъ числѣ самого знамени заговорщиковъ съ изображеніемъ лежачаго льва пурпурнаго цвѣта и съ надписью: "кто дастъ ему воспрянуть?" {Public Intelligences. April 13.}. Заподозрѣвая участіе Гаррисона и Рича въ неосуществившемся возстаніи, Кромвель нѣсколько дней спустя распорядился и объ ихъ задержаніи. Одной съ ними участи подверглись нѣкоторые вожаки республиканцевъ, переговоры которыхъ съ анархистами дошли до свѣдѣнія правительства, въ числѣ ихъ Лосонъ и Оке.
Мятежъ, какъ не имѣвшій серьезныхъ корней въ массѣ населенія, былъ разсѣянъ однимъ ударомъ и никто изъ участниковъ не поплатился жизнью. Оказывая религіознымъ фанатикамъ анархизма то снисхожденіе, въ какомъ онъ сплошь и рядомъ отказывалъ болѣе опаснымъ противникамъ, кавалерамъ, Кромвель ограничился временнымъ заключеніемъ въ Тауеръ главныхъ руководителей движенія и вскорѣ отпустилъ ихъ даже на свободу.
Какъ ни ничтожна была агитація, затѣянная Веккеромъ, она, тѣмъ не менѣе, отмѣчаетъ собою кульминаціонный пунктъ въ исторіи той партіи, которая называла себя "людьми пятой монархіи". Отдѣльные проповѣдники анабаптистовъ, Фикъ въ томъ числѣ, продолжали, правда, еще предсказывать ближайшее наступленіе на землѣ царства Христова, но высказываемыя ими мысли были не болѣе, какъ повтореніемъ тѣхъ принциповъ, какіе заговорщики изложили въ своемъ манифестѣ.
Послѣдній заслуживаетъ поэтому внимательнаго изученія, такъ какъ въ немъ заключается, можно сказать, политическое credo англійскихъ анархистовъ.
Манифестъ, о которомъ идетъ рѣчь, носитъ слѣдующее заглавіе: Поднятый штандартъ, подъ прикрытіе котораго имѣютъ собраться всѣ "святые", объявившіе себя за агнца Божія противъ "звѣря" и лжепророка. Имѣется въ виду Кромвель, котораго анархисты обозначали заимствованнымъ изъ Апокалипса терминомъ звѣря. Имя составителя манифеста неизвѣстно. Онъ носитъ на себѣ только подпись писца W. Medley. На заглавномъ листѣ приведены изреченія изъ книги Бытія и пророка Исаіи: "Кто подыметъ его; подымете знамя народа" {A standard sot up: whereunto the true seed and saints of the most High may be gathered together into one, out of their several Forms: For the Lamb against the Beast, and False prophet in this good and honourable cause..... subscribed W. Medley scribe Printed in the year 1657. (Экземпляръ этого памфлета имѣется въ моей библіотекѣ).}.
Манифестъ начинается краткимъ перечнемъ недавнихъ событій. Составитель, постоянно перемѣшивая собственныя замѣчанія съ отрывками изъ-за явленій, сдѣланныхъ парламентами и арміей, и облекая нерѣдко свою мысль въ форму библейскихъ изреченій и ветхозавѣтныхъ пророчествъ, вспоминаетъ, какъ Богъ воздвигъ противъ тирана, короля и епископовъ армію людей, боящихся Всевышняго, какъ воля Господня проявилась въ низложеніи Карла, распущеніи долгаго парламента, медлившаго передать власть въ руки ея законныхъ владѣльцевъ, "святыхъ Сіона", и какъ послѣдніе призваны были, наконецъ, къ завѣдыванію дѣлами страны по распоряженію совѣта офицеровъ, къ которому, за распущеніемъ долгаго парламента, временно перешла вся власть въ государствѣ. Съ похвалою относится авторъ къ дѣятельности парламента Голой Кости. Засѣдавшіе въ немъ "святые" хотѣли сдѣлать доброе дѣло, отмѣняя канцлерскій судъ и церковную десятину, равно и право патроновъ рекомендовать каидидатовъ на должности приходскихъ священниковъ. Онъ отрицаетъ законность той мѣры, которой парламентъ Голой Кости обязанъ своимъ преждевременнымъ закрытіемъ. Передавая свои полномочія въ руки Кромвеля, депутаты правительственной партіи дѣйствовали какъ частныя лица. Ихъ поступокъ не связывалъ поэтому воли ихъ товарищей, тѣхъ святыхъ, которые остались вѣрны своему долгу и продолжали засѣдать попрежнему. Одна грубая сила заставила ихъ разойтись. Эта сила была направлена Кромвелемъ, искавшимъ обезпечить власть и вліяніе исключительно для себя и членовъ своей партіи. Съ распущенія парламента Голой Кости начинается его узурпація. Вина его формулируется такимъ образомъ: "онъ воспрепятствовалъ воцаренію Господа нашего Іисуса Христа, пренебрегъ интересами святыхъ, правами и привилегіями народа и благами мірозданія". Преслѣдуя народъ Божій, онъ сдѣлался стражемъ несправедливыхъ преимуществъ духовенства и юристовъ и сталъ угнетать народъ податями для того, чтобы сдѣлать возможнымъ содержаніе постоянной арміи. Вспоминая рѣшеніе, нѣкогда постановленное палатой общинъ противъ Карла, манифестъ анархистовъ предлагаетъ прекратить дальнѣйшее представленіе протектору какихъ-либо адресовъ, такъ какъ онъ нарушилъ данное имъ слово -- блюсти интересы "святыхъ", такъ какъ изъ вѣрнаго служителя Христа, какимъ онъ былъ на первыхъ порахъ, онъ сдѣлался клятвопреступникомъ измѣнникомъ.
Мы узнаемъ, такимъ образомъ, причины, побуждающія людей "пятой монархіи" объявить себя врагами существующаго правительства. Остается только узнать, въ чемъ состоятъ ихъ желанія, какой порядокъ вещей является наиболѣе отвѣчающимъ ихъ идеаламъ.
Манифестъ не оставляетъ насъ въ неизвѣстности на этотъ счетъ. Онъ открыто провозглашаетъ Христа единственнымъ верховнымъ повелителемъ Англія. Законодательная власть принадлежитъ всецѣло Ему одному. Проявленіемъ ея надо считать книги Писанія: въ нихъ изложенъ божескій законъ, къ которому должны примѣняться всѣ земные. Для управленія страною въ духѣ Христа и согласно велѣніямъ Писанія необходимо установленіе синедріона изъ лучшихъ людей по разуму и добродѣтели; они попадаютъ въ его составъ не иначе, какъ по выбору всего общества, то-есть всѣхъ свободныхъ людей, озаренныхъ свѣтомъ Христовымъ и пятыхъ. Это представительное собраніе не является постояннымъ, но возобновляется ежегодно путемъ новыхъ выборовъ, причемъ дозволяется переизбраніе прежнихъ его членовъ. Примѣненіе закона, насколько оно выражено въ Писаніи, и изданіе согласныхъ съ нимъ распоряженій -- вотъ къ чему сводятся законодательныя функціи синедріона. Что касается его административныхъ функцій, то онѣ состоятъ въ управленіи народомъ въ мирѣ и въ войнѣ, въ завѣдываніи его сухопутными и морскими силами. Синедріону принадлежатъ также и судебныя функціи: во-первыхъ, по апелляціямъ на рѣшенія подчиненныхъ ему судовъ, графствъ и городовъ; во-вторыхъ, во всѣхъ наиболѣе трудныхъ и запутанныхъ случаяхъ, которые прямо поступаютъ на его разбирательство. Какъ ни велика ввѣренная синедріону власть, онъ все же не можетъ быть названъ всемогущимъ, такъ какъ не вправѣ посягать на свободу и основныя права, признанныя за каждымъ человѣкомъ въ формѣ особаго соглашенія. Только озаренный высшимъ свѣтомъ и въ интересахъ народнаго блага можетъ синедріонъ, слѣдуя закону, внести измѣненія въ эти "основы", подъ защитой которыхъ стоятъ свобода и собственность, а равно и привилегіи гражданства.
Изъ этого общаго положенія дѣлается выводъ неблагопріятный дальнѣйшему удержанію существующей системы податей, военной конскрипціи и уцѣлѣвшихъ остатковъ крѣпостной и оброчной зависимости.
Ко всѣмъ этимъ требованіямъ присоединяется еще одно -- отмѣна церковной десятины и установленія свободныхъ отношеній между церковью и государствомъ.
Таково содержаніе единственнаго политическаго трактата, вышедшаго изъ-подъ пера людей "пятой монархіи". Читая его, невольно ставишь себѣ вопросъ, вправѣ ли мы выдѣлять ихъ въ особую партію и сходится ли вполнѣ ихъ программа съ той, какая нѣсколькими годами ранѣе выставляема была левеллерами? Только имѣя въ виду малочисленность ближайшихъ участниковъ возстанія 1657 года и желаніе ихъ путемъ послѣдовательныхъ уступокъ привлечь на свою сторону уцѣлѣвшіе обломки республиканской партіи, уже успѣвшіе слиться воедино съ радикалами или левеллерами, понимаешь причину, по которой ежегодно возобновляемыя собранія и всеобщее право голосованія фигурируютъ въ числѣ требованій, предъявляемыхъ анархистами. Мы не вправѣ будемъ поэтому считать разбираемый нами манифестъ чистѣйшимъ выраженіемъ ихъ доктрины и принуждены будемъ видѣть въ немъ не болѣе, какъ результатъ компромисса съ столь же радикальными, какъ и они, но менѣе ихъ проникнутыми религіознымъ фанатизмомъ республиканскими теченіями.
Теорія англійскихъ анархистовъ выступаетъ передъ нами съ несравненно большею оригинальностью и цѣльностью въ рѣчахъ такихъ проводниковъ, какъ Фикъ и Поуэль. Но эти рѣчи, всецѣло посвященныя полемикѣ съ существующимъ правительствомъ, рисуютъ намъ только отрицательную сторону ихъ ученіи. Послѣдняя, впрочемъ, одна и получила достаточное развитіе. На почвѣ религіознаго анархизма немыслимы никакія построенія. Положительный элементъ необходимо отсутствуетъ въ программѣ тѣхъ, кто вѣритъ, что настало время, когда Христосъ, отрѣшая королей и правителей, самъ возьметъ въ свои руки управленіе міромъ. Вѣдь, воля Христова безгранична и не можетъ быть связана законами и конституціями.