Котляревский Сергей Андреевич
Каноническое право
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Котляревский Сергей Андреевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1937
Обновлено: 07/05/2025. 7k.
Статистика.
Статья
:
История
,
Религия
,
Справочная
Иное
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
, право, содержащееся в канонах (основных церковных правилах) и постановлениях церковных властей. К. п. (ius canonicum) противополагалось унаследованному от Рима гражданскому праву (ius civile), к-рое содержалось в законах и указах светской власти. Быстрый рост К. п. начинается с эпохи императора Константина (306--337). Клирики (духовенство) выделяются в особую касту, устанавливаются церковная догма и дисциплина, и во главе отдельных церквей появляются церковные правители в лице епископа, распоряжения которого обязательны для верующих. На
вселенских соборах
(см.) и на многочисленных местных соборах наряду с догматами принимаются каноны -- правила церковного обихода и жизни клириков и мирян. Соборы этого времени на Востоке прямо или косвенно санкционировали соборные решения, в том числе и каноны. Каноны, в свою очередь, стали одним из главных источников правотворчества для церковных властей.
История К. п. пошла разными путями в западной и восточной церквах, к-рые окончательно разделились в 1054. К. п. подверглось большим изменениям и захватывало новые области на Западе, где церковь была менее зависима от государства и нередко подчиняла себе государственную власть, где она стала крупнейшим феодальным землевладельцем и владела сотнями тысяч крепостных крестьян, где высшие духовные лица, начиная с папы, являлись духовными князьями в своих областях и городах и где церковь унаследовала понятия и навыки римской юриспруденции. Появилась потребность и в периодической кодификации К. п. В середине 12 в. монах Грациан из Болоньи, центра изучения римского права, составил сборник К. п. (т. н. Декрет Грациана), являвшийся в то же время теоретическим трактатом К. п. . и сделавшийся основной частью позднейшего Corpus juris canonici (15 в.) -- собрания канонического права по образцу Corpus juris civilis.
В восточной церкви, подчиненной императорам, соборные каноны дополнялись по преимуществу императорскими постановлениями. Так возник в 6 в. в первоначальном виде номоканон (законник); в отличие от сборника Грациана он состоял лишь из постановлений, к-рым. приписывалась сила закона. Вместе с позднейшими византийскими сборниками -- Эклогой Льва Исавра, Прохироном и др. -- он перешел -- частью через южно-славянские страны, (особенно через Болгарию), частью непосредственно в юго-западную и Московскую Русь в виде так наз. Кормчей книги. Эта книга сделалась важным источником русского права в Московском государстве и К. п. русской церкви, обязательность к-рого признавалась в дореволюционной России и светской властью.
Круг дел, которые разрешались К. п., был весьма изменчив. Католическая церковь в Средние века признавала, что ведению духовного суда подлежат как все правонарушения духовных лиц, хотя бы эти правонарушения и не касались К. п., так и все деяния мирян, содержащие элемент "греха". Брачное и семейное право, пока церковный брак был обязателен и церковь вела акты гражданского состояния, в основном регулировалось правилами К. п. Кроме того, последнее оказало весьма существенное влияние на гражданское и уголовное право, равно как и на уголовный процесс. Инквизиция и ее приемы были использованы и светской властью.
Развившись на почве римского права, К. п. восприняло дух римского права времени принципата; но переработало его согласно интересам средневекового феодального общества. К. п. есть ничем неприкрытая форма защиты прав и имущественных интересов господствующего класса. К. п. представляло также защиту светским феодалам и городскому патрициату в форме
патроната
(см.). В действительности не весь клир принадлежал в средневековом обществе к господствовавшему классу; постепенно между высшим и низшим духовенством возникала целая социальная пропасть, но К. п, не отражало этой дифференциации. В целях отграничения клира от социальных низов К. п. выставляло такие препятствия для вступления в клир: 1) недостаток свободы, -- поэтому клир был закрыт для рабов, крепостных, мелких горожан и т. п., 2) недостаток знаний, т. е. специального образования, для чего нужны были средства. Наряду с этим, в К. п. клир был наделен особыми правами, ставившими его в привилегированное положение по отношению к мирянам. Сюда относятся: 1) привилегия Лютеранского собора, поражавшая анафемой за всякое оскорбление клирика, 2) исключительная подсудность церковному суду, 3) свобода от всех налогов и повинностей и 4) материальная обеспеченность. В К. п. подробно разработаны вопросы папской власти и положение, что папа выше императора и королей, церковные каноны выше государственных законов, а церковные суды и их кары выше гражданских. Борьба за сохранение церковного имущества и рецепция римского права привели К. п. к защите права собственности и провозглашению его святости и неприкосновенности. -- По мере того как государственная власть переходила к буржуазии, вводилась в более или менее широких размерах религиозная свобода, узаконялся гражданский брак и ведение актов гражданского состояния передавалось государственным органам, К. п. теряет поддержку государственной власти, и от него остаются лишь правила внутреннего церковного распорядка без какой-либо принудительной санкции. В фашистской Италии обозначился резкий поворот в сторону возрождения К. п. на службе у буржуазии -- восстановление, по соглашению с Ватиканом, церковного брака и реформы семейного права в соответствии с требованиями католической церкви. Та же тенденция определилась и в фашистской Австрии (в конституции 1934), объявленной "христианским" государством.
Литература:
Schulte
J
., Die Geschichte der Quellen und Literatur des kanonischen Rechtes, Bd I--III, B., 1875--1880;
Tardif
A
., Histoire des sources du droit canonique, P., 1887;
Sohm
R
., Kirchenrecht, Bd I, MЭnchen--Lpz., 1923;
Hinschius
P
., Das Kirchenrecht der Katoliken und Protestanten in Deutschland, Bd I (I--XL), B., 1870--97;
Friedberg
B
., Lehrbuch des karelischen und evangelischen Kirchenrechtes, 6 Auflage, Leipzig, 1909;
Viollet
P.
, Précis de l'histoire du droit franГais, accompagné des notions de droit canonique, Paris, 1886;
Суворов
И. С
., Учебник церковного права, 3 издание, Санкт-Петербург, 1908;
Павлов
А. С
., Курс церковного права. Посмертное издание, Сергиев посад, 1902.
С. Котляревский
и
П. Гидулянов.
Источник текста: Большая советская энциклопедия (1-е издание), том XXXI (1937): Камбоджа -- Кауфмана пик, стлб. 270--272.
Оставить комментарий
Котляревский Сергей Андреевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1937
Обновлено: 07/05/2025. 7k.
Статистика.
Статья
:
История
,
Религия
,
Справочная
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.