|
Скачать FB2 |
| |
Нестор Котляревский
Николай Васильевич Гоголь. 1829--1842
Очерк из истории русской повести и драмы
Павлу Игнатьевичу Житецкому
Один из многих благодарных воспитанников Коллегии Павла Галагана
Предисловие
* * *
I
Народные черты характера Гоголя. -- Его настроение в детстве. -- Странности этого настроения. -- Школьная жизнь. -- Мечты о своем призвании и планы будущего.
II
Литературные опыты в школе. -- Неоконченные исторические повести. -- Идиллия "Ганц Кюхельгартен". -- Ее содержание и биографическое значение. -- Туманные идеалы. -- Впечатление, произведенное Петербургом. -- Неудача с идиллией. -- Бегство за границу. -- Тревожное состояние духа и успокоение. -- Возвращение в Петербург и поступление на службу. -- Работа над "Вечерами на хуторе". -- Их выход в свет в 1831 и 1832 годах.
* * *
* * *
III
Критическая мысль 20-х и 30-х годов, недовольная старыми литературными традициями. -- Требование народного и самобытного творчества. -- Мнения, высказанные по этому вопросу Кюхельбекером, Бестужевым, Сомовым, князем Вяземским, Веневитиновым, Киреевским, Полевым и Надеждиным.
* * *
* * *
* * *
IV
Наша действительность и ее бытописатели. -- Отражение современной жизни в творчестве Крылова, Жуковского, Батюшкова, Грибоедова и Пушкина. -- Второстепенные литературные силы: Нарежный, Булгарин, Бегичев, Ушаков, Лажечников, Загоскин, Марлинский и Полевой. -- Значение их романов в деле сближения искусства и жизни.
* * *
* * *
V
Народная старина и народный быт в памятниках словесности. -- Повести Погодина. -- "Вечера на Хуторе"; смешение в них романтизма с реализмом. -- Отступления от бытовой правды; фантастическое; идеализация. -- Отзывы критики о "Вечерах". -- Автобиографическое значение этих повестей.
VI
Семь лет жизни в Петербурге (1829--1836). -- Религиозное настроение Гоголя и мысли о своем призвании. -- Отношение к людям. -- Гоголь на поисках службы: учительство и профессура. -- Колебания в приемах творчества. -- Романтик-энтузиаст в борьбе с бытописателем-юмористом. -- Гоголь в кружке Пушкина.
* * *
VII
Статьи Гоголя по вопросам об искусстве; их лирический тон. -- Гоголь как литературный критик. -- Жизнь и психический мир художника в повестях того времени. -- Повести и драмы князя В. Ф. Одоевского, Кукольника, Полевого, Тимофеева и Павлова. -- Повесть Гоголя "Портрет"; значение ее в истории развития взглядов Гоголя на искусство. -- Разлад мечты и действительности, как он изображен в повестях Гоголя "Невский проспект" и "Записки сумасшедшего".
* * *
* * *
* * *
VIII
Увлечение Гоголя историей; романтическая подкладка этого увлечения. -- Приемы его работы. -- Чего он требовал от истории и историка. -- Любовь Гоголя к Средним векам. -- Религиозная и консервативная тенденция в его историческом мировоззрении. -- Литературная обработка исторических сюжетов: "Ал-Мамун" и "Альфред". -- "Жизнь". -- Занятия Гоголя историей Малороссии; его увлечение песнями. -- Неоконченная повесть об Остранице. -- "Тарас Бульба"; реализм в деталях повести и романтизм в замысле. -- Наша историческая повесть времени Гоголя: Пушкин, Нарежный, Марлинский, Загоскин, Лажечников и Полевой. -- "Тарас Бульба" как лучший образец исторической повести романтического стиля.
* * *
IX
Постепенное торжество реализма в творчестве Гоголя. -- "Вий". -- "Старосветские помещики". -- "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Пикифоровичем". -- "Нос". -- "Коляска". -- "Петербургские записки 1836 года". -- Выход в свет "Арабесок" и "Миргорода". -- Отзывы критики. -- Значение повестей Гоголя в истории развития его творчества.
* * *
X
Наша комедия до Гоголя; ее малая художественная стоимость и в очень редких случаях большая стоимость общественная. -- "Недоросль" Фонвизина и "Ябеда" Капниста среди бесцветной комедии XVIII века. -- Водевиль и легкая комедия александровского царствования; Крылов, Хмельницкий, князь Шаховской и Загоскин. -- Малая идейная стоимость их комедий. -- Верность и глубина сатирического взгляда на современную жизнь в сатире Грибоедова. -- Падение театра в конце 20-х годов. -- Общественные вопросы, затронутые в ненапечатанных драмах Лермонтова и Белинского. -- Комедии Квитки: "Дворянские выборы" и "Приезжий из столицы".
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
XI
Взгляды Гоголя на смешное в жизни; "шутка" и облагораживающий нас "смех". -- Гоголь как обличитель общественных пороков; отсутствие либеральной тенденции в его сатире. -- Первые мысли о комедии; одновременная работа над тремя сюжетами; трудность и длительность этой работы. -- "Игроки". -- "Женитьба"; обзор типов и общественный смысл комедии. -- Остатки от неоконченной комедии "Владимир 3-й степени": "Утро делового человека"; "Тяжба"; "Отрывок" и "Лакейская". -- Выведенные в них типы и затронутые вопросы.
* * *
XII
История текста "Ревизора". -- Вопрос о совпадении с другими комедиями. -- Художественное значение "Ревизора". -- Отсутствие в комедии либеральной тенденции. -- Ее нравственный смысл и пояснение этого смысла, данное автором. -- Первое представление "Ревизора" в Петербурге и Москве. -- Уныние Гоголя и его жалобы на зрителей. -- Толки и обвинения; ответы на них Гоголя. -- Отзывы критики: статьи Булгарина, Сенковского, Андросова, князя Вяземского, Серебреного, критика "Молвы" и Белинского. -- Значение комедий Гоголя в истории развития его творчества.
* * *
XIII
Гоголь за границей (1836--1841). -- Повышение в нем чувства красоты; увлечение Италией и Римом. -- Гоголь и католицизм. -- Повышение религиозности и самомнения; ближайшие их источники: подъем вдохновения и болезнь. -- Смерть Пушкина. -- История болезни Гоголя и его выздоровление. -- Талант бытописателя и усиление враждебных ему мыслей и настроений; последняя победа таланта.
* * *
XIV
Литературная деятельность Гоголя в 1837--1842 годах. -- Новые планы и труды и переработка старого. -- Крушение литературных планов в старом романтическом стиле. -- Неудача с "запорожской" трагедией. -- Неоконченная повесть "Рим"; ее автобиографическое значение. -- Полное торжество реализма в творчестве Гоголя; окончательная отделка комедий; усиление реальных черт в прежних романтических повестях "Портрет" и "Тарас Бульба". -- Повесть "Шинель"; ее грустный юмор. -- Апология смеха и юмора в "Театральном разъезде".
XV
Работа над "Мертвыми душами"; быстрый рост сюжета. -- План поэмы; отражение на нем этических, патриотических и религиозных взглядов автора. -- Первая часть "Мертвых душ"; царство ничтожных людей и обещания автора. -- Вторая часть "Мертвых душ" и частичное исполнение обещанного.
XVI
Приезд Гоголя в Россию в 1841 году. -- Хлопоты с цензурой по изданию "Мертвых душ". -- Болезненное состояние и нервное настроение писателя. -- Религиозное просветление духа. -- Гоголь среди западников и славянофилов; его сношения с кружком Аксакова и с Белинским. -- Значение произведений Гоголя для обеих партий. -- Отъезд Гоголя из России в 1842 году. -- Выход в свет полного собрания его сочинений.
* * *
* * *
* * *
XVII
Вопрос о "первом" русском реальном романе. Права на первенство Пушкина, Лермонтова и Гоголя. -- Психологический роман того времени: Лермонтов, Герцен, Марлинский, Ган и Жукова. -- Нравоописательный роман. -- Романы Квитки. -- Разные общественные круги в изображении наших беллетристов. -- Светский и дворянский круг в столице и в деревне -- в повестях Лермонтова, князя Одоевского, Марлинского, графа Соллогуба, Загоскина, Сенковского, Булгарина, Даля и Гребенки. -- Военные типы в повестях Лермонтова, Марлинского, Даля, Полевого и Павлова. Типы чиновников у Даля, Бегичева и Гребенки. -- Жизнь литераторов в изображении Полевого, Сенковского и Загоскина. -- Повести из быта мещанского, купеческого и крестьянского. -- Положение, занимаемое повестями Гоголя среди всех этих памятников.
* * *
* * *
* * *
XVIII
Отзывы критики о "Мертвых душах"; разногласие отзывов и их неполнота. -- Сила впечатления, произведенного на общество сочинениями Гоголя. -- Отзывы "Северной пчелы", "Библиотеки для чтения", "Литературной газеты", "Санкт-Петербургских ведомостей", "Русского вестника", "Москвитянина", "Сына отечества" и "Отечественных записок".
* * *
XIX
Сила личности Гоголя. -- Краткий обзор истории его творчества. -- Общественное и нравственное значение этого творчества: обличение и сострадание. -- Воспитательное значение совестливого отношения автора к самому себе.
Примечания
---------------------------------------------------------------------
|