Аннотация: Журнал "Всемирная иллюстрация", 1885, No 665.
Пьетро Косса,
знаменитый итальянский драматург, умер 31-го августа н. с.
Италия потеряла одного из замечательнейших драматических писателей последнего времени--Пьетро Коссу, обогатившего итальянскую сцену множеством образцовых произведений.
Пьетро Косса родился в 1830 году, в Риме, и первоначальное образование получил дома, а потом в иезуитской коллегии, откуда был исключен до окончания курса за свои либеральные тенденции. Примкнув к национальной партии, он принужден был оставить Рим после взятия его французами, и искал убежища в южной Америке; но здесь дела его пошли худо, и он возвратился на родину.
Первым произведением Боссы была поэма "Марий и Кимвры", появившаяся в свет в I860 году. Она обратила на него внимание литературной критики, но положения его не поправила; затем, он написал драму "Сорделло", заимствуя сюжет из "Божественной Комедии" Данта.' а следующим его произведением был "Мональдески", сюжет которого почерпнут из жизни Христины, королевы шведской; потом он избрал предметом для своих пьес "Бетховена" и "Пушкина" и, наконец, написал "Нерона", который потерпел фиаско в Риме, но за то имел блистательный успех в Милане.
С этих пор слава Коссы может считаться упроченною: он сделался любимцем публики, и большая часть его трагедий была встречена восторженно. Наиболее замечательными из них считаются "Мессалина", "Клеопатра", "Борджиа" и "Ла Чечилиа". Большими достоинствами отличаются также "Кола ди Риенци" и последняя его пьеса "Неаполитанцы в 1799 году", не смотря на то, что она не понравилась зрителям.
Косса глубоко изучил древний быт Рима и смотрел на римлян не с классической точки зрения, а с действительной; он видел их пороки и понимал причину падения Западной Империи. Театр служил для него кафедрой профессора, откуда он проповедовал любовь к отечеству и ненависть к тиранам, погубившим Италию. Указывая связь между современным п древним Римом, он не искал идеала в прошедшем и всегда признавал превосходство нашего времени пред седою древностью, перед которою так любит преклоняться большинство поэтов. Звучный стих и верность характеров выкупали медленность действия в некоторых его пьесах и вызывали единодушные рукоплескания публики.
Источник текста: журнал "Всемирная иллюстрация", 1885, No 665, стр. 282.