Корсаков Петр Александрович
Корсаков П. А.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   КОРСАКОВ Пётр Александрович [17(28).8.1790, по др. сведениям -- ок. 1787*, с. Буриги Порхов. у. Псков, наместничества -- 11(23).4.1844, Петербург], переводчик, драматург, историк литры, критик, публицист, издатель; цензор. Из родовитых дворян; отец -- гв. прапорщик, человек, не чуждый литературе (в 1762 в ж. "Собр. лучших соч." появлялись его переводы). Получил дом. образование. С 1803 служил в деп. Мин-ва финансов. В 1804, страстно мечтая о мор. службе и путешествиях и заручившись содействием своего дяди Н. П. Резанова, начальника снаряжавшейся кругосветной экспедиции, К. выдержал экзамен на гардемарина и был готов к отплытию (см. предисл. К. к его публ. писем Резанова из Камчатки и Америки -- "Маяк", 1841, ч. 13); однако покорился воле отца, не решившегося отпустить сына в опасное путешествие. Эта страсть подвигнула К. на первое лит. сочинение -- компилятивный труд "Собрание путешествий, предпринятых агентами Лондон, об-ва афр. открытий во внутренность сей части света" (т. 1--2, СПб., 1807), описание геогр. открытий, извлеченное из англ. источников.
   В 1808 направлен по делам Мин-ва финансов в Голландию, "а дабы секретное назначение его не было гласным, то причислен к Гос. коллегии иностр. дел к Голл. посольству, единственно для ношения коллеж. мундира" (см.: ЦГИА, л. 6) (в чем заключалась секретная миссия -- неизвестно). Основательно изучил голл. яз. и лит-ру; женился на голландке. В 1810 вернулся в Петербург; за "голл. миссию" награжден орденом; продолжил службу в Мин-ве финансов. В 1812, по сообщению В. Р. Зотова (ИВ, 1890, No 2, с. 331), вступил в петерб. ополчение. Однако в списках ополченцев не значится, а по арх. сведениям, в 1812--13 -- чиновник по особым поручениям Общей канцелярии Мин-ва полиции.
   В июле 1813 в чине тит. сов. (1806) поступил в Дирекцию имп. театров на должность пом. члена репертуарной части, в то время кн. А. А. Шаховского, и активно включился в лит. и театр, жизнь. К. -- чл.-сотрудник "Беседы любителей рус. слова", был принят у А. С. Шишкова и Г. Р. Державина, сошелся с M. H. Загоскиным, введя его в театр, круг, с Н. В. Сушковым (см.: Сушков Н. В., Обоз к потомству... -- "Раут", кн. 3, М., 1854, с. 291-- 93), Р. М. Зотовым ("Зап. Р. М. Зотова" -- ИВ, 1896, No 7, с. 28-- 32), к-рые до смерти К. оставались его друзьями. Вместе с Н. И. Гречем основал масон, ложу "Избранного Михаила" (входили будущие декабристы: Ф. Н. Глинка, гр. Ф. П. Толстой, позднее Н. А. Бестужев, бр. М. К. и В. К. Кюхельбекеры, Г. С. Батеньков).
   В нач. 10-х гг. увлеченно работал для театра: писал, переводил и переделывал пьесы, сочинял гимны и кантаты для дивертисментов в героико-патриотич. балетах (перечень поставленных пьес К. см.: ИРДТ; рукописи -- ЛГТБ).
   Переведенная К. с франц. комич. опера Ш. Г. Этьена "Жоконд, или Искатели приключений" (СПб., 1816; пост. 1815) заняла прочное место в репертуаре, но причинила К. много треволнений, разделив театр, публику на горячих приверженцев пьесы и негодующих на ее "безнравственность" (см. отражение споров в журн. полемике: СО, 1815, No 4, 6; РИ, 1815, 3, 24 февр.).
   Из ориг. пьес К. примечательна тираноборч. трагедия в стихах на библ. сюжет "Маккавеи" (СПб., 1815): опираясь на авторитетную для него эстетику классицизма, К. тем не менее, стремясь к ист. достоверности и динамичности действия, заметно отклонился от классицистич. канона. Первое представление "Маккавеев" на петерб. сцене в 1813 имело большой успех, но играна пьеса была только один раз. Водевиль же "Давид Теньер, живописец" (написал в 1815 совм. с Н. В. Сушковым) -- о творч. свободе, ценимой художником выше всех благ, с веселыми перепалками героев и забавными куплетами -- пролежал в театр, дирекции до 1832, когда М. С. Щепкин взял его для своего бенефиса, после чего пьеса с успехом шла в Москве и Петербурге (опубл.: "Драм. альбом", М., 1850). Трагедия У. Шекспира "Макбет" в пер. К., имевшем определ. достоинства для своего времени, несмотря на дань классицизму (см. отзывы Греча: СО, 1817, No 35, с. 90; No 37, с. 199-- 200), в 1815 была принята к постановке и даже разучена, но представление не состоялось: театр, цензура сочла непозволительным обсуждение цареубийства и узурпации трона преступником. К. удалось опубл. лишь три небольших отрывка ("Сев. набл.", 1817, No 6, 10, 13). В 1821 он переработал перевод, но театральная дирекция не приняла его к постановке.
   Согласно формуляру, уволившись из дирекции (янв. 1817), К. недолго служил секр. в Особенном управлении о устроении больших в гос-ве дорог, а затем в правлении Гос. заемного банка и в февр. 1818 оставил казенную службу. Однако на самом деле еще в 1816 (см. его письма к Загоскину 1816--17 -- PC, 1902, No 8) К. уехал к отцу в Буриги на пост. жительство, мечтая вдали от петерб. суеты обрести душевный покой. Кроме театр. неудач, на решение К. повлияли семейные обстоятельства -- переживания, вызванные разводом с любимой женой, и беспомощностью внезапно ослепшего отца.
   Формой участия К. в лит. жизни стало издание еженед. ж. "Рус. Пустыввик, или Наблюдатель отеч. нравов" (СПб., 1817 [1-е полугодие], No 1--26). Являясь единств, автором, К. в кратких зарисовках, картинках с натуры, переписке с вымышл. адресатами, скрывшись под псевд. Рус. Пустынник, добродушно вышучивает предрассудки светского быта, лит. и театр, нравы, странности и причуды соотечественников, видя причину искажений здоровой рус. натуры в подражании дурным иноземным образцам. Либеральные воззрения молодого К. отчетливо проявились в еженед. ж. "Сев. наблюдатель. Нравств., сатирич., лит. и полит. издание" (СПб., 1817 [2-е полугодие], No 1--26; продолжение "Рус. Пустынника", совм. с Загоскиным).
   В ст. "Голос русского, или Мысли вслух в июне мес. 1817 г." (No1,2) отстаивает свободное обсуждение гос. проблем, касающихся жизни разл. сословий; в трактате "Краткая история свободы тиснения во Франции" (No 6, 9,11,13,15--18) проводит мысль о несовместимости свободы печати с деспотии, правлением (в т. ч. диктатурой якобинцев и властью Наполеона). В "Сев. набл." К. опубликовал несколько ранних стих. А. С. Пушкина, к-рый в 1836 благодарно напомнил об этом К. (XVI, 161) (Пушкин и лицеист А. Д. Илличевский, многократно печатавшийся в "Сев. набл.", были связаны с К. через его мл. брата Н. А. Корсакова, своего лицейского товарища; его безвременной кончине Пушкин посвятил ст. "Гроб юноши" и одну из строф в стих. "19 октября", 1825).
   Ж-лы не пошли, и в последующие 18 лет имя К. крайне редко появлялось в печати, хотя он продолжал заниматься лит-рой: писал стихи, пьесы, переводил любимых голл. поэтов-кальвинистов Я. Катса (17 в.) и В. Билдердейка (рубеж 18--19 вв.), видимо, созвучных настроениям К. поэтизацией мирных сел. занятий, филос-религ. созерцательностью. До 1823 К., вторично женившийся в 1818, жил в деревне; в 1823--26 служил в Порхове по выборам уездным судьей и предводителем дворянства; в 1826--35 занимался хозяйством в деревне; нуждаясь в средствах для обеспечения семейства (имел 5 детей), поневоле склонялся к мысли о возвращении на казенную службу (см. письма Загоскину: PC, 1902, No 8).
   В 1835 поступил цензором в Петерб. ценз. к-т по протекции мл. брата, попечителя Петерб. уч. округа и пред. ценз. к-та кн. М. А. Дондукова-Корсакова. В этой "щекотливой должности" (из письма А. С. Пушкина к К.), к-рую исполнял до конца жизни, дослужившись до чина надв. сов. (1841), К. умел сочетать букву ценз. устава с посильным служением на пользу отеч. словесности, выступая "вечным ходатаем" за писателей (Бурнашев В. П., Из истории нашей лит-ры недавнего прошлого. -- БВед, 1872, 21, 22 дек.).
   При выборе цензора литераторы в затруднит, случаях предпочитали "добрейшего и милейшего" К., к-рый стал "предметом... общих доверенности, расположения и симпатии... почему он и был, страшно завален работою и изнемогал от ее массы" (там ж е) и к-рому из-за родства с Дондуковым многое сходило с рук (см.: Никитенко, I, 244). Пушкин, предвидя ценз. осложнения с "Капитанской дочкой", обратился к К. и прибег к его же содействию при цензуровании книги ссыльного В. К. Кюхельбекера.
   В годы цензорства К. вновь приобрел лит. известность, открыв для рус. читателя голл. словесность. В кн. "Очерк голландской лит-ры" (СПб., 1838; первонач. -- БдЧ, 1838, т. 27), в монографиях, посв. классикам голл. поэзии, "Иоост фан ден Фонд ель" [Й. ван ден Вондел, 1587--1679] (БдЧ, 1838, т. 28; отд. изд. -- СПб., 1838), "Иаков Кате. Поэт, мыслитель и муж совета" (СО, 1839, No 3, 5; отд. изд. -- СПб., 1839) К. с увлечением изложил историю становления лит-ры в Голландии через характеристики ярких представителей нац. словесности, щедро снабдив книги своими переводами.
   Многочисл. переводы К. голл. поэтов, опубл. в ж-лах (СО, БдЧ, ОЗ, "Маяк"), в альм. и сб-ках, вошли в его кн. "Опыт нидерл. антологии" (СПб., 1844). Антология, вобравшая стихи более 30 поэтов, вызвала единодушную благодарность критики, хотя при этом и отмечались преобладание морально-дидактических соображений при отборе и утрата в ряде случаев в переводах -- при добросовестном стремлении к точности и сохранению размера стиха -- легкости и безыскусств. изящества оригиналов (рецензии см.: Венгеров).
   К., знавший 8 языков, переводил также стихи В. Гюго, нар. поэзию басков, кантилены исп. поэта 17 в. Э. М. Вильегаса (см. в сб.: Исп. поэзия в рус. переводах, 2-е изд., М., 1984) и П. Кальдерона де ла Барки. Пер. ром. Д. Дефо "Жизнь и приключения Робинзона Крузо..." (ч. 1--2, СПб., 1842--43; по указанию В. Р. Зотова, К. пользовался посторонней помощью, см.: ИВ, 1890, No 2, с. 333; отзывы: СО, 1842, No 12; "Совр.", 1844, т. 34, с. 196--97) оставался наиб. полным и близким к оригиналу из всех существовавших рус. пер. "Робинзона" до появления в 1888 пер. Петра Кончаловского. Известностью пользовался также пер. К. книги франц. писателя-путешественника Ж. Араго "Восп. слепого. Путешествие вокруг света" (т. 1--2, СПб., 1844-45).
   В ориг. поэзии К. ранняя лирика с мотивами любви, верности, разлуки (стих. "К родине" -- "Чтение", 1815, ч. 14; романс "Оправдание влюбленного воина", стих. "Осенние мечтания", романс "Разлука" -- "Сев. набл.", 1817, No 16, 20, 23) сменяется элегич. размышлениями о гнетущей власти воспоминаний (стих. "Прошедшее" -- "Невский альбом", СПб., 1840), бессмысленности жизненных притязаний перед лицом вечности ("Фельдмаршал Дюк де Круа. Ревельская дума" -- "Маяк", 1840, ч. 1; стих. "Сон",-- "Маяк", 1841, ч. 22; стих. "Вечность" -- УЗ на 1841), спасительной силе веры (стансы "День прежних радостей", 1836 -- УЗ на 1840), -- как правило, сводящимися к проповеди добрых дел, единственной, по мысли К., гарантии человеческого бессмертия. Из его прозы примечательны произв., связанные с голл. сюжетами и обработкой нар. легенд: пов. "Креолка и европеец" (СПб., 1839; одобрит. рец.: БдЧ, 1839, т. 37; ОЗ, 1839, No 6; ЛПРИ, 1839, No 22), "Корнелий Гаутман, учредитель Ост-Индской компании. Повесть-легенда" ("Маяк", 1840, ч. 3), "Приют стихотворца Дрейдена. Анекдотич. быль" ("Маяк", 1841, ч. 17/18), "Шестиголовый дом в Амстердаме. Голл. легенда XVII столетия" ("Дагеротип", 1842, тетр. 4), "Хижина под скалами. Нормандская быль" (БдЧ, 1843, т. 61).
   Печальную известность принесло К. его участие в издании совм. с С. А. Бурачком "учёно-лит." ж. "Маяк"; впрочем, с поста издателя он ушел через год и 3 месяца, ссылаясь на служебную занятость ("Объявление" -- 1841, ч. 15). Одиозным в глазах лит. критики ж-л стал уже после ухода К. Однако, судя по его публ. в "Маяке", консерват. настроения позднего К. были во многом близки ретроградной эстетич. позиции ж-ла. Не воспринимая худож. достижений совр. лит-ры, он отказывает ей и в нравств. идеале, и духе народности (хотя, делая исключения, восторженно оценил "Кобзаря" Т. Г. Шевченко и "Очерки Бородинского сражения" Ф. Н. Глинки -- "Маяк", 1840, ч. 6, 11), а в поисках религ.-мистич. идеала все более уходит в глубь истории (статьи "Путешествие св. Брандана, зап. легенда XII в.", "Мечитар Аббас и Лазариты" -- "Маяк", 1841, ч. 8 и 13, 14). Обвиняя в "нравств. бесновании" совр. франц. лит-ру (О. Бальзак, В. Гюго, Ж. Санд, Э. Сю и др.) и осуждая увлечение ею в рус. обществе (ст. "Взгляд на франц. лит-ру 1840 г." -- "Маяк", 1841, ч. 14), К. призывает писателей отражать "высокие стихии рус. народности, высокие свойства и достоинства рус. народа" (там же, ч. 24, с. 142); но в качестве практич. приложения своих взглядов публикует скороспелые повести, в поучит, и назидат. тоне, о похождениях светских героев, близкие по манере легким франц. романам (пов. "Свет и тень" -- "Маяк", 1841, ч. 14; "Прекрасный медведь" -- там же, ч. 24; "Дядюшка Иван Алексеевич" -- БдЧ, 1844, т. 66).
   Лит.: Пушкин (ук.); Державин, VI, 377; Белинский (ук); Письмо Загоскина -- К. -- "Маяк", 1840, ч. 7; [Н. В. Кукольник], П. А. Корсаков. -- "Илл.", 1846, No 6, с. 83--85; Письма К. --Загоскину. -- "Раут", кн. 3, 1854; [Предисл. Н. В. Сушкова к пьесе "Давид Теньер, живописец"]. -- В кн.: Драм. альбом, М., 1850; Жихарев, 1955 (ук.); Григорьев А., Оппозиция застоя. Черты из истории мракобесия. -- В кн.: Григорьев. Эстетика, с. 275--311; Греч (ук); Каратыгин П., "Сев. Пчела". 1825--1859.-- РА, 1882, кн. 1; Всеобщая история лит-ры, т. 4, СПб., 1892, с. 297, 305, 312--16 (А. И. Кирпичников о пер. К. с голл.); Смирнов А. В., Корсаков П. А. -- "Книговедение", 1894, No 5, с. 26--27; Из архива А. В. Никитенко. -- PC, 1900, M 1, с. 176; Модзалевский Б. Л., И. Е. Великопольский, СПб., 1902 (ук); [Комм. С. А. Венгерова]. -- В кн.: Пушкин А. С, Собр. соч., т. 1, СПб., 1907, с. 168; Гастфрейнд Н., Товарищи Пушкина по имп. Царскосельскому лицею, т. 1, СПб., 1912, с. 440--50; Эпиграмма и сатира, т. 1, М. -- Л., 1931, с. 461; Бочкарев В. А., Рус. ист. драматургия нач. XIX в. (1800--1815).-- "Уч. зап. Куйбышевского Гос. пед. ин-та", 1959, в. 25, с. 336--44; Левин Ю, В. Кюхельбекер -- автор "Мыслей о Макбете".-- РЛ, 1961, M 4, с. 192; Але ксеев М. П., "Робинзон Крузо" в рус. переводах. -- В кн.: Междунар. связи рус. лит-ры, М.--Л., 1963, с. 93--94; его же, Очерки истории исп.-рус. лит. отношений XVI--XIX вв., Л., 1964, с. 107; его же. Рус. культура и романский мир. Л., 1985 (ук); Заборов П. Р., От классицизма к романтизму. -- В кн.: Шекспир и рус. культура, М.-- Л., 1965, с. 95--97 (анализ перевода "Макбета"); Поэты 1790--1810; Вацуро В. Э., "Литератор лучших, не нынешних времён". -- В кн.: Вацуро В. Э., Гиллельсон М. И., Сквозь "умственные плотины", М., 1986 (о К.-цензоре); ЛН, т. 51--52, с. 78, 82, 319--20; т. 55, с. 351-- 53, 356--58, т. 56 (ук.). * Некрологи, 1844: СП, 13 апр.; "Маяк", кн. 32 (С. А. Бурачок). Ук. статей, помещенных в "Маяке", и фамилии гг. сотрудников за пять лет, СПб., [1844]; РБС; Брокгауз; Венгеров. Источ.; Лерм. энц.; ИРДТ; Черейский; Смирнов-Сокольский; ИДРДВ; Муратова (1, ук); Масанов.
   Архивы: ЦГАЛИ, ф. 207, оп. 1, No 65, 67; ф. 1346, оп. 3, No 16; ф. 1106, оп. 1, No 8; ф. 1863, оп. 1, No 38; ГПБ, ук. (в т. ч. письма в фондах Державина и Загоскина); ЦГИА, ф. 777, оп. 1, д. 1312 (ф. с., в т. ч. 1840 г.*) [справка Б. М. Витенберга].

Н. И. Осьмакова.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru