Коровин К.А. "То было давно... там... в России...": Воспоминания, рассказы, письма: В двух кн.
Кн. 2. Рассказы (1936-1939); Шаляпин: Встречи и совместная жизнь; Неопубликованное; Письма
М.: Русский путь, 2010.
Бабушка
Сегодня большой мороз. Садовая улица в Москве как серебряная. За инеем садов -- цветные домики. Долго еду на извозчике на Рогожскую улицу. Впереди, на широких полозьях, ломовые везут дрова, сено. Морды у лошадей в инее, из ноздрей пар.
Блестят на солнце вывески трактиров. Стекла в окнах в узорах мороза.
Над колокольней кучей летают галки и садятся на кресты.
Городовые в башлыках переступают с ноги на ногу и хлопают себя руками в рукавицах, чтобы согреться.
Пара вороных, покрытых синей сеткой, везет барыню в меховой шубе, с большой собольей муфтой.
-- Поторапливайся,-- говорю я извозчику. Старик-извозчик задергал вожжами.
После промчавшейся пары вороных мне кажется, что извозчики на своих жалких лошаденках топчутся на месте. Медленно еду на Рогожскую.
Наконец -- дом моей бабушки Екатерины Ивановны.
У бабушки в доме так уютно, чисто. Стоят пузатые комоды красного дерева. На столах вязаные салфетки. Старинные часы под стеклянным колпаком. Рядом поповские вазы с фальшивыми цветами. У окна корзины на подставках. В горшках -- фикусы, аравийские цветы, которые, по-моему, никогда не цветут, худосочные пальмы.
Бабушка, высокая, худая, в темном шелковом платье, рада мне. Я целую ее в желтые худые щеки.
-- Озяб, Костя?-- спрашивает бабушка.
-- Озяб немножко,-- отвечаю,-- из Сущева-то далеко к вам.
Она сейчас же велит дать мне чаю и приносит сама постный сахар и изюм в вазочке -- бабушка соблюдает все посты.
Так тихо и уютно у бабушки. Это совсем другой мир по сравнению с тем, в котором живу я.
В большой круглой раме на стене висит портрет Пушкина, потом вышитый шерстями разносчик -- в синей бумажной раме с золотом. Всё -- под стеклом. Рядом -- Иоанн Креститель -- прекрасное лицо с большими волосами и тоненьким деревянным крестом в руках.
Я смотрю и думаю: "Это не с натуры. Какое темное нагое тело..."
-- Чего ты теперь рисуешь?-- спрашивает бабушка.
-- Да вот,-- говорю,-- теперь в натурном классе. Пишу и рисую голых натурщиков.
Бабушка Екатерина Ивановна, единственная из моих родных, не против того, что я и брат мой, Сергей,-- художники. Все остальные -- против. Считают занятие пустым.
Однажды бабушка моя поразила меня, сказав, что у писателя, художника и музыканта должно быть вдохновение и что его создает муза.
-- А ты, Костя, никогда не чувствовал, что есть муза, которая тебя вдохновляет? Ты ведь знаешь Пушкина. Вот он говорил:
Там я на пир воображенья,
Бывало, музу призывал...
Помню, что я не сразу понял бабушку. Я всегда задумывался над тем, что мне говорила Екатерина Ивановна.
-- Умей выбирать себе друзей,-- говорила мне бабушка. -- Друзей своей профессии. Другие ведь тебе будут чужие.
Прощаясь и уходя от бабушки, я получил конвертик, она положила его мне сама в боковой карман.
Уходя, я поцеловал бабушку в желтую щеку, а едучи на извозчике, вынул конверт. В нем лежали свернутые двадцать пять рублей.
Какая радость!
Мне сейчас же представился магазин Дациаро на Кузнецком Мосту, колонковые кисти, цветная гуашь, краски и горячие пироги с рисом и рыбой у Севостьянова.
И по пути в Сущево я заехал к Севостьянову, наелся пирогов и захватил домой.
* * *
Проезжая близко от Мясницкой, я подумал: зайду-ка я в Училище. Училище живописи, ваяния и зодчества.
В большой комнате, где был буфет, ученики, дожидаясь вечерового класса, пели:
Быстры, как волны,
Дни нашей жизни,
Что час, то короче
К могиле наш путь...
Пройдя курилку, я поднялся по лестнице и направился в мастерскую профессора Саврасова.
Идя коридором, я увидел за стеклянными дверями битком набитый класс. Дожидались лекции Быковского по истории искусств. Там был и Левитан. Я зашел в класс, и мы встали с Левитаном у двери.
Вскоре вошел Быковский и поднялся на кафедру. Сторож из солдат, Плаксин, принес большие книги и положил их на стол перед партами учеников.
Быковский, встав, сказал:
-- В географическом положении Египта мы встречаем две особенности.
-- Уйдем, Цапка,-- сказал Левитан,-- все то же...
Мы вышли из класса.
-- Ну зачем это опять Египет?-- говорил Левитан. -- Я был вчера в Останкине, какой иней на дубовой роще... Это невозможно написать...
* * *
В мастерской мы застали А.К. Саврасова. Он завертывал в газеты свою небольшую картину в дорогой раме.
-- Где вы были?-- спросил Саврасов.
-- Сдавали рождественский зачет по наукам,-- ответил Левитан.
-- А я был у бабушки,-- сказал я.
-- Да, да, да... -- зачавкал Саврасов,-- у Екатерины Ивановны. Увидишь -- кланяйся, ведь она Пушкина помнит. У нее есть хорошая копия Иоанна Крестителя -- это вариант Леонардо да Винчи.
-- А бабушка Екатерина Ивановна мне сказала, что у поэтов и художников есть муза.
-- Конечно, есть и муза, и лира, но есть еще и суета,-- сказал Саврасов. -- Вот иду продать картину.
И он, надев на плечи плед, взял под мышку картину и пошел из мастерской.
-- Послушай, Исаак,-- сказал я,-- как красива Садовая в инее. Блестят вывески, зеленые заборы у садов.
-- Ну что ты, Цапка, говоришь! Я не могу видеть города. Желтые казармы, скучные окна подряд... Ты посмотри -- какое Останкино! Какой парк. Панин Луг... Я видел недавно Малые Мытищи, избы в снегу. Вечер, тоска. Я зарисовал силуэт, хочу написать под впечатлением вечер, и сбоку волк сидит и воет. Волка я попрошу писать Сережу. Он умеет хорошо рисовать лошадей и зверей. А я не люблю рисовать в пейзаж ни людей, ни лошадей, а волка -- хорошо.
Прежде это было принято. Пейзажист не умел поставить фигуру в пейзаж. Так, например, замечательному жанристу, профессору В.Г. Перову, в его картинах "Птицелов" и "Охотники на привале" -- пейзаж писал Саврасов.
* * *
Поздно вечером вернулся я домой в Сущево. Мать приготовила мне ужин. Я заметил, что у нее глаза были красны. Она молилась и плакала о покойном отце.
Я сказал матери, что был у бабушки и что она приедет к ней в воскресенье. Бабушка дала мне двадцать пять рублей. Я отдал оставшиеся деньги матери, сказал: "Спрячь". Отдал и пироги от Севастьянова.
-- Ну что ты все плачешь? Ну съешь же пирог.
Мать послушно села у стола и ела пирог. Сбоку на столе лежала вынутая просфора.
Когда мать подала мне чай, я взял просфору. Снизу было написано чернилами: "За упокой".
Я ел просфору с чаем; перелистывая Пушкина, искал стихи о музе.
Ложась спать и засыпая, я, как и раньше, видел в темноте ночи, прямо перед собой, лицо невообразимой красоты. Оно было матовое, как в тумане. Глаза постепенно открывались и были такой красоты и такого добра, что я таких никогда не встречал на земле. Потом глаза медленно закрывались, и образ пропадал. Мне было приятно видеть это лицо.
На этот раз я подумал: не муза ли это?..
В воскресенье бабушка приехала к моей матери. И обе они поехали на кладбище к отцу.
Вернувшись, бабушка привезла к чаю бисквитный пирог. Она была в черном шелковом платье.
-- Бабушка... -- спросил я ее,-- когда я засыпаю, я вижу иногда вот так близко перед собой прекрасное лицо, как бы в тумане, и такие прекрасные глаза, немножко похожие на того Иоанна Крестителя, который у вас...
-- Как это хорошо и возвышенно,-- сказала бабушка.
поповские вазы -- см. прим к с. 69 кн. 1 наст. изд.
Там я на пир воображенья... -- имеется в виду стихотворение А.С. Пушкина "Разговор книгопродавца с поэтом" (1829). У Пушкина первая строка звучит так: "Где я на пир воображенья...".
...пироги... у Савостьянова -- см. выше, прим. к с. 178.
Быстры, как волны, дни нашей жизни... -- см. прим. к с. 410 кн. 1 наст. изд.
А.К. Саврасов написал пейзаж в картинах В.Г. Перова "Птицелов" (1870) и "Охотники на привале" (1871).