Коровин Константин Алексеевич
Бабушка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Коровин К.А. "То было давно... там... в России...": Воспоминания, рассказы, письма: В двух кн.
   Кн. 2. Рассказы (1936-1939); Шаляпин: Встречи и совместная жизнь; Неопубликованное; Письма
   М.: Русский путь, 2010.
   

Бабушка

   Сегодня большой мороз. Садовая улица в Москве как серебряная. За инеем садов -- цветные домики. Долго еду на извозчике на Рогожскую улицу. Впереди, на широких полозьях, ломовые везут дрова, сено. Морды у лошадей в инее, из ноздрей пар.
   Блестят на солнце вывески трактиров. Стекла в окнах в узорах мороза.
   Над колокольней кучей летают галки и садятся на кресты.
   Городовые в башлыках переступают с ноги на ногу и хлопают себя руками в рукавицах, чтобы согреться.
   Пара вороных, покрытых синей сеткой, везет барыню в меховой шубе, с большой собольей муфтой.
   -- Поторапливайся,-- говорю я извозчику. Старик-извозчик задергал вожжами.
   После промчавшейся пары вороных мне кажется, что извозчики на своих жалких лошаденках топчутся на месте. Медленно еду на Рогожскую.
   Наконец -- дом моей бабушки Екатерины Ивановны.
   У бабушки в доме так уютно, чисто. Стоят пузатые комоды красного дерева. На столах вязаные салфетки. Старинные часы под стеклянным колпаком. Рядом поповские вазы с фальшивыми цветами. У окна корзины на подставках. В горшках -- фикусы, аравийские цветы, которые, по-моему, никогда не цветут, худосочные пальмы.
   Бабушка, высокая, худая, в темном шелковом платье, рада мне. Я целую ее в желтые худые щеки.
   -- Озяб, Костя?-- спрашивает бабушка.
   -- Озяб немножко,-- отвечаю,-- из Сущева-то далеко к вам.
   Она сейчас же велит дать мне чаю и приносит сама постный сахар и изюм в вазочке -- бабушка соблюдает все посты.
   Так тихо и уютно у бабушки. Это совсем другой мир по сравнению с тем, в котором живу я.
   В большой круглой раме на стене висит портрет Пушкина, потом вышитый шерстями разносчик -- в синей бумажной раме с золотом. Всё -- под стеклом. Рядом -- Иоанн Креститель -- прекрасное лицо с большими волосами и тоненьким деревянным крестом в руках.
   Я смотрю и думаю: "Это не с натуры. Какое темное нагое тело..."
   -- Чего ты теперь рисуешь?-- спрашивает бабушка.
   -- Да вот,-- говорю,-- теперь в натурном классе. Пишу и рисую голых натурщиков.
   Бабушка Екатерина Ивановна, единственная из моих родных, не против того, что я и брат мой, Сергей,-- художники. Все остальные -- против. Считают занятие пустым.
   Однажды бабушка моя поразила меня, сказав, что у писателя, художника и музыканта должно быть вдохновение и что его создает муза.
   -- А ты, Костя, никогда не чувствовал, что есть муза, которая тебя вдохновляет? Ты ведь знаешь Пушкина. Вот он говорил:
   
   Там я на пир воображенья,
   Бывало, музу призывал...
   
   Помню, что я не сразу понял бабушку. Я всегда задумывался над тем, что мне говорила Екатерина Ивановна.
   -- Умей выбирать себе друзей,-- говорила мне бабушка. -- Друзей своей профессии. Другие ведь тебе будут чужие.
   Прощаясь и уходя от бабушки, я получил конвертик, она положила его мне сама в боковой карман.
   Уходя, я поцеловал бабушку в желтую щеку, а едучи на извозчике, вынул конверт. В нем лежали свернутые двадцать пять рублей.
   Какая радость!
   Мне сейчас же представился магазин Дациаро на Кузнецком Мосту, колонковые кисти, цветная гуашь, краски и горячие пироги с рисом и рыбой у Севостьянова.
   И по пути в Сущево я заехал к Севостьянову, наелся пирогов и захватил домой.

* * *

   Проезжая близко от Мясницкой, я подумал: зайду-ка я в Училище. Училище живописи, ваяния и зодчества.
   В большой комнате, где был буфет, ученики, дожидаясь вечерового класса, пели:
   
   Быстры, как волны,
   Дни нашей жизни,
   Что час, то короче
   К могиле наш путь...
   
   Пройдя курилку, я поднялся по лестнице и направился в мастерскую профессора Саврасова.
   Идя коридором, я увидел за стеклянными дверями битком набитый класс. Дожидались лекции Быковского по истории искусств. Там был и Левитан. Я зашел в класс, и мы встали с Левитаном у двери.
   Вскоре вошел Быковский и поднялся на кафедру. Сторож из солдат, Плаксин, принес большие книги и положил их на стол перед партами учеников.
   Быковский, встав, сказал:
   -- В географическом положении Египта мы встречаем две особенности.
   -- Уйдем, Цапка,-- сказал Левитан,-- все то же...
   Мы вышли из класса.
   -- Ну зачем это опять Египет?-- говорил Левитан. -- Я был вчера в Останкине, какой иней на дубовой роще... Это невозможно написать...

* * *

   В мастерской мы застали А.К. Саврасова. Он завертывал в газеты свою небольшую картину в дорогой раме.
   -- Где вы были?-- спросил Саврасов.
   -- Сдавали рождественский зачет по наукам,-- ответил Левитан.
   -- А я был у бабушки,-- сказал я.
   -- Да, да, да... -- зачавкал Саврасов,-- у Екатерины Ивановны. Увидишь -- кланяйся, ведь она Пушкина помнит. У нее есть хорошая копия Иоанна Крестителя -- это вариант Леонардо да Винчи.
   -- А бабушка Екатерина Ивановна мне сказала, что у поэтов и художников есть муза.
   -- Конечно, есть и муза, и лира, но есть еще и суета,-- сказал Саврасов. -- Вот иду продать картину.
   И он, надев на плечи плед, взял под мышку картину и пошел из мастерской.
   -- Послушай, Исаак,-- сказал я,-- как красива Садовая в инее. Блестят вывески, зеленые заборы у садов.
   -- Ну что ты, Цапка, говоришь! Я не могу видеть города. Желтые казармы, скучные окна подряд... Ты посмотри -- какое Останкино! Какой парк. Панин Луг... Я видел недавно Малые Мытищи, избы в снегу. Вечер, тоска. Я зарисовал силуэт, хочу написать под впечатлением вечер, и сбоку волк сидит и воет. Волка я попрошу писать Сережу. Он умеет хорошо рисовать лошадей и зверей. А я не люблю рисовать в пейзаж ни людей, ни лошадей, а волка -- хорошо.
   Прежде это было принято. Пейзажист не умел поставить фигуру в пейзаж. Так, например, замечательному жанристу, профессору В.Г. Перову, в его картинах "Птицелов" и "Охотники на привале" -- пейзаж писал Саврасов.

* * *

   Поздно вечером вернулся я домой в Сущево. Мать приготовила мне ужин. Я заметил, что у нее глаза были красны. Она молилась и плакала о покойном отце.
   Я сказал матери, что был у бабушки и что она приедет к ней в воскресенье. Бабушка дала мне двадцать пять рублей. Я отдал оставшиеся деньги матери, сказал: "Спрячь". Отдал и пироги от Севастьянова.
   -- Ну что ты все плачешь? Ну съешь же пирог.
   Мать послушно села у стола и ела пирог. Сбоку на столе лежала вынутая просфора.
   Когда мать подала мне чай, я взял просфору. Снизу было написано чернилами: "За упокой".
   Я ел просфору с чаем; перелистывая Пушкина, искал стихи о музе.
   Ложась спать и засыпая, я, как и раньше, видел в темноте ночи, прямо перед собой, лицо невообразимой красоты. Оно было матовое, как в тумане. Глаза постепенно открывались и были такой красоты и такого добра, что я таких никогда не встречал на земле. Потом глаза медленно закрывались, и образ пропадал. Мне было приятно видеть это лицо.
   На этот раз я подумал: не муза ли это?..
   В воскресенье бабушка приехала к моей матери. И обе они поехали на кладбище к отцу.
   Вернувшись, бабушка привезла к чаю бисквитный пирог. Она была в черном шелковом платье.
   -- Бабушка... -- спросил я ее,-- когда я засыпаю, я вижу иногда вот так близко перед собой прекрасное лицо, как бы в тумане, и такие прекрасные глаза, немножко похожие на того Иоанна Крестителя, который у вас...
   -- Как это хорошо и возвышенно,-- сказала бабушка.
   -- А не муза ли это?.. -- спросил я.
   -- Нет, Костя, это твой ангел-хранитель...
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Бабушка -- Впервые: Возрождение. 1938. 12 декабря. Печатается по газетному тексту.
   поповские вазы -- см. прим к с. 69 кн. 1 наст. изд.
   Там я на пир воображенья... -- имеется в виду стихотворение А.С. Пушкина "Разговор книгопродавца с поэтом" (1829). У Пушкина первая строка звучит так: "Где я на пир воображенья...".
   ...пироги... у Савостьянова -- см. выше, прим. к с. 178.
   Быстры, как волны, дни нашей жизни... -- см. прим. к с. 410 кн. 1 наст. изд.
   А.К. Саврасов написал пейзаж в картинах В.Г. Перова "Птицелов" (1870) и "Охотники на привале" (1871).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru