Коровин Константин Алексеевич
Воспоминания 1917 г
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Коровин Константин Алексеевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1917
Обновлено: 30/07/2018. 53k.
Статистика.
Очерк
:
Мемуары
Мемуары и переписка
Скачать
FB2
Оценка:
7.88*6
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Коровин К.А. "То было давно... там... в России...": Воспоминания, рассказы, письма: В двух кн.
Кн. 1. "Моя жизнь": Мемуары; Рассказы (1929-1935)
М., "Русский путь", 2010.
Воспоминания 1917 г.
1917 год. Как странно, что бы это значило? Неужели будет так постоянно, что благая энергия труда для культуры, что рабочие будут строить, а потом разрушать? А так ведь есть на самом деле. И вот что сейчас происходит. И это только у людей.
Во время русской смуты я слышал от солдат и вооруженных рабочих одну и ту же фразу:
"Бей,
все ломай. Потом еще лучше построим!"
* * *
Странно тоже, что в бунте бунтующие были враждебны ко всему, а особенно к хозяину, купцу, барину, и в то же время сами тут же торговали и
хотели походить
на хозяина, купца и одеться барином.
* * *
Все были настроены против техников, мастеров, инженеров, которых бросали в котел с расплавленным металлом. Старались попасть на железную дорогу, ехать было трудно, растеривались, не попав, отчаивались, когда испорченные вагоны не шли, и защищали и дрались из-за места в вагонах. Они не знали, что это создание техники и что это делают инженеры.
* * *
Весь русский бунт был против власти, людей распоряжающихся, начальствующих, но бунтующие люди были полны любоначалия; такого начальствующего тона, такой надменности я никогда не слыхал и не видал в другое время. Это было какое-то сладострастие начальствовать и только начальствовать.
* * *
Странно то, что среди русских людей есть особенности отрадных вожделений души, радости и как бы самой большой и торжественной победы; как бы какие-то заключения важного дела, как бы служение чему-то нужному и высокому. Это есть желание сделать какую-либо особенную пакость счастью, успеху, удаче своему собрату, русскому же. Эта таинственная черта души русского мне, тоже русскому, совершенно не была понятна. И эту черту можно проследить в отношении друг к другу среди писателей и нашей критики.
* * *
Что бы кто ни говорил, а говорили очень много, нельзя было сказать никому, что то, что он говорит, неверно. Сказать этого было нельзя. Надо было говорить: "Да, верно". Говорить "нет" было нельзя -- смерть. И эти люди через каждое слово говорили: "Свобода". Как странно.
* * *
Я сказал одному "умному" парню: "Слыхал, в Самарской-то губернии лошади взбунтовались, сели на пролетки, а народ заставили возить себя. Слыхал".-- "Вот так штука,-- сказал он и, посмотрев, добавил: -- Неужто. Во ловко-то".
* * *
Ученики Школы живописи постоянно митинговали, с утра до глубокой ночи. Они реформировали Школу. Реформа заключалась в выборе старост и устройстве столовой (которая была ранее, но называлась буфет). Странно было видеть, когда подавали в столовой какую-то соленую воду с плавающими в ней маленькими кусочками гнилой воблы. Но при этом точно соблюдался черед, кому служить, и старосты были важны, распоряжались ловко и с достоинством, как важные метрдотели.
* * *
Ученики сделали реформу Школы, открыли клуб (клуб Сезанна) и в живописи подражали его манере писать, увидав его картины в галереях Щукина и Морозова. Никому не было стыдно делать камлоты и подражать. В клубе только курили. Была устроена своя столярная для работ подрамников, мольбертов. Но я увидел, что там делали гробы, так как свирепствовала в Москве эпидемия сыпного тифа, много умирало. Я спросил, что это значит. Мне ответили, что получили заказ:
хорошо платят!
* * *
Трамвай ходил по Москве, но только для избранных, привилегированных, т.е. рабочих фабрик и бесчисленной власти. Я видел, что вагоны трамвая полны; первый женщинами, а второй мужчинами рабочими. Они ехали и не очень складно пели "Черные дни миновали".
* * *
Когда я ехал на извозчике, которых уж было мало, то он, обернувшись, сказал мне: "Слобода-то хороша, но вот когда в кучу деньги все сложат и зачнут делить, тут драки бы не вышло. Вот что". А я спросил его, а давно он в Москве возит. "Лет сорок",-- ответил он.
* * *
Была борьба с торговлей вообще. Торговля была воспрещена. Торговали тихонько, из-под полы все.
Была борьба с спекуляцией. Спекулировали все.
Была борьба с эксплуатацией -- соль стоила три рубля золотом фунт, крестьяне давали четыре пуда муки за полфунта соли.
* * *
Покупал спички у торговца, у Сухаревой башни, поместившегося у панели мостовой, где были кучи пыли, грязи и лошадиной мочи. Около лотка торговца лежал солдат, лицом прямо упирая в пыль. Я спросил торговца, что это он лежит, больной, должно быть. "Не,-- ответил торговец,-- так свой это, земляк, спит. Да мы знаем, это не всегда так будет, опять подберут.
Мы хоть немного поживем по-нашему".
* * *
При обыске у моего знакомого нашли бутылку водки. Ее схватили и кричали на него: "За это, товарищ, к стенке поставим". И тут же стали ее распивать. Но оказалась в бутылке вода. Какая разразилась брань... Власти так озлились, что арестовали знакомого и увезли. Он что-то долго просидел.
* * *
Власть на местах. Один латыш, бывший садовник-агроном, был комиссар в Пе-реяславле. По фамилии Штюрме. Говорил мне: "На днях я на одной мельнице нашел сорок тысяч денег у мельника".-- "Где нашли?" -- спросил я.-- "В сундуке у него. Подумайте, какой жулик. Эксплуататор. Я у него деньги, конечно, реквизировал и купил себе мотоциклетку. Деньги
народные
ведь".-- "Что же вы их не отдали тем, кого он эксплуатировал?" -- сказал я. Он удивился -- "Где же их найдешь. И кому отдашь. Это нельзя... запрещено... Это будет развращение народных масс. За это мы расстреливаем".
* * *
Учительницы сельской школы под Москвой, в Листвянах, взяли себе мебель и постели из дачи, принадлежавшей профессору Московского университета. Когда тот заспорил и получил мандат на возвращение мебели, то учительницы визжали от злости. Кричали: "Мы ведь народные учительницы. На кой нам черт эти профессора. Они буржуи".
* * *
Я спросил одного умного комиссара: "А кто такой буржуй, по-вашему?" Он ответил: "Кто чисто одет".
* * *
После митинга в Большом театре, где была масса артистов и всякого народа, причастных к театру, уборная при ложах так называемых министерских и ложи директора, в которых стены были покрыты красным штофом, по окончании митинга были все загажены пятнами испражнений, замазаны пальцами.
* * *
Один мой родственник, кончивший университет, юридический факультет, горел деятельностью. Он целый день распоряжался, сердился, кричал, был важен и строг. Он знал все, говорил без устали. "Я начальник домового комитета",-- кричал он. И тут же он себе завел артистку, называя ее Лидия Павловна. Относился к ней почтительно, часто говоря: "Лидия Павловна этого желают". Потом украл у меня деньги и кстати чемодан с платьем. Управляя домовым комитетом, неустанно распоряжался, так что живущий там доктор Певзнер от него слег в постель и прочие жильцы плакали и, наконец, выгнали его с большим трудом. Теперь он коммунист.
* * *
-- Что бы тебе хотелось всего больше получить на свете? -- спросил я крестьянина Курочкина, бывшего солдата.
-- Золотые часы,-- ответил он.
* * *
Крестьянка Дарья убирала граблями сено, а я писал этюд красками с натуры, около. Она подошла ко мне и смотрела. Я говорю ей:
-- Дарья, слыхала ль, Москва-то вся вчера сгорела.-- Да, ну что.
-- Тебе, Дарья,-- говорю я,-- жалко Москвы-то?
-- Чего,-- отвечает она.-- У меня родных там ведь нету.
* * *
-- В Дубровицах-то барыню, старуху восьмидесяти лет, зарезали. За махонькие серебряные часики. Генеральша она была.
-- Что ж, поймали преступника? -- спросил я.
-- Нет, чего, ведь она енералыпа была. За ее ответа-то ведь нет.
* * *
Один коммунист, Иван из совхоза, увидел у меня маленькую коробочку жестяную из-под кнопок. Она была покрыта желтым лаком, блестела. Он взял ее в руки и сказал:
-- А все вы и посейчас лучше нашего живете.
-- А почему? -- спросил я.-- Ты видишь, Иван, я тоже овес ем толченый, как лошадь. Ни соли, ни сахару нет. Чем же лучше?
-- Да вот, вишь, у вас коробочка-то какая.
-- Хочешь, возьми, я тебе подарю.
Он, ничего не говоря, схватил коробочку и понес показывать жене.
* * *
Нюша-коммунистка жила в доме, где жил и я. Она позировала мне. У ней был "рабенок", как она говорила. От начальника родила и была очень бедна и жалка, не имела ботинок, тряпками завязывала ноги, ходя по весеннему снегу. Говорила мне так:
-- Вот нам говорили в совдепе: поделят богачей -- все нам раздадут, разделят равно. А теперь говорят в совдепе-то нам: слышь, у нас-то было мало богатых-то. А вот когда аглицких да мериканских милардеров разделют, то нам всем хватит тогда. Только старайтесь, говорят.
* * *
Деревня Тюбилки взяла ночью все сено у деревни Горки. В Тюбилке 120 мужиков, а в Горках 31. Я говорю:
-- Дарья (которая из Тюбилок, и муж ее солидный, бывший солдат). Что же это,-- говорю,-- вы делаете? Ведь теперь без сена-то к осени весь скот падет не емши в Горках-то.
-- Вестимо, падет,-- отвечает она.
-- Да как же вы это? Неужто и муж твой брал?
-- А чего ж, все берут.
-- Так как же, ведэ вы же соседи, такие же крестьяне. Ведь и дети там помрут. Как же жить так?
-- Чего ж... вестимо, все помрут.
Я растерялся, не знал, что и сказать.
-- Ведь это же нехорошо, пойми, Дарья.
-- Чего хорошего. Что уж тут...-- отвечает она.
-- Так зачем же вы так.
-- Ну, на вот, поди... Все так.
* * *
Когда была Бабушка революции, то я спросил одного учителя, не знает ли он, отчего это бабушка русской революции есть, а дедушки нет. Он очень задумался и сказал:
-- А правда, отчего это дедушки нет?
* * *
На рынке в углу Сухаревой площади лежала огромная куча книг, и их продавал какой-то солдат. Стоял парень и смотрел на кучу книг.
-- Купи вот Пушкина.
-- А чего это?
-- Сочинитель первый сорт.
-- А чего, а косить он умел?
-- Не-ет... чего косить... Сочинитель.
-- Так на кой он мне ляд.
-- А вот тебе Толстой. Этот, брат, пахал, косил... чего хочешь. Парень купил три книги и, отойдя, вырвал лист для раскурки.
* * *
Тенор Собинов, который окончил университет, юридический факультет, всегда протестовавший против директора Императорских театров Теляковского, сам сделался директором Большого оперного театра. Сейчас же заказал мне писать с него портрет в серьезной позе. Портрет взял себе, не заплатив мне ничего. Ясно, что я подчиненный и должен работать для директора. Просто и правильно.
* * *
Шаляпин сочинил гимн революции и пел его в театре при огромном числе матросов и прочей публики из народа.
К знаменам, граждане, к знаменам,
Свобода счастье нам несет.
Когда приехал домой, то без него из его подвала реквизировали все его вино и продали в какой-то соседний трактир. Он обиделся.
* * *
На митинге в Большом театре в Москве бас Трезвинский говорил речь:
-- Посмотрите, тут балет. Вот он, балет,-- показывал он на партер. Действительно, в партере сидели артистки балета.
-- Балет, балет... А сколько получает кордебалет? А? 50 рублей в месяц, и это деньги. Да. И им, чтобы жить, нужно торговать собой, своим несчастным телом...
Раздался оглушительный аплодисмент.
* * *
-- Теперь никакой собственности нет,-- говорил мне умный один комиссар в провинции.-- Все всеобчее.
-- Это верно,-- говорю я.-- Но вот штаны у вас, товарищ, верно, что ваши.
-- Не, не,-- ответил он.-- Эти-то вот, с пузырями,-- показал он на свои штаны,-- я от убитого полковника снял.
* * *
В Тверской губернии, где я жил в Островне, пришла баба и горько жаловалась на судьбу. Помер у нее сын, выла она, теперь один остался.
-- Еще другой сын, тоже кормилец хороший. Не при мне живет, только приезжает.
-- Что же, тетенька, он работает что? -- спросил я.
-- Да вот по машинам-то ездит, обирает, значит. Надысь какую шинель привез, воротник-то бобровый, с полковника снял. Этот-то хоша жив, кормилец.
* * *
В Школу живописи в Москве вошли новые профессора: Машков, Кончаловский, Кузнецов, Куприн--и постановили: отменить прежнее название. Так. Преподавателей называть мастерами, а учеников подмастерьями, чтобы больше было похоже на завод или фабрику. Самые новые преподаватели оделись, как мастера, т.е. надели черные картузы, жилеты, застегнутые пуговицами до горла, как у разносчиков, штаны убрали в высокие сапоги, все новое. Действительно, были похожи на каких-то заводских мастеров. Поддевки. Я увидел, как Машков доставал носовой платок. Я сказал ему.
-- Это не годится. Нужно сморкаться в руку наотмашь, а платки -- это уж надо оставить.
Он свирепо посмотрел на меня.
* * *
Один староста -- ученик, крестьянин, говорил на собрании:
-- Вот мастер придет в мастерскую (класс) и говорит, что хочет, и уйдет, а жалованье получает. А что из этого? Положите мне жалованье, я тоже буду говорить, еще больше его.
Ученики ему аплодировали, мастера молчали.
* * *
Ученики в мастерской сказали мне, что надо учиться у народа, но только где его достать.
-- Как где? Вот у вас тут швейцары, солдаты бывшие, что у вешалки служат, мастерскую убирают, ведь это тоже народ.
Раздался аплодисмент.
-- Ну, знаете,-- сказал я,-- что же вы аплодируете, я ведь сказал ерунду. Они сконфузились.
Староста мастерской ничего не работал, только распоряжался. Я заметил ему, что все же надо работать, иначе что же будет, раз вы не будете учиться и практиковаться в работе. Он ответил мне:
-- Мы, старосты, работаем не для себя, а для других.
* * *
Один взволнованный человек говорил мне, что надо все уничтожить и все сжечь. А потом все построить заново.
-- Как,-- спросил я,-- и дома все сжечь?
-- Конечно, и дома,-- ответил он.
-- А где же вы будете жить, пока построят новые?
-- В земле,-- ответил он без запинки.
* * *
Один коммунист по имени Сима говорил женщине, у которой было трое детей, своей тетке:
-- Надо уничтожить эксплуатацию детьми матерей. Безобразие: непременно корми его грудью. А надо выдумать такие машины, чтобы кормить. Матери некогда -- а она корми -- возмутительно.
* * *
Коммунисты в доме поезда Троцкого получали много пищевых продуктов: ветчину, рыбу, икру, сахар, конфекты, шеколад и пр. Зернистую икру они ели деревянными ложками по три фунта и больше каждый. Говорили при этом:
-- Эти сволочи, буржуи, любят икру.
* * *
К доктору Краковскому на прием пришел солдат, говорил, что болит голова. Доктор положил его на кушетку и стал выслушивать и пощупал живот.
-- Глухой черт,-- закричал солдат,-- тебе говорю, голова болит, а чего ты в брюхо лезешь?
* * *
Больше всего любили делать обыски. Хорошее дело, и украсть можно кое-что при обыске. Вид был у всех важный, деловой, серьезный. Но если находили съестное, то тотчас же ели и уже добрее говорили:
-- Нельзя же, товарищ, сверх нормы продукт держать. Понимать надо. Жрать любите боле других.
* * *
Когда не было дров, а были холода, то ломали в квартирах пол, паркет, топили им печи, а потом с трудом ходили по одной доске в квартирах. Женщины очень сердились на это.
* * *
Рыболов Василий Захаров, переплетчик, приятель мой, пришел ко мне. Смотрю, у него под глазом синяк.
-- Что же это, Василий, с тобой, где это ты?
-- Да чего,-- говорит,-- то же самое, что и было. Подошел я к милиционеру, говорю ему: "Товарищ хожалый, где бы тут пивца раздобыть, бутылочку?" А он как даст мне раза по морде, два. "Вот тебе,-- говорит,-- хожалый, а вот и пивцо".
* * *
Один молодой адвокат совершенно лишился голоса, ничего не может сказать, хрип один, и потому он стал писать на бумаге и написал, что на митинге адвокатов лишился голоса. Один из моих приятелей ответил ему, что это ему свыше, так как он, вероятно, все сказал, и больше, значит, не надо.
* * *
На кухню моего дома в деревне вошли вооруженные солдаты и спросили у служанки Афросиньи спички и папиросы. Собака моя, колли, Марсик, спряталась под стол и стала лаять.
-- Ты что, подлая, лаешь? -- и хотели ее стрелять. Афросинья заступилась за собаку, кричала:
-- Почто ее стрелять, собака хорошая.
-- А чего она лает,-- сказали солдаты.
* * *
Один солдат из малороссов на митинге говорил:
-- Когда мы на войне с ими братались, мы им говорим: мы, горим, свово Николая убрали, когда вы свово Вильхельма уберете? А они нам говорят: как ты его, горят, уберешь. Он нам всем холовы поотвертает.
* * *
В доме, где я жил, был комендант Ильин, бывший заварщик пирогов на фабрике Эйнем. Он говорил:
-- Трудная служба (его, коменданта), куда ни гляди -- воры. У меня два самовара украли и шубу. У меня, у коменданта. Чего тут.
Он забил досками все парадные входы дома: ходить можно было только через задние двери, выходящие на двор, где он поставил у ворот часовых с ружьями. Тут же, в тот же день у него украли опять шубу у жены его и дочери.
-- У меня ум раскорячился,-- говорил комендант Ильин.-- Ничего не пойму, как есть.
* * *
-- Вы буржуазейного класса? -- спросил меня комендант Ильин.
-- Буржуазейного,-- отвечаю я.
-- Значит, элемент.
-- Элемент, значит,-- отвечаю я.
-- Не трудовой, значит.
-- Не трудовой,-- отвечаю.
-- Значит, вам жить тут нельзя в фатере, значит. Вы ведь не рабочий.
-- Нет,-- говорю я ему,-- я рабочий. Портреты пишу, списываю, какой, что и как. Комендант Ильин прищурился, и лицо превратилось в улыбку.
-- А меня можешь списать?
-- Могу,-- говорю.
-- Спиши, товарищ Коровин, меня для семейства мово.
-- Хорошо,-- говорю,-- товарищ Ильин, только так, как есть, и выйдешь -- выпивши. (А он всегда с утра был пьян.)
-- А нельзя ли тверезым?
-- Невозможно,-- говорю,-- не выйдет.
-- Ну ладно. Погоди, я приду тверезый, тогда спиши.
-- Хорошо,-- говорю,-- Ильин. Спишу, приходи.
Больше он не просил себя списать.
* * *
Разные девчонки и подростки держались моды носить белые высокие чулки. Подруги ходили парами. Все парами: подруги, значит. В этом была какая-то особенность. Они были очень серьезные и сразу расхохатывались. Они ходили под руку одна с другой, и все куда-то торопились. Но если кавалер заговаривал, они останавливались.
-- Я вчера вас, барышня, видел на Тверской, вы с кавалером шли,-- говорил молодец.
-- Извиняюсь, ничего подобного,-- отвечала девица.
Видно было, что свобода в кавычках ах как понравилась девицам. Одна горничная, Катя, очень милая и довольно развитая и добрая, забеременела. Оказался любовник женатый, вроде комиссара: отбирал хлеб, который в деревне ее был, где она была временно на побывке.
-- Катя,-- говорили ей ее родные,-- у тебя были хорошие женихи. Что ж ты замуж-то не вышла? А вот этот-то, женатый, тебя бросил беременной.
-- Нешто я знала, что он женатый. Он не говорил. Мне понравилось, что все же он какой ни на есть начальник.
* * *
Были дома с балконами. Ужасно не нравилось проходящим, если кто-нибудь выходил на балкон. Поглядывали, останавливались и ругались. Не нравилось. Но мне один знакомый сказал:
-- Да, балконы не нравятся. Это ничего -- выйти, еще не так сердятся. А вот что совершенно невозможно: выйти на балкон, взять стакан чаю, сесть и начать пить. Этого никто выдержать не может. Летят камни, убьют.
* * *
Алешка Орчека со станции Титлы, где недалеко от станции была моя мастерская, пришел ко мне и рассказывал:
-- Когда я на Лубянке служил, послали нас бандитов ловить на Москву-реку. Они там у реки держались. Мы идем и видим: кто-то трое в водосток лезет, большая труба-то к реке. Мы туда. Да. Они в трубу залезли. Мы их оттуда за ноги. Ну, что смеху-то было.
-- Ну, они, что ж,-- спросил я,-- ругаются?
-- Чего тут. Смеху что...-- и он смеялся.-- Чего ж ругаться. Они мертвые ведь. Мы их в трубе наганами всех кончили.
* * *
Во время так называемой революции собаки бегали по улицам одиноко. Они не подходили к людям, как бы совершенно отчуждавшись от них. Они имели вид потерянных и грустных существ. Они даже не оглядывались на свист: не верили больше людям. А также улетели из Москвы все голуби.
* * *
На одном молодом адвокате из армян, на его шинели, вроде солдатской, были пришиты крючки металлические из толстой проволоки. Он, когда пришел ко мне, то на одном висел мешочек с мукой, на другом -- картошка, на третьем -- мясо лошадиное, ребра, кишки, какая-то требуха. И, взяв у меня картину для обмена на продукт, он ее тоже повесил на крючок и, уходя, прощался. Я спросил его:
-- А чудно вы это придумали, крючки-то.
-- А что? -- спросил он.-- Удобно, всем нравится.
* * *
У меня было кольцо -- фальшивый бриллиант Тэта. Мой слуга, Алексей Кобарев, думал, что оно настоящее, и очень о нем беспокоился. Я понял, что он верит, что оно настоящее, и говорил ему, что оно стоит невероятно дорого. Он давал совет мне кольцо спрятать куда-нибудь подальше.
-- А то,-- говорит,-- чего бы не было. Не убили бы. Я говорю:
-- Верно, надо убрать.
Когда поехал в деревню, я взял кольцо с собой. Думаю, променяю, может быть, дадут фунта два муки.
В вагоне я надел кольцо на палец. В вагоне ехало начальство, много солдат и еще пассажиров битком. Все обратили внимание на кольцо: прямо останавливались и замирали. Алексей Кобарев был в отчаянии и даже отошел от меня подальше. Ко мне подошел какой-то человек в черной кожаной куртке, при нагане. Посмотрел на кольцо, потом на меня, столкнул соседа, который сидел напротив, сел сам. Посмотрев пристально, сказал мне:
-- Скажите, товарищ, рублей пять дали за кольцо?
-- Нет, товарищ,-- ответил я.-- Я за него заплатил три рубля.
-- Снимите, товарищ,-- сказал он мне на ухо.-- А та народ волнуется, думает, настоящее. А я-то ведь вижу.
* * *
Ехал в вагоне сапожник и говорил соседям:
-- Теперь сапожки-то, что стоят. Принеси мне триста тысяч, да в ногах у меня поваляйся -- сошью, а то и нет. Во как нынче.
* * *
Художник Машков на собрании свободных мастерских горел во время русской смуты невероятной энергией. Он кричал:
-- Я рабочий. Я сам себе нужник чистил! И при этом засучивал рукава.
-- Я все могу! Я рабочий! Я и вагон могу раскрасить, и вывеску.
-- А вот трамвай можете пустить, товарищ Машков? -- спросил его один ученик.
Машков молчал.
* * *
Один ученик мой пришел ко мне. Я в это время ел что-то за столом. Я пригласил его. Он, кушая, спросил меня:
-- Что это за портреты у вас на стене висят? Я говорю:
-- Это неважные портреты. Моего деда один, а другой моей бабушки.
-- А вот у вас нет портрета нашего наркомпроса, товарища Луначарского.
-- Нет,-- говорю я,-- нет...
-- А портрета Владимира Ильича, я вижу, тоже нету,-- говорит он.
-- Нет,-- говорю я,-- нету.
-- А жаль,-- сказал он, вздохнув.-- Какие личности... Не мешало бы вам завести. Выходя из-за стола, я говорю ученику:
-- Товарищ ученик, вот мы поели, споемте теперь "Интернационал". Начинайте, товарищ. Он молчал.
-- Что же,-- говорю,-- вы не знаете. Он робко ответил:
-- Знаю немного, да не твердо.
-- Ну, к субботе чтоб знали. Помните это. Прощайте.
* * *
Товарищ комендант дома Ильин, мрачный, пришел ко мне.
-- Что,-- говорит,-- товарищ Коровин, жить нельзя боле. Хочу уходить.
-- Что же такое? -- говорю я.
-- Ну что... воры, жулики все.
-- Да что ж это такое?
-- Тебя еще не обокрали?
-- Не совсем,-- говорю я.-- Украли шубу и пальто.
-- Это хорошо,-- говорит комендант.-- Высоко живешь. А я не знаю, как и быть. Деньги ведь у меня разные, казенные тоже... не держу дома: нельзя... Своруют.
-- Кто же?
-- Все, все... И жена, и дочь, и отец, и все, кто зайдет,-- никому веры нет.
-- Да что ты, Ильин... Это безобразие.
-- Чего тут. Держу деньги, товарищ Коровин, веришь ли, в дровах, в стружках, в помойке или где под камнем, на улице... и то хоронюсь, ночью прячу, чтоб не увидал кто.
-- Но отчего же ты, Ильин, при себе не держишь, за пазухой или в сапогах?
-- Что ты, нешто можно? Эк сказал. А узнают -- непременно убьют. Все жулики. И чего их стреляют -- мертво прямо. А их боле и боле еще. Да и то сказать -- нельзя же весь народ перестрелять.
-- Что же это,-- говорю я,-- как же тут быть?
-- Я думаю так,-- говорит Ильин.-- Лучше бы все, что ни на есть, деньги, разделили бы поровну -- ну и шабаш. Как хочешь потом. Хочешь, пей, хочешь, что хочешь,-- и шабаш.
-- Ну, а потом-то что ж, товарищ Ильин? -- Ну, кто пропьет -- значит, опять воровать начнет.
-- Да, верно. Что тут делать?
И он, качая головой, с грустью ушел от меня.
* * *
Никто ни за что не хотел думать и брать всерьез, что я художник и что пишу картины. А что это так, а делаю я это просто для дурачества. В мастерскую мою в деревне приходили разные люди со станции, она была в трех верстах от меня. И вот приходили и считали меня за что-то другое, не за художника, а за какую-то власть. Приходили с просьбой помочь в деле о незаконном взятии сарая или что у одного выкопали из сада все яблони. И мне это было неприятно и очень надоедало. Я посоветовал им обращаться к гостившему у меня служащему в конторе Государственных театров, Борису Заходеру, неглупый молодой парень. Он сейчас же принимался за дело и всерьез разговаривал.
-- Зачем сарай сносить. Сарай народное здание. Нешто можно трогать сарай? Ему говорили:
-- Да ён на чужой, на нашей земле стоит.
-- Какой вашей земле? Такой нет больше. Земля всеобщая. Нет чужой земли, она всем принадлежит, всему народу, и тебе, и мне, всем нам. Потому земля народная, теперь нет "твоя, моя", а вся наша.
Мужики смотрели, выпучив глаза.
-- Ловко судит,-- говорили мне потом.-- Ничего ему не ответишь. Ну, голова парень. Во, во... А мальчишка, глядеть-то...
* * *
"Повез я картошку, три мешка, в Ярославь продавать. А меня со станции-то в город и не пущают. Отряд, значит, стоит. Говорят мне: "Торговать нельзя боле". Что тут. А мне какой-то человек и говорит: "Скажи,-- говорит,-- им про себя, что я, мол, помещиков грабил и жег. Пустят тогды тебя". Я и подошел к отряду опять и говорю: я так-то и так-то, помещиков грабил, жег. Они глядят на меня, а старшой-то и говорит: "Ладно,-- говорит,-- одень, значит, куда девал ты?" А я не знаю, что сказать. "Ну,-- говорит,-- где у тебя картофель-то?" А я, на мешки показывая, говорю: "Во". А он приказывает, говорит: "Бери". Те картофель тащут у меня. И говорит: "А его надо рестовать. Потому народные деньги,-- говорит,-- он утаил. Его,-- говорит,-- к расстрелу надо поставить". Я бегом. Во бежал. И спрятался в яме. Беда".
* * *
-- А чего ему не жить: дом железом крыт и крашен, одежи много.
-- Но ведь он и грамотный,-- говорю я.
-- Что грамотный... Грамотой-то сыт не будешь. Его за дом-то сажали. Ишь, говорят, дом-то железом крыт. Ну и посадили. В тюрьме-то парашки носил. Выпустили. Все на дом-то глаза пялют: крашеный потому и железом крыт. Все к ему и идут: давай деньги. Не верят, что у него денег-то нет. Ну, двое со станции надысь ему рыло набили больно. Значит, что деньги не дает. Не верят. Дом-то крашен, железом крыт. А у Сергея-то рыбака дом без двора, лачуга, солома. И стекла-то нет в окне -- прямо дыра, тряпкой заткнута. К нему никто и не идет. А деньги-то у его есть. Теперь все рвань одна. Нельзя чистую рубаху одеть. Наденешь -- все глядят: богатей. Опасно. Ей-ей, опасно. Придут свечи ("свечи" назывались отряды красноармейцев с винтовками). Ну и давай яйца, хлеб, масло, кто что. А к Сергею не идут. Чище дом выбирают. Вот надысь к Шаляпину в дачу приходили из Переяславля, пятеро с наганами. Казовые такие. Видно, что начальники.
-- Где,-- говорят,-- у его тут брильянты лежат?
Ну, глядели. Стол у его в комнате заперт, значит. Ну его вертеть. А в столе-то, в ящике, что-то стукает, что-то лежит. Они говорят:
-- Брильянты тут, значит.
Ковыряли гвоздем. Открыли. А там пузырек с лекарствием -- боле ничего.
* * *
Один, встретивший моего приятеля, сказал ему, подняв палец кверху:
-- "Русский бунт, бессмысленный и беспощадный",-- так сказал Пушкин. Мы, наша партия, все сделали, чтоб его не было. Ну что же делать -- стихия оказалась выше нас. Кадетская партия не могла предвидеть этого.
-- Про что же говорил вам Пушкин? Про то именно, что вы не предвидели,-- ответил ему мой знакомый.
* * *
-- Вот какая шутка со мной случилась,-- говорит один знакомый.-- Сейчас что ни прочту -- все в голову другое лезет, тут же.
-- Т.е. как же это?
-- Да так. Вот читаю стихи:
В этот час все движенья ее,
Как невольник, безмолвно следил я.
Развязаться был пояс готов
И не скоро камеей замыкался.
-- Камей... Был камей у меня. Камей в голову лезет. Вот заложить бы, думаю, продать, обменять бы. Сколько соли дадут или муки. Соображаю, возьмут ли еще. Читаю Некрасова:
Все пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь, дорогой,
И застонут...
-- "До рубля",-- думаю. Серебряный рубль, может. Если серебряный, ведь это можно два фунта соли купить. "Побираясь, дорогой..." Иди, побирайся, сейчас-то -- никто ничего не даст.
* * *
Князь Сумбатов, он же артист Малого театра Южин, во время Временного правительства, которое только объявилось, по приезде из Петербурга, прислал утром ко мне какого-то человека с неотложным делом, чтобы я немедленно к нему явился. "Очень нужно",-- говорил приехавший ко мне человек.
Когда я приехал к нему, то он умывался с дороги, и так <как> дело было не требующее промедлений, то князь принял меня, умываясь, у себя. В чрезвычайно серьезном тоне и виде, серьезно мигая, сказал, что вызвал меня, чтоб поручить мне, чтоб я распорядился, все эмблемы, орлы, короны, инициалы, которые находятся в виде украшений в залах и фойе и на занавесях Императорских театров, немедленно убрать, отбить, словом, уничтожить, и как можно скорей, как невероятно раздражающие и его, и общество.
Странно было видеть этого толстого человека, умывающегося впопыхах и притом артиста Южина, который так любил ордена и надевал их с утра, на парадных праздниках, каждый раз при приезде директора, приезжая к нему на доклады. Надевал эти ордена и какой-то большой белый крест болгарского Фердинанда.
-- Это все требуют,-- говорил он.-- Уберите немедленно. Я вас за этим вызывал. Прикажите. Прошу вас убедительно.
-- Да, князь, конечно,-- согласился я.-- Теперь уж республика, не терпит Императорские театры, Императорские университеты, Академии художеств, Технические училища; клиника, артисты, солисты Их Величеств... Странно. А вот скажите, князь, кажется, не было императорского сумасшедшего дома?
Сумбатов удивленно посмотрел на меня.
* * *
Императорский Малый театр торжественно чествовал дни свободы. На сцене Малого театра был устроен фестиваль. На большом пьедестале, одетая боярышней в кокошнике, артистка Яблочкина. Руки ее были подняты к небу, на руках оборванные цепи, под мышкой одной руки привязан сноп ржи и серп, у ног лежал солдат. Это -- освобожденная Россия. А кругом, внизу у пьедестала, артисты и артистки. Артисты во фраках, а артистки декольте, шляпы -- перья паради. Оркестр играл "Марсельезу".
У нас, так сказать, как во Франции. Артисты с серьезными лицами пели:
Вы, граждане, на бой,
Вы, граждане, вперед,
Впи-пи-пи-пи-впиред,
Вы, граждане, на бой.
Ловко выходило, совсем "Марсельеза".
Я посмотрел на толстого князя Сумбатова, на пухлого Головина, на Рыбакова... Какие все толстые. Какие толстяки, а вот на бой идут.