Коропчевский Дмитрий Андреевич
Д. А. Коропчевский. Рассказы про дикого человека

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Д. А. Коропчевскій. Разсказы про дикаго человѣка. Изданіе учебнаго магазина "Начальная школа" Е. Н. Тихомировой. Москва.
   Авторъ поставилъ себѣ цѣлью познакомить читателей съ жизнью дикаго человѣка, ъе. человѣка, находящагося еще на первыхъ ступеняхъ культуры. Въ нашей популярной литературѣ, разсчитанной на читателя съ самымъ элементарнымъ образованіемъ, нѣтъ такой книги, которая давала бы цѣльное представленіе о жизни некультурныхъ народовъ и о томъ, какими путями вводилась у нихъ европейская культура и цивилизація. Поэтому, разсказы г. Коротевскаго о дикомъ человѣкѣ можно привѣтствовать, какъ цѣнный вкладъ въ эту литературу: они даютъ намъ довольно полную картину быта дикихъ народовъ. Авторъ распредѣляетъ дикарей по роду занятій: дикари-охотники, рыболовы, земледѣльцы, пастухи, воины, и каждому роду занятій посвящаетъ отдѣльную главу своей книги. Довольно подробно описаны также различныя мастерства у дикарей, ихъ возникновеніе и постепенное развитіе. Всѣ эти главы рисуютъ намъ картину первобытнаго быта, насколько онъ сохранился въ жизни современнаго дикаря. Очень полное понятіе даетъ авторъ о религіозныхъ воззрѣніяхъ дикарей, нравахъ, обычаяхъ и т. п. Отдѣльная глава посвящена эпосу дикарей. Стремленіе автора пробудить въ читателѣ доброе чувство по отношенію къ дикарю, заставить смотрѣть на него, какъ на такого же человѣка, но лишь находящагося на низшей ступени культуры, сквозитъ въ каждой строкѣ книги и особенно сильно въ послѣдней главѣ, въ которой обсуждается судьба дикарей. Авторъ старается внушить читателю сочувствіе и интересъ къ судьбѣ дикарей, желаніе помочь имъ, просвѣтить ихъ. Европейцамъ, конечно, слѣдовало придти на помощь къ своимъ обездоленнымъ братьямъ, подѣлиться съ ними свѣтомъ и знаніемъ, но, къ сожалѣнію, въ большинствѣ случаевъ Они являлись къ дикарямъ не какъ друзья, а какъ враги, и безжалостно истребляли ихъ, отнимая у нихъ лучшія мѣста и заставляя ихъ часто искать убѣжища въ безплодныхъ, нездоровыхъ мѣстностяхъ, гдѣ дикари быстро вымирали. Разсказывая про то, какъ возникла европейская колонизація и какъ хозяйничаютъ европейцы въ странѣ беззащитныхъ дикарей, авторъ справедливо замѣчаетъ, что европейская цивилизація до сихъ поръ во многихъ случаяхъ ничего не принесла дикарямъ, кромѣ горя, обиды и всяческихъ притѣсненій. Неудивительно, что дикари относятся недружелюбно къ европейской цивилизаціи, считая ее насиліемъ и несправедливостью. Это особенно рѣзко замѣтно въ Америкѣ, гдѣ европейцы совершенно вытѣснили первоначальныхъ ея обитателей, индѣйцевъ. Индѣйцы такъ и остались жить обособленною жизнью и даже не захотѣли принять христіанства, отвѣчая европейскимъ миссіонерамъ: "исправьте прежде своихъ!". Замѣчаніе это совершенно справедливо, такъ какъ многіе пороки были совершенно неизвѣстны индѣйцамъ до прихода европейцевъ и индѣйцы отличались многими прекрасными душевными качествами, которыхъ не было у европейцевъ, захватившихъ ихъ владѣнія. Въ заключеніи авторъ говоритъ, что образованные народы должны помнить, что ихъ предки когда-то были дикими и что имъ пришлось только жить въ такихъ странахъ, гдѣ легче было развиться просвѣщенію. Гуманная идея, которою проникнута книга, возбуждаетъ въ душѣ читателя теплое чувство состраданія къ меньшимъ братьямъ, и именно это свойство книги -- будить лучшія чувства въ душѣ своихъ читателей -- мы и считаемъ однимъ изъ главныхъ ея достоинствъ, помимо заключающихся въ ней полезныхъ свѣдѣній.

"Міръ Божій", No 8, 1894

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru